Скачать презентацию РОГОЖКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ Филологический факультет 2 -ой этаж Скачать презентацию РОГОЖКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ Филологический факультет 2 -ой этаж

История мировой и отечественной культуры.ppt

  • Количество слайдов: 130

РОГОЖКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ Филологический факультет 2 -ой этаж Кафедра украинской филологии и культуры РОГОЖКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ Филологический факультет 2 -ой этаж Кафедра украинской филологии и культуры

История мировой и отечественной культуры Интерактивный курс История мировой и отечественной культуры Интерактивный курс

Тема 1. Культура Донецкого региона. • • ПЛАН 1. Формирование культурного пространства «Дикое поле» Тема 1. Культура Донецкого региона. • • ПЛАН 1. Формирование культурного пространства «Дикое поле» . 2. Запорожская Сечь как культурный ареал. 3. Россия, Малороссия и Новороссия. 4. Донецкий угольный басейн (1720). 5. Одесская и Донецко-Криворожская советские республики. 6. СССР и Донбасс. 7. Донбасс и независимая Украина. 8. Война 2014 года.

Самостоятельная работа • • • Подготовить электронную презентацию: 6. СССР и Донбасс. 7. Донбасс Самостоятельная работа • • • Подготовить электронную презентацию: 6. СССР и Донбасс. 7. Донбасс и независимая Украина. 8. Война 2014 года. Или: Обосновано ли выделение Донецкого региона в самодостаточный культурный ареал? 2. Что такое паланковое устройство земель Войска Запорожского? 3. В чём вы видите культурные особенности «человека Новороссии» ? 4. Какие признаки «индустриальной культуры» в её сопоставлении с духовной культурой вы можете назвать? 5. Каких деятелей культуры Донецкого региона вы можете назвать?

1. Формирование культурного пространства «Дикое поле» . • Дикое Поле (укр. Дике Поле) — 1. Формирование культурного пространства «Дикое поле» . • Дикое Поле (укр. Дике Поле) — устаревшее название неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном на востоке. В границах Дикого Поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская и Херсонская области Украины, Приднестровская Молдавская Республика.

Степи Дикого Поля были пригодны для развития земледелия, скотоводства и промыслов, что способствовало началу Степи Дикого Поля были пригодны для развития земледелия, скотоводства и промыслов, что способствовало началу их освоения ещё во времена Древнерусского государства.

Дикое поле – формирование ареала культуры Ареал – Культурный ареал от лат. cultura - Дикое поле – формирование ареала культуры Ареал – Культурный ареал от лат. cultura - возделывание, воспитание, и area - площадь, пространство • Набеги степных кочевников, (хазары, печенеги, половцы, татары). Для защиты от них из Киева и других русских городов направлялись княжеские дружины и создавались сторожевые посты, из них вырастали поселения и города. • Продолжилось заселение Дикого Поля в XIV-XV веках, когда часть территории нынешней Украины вошла в состав Великого княжества литовского, позднее объединившегося с Польским Королевством в Речь Посполитую (1569). • Земли Дикого Поля осваивались и заселялись переселенцами крестьянами и холопами с территории Северо-Восточной Руси и Речи Посполитой. Часть Дикого Поля была под контролем казаков. В XVI-XVII веках Московское правительство создавало системы оборонительных сооружений, включающие крепости, засеки, земляные валы и рвы, организовывало станичную и сторожевую службу. На оборонительных линиях селились служилые люди.

Великое княжество Литовское восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на Великое княжество Литовское восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современной Беларуси и Литвы, частично Украины, России, Латвии, Польши, Эстонии и Молдавии. • С 1385 года находилось в личной унии с Королевством Польским, а с 1569 года - в сеймовой Люблинской унии в составе конфедеративного государства Речи Посполитой. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Великого княжества Московского в борьбе за господство в Восточной Европе. Было ликвидировано Конституцией 3 мая 1791 года. Окончательно прекратило своё существование после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. К 1815 году вся территория бывшего княжества вошла в состав Российской империи.

Королевство Польское западнославянское государство в северо-восточной части Центральной Европы, образовавшееся в 1025 году, когда Королевство Польское западнославянское государство в северо-восточной части Центральной Европы, образовавшееся в 1025 году, когда первым из великопольских князей был коронован Болеслав I Храбрый. В 1569 году Королевство Польское было объединено с Великим княжеством Литовским в федеративное государство Речь Посполитую, в составе которого просуществовало до третьего раздела Речи Посполитой (1795) • В 1349 году к Польше была присоединена Галиция. • В битве с татарами на Ворскле (1399) Польша оказала помощь Литве по захвату Смоленска (1405) • В 1569 году Польша вступила в ливонскую войну на стороне Литвы. Была оформлена Люблинская уния, объединившая два государства в конфедерацию, при этом южнорусские земли Литвы перешли к польской короне.

Речь Посполи тая - федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Речь Посполи тая - федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. • Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией[

Народы Дикого поля • Если бросить взгляд на карту современной Украины, то мы увидим Народы Дикого поля • Если бросить взгляд на карту современной Украины, то мы увидим много непонятных названий. С севера на юг текут реки с невразумительными для славянского уха названиями – Дунай, Днестр, Дон и Донец. Только на севере этой карты имеем понятные имена рек – Припять, Стоход, Горынь и др. Вероятно, на юге и западе Украины когда –то до нас жили неславянские народы. Это были скифы, сарматы, половцы и др. Из римских хроник рубежа новой эры мы знаем, что в Карпатах жило дакийское племя карпов. Их ближайшими родственниками можно считать современных албанцев, т. к. на их языке «Карпаты» это просто «горы» . Если судить по языку–сарматы были иранцами. «Дон» в переводе с иранского означал «вода» . Отсюда могли возникнуть названия украинских рек–Дон, Донец и Дунай.

Народы Дикого поля • Киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары • Народы Дикого поля • Киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары • В XIV – XV вв. «уходники» - промысловики из пограничных земель – «украин» Речи Посполитой и Московского царства. • Изгои из Крымского ханства, Речи Посполитой и Московского царства. • Результат – стирание бытовых и языковых различий, унификация бытовой и религиозной культуры.

Киммерийцы IX-перв. пол VII в. до н. э. • (лат. Cimmerii, др. -греч. Κιμμέριοι) Киммерийцы IX-перв. пол VII в. до н. э. • (лат. Cimmerii, др. -греч. Κιμμέριοι) – ветвь древнеиранского кочевого народа, проникли в Закавказье из степной зоны около 714 г. до н. э. • Воевали в Малой Азии с Урарту, Ассирией, Лидией, к сер. VII в. до н. э. осели в междуречьи Днестра и Дона, на Крымском и Таманском полуострове. • Первый народ, выплавлявший железо из болотной руды. • В конце VII в. до н. э. частично ассимилированы, частично вытеснены скифами в Малую Азию.

Киммерийская культура • • Пребывание киммерийцев на территории юго-восточного Крыма и Керченского полуострова оставило Киммерийская культура • • Пребывание киммерийцев на территории юго-восточного Крыма и Керченского полуострова оставило след в топонимике географических названий: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерийский вал. Памятники материальной культуры неизвестны. Но известна Киммерийская школа живописи (Иван Айвазовский, Константин Богаевский и Максимилиан Кириенко. Волошин), т. е. региональная школа художников пейзажной живописи, сложившаяся в конце XIX — начале XX века в Феодосии и Коктебеле. • Многочисленные романтические «бури» Ивана Айвазовского, фантастические города Константина Богаевского, волошинская акварельная Киммерия создавались игрою воображения, полетом фантазии, были плодом импровизации не в меньшей мере, чем зоркости реалистического зрения и отличной художественной памяти. Второй чертой, объединяющей эти творческие личности, можно назвать пылкую, не знающую меры пристрастность к легендарной земле Киммерии, какою видели они землю реального восточного Крыма, к ее морю, ибо море Айвазовского — это все-таки по преимуществу Черное море, море Киммерии, хотя он писал чуть ли не все моря и океаны, к причудливой романтике киммерийских скал, пологих холмов, безлюдных долин и побережий. В их пейзажах почти не изображается человек, только стихия первозданной природы, да кое-где каменное жильё или крепость, или корабль — дело рук человеческих, еще слишком слабых перед могуществом мироздания.

Иван Айвазовский (Айвазян) Девятый вал Иван Айвазовский (Айвазян) Девятый вал

Иван Айвазовский (Айвазян)Чёрное море Иван Айвазовский (Айвазян)Чёрное море

Константин Богаевский Старый Крым Константин Богаевский Старый Крым

Константин Богаевский Киммерийские сумерки Константин Богаевский Киммерийские сумерки

Максимилиан Волошин. Акварели Максимилиан Волошин. Акварели

Максимилиан Волошин. Акварели Максимилиан Волошин. Акварели

Максимилиан Волошин. Акварели Максимилиан Волошин. Акварели

Скифы VII-III ст. до н. э. • Экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к народам, обитавшим Скифы VII-III ст. до н. э. • Экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к народам, обитавшим в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну, где обитали скифы, — Скифией[1] (др. -греч. Σκυθική, греч. Σκυθία, лат. Scythia).

Скифская культура • Ранняя информация о скифах известна из сочинений античных авторов (Геродота и Скифская культура • Ранняя информация о скифах известна из сочинений античных авторов (Геродота и др. ) и археологических раскопок, проводимых на территориях от низовий Дуная до Тувы. • Скифо-сарматские языки входили в восточноиранскую подгруппу иранских языков. • Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов (, этноним «скифы» используется в византийских хрониках для наименования различных народов, населявших территорию Великой Скифии, Малой Скифии и Европейской Сарматии. Так, источники III—IV в. в. «скифами» называют и готов-германцев. А в более поздние времена византийские хроники к скифам причисляют и восточных славян, хазар, печенегов, аланов.

Великое переселение народов IV-VII вв. • Движение германцев, славян, гуннов и др. на территории Великое переселение народов IV-VII вв. • Движение германцев, славян, гуннов и др. на территории бывш. Римской империи в IV-VII вв. • Сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили предпосылки для образования и развития на европейском континенте новых государств в период средневековья. В переселении активно участвовали славяне, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена. • После Великого переселения пала Западная Римская империя и образовались «варварские королевства» — варвары «окультурились» , некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств. Переселение внесло свою лепту в формирование единой латинской языковой системы Европы (так называемой «вульгарной латыни» ), на основе которой образовались многие языки Западной Европы. Переселение нанесло существенный урон зарождавшейся культуре северных племён и кочевых народов. Так, были уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники, обелиски, курганы и пр.

Скифская культура • Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской Скифская культура • Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. При этом есть два основных подхода к толкованию её возникновения: • согласно одному, основанному на так называемом «Третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока; • другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры

Скифская культура - ареал • Многочисленные скифские изделия были найдены на территории Украины, южной Скифская культура - ареал • Многочисленные скифские изделия были найдены на территории Украины, южной России и Казахстана. • Названия множества рек и областей Восточной Европы имеют скифо-сарматское происхождение. • В последнее время усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времён палеолита. В частности, варианты обрядов захоронений. • Сохранились памятники материальной культуры - так называемый скифский звериный стиль

Скифский звериный стиль • Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, Скифский звериный стиль • Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны. • Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д. ) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Скифский звериный стиль – золотой олень Скифский звериный стиль – золотой олень

Скифский звериный стиль – мужская нагрудная пектораль Скифский звериный стиль – мужская нагрудная пектораль

Скифы в бою. Золотой гребень из кургана Солоха Скифы в бою. Золотой гребень из кургана Солоха

Скифы, катакомбная культура захоронения Скифы, катакомбная культура захоронения

Скифская мифология • Среди источников по скифской мифологии надо отметить IV книгу «Истории» Геродота, Скифская мифология • Среди источников по скифской мифологии надо отметить IV книгу «Истории» Геродота, сообщения Диодора Сицилийского, поэму «Аргонавтика» Валерия Флакка. • «Из божеств чтут скифы только следующих: Гестию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причем Землю представляют себе супругой Зевса), далее — Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Ареса. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. По-скифски Гестия называется Табити (Ταβιτί), Зевс — Папаем (Παπατος), последнее, по моему мнению, совершенно правильно; Земля называется Апи (΄Απί), Аполлон — Гойтосиром (Γοιτόσυρος, вариант Οιτόσυρος). Афродита Урания — Артимпасой (΄Αρτίμπασα), Посейдон — Фагимасадой (Θαγιμασάδας). Геродот. «История» . IV, 59.

Скифская мифология - семибожие 1. Табити — богиня домашнего очага, возможно — огня во Скифская мифология - семибожие 1. Табити — богиня домашнего очага, возможно — огня во всех его проявлениях. Была связана с сакральным институтом царской власти. 2. Папай — бог-отец, связан с небом. 3. Апи — богиня-мать, связана с землёй и водой. 4. Гойтосир — бог с неясными функциями. 5. Артимпаса — богиня с неясными функциями. Вероятно, богиня плодородия и покровительница брачащихся. Сравнивается с чтимой иранской богиней Арти. • Иранские имена двух богов Геродот не называет: 6. Геракл — вероятно, имеется в виду Таргитай, прародитель скифов, культурный герой. 7. Арес — бог войны, культ которого был распространён у скифов и сарматов. Почитался в виде меча.

Скифская мифология – герои • Таргитай — в скифской мифологии первочеловек, прародитель скифов, сын Скифская мифология – герои • Таргитай — в скифской мифологии первочеловек, прародитель скифов, сын Зевса и дочери реки Борисфен. Персонаж, аналогичный Таргитаю, у греков именуется Гераклом. Божество, под этим же греческим именем фигурирующее в описании скифского семибожного пантеона у Геродота. • Вместе с тем, в древнегреч. Мифологии Геракл после совершения ряда подвигов попадает в Скифию. Утомленный герой засыпает, а проснувшись, обнаруживает пропажу своих лошадей. Поиски приводят его в пещеру, где обитает фантастическая полудева-полузмея, которая соглашается вернуть Гераклу лошадей, если он вступит с ней в любовную связь. От этого союза Геракла и женщинызмеи рождаются три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. По достижении зрелости только младший из трех братьев (Скиф) смог выдержать испытание – натянуть отцовский лук и опоясаться отцовским поясом с прикрепленной к нему чашей. Поэтому младший брат остается в стране, а старшие изгоняются на чужбину.

Скифы – воинская культура • Основная сила - конница, численно преобладавшая над пехотой. Скифы Скифы – воинская культура • Основная сила - конница, численно преобладавшая над пехотой. Скифы первыми в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике применяли способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной» . Они изматывали противника «партизанскими методами» (война с Дарием), что приводило к его деморализации (разгром Зопириона, битва при Фате). • Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее - тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.

Сарматы (VI—IV вв. до н. э. ) • (др. -греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — Сарматы (VI—IV вв. до н. э. ) • (др. -греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — кочевые скотоводческие ираноязычные племена конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э. ), населявшие степные районы от Заволжского Подуралья до водораздела Тисы и Дуная (языги-метанасты). • Под именем «савроматы» впервые упоминаются Геродотом: «если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов» . Со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н. э. ) этнонимы „савроматы“ и „сарматы“ употреблялись как синонимы» . Начиная со II века до н. э. сарматы фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э. , где они «изрубили две когорты» ; сосланный в город Томы в 8 году н. э. поэт Овидий со страхом описывает в своих «Скорбных элегиях» сарматов под городом: «враг, сильный конём и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю» ; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках в Армении и Каппадокии: «суровые и вечно воинственные аланы» . После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии.

Сарматская культура • Считается, что часть сарматов (преимущественно донские аланы) была ассимилирована восточными славянами Сарматская культура • Считается, что часть сарматов (преимущественно донские аланы) была ассимилирована восточными славянами (антами) и вошла в состав казачества и, через него, в состав русской и украинской наций. • От них сохранились остатки живого языка, в названиях больших рек переданные нашим предкам славянам: Днестр, раньше Дънестр - сарматское Danastr или Danaistr; Днепр - Дънепр - Danaper; Дон (вода/река) от сарматского «dānu» , осетинского дон (вода/река). • Некоторые историки предполагали, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян, Предположительно, сарматы были зороастрийцами (вера иранских племен), и их поклонение огню - солнцу передалось восточно-славянским народам (перунизм).

Сарматская культура • Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, Сарматская культура • Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5 -7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей. • Сарматы считались прекрасными воинами, именно они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.

Сарматы – воинская культура Сарматы – воинская культура

Сарматы – воинская культура – волчий стиль Сарматы – воинская культура – волчий стиль

Сарматизм • С середины XVI века польские гуманисты начинают высказывать мысль о том, что Сарматизм • С середины XVI века польские гуманисты начинают высказывать мысль о том, что польская шляхта происходит от сарматов. В XVII веке этот тезис стал основой идеологии польской знати - сарматизма, своего рода социальный расизм: аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье — славян и литовцев. В искусствоведении есть специальный термин «сарматский портрет» : на протяжении XVIII веков польские аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами» .

Восточные славяне VI – XI вв. • Культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Восточные славяне VI – XI вв. • Культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Восточнославянские племена, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую народность, составили основное население средневекового Древнерусского государства. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности): русский, украинский, белорусский и русинский народы. • Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века, не сохранилось. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, предшествующий ПВЛ (т. н. «Начальный свод» ), частично сохранился в составе Новгородской I летописи. Но из-за того, что в центре внимания летописцев находилась прежде всего история Древнерусского государства (династии Рюриковичей), основные сведения по славянам касаются полян и новгородских словен, тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны. • Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной[

Восточные славяне VI – XI вв. • Вопрос прародины славян остаётся дискуссионным. Есть В Восточные славяне VI – XI вв. • Вопрос прародины славян остаётся дискуссионным. Есть В первом тысячелетии славяне вступали в контакт с другими этническими группами, перемещавшимися по Восточноевропейской равнине в период великого переселения народов. Между I и IX веками степи Северного Причерноморья ( «Дикое поле» ) в западном направлении пересекали сарматы, готы, кочевые гунны, аланы, авары, булгары и мадьяры. Несмотря на то, что некоторые из них могли покорить местных славян, эти народы оставили мало следов на славянских землях. В Раннее Средневековье славянские земледельцы, пчеловоды, охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по Восточноевропейской равнине и к VIII веку стали доминировать в данном регионе. В VIII и IX вв. южное ответвление восточных славянских племен платили дань хазарам, позже перешли под влияние варягов

Основная волна славянской колонизации c начала IX века Основная волна славянской колонизации c начала IX века

Но есть и другие гипотезы славянской колонизации • Первым этапом стало прониковение в Северо. Но есть и другие гипотезы славянской колонизации • Первым этапом стало прониковение в Северо. Восточную Русь в IX—X веках славянских поселенцев, при котором представители отдельных племён начали осваивать те или иные территории. Главными путями миграции в условиях отсутствия дорог служили реки. Отсюда теории: • Дунайская • Висло-Одерская • Висло-Днепровская • Днепро-Одерская

Гипотезы славянской колонизации • Ранняя племенная миграция По Волге на север и восток Волго-Окского Гипотезы славянской колонизации • Ранняя племенная миграция По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникать кривичи, составившие этническую основу Суздальского ополья. В более северные земли, в том числе в регион Белого озера, стали проникать ильменские словене, позже составившие этническую основу поморов. В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян. Вятичи продвинулись вниз по Оке в район Рязани, вышли на реку Проню, а также расселились вверх по Москве-реке. Граница ареала расселения вятичей и кривичей, судя по характерным для каждого из племён височным кольцам, прошла по водоразделу Москвы-реки и Клязьмы. Таким образом, территория Москвы находилась в пределах вятичского расселения, о чём также свидетельствуют находки вятичских артефактов на Боровицком холме. В колонизации Суздальского ополья вятичи, однако, почти не участвовали, освоив лишь часть течения Оки. На нижнюю Оку, в район Мурома, славянское население проникло не с запада по Оке, а с севера по Нерли и Клязьме, будучи таким образом преимущественно кривичским.

Общепринято: • Венеды – византийцы так называли славян из бассейна Вислы • Анты – Общепринято: • Венеды – византийцы так называли славян из бассейна Вислы • Анты – поднепровские племена VI века • Склавины – подунайские племена • Славяне (сколоты) – этноним византийцев относительно потомков скифов • В V – VII ст. анты дошли до Эльбы и Балкан, а склавины осели в Побужье, Поднепровье и на Днестре. • Так сформировались племена бужан, дулебов, древлян, полян, уличей, волынян, тиверцев, кривичей, сиверян, словен.

Восточные славяне • В VI – VIII ст. формируются: • Куявия - полянский племенной Восточные славяне • В VI – VIII ст. формируются: • Куявия - полянский племенной союз с центром в Киеве (поляне, древляне, сиверяне); • Славия, Новгородская земля – приильменский племенной союз. •

Культура восточных славян • Пантеон: • Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, Культура восточных славян • Пантеон: • Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также Громовержец. Сменился Ильёйпророком. • Хорс — олицетворённое солнце. • Даждьбог — солнечное божество, замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца. • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром). • Симаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами. • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачестваю

Славянский пантеон • Волос или Велес — часто отождествляются, однако по источникам у них Славянский пантеон • Волос или Велес — часто отождествляются, однако по источникам у них разные функции: • Волос — «скотий бог» , покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским. • Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии • Род и рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано» • Сварог — возможно, бог-кузнец • Сварожич — олицетворённый огонь

Ритуально-календарные персонажи • Масленица - праздничный символ – сжигаемое чучело масленицы, праздник маркирует в Ритуально-календарные персонажи • Масленица - праздничный символ – сжигаемое чучело масленицы, праздник маркирует в народном календаре границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог католического Карнавала. • Ярило - персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре. Воплощал этот образ человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь.

Ритуально-календарные персонажи • Кострома - сезонный весенне-летний ритуальный персонаж. В русских обрядах «проводов Весны» Ритуально-календарные персонажи • Кострома - сезонный весенне-летний ритуальный персонаж. В русских обрядах «проводов Весны» Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Существовал также ритуал «похорон Костромы» : соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением песен (ср. проводы Масленицы). • Кострубонька - ритуальный персонаж в восточнославянской мифологии, олицетворение плодородия. В украинских весенних ритуалах Кострубонька изображало чучело мужчины (с подчёркнутыми атрибутами пола) или женщины (соответствие Костроме). Ритуальные похороны Кострубонька знаменовали переход к весеннему циклу. Название «Кострубонька» родственно украинскому коструб «неряха» . • Коляда - славяно-русский мифологический персонаж, олицетворение новогоднего цикла. В образе ряженого (козёл и др. ) — участник народных рождественских обрядов с играми и песнями (колядование, колядки). В большинстве колядок Коляда осмысляется как существо женского рода.

Духи и др. • • • • • Заложные покойники — люди, умершие не Духи и др. • • • • • Заложные покойники — люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д. ) Русалка — душа «заложного» покойника Мавка — злой дух, русалка Упырь — «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь Святочная нечисть — различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирами Бес — злой, враждебный людям дух Волколак — колдун-оборотень, способный принимать облик волка Берегиня — женский дух, покровитель растительности, обитающий у водоемов Лихорадка — женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни Огненный змей — демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям Кикимора — отрицательный женский персонаж, тип домового Полудницы — женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени Домовой — дух-покровитель дома Банник — дух-хозяин бани Дворовой — дух-хозяин двора Овинник — дух-хозяин овина Водяной — дух-хозяин рек и водоёмов Леший — дух-хозяин леса

Капище • Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и Капище • Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения. • Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.

2. Запорожская Сечь как культурный ареал. Начало • Запоро жская Сечь (укр. Запорiзька Січ) 2. Запорожская Сечь как культурный ареал. Начало • Запоро жская Сечь (укр. Запорiзька Січ) — название целого ряда последовательно сменявших друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв. , называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.

Паланковое устройство Коша Запорожского Паланковое устройство Коша Запорожского

Культура Коша запорожского • • По версии Д. И. Яворницкого, приём в Запорожскую Сечь Культура Коша запорожского • • По версии Д. И. Яворницкого, приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий: он должен был быть вольным и неженатым (определение «вольный» подразумевало, что прибывший мог быть смердом, дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком, но не холопом или закупом); должен был хорошо говорить на украинском языке; если прибывший был иноязычен, он должен был разговаривать «казацким языком» (в XVII веке язык надднепрянских украинцев называли руським или казацким); должен был исповедовать православную веру, знать символы веры и молитвы (если пришедший был католиком или протестантом, то должен был принять православие, если иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру); должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь — изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству» ), и только после этого записываться в «испытанные товарищи» , что могло произойти не раньше, чем через семь лет. Женатые казаки жили на территории владений Запорожской Сечи и считались в её «подданстве» . Вновь принятым казакам давались новые фамилии-прозвища на казацкий манер (укр. : Не-ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-воду и т. п. ) Сечь состояла в основном из «малороссийских черкас» (впоследствии их стали называть малороссийскими казаками). Но кроме этого, туда приходили поляки, литвины, татары, турки, армяне и люди прочих национальностей.

Проводы на Сечь. Художник Афанасий Сластион Проводы на Сечь. Художник Афанасий Сластион

Сечевое право • Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу Сечевое право • Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание — смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи был быстрым и доступным. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались: убийство казаком казака, побои казака в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и «содомский грех» , опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж (православного) населения. Наказаниями было: приковывание цепями к деревянному столбу на площади или к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями. • За убийство казака применялась страшная смертная казнь. Убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали. Наиболее распространенной казнью у казаков было забивание у позорного столба камнями. Это применялось к ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам.

Вера и церковь • Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной Вера и церковь • Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков. • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы • Самарский Пустынно-Николаевский монастырь • Троицкий собор

Церковь Покрова Богородицы на Сечи Церковь Покрова Богородицы на Сечи

Самарский Пустынно-Николаевский монастырь Самарский Пустынно-Николаевский монастырь

 Свято-Тро ицкий собор (украинское барокко) Свято-Тро ицкий собор (украинское барокко)

Казацкие думы • Ду ма — лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков Казацкие думы • Ду ма — лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI—XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирики и в Центральной и Левобережной Украине • турецкая неволя ( «Невольники» , «Плач невольника» , «Маруся Богуславка» , «Иван Богуславець» , «Сокол» , «Бегство трех братьев из Азова» ) • Темы: рыцарская смерть козака ( «Иван Коновченко» , «Хведир Безродный» , «Самарские братья» , «Смерть казака на Кодымский долине» , «Вдова Сера Ивана» ) • освобождения из неволи и счастливое возвращение к родному краю ( «Самойло Кошка» , «Алексей Попович» , «Атаман Матяш старый» , «Разговор Днепра с Дунаем» ) • казацкое рыцарство, семейная жизнь и осуждение «богачейсребреников» ( «Козак Голота» , «Казацкая жизнь» , «Ганжа Андыбере» ) • освободительная война Хмельницкого ( «Хмельницкий и Барабаш» , «Корсунська битва» , «Поход на Молдавию» , «Восстание после Белоцерковского мира» , «Смерть Богдана и выбор Юрия Хмельницкого» ) • семейная жизнь ( «Вдова и три сына» , «Сестра и брат» , «Прощание казака с семьей» ).

Портрет XVII века • Портрет лубенского полковника Г. М. Гамалеи • XVII, 113. 5× Портрет XVII века • Портрет лубенского полковника Г. М. Гамалеи • XVII, 113. 5× 85 см • Национальный художественный музей Украины

Портрет XVII века • Неизвестный художник Гетман Богдан Хмельницкий прижизненный портрет Портрет XVII века • Неизвестный художник Гетман Богдан Хмельницкий прижизненный портрет

Портрет XVII века • Неизвестный художник Князь Дмитрий Байла – Вишневецкий. Портрет XVII века • Неизвестный художник Князь Дмитрий Байла – Вишневецкий.

Портрет XVII века • Неизвестный художник • Тарас Федорович – Трясило. • Кошевой отаман Портрет XVII века • Неизвестный художник • Тарас Федорович – Трясило. • Кошевой отаман Войска Запорожского нереестрового (1629)

Портрет XVII века • Неизвестный художник • Гетман Иван Брюховецкий Портрет XVII века • Неизвестный художник • Гетман Иван Брюховецкий

Псевдопортрет запорожцев • И. Е. Репин. • Кошевой атаман Иван Сирко Псевдопортрет запорожцев • И. Е. Репин. • Кошевой атаман Иван Сирко

Казак Мамай Казак Мамай

3. Россия, Малороссия и Новороссия. • Росси я (от греч. Ρωσία — Русь; официально 3. Россия, Малороссия и Новороссия. • Росси я (от греч. Ρωσία — Русь; официально Росси йская Федера ция или Росси я, на практике используется также сокращение РФ) — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население — 146 100 000 чел. (2014), территория — 17 125 187 км². Занимает первое место в мире по территории и девятое место по численности населения. • Официальный статус слово «Россия» приобрело после венчания Ивана IV на царство в 1547 году, когда государство стало называться Российским царством. В Западной Европе по отношению к России в XVI—XVII веках параллельно с латинизированным греческим Russia применялся польско-литовский термин «Московия» .

Россия, Малороссия и Новороссия • Ма лая Русь (калька со ср. -греч. Μικρὰ Ῥωσσία), Россия, Малороссия и Новороссия • Ма лая Русь (калька со ср. -греч. Μικρὰ Ῥωσσία), Ма лая Росси я — церковно-административное определение византийского происхождения появившееся в начале XIV ст. для обозначения Галицко-Волынского княжества. • Позже, производное от этого определения - Малоро ссия, и реже Малору ссия в разное время употреблялось для обозначения разных регионов: • в XIV—XV веках — земель Галицко-Волынского княжества • с XVI века — всех восточнославянских (русских) земель в составе Речи Посполитой (позже из них выделили Белую Русь). • В России с XVII до начала XX века применялось как название: • исторического региона Российской империи • Малороссийской губернии — название двух административно-территориальных единиц Российской империи, существовавших в разное время в XVIII веке.

Малороссия • После ликвидации гетманщины в 1764 году из части Левобережной Украины была создана Малороссия • После ликвидации гетманщины в 1764 году из части Левобережной Украины была создана Малороссийская губерния[16] с административным центром в городе Глухове. В 1775 году Малороссийская и Киевская губернии были объединены, губернский центр перенесён в Киев. В 1781 году Малороссийская губерния была разделена на три наместничества (губернии) — Черниговское, Новгород-Северское и Киевское. В 1796 году Малороссийская губерния была воссоздана, губернским центром был назначен Чернигов, после чего её в 1802 году разделили снова на две губернии: Полтавскую и Черниговскую. Названия Малороссия, малороссийский, малороссияне употреблялись относительно всего юго-западного края на протяжении XIX и начала XX века. • Название Малороссия до 1917 года полуофициально использовалось для собирательного обозначения Волынской, Киевской, Подольской, Полтавской и Черниговской губерний

Малороссия и Новороссия Малороссия и Новороссия

Новороссия • Новоро ссия (Новороссийский край, Но вая Росси я, Но вая Русь) — Новороссия • Новоро ссия (Новороссийский край, Но вая Росси я, Но вая Русь) — синоним Новороссийской губернии и Новороссийского генерал-губернаторства, в широком смысле — исторические территории Северного Причерноморья и Запорожья, присоединённые к Российской империи в результате русско-турецких войн и ликвидации Запорожской Сечи во второй половине XVIII века. Включали в себя Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Бессарабскую губернии, а также Кубанскую область. Термин употреблялся по начало XX века, однако после революции практически оказался под запретом, в то время как значительная часть земель Новороссии была включена большевиками в состав Украинской ССР.

XVIII – XIX вв. XVIII – XIX вв.

Новороссия • В советский период термин «Новороссия» совершенно не употреблялся в советской массовой литературе Новороссия • В советский период термин «Новороссия» совершенно не употреблялся в советской массовой литературе и крайне редко употреблялся в научной литературе. С середины XX века в качестве замены использовался новый термин «Северное Причерноморье» [8]. Во второй половине XX века территория Новороссии в пределах Украинской ССР стала обозначаться устойчивым понятием «Южная Украина» . • Независимая Украина продолжила в отношении топонима «Новороссия» советскую политику — термин по-прежнему не приветствуется в официальных СМИ и в научной литературе. В исторической литературе понятие «Новороссия» употребляется крайне редко. Гораздо чаще используются термины «Южная Украина» и «Юго. Восточная Украина» , в России чаще используется термин «Северное Причерноморье» . • Начиная с марта-апреля 2014 г. термин «Новороссия» активно используется сторонниками федерализации Украины и выхода из её состава восточных областей.

Новороссия 2014 Новороссия 2014

Новороссия 2014 Новороссия 2014

Новороссия 2014 Новороссия 2014

4. Донецкий угольный басейн (1720). • Доне цкий каменноу гольный бассе йн (Донба сс, 4. Донецкий угольный басейн (1720). • Доне цкий каменноу гольный бассе йн (Донба сс, ранее в отношении Донбасса применялся также термин Каменноугольный район[1][2]) образовался на заливах и лиманах Тетиса. Это море занимало всю восточную половину Европейской России и западную Азиатской, разделяясь между ними сплошным массивом Уральского хребта и врезаясь на запад узким, сильно вытянутым Донецким заливом в материк. • Как памятники давно исчезнувшего моря, до нашей эпохи сохранились сравнительно небольшие резервуары, наполненные морской водой, моря Каспийское и Аральское. • Донецкий угольный бассейн был открыт в 1720 -е годы в районе нынешнего г. Лисичанска Луганской обл. Промышленное освоение началось с конца XIX века. Площадь около 60 тысяч км². Суммарные запасы до глубины 1800 м — 140, 8 миллиардов тонн. В угленосной толще каменноугольного возраста до 300 пластов; средняя мощность рабочих пластов 0, 6 -1, 2 м. Угли каменные марок Д — Т (78 %), антрациты (22 %). Теплота сгорания 21, 2 -26, 1 МДж/кг. Основные центры добычи — Донецк (до 1917 г — пос. Юзовка), Красноармейск, Макеевка, Лисичанск, Горловка, Свердловск, Ровеньки, Антрацит, Торез, Красный Луч и другие.

Донецкий угольный басейн - население • К началу ХХ века численность и национальный состав Донецкий угольный басейн - население • К началу ХХ века численность и национальный состав населения Донбасса по данным Всероссийской переписи 1897 г. были следующими: • Малороссы 710 613 — 62, 5 %, • Великороссы 275 274 — 24, 2 %, • Белорусы 11 061 — 1 %, • Греки 48 452 — 4, 2 %, • Немцы 33 774 — 3, 0 %, • Евреи 22 416 — 2, 0 %, • Татары 15 992 — 1, 4 %, • Всего 1 136 361

Донецкий угольный басейн - население Донецкий угольный басейн - население

Население Донецкой обл. • 3 города Донецкой области с преобладанием этнического русского населения, по Население Донецкой обл. • 3 города Донецкой области с преобладанием этнического русского населения, по состоянию на 2002 год: • Донецк (48, 2 % русских и 46, 7 % украинцев), • Енакиево (51, 4 % русских и 45, 3 % украинцев), • Макеевка (50, 8 % русских и 45, 0 % украинцев) • Города Донецкой области с наибольшим удельным весом украинцев: • Красный Лиман (84, 4 %), • Красноармейск (75, 0 %), • Славянск (73, 1 %), • Доброполье (71, 3 %), • Краматорск (70, 2 %), • Артёмовск (69, 4 %)

Население • Районы Донецкой области с наибольшим удельным весом украинцев: • Александровский район (91, Население • Районы Донецкой области с наибольшим удельным весом украинцев: • Александровский район (91, 9 %), • Добропольский район (89, 4 %), • Славянский район (87, 1 %), • Красноармейский район (86, 8 %), • Краснолиманский район (83, 3 %)

Население • Украинцы и русские — 2 крупнейших этноса городов и районов Донецкой области. Население • Украинцы и русские — 2 крупнейших этноса городов и районов Донецкой области. 3 -е место в этнической структуре населения городов обычно занимают белорусы, кроме следующих населённых пунктов и районов: • татары (Димитров, Макеевка), • греки (Докучаевск, Мариуполь, районы: Волновахский, Володарский, Марьинский, Новоазовский, Першотравневый, Старобешевский, Тельмановский), • армяне (Дружковка, Константиновка), • турки (Славянск и Славянский район). • В Великоновосёловском районе на второе место по численности, обогнав русских, вышли греки.

Языки области (2001, %) • • Языки области (2001, %) русский язык — 74, Языки области (2001, %) • • Языки области (2001, %) русский язык — 74, 9 украинский язык — 24, 1 армянский язык — 0, 13 • Городское население (2006 год) — 90, 3 %.

Население на 1 января каждого года: • 1863 — 200 тыс. человек • 1939 Население на 1 января каждого года: • 1863 — 200 тыс. человек • 1939 — 3 103, 2 тыс. человек (перепись) • 1947 — 1 947, 326 тыс. человек (кол-во хлебных карточек)[3] • 1956 — 3 931 тыс. (1 апреля)[4] • 1976 — 5 141 тыс. человек • 1993 — 5 365, 8 тыс. человек • 2000 — 4 953, 4 тыс. человек • 2001 (5 декабря) — 4 841, 1 тыс. человек (перепись) • 2009 — 4 500 477 человек • 2013 (1 августа) — 4 358, 1 тыс. человек • 2013 (1 октября) — 4 352, 7 тыс. человек

Крупнейшие города области (городское население горсовета, на 1 сентября 2013 года) • • • Крупнейшие города области (городское население горсовета, на 1 сентября 2013 года) • • • • • • Донецк — 961 824 (с городом Моспино, пгт Ларино, пгт Горбачёво-Михайловка) Мариуполь — 480 774 (с пгт Сартана, Старый Крым, Талаковка) Макеевка — 389 691 (с пгт Великое Орехово, Вугляр, Высокое, Гусельское, Грузско-Зорянское, Грузско -Ломовка, Землянки, Колосниково, Красный Октябрь, Криничная, Лесное, Маяк, Межевое, Нижняя Крынка, Пролетарское, Свердлово, Ясиновка) Горловка — 273 642 (с пгт Гольмовский, Зайцево, Пантелеймоновка) Краматорск — 196 107 (с пгт Александровка, Беленькое, Камышеваха, Красноторка, Малотарановка, Софиевка, Шабельковка, Ясная Поляна, Ясногорка) Славянск — 137 152 (с городами Николаевка и Святогорск) Енакиево — 125 568 Артёмовск — 103 786 (с городами Соледар, Часов Яр и пгт Красная Гора) Торез — 80 698 (с пгт Пелагеевка, Рассыпное) Красноармейск — 77 380 (с городом Родинское, пгт Шевченко) Константиновка — 76 549 Дзержинск — 69 936 (с городом Артёмово, пгт Кирово, Курдюмовка, Ленинское, Нелеповка, Новгородское, Петровка, Щербиновка) Снежное — 69 680 (с пгт Андреевка, Бражино, Горняцкое, Залесное, Лиманчук, Никифорово, Первомайский, Первомайское, Победа, Северное) Дружковка — 68 913 (с пгт Алексеево-Дружковка, Новогригоровка, Новониколаевка, Райское) Доброполье — 63 360 (с городами Белицкое, Белозёрское, пгт Водянское, Новодонецкое) Шахтёрск — 58 796 (с пгт Контарное, Московское, Сердитое, Стожковское) Селидово — 54 044 (с городами Горняк, Украинск, пгт Вишнёвое, Камышевка, Кураховка, Острое, Цукурино) Димитров — 49 713 Дебальцево — 45 993 (с городом Светлодарск, пгт Мироновский) Ясиноватая — 35 696 Авдеевка — 35 051

Донецко-Криворожская Советская Республика • Донецко-Криворожская Советская Республика (ДКСР) — советская республика в составе РСФСР[5], Донецко-Криворожская Советская Республика • Донецко-Криворожская Советская Республика (ДКСР) — советская республика в составе РСФСР[5], организованная на территории Донецко. Криворожского бассейна. В марте 1918 года вошла в состав УСР[5].

Одесская Советская Республика • Одесская Советская Республика (ОСР) (18 (31) января — 13 марта Одесская Советская Республика • Одесская Советская Республика (ОСР) (18 (31) января — 13 марта 1918) — государственное образование, существовавшее на части территории Херсонской и Бессарабской губерний с центром в городе Одессе. 13 марта 1918 года ОСР прекратила своё существование в связи с оккупацией Одессы австрогерманскими войсками. Советская власть была эвакуирована в Севастополь.

Юго-Восточная Украинская Автономная Республика • Юго-Восточная Украинская Автономная Республика (ЮВУАР) (укр. Південно-Східна Українська Автономна Юго-Восточная Украинская Автономная Республика • Юго-Восточная Украинская Автономная Республика (ЮВУАР) (укр. Південно-Східна Українська Автономна Республіка, ПСУАР, ПіСУАР) — проект автономного образования, предложенный депутатами Партии регионов Юго-Восточной Украины в период политического кризиса осенью 2004 года в противовес Оранжевой революции. • Предполагал федерализацию Украины путём выделения девяти регионов Украины (Луганской, Донецкой, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской области и Автономной республики Крым) в обособленную автономную республику в составе Украины со столицей в городе Харькове. Рассматривалось также включение некоторых других центральных регионов в состав автономного образования (в частности, Сумской области).

Самостоятельная работа • • • Подготовить электронную презентацию: 6. СССР и Донбасс. 7. Донбасс Самостоятельная работа • • • Подготовить электронную презентацию: 6. СССР и Донбасс. 7. Донбасс и независимая Украина. 8. Война 2014 года. Или: Обосновано ли выделение Донецкого региона в самодостаточный культурный ареал? 2. Что такое паланковое устройство земель Войска Запорожского? 3. В чём вы видите культурные особенности «человека Новороссии» ? 4. Какие признаки «индустриальной культуры» в её сопоставлении с духовной культурой вы можете назвать? 5. Каких деятелей культуры Донецкого региона вы можете назвать?