РОГОЖКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ Филологический факультет 2-ой этаж Кафедра
56-istoriya_mirovoy_i_otechestvennoy_kulytury.ppt
- Количество слайдов: 130
РОГОЖКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ Филологический факультет 2-ой этаж Кафедра украинской филологии и культуры
История мировой и отечественной культуры Интерактивный курс
Тема 1. Культура Донецкого региона. ПЛАН 1. Формирование культурного пространства «Дикое поле». 2. Запорожская Сечь как культурный ареал. 3. Россия, Малороссия и Новороссия. 4. Донецкий угольный басейн (1720). 5. Одесская и Донецко-Криворожская советские республики. 6. СССР и Донбасс. 7. Донбасс и независимая Украина. 8. Война 2014 года.
Самостоятельная работа Подготовить электронную презентацию: 6. СССР и Донбасс. 7. Донбасс и независимая Украина. 8. Война 2014 года. Или: Обосновано ли выделение Донецкого региона в самодостаточный культурный ареал? 2. Что такое паланковое устройство земель Войска Запорожского? 3. В чём вы видите культурные особенности «человека Новороссии»? 4. Какие признаки «индустриальной культуры» в её сопоставлении с духовной культурой вы можете назвать? 5. Каких деятелей культуры Донецкого региона вы можете назвать?
1. Формирование культурного пространства «Дикое поле». Дикое Поле (укр. Дике Поле) — устаревшее название неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном на востоке. В границах Дикого Поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская и Херсонская области Украины, Приднестровская Молдавская Республика.
Степи Дикого Поля были пригодны для развития земледелия, скотоводства и промыслов, что способствовало началу их освоения ещё во времена Древнерусского государства.
Дикое поле – формирование ареала культуры Ареал – Культурный ареал от лат. cultura - возделывание, воспитание, и area - площадь, пространство Набеги степных кочевников, (хазары, печенеги, половцы, татары). Для защиты от них из Киева и других русских городов направлялись княжеские дружины и создавались сторожевые посты, из них вырастали поселения и города. Продолжилось заселение Дикого Поля в XIV-XV веках, когда часть территории нынешней Украины вошла в состав Великого княжества литовского, позднее объединившегося с Польским Королевством в Речь Посполитую (1569). Земли Дикого Поля осваивались и заселялись переселенцами крестьянами и холопами с территории Северо-Восточной Руси и Речи Посполитой. Часть Дикого Поля была под контролем казаков. В XVI-XVII веках Московское правительство создавало системы оборонительных сооружений, включающие крепости, засеки, земляные валы и рвы, организовывало станичную и сторожевую службу. На оборонительных линиях селились служилые люди.
Великое княжество Литовское восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современной Беларуси и Литвы, частично Украины, России, Латвии, Польши, Эстонии и Молдавии. С 1385 года находилось в личной унии с Королевством Польским, а с 1569 года - в сеймовой Люблинской унии в составе конфедеративного государства Речи Посполитой. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Великого княжества Московского в борьбе за господство в Восточной Европе. Было ликвидировано Конституцией 3 мая 1791 года. Окончательно прекратило своё существование после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. К 1815 году вся территория бывшего княжества вошла в состав Российской империи.
Королевство Польское западнославянское государство в северо-восточной части Центральной Европы, образовавшееся в 1025 году, когда первым из великопольских князей был коронован Болеслав I Храбрый. В 1569 году Королевство Польское было объединено с Великим княжеством Литовским в федеративное государство Речь Посполитую, в составе которого просуществовало до третьего раздела Речи Посполитой (1795) В 1349 году к Польше была присоединена Галиция. В битве с татарами на Ворскле (1399) Польша оказала помощь Литве по захвату Смоленска (1405) В 1569 году Польша вступила в ливонскую войну на стороне Литвы. Была оформлена Люблинская уния, объединившая два государства в конфедерацию, при этом южнорусские земли Литвы перешли к польской короне.
Речь Посполи́тая - федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией[
Народы Дикого поля Если бросить взгляд на карту современной Украины, то мы увидим много непонятных названий. С севера на юг текут реки с невразумительными для славянского уха названиями – Дунай, Днестр, Дон и Донец. Только на севере этой карты имеем понятные имена рек – Припять, Стоход, Горынь и др. Вероятно, на юге и западе Украины когда –то до нас жили неславянские народы. Это были скифы, сарматы, половцы и др. Из римских хроник рубежа новой эры мы знаем, что в Карпатах жило дакийское племя карпов. Их ближайшими родственниками можно считать современных албанцев, т.к. на их языке «Карпаты» это просто «горы». Если судить по языку–сарматы были иранцами. «Дон» в переводе с иранского означал «вода». Отсюда могли возникнуть названия украинских рек–Дон, Донец и Дунай.
Народы Дикого поля Киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары В XIV – XV вв. «уходники» - промысловики из пограничных земель – «украин» Речи Посполитой и Московского царства. Изгои из Крымского ханства, Речи Посполитой и Московского царства. Результат – стирание бытовых и языковых различий, унификация бытовой и религиозной культуры.
Киммерийцы IX-перв. пол VII в. до н.э. (лат. Cimmerii, др.-греч. Κιμμέριοι) – ветвь древнеиранского кочевого народа, проникли в Закавказье из степной зоны около 714 г. до н. э. Воевали в Малой Азии с Урарту, Ассирией, Лидией, к сер. VII в. до н.э. осели в междуречьи Днестра и Дона, на Крымском и Таманском полуострове. Первый народ, выплавлявший железо из болотной руды. В конце VII в. до н.э. частично ассимилированы, частично вытеснены скифами в Малую Азию.
Киммерийская культура Пребывание киммерийцев на территории юго-восточного Крыма и Керченского полуострова оставило след в топонимике географических названий: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерийский вал. Памятники материальной культуры неизвестны. Но известна Киммерийская школа живописи (Иван Айвазовский, Константин Богаевский и Максимилиан Кириенко-Волошин),т.е. региональная школа художников пейзажной живописи, сложившаяся в конце XIX — начале XX века в Феодосии и Коктебеле. Многочисленные романтические «бури» Ивана Айвазовского, фантастические города Константина Богаевского, волошинская акварельная Киммерия создавались игрою воображения, полетом фантазии, были плодом импровизации не в меньшей мере, чем зоркости реалистического зрения и отличной художественной памяти. Второй чертой, объединяющей эти творческие личности, можно назвать пылкую, не знающую меры пристрастность к легендарной земле Киммерии, какою видели они землю реального восточного Крыма, к ее морю, ибо море Айвазовского — это все-таки по преимуществу Черное море, море Киммерии, хотя он писал чуть ли не все моря и океаны, к причудливой романтике киммерийских скал, пологих холмов, безлюдных долин и побережий. В их пейзажах почти не изображается человек, только стихия первозданной природы, да кое-где каменное жильё или крепость, или корабль — дело рук человеческих, еще слишком слабых перед могуществом мироздания.
Иван Айвазовский (Айвазян) Девятый вал
Иван Айвазовский (Айвазян)Чёрное море
Константин Богаевский Старый Крым
Константин Богаевский Киммерийские сумерки
Максимилиан Волошин. Акварели
Максимилиан Волошин. Акварели
Максимилиан Волошин. Акварели
Скифы VII-III ст. до н.э. Экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к народам, обитавшим в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну, где обитали скифы, — Скифией[1] (др.-греч. Σκυθική, греч. Σκυθία, лат. Scythia).
Скифская культура Ранняя информация о скифах известна из сочинений античных авторов (Геродота и др.) и археологических раскопок, проводимых на территориях от низовий Дуная до Тувы. Скифо-сарматские языки входили в восточно-иранскую подгруппу иранских языков. Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов (, этноним «скифы» используется в византийских хрониках для наименования различных народов, населявших территорию Великой Скифии, Малой Скифии и Европейской Сарматии. Так, источники III—IV в.в. «скифами» называют и готов-германцев. А в более поздние времена византийские хроники к скифам причисляют и восточных славян, хазар, печенегов, аланов.
Великое переселение народов IV-VII вв. Движение германцев, славян, гуннов и др. на территории бывш. Римской империи в IV-VII вв. Сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили предпосылки для образования и развития на европейском континенте новых государств в период средневековья. В переселении активно участвовали славяне, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена. После Великого переселения пала Западная Римская империя и образовались «варварские королевства» — варвары «окультурились», некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств. Переселение внесло свою лепту в формирование единой латинской языковой системы Европы (так называемой «вульгарной латыни»), на основе которой образовались многие языки Западной Европы. Переселение нанесло существенный урон зарождавшейся культуре северных племён и кочевых народов. Так, были уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники, обелиски, курганы и пр.
Скифская культура Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. При этом есть два основных подхода к толкованию её возникновения: согласно одному, основанному на так называемом «Третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока; другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры
Скифская культура - ареал Многочисленные скифские изделия были найдены на территории Украины, южной России и Казахстана. Названия множества рек и областей Восточной Европы имеют скифо-сарматское происхождение. В последнее время усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времён палеолита. В частности, варианты обрядов захоронений. Сохранились памятники материальной культуры - так называемый скифский звериный стиль
Скифский звериный стиль Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
Скифский звериный стиль – золотой олень
Скифский звериный стиль – мужская нагрудная пектораль
Скифы в бою. Золотой гребень из кургана Солоха
Скифы, катакомбная культура захоронения
Скифская мифология Среди источников по скифской мифологии надо отметить IV книгу «Истории» Геродота, сообщения Диодора Сицилийского, поэму «Аргонавтика» Валерия Флакка. «Из божеств чтут скифы только следующих: Гестию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причем Землю представляют себе супругой Зевса), далее — Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Ареса. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. По-скифски Гестия называется Табити (Ταβιτί), Зевс — Папаем (Παπατος), последнее, по моему мнению, совершенно правильно; Земля называется Апи (΄Απί), Аполлон — Гойтосиром (Γοιτόσυρος, вариант Οιτόσυρος). Афродита Урания — Артимпасой (΄Αρτίμπασα), Посейдон — Фагимасадой (Θαγιμασάδας). Геродот. «История». IV, 59.
Скифская мифология - семибожие 1.Табити — богиня домашнего очага, возможно — огня во всех его проявлениях. Была связана с сакральным институтом царской власти. 2. Папай — бог-отец, связан с небом. 3. Апи — богиня-мать, связана с землёй и водой. 4. Гойтосир — бог с неясными функциями. 5. Артимпаса — богиня с неясными функциями. Вероятно, богиня плодородия и покровительница брачащихся. Сравнивается с чтимой иранской богиней Арти. Иранские имена двух богов Геродот не называет: 6. Геракл — вероятно, имеется в виду Таргитай, прародитель скифов, культурный герой. 7. Арес — бог войны, культ которого был распространён у скифов и сарматов. Почитался в виде меча.
Скифская мифология – герои Таргитай — в скифской мифологии первочеловек, прародитель скифов, сын Зевса и дочери реки Борисфен. Персонаж, аналогичный Таргитаю, у греков именуется Гераклом. Божество, под этим же греческим именем фигурирующее в описании скифского семибожного пантеона у Геродота. Вместе с тем, в древнегреч. Мифологии Геракл после совершения ряда подвигов попадает в Скифию. Утомленный герой засыпает, а проснувшись, обнаруживает пропажу своих лошадей. Поиски приводят его в пещеру, где обитает фантастическая полудева-полузмея, которая соглашается вернуть Гераклу лошадей, если он вступит с ней в любовную связь. От этого союза Геракла и женщины-змеи рождаются три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. По достижении зрелости только младший из трех братьев (Скиф) смог выдержать испытание – натянуть отцовский лук и опоясаться отцовским поясом с прикрепленной к нему чашей. Поэтому младший брат остается в стране, а старшие изгоняются на чужбину.
Скифы – воинская культура Основная сила - конница, численно преобладавшая над пехотой. Скифы первыми в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике применяли способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они изматывали противника «партизанскими методами» (война с Дарием), что приводило к его деморализации (разгром Зопириона, битва при Фате). Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее - тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.
Сарматы (VI—IV вв. до н. э.) (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — кочевые скотоводческие ираноязычные племена конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), населявшие степные районы от Заволжского Подуралья до водораздела Тисы и Дуная (языги-метанасты). Под именем «савроматы» впервые упоминаются Геродотом: «если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов». Со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н. э.) этнонимы „савроматы“ и „сарматы“ употреблялись как синонимы». Начиная со II века до н. э. сарматы фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты»; сосланный в город Томы в 8 году н. э. поэт Овидий со страхом описывает в своих «Скорбных элегиях» сарматов под городом: «враг, сильный конём и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю»; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках в Армении и Каппадокии: «суровые и вечно воинственные аланы». После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии.