03_Рит_упан_индуизм.ppt
- Количество слайдов: 25
РИТУАЛИСТИКА. ФЕНОМЕН ЗНАНИЯ. УПАНИШАДЫ. ИНДУИЗМ. ЖЕНСКИЕ БОЖЕСТВА Лекция 3
• Идея жертвоприношения (яджня) • Приношение в жертву Пуруши ( «Ригведа» ) • Загадочная Вирадж: женская ипостась • Любой процесс в жизни – жертва • Бог Праджапати: воплощенная жертва самому себе • Важность обслуживающего персонала (брахманы: жрецы) • Универсальный ключик для всего на свете • Ритуализация образа жизни, развитие ритуалистики; научное знание
Ашвамедха • Высшая манифестация царской власти • Конь – это бог Праджапати • Длится 3 дня, но подготовка – 1 -2 г. • Февраль-март • Участники: 4 жреца, 4 жены царя, 400 слуг и публика • Белый жеребец, эскорт из 400 юных воинов • Захват территорий, на которые ступает нога коня
• Великое заклание животных • Удушение коня • Иерогамия старшей жены царя и богаконя • Непристойные реплики • Народный праздник
• Брахманы (тексты): повышение роли знания повышение роли веды • Ведийская парадигма – доминанта духовной жизни страны • Знак легитимности • Знание = достижение чего-либо • Знание как стирание грехов • Магическая функция знания • Тесная связь с ритуалом и зависимость от него
Упанишады • Упанишада : букв. «сидение у ног [наставника]» • Больше 250 текстов, начиная с VII – VI вв. до н. э. • «Аутентичные» – только 10 -15 из них
• Древние упанишады: ритуализм • Брахман – высшая реальность, источник мироздания, непостижимый абсолют • Атман – сокровенное вечное начало в человеке, истинное «я» , главный субъект познания • Атман = Брахман
Метафора колесницы ( «Катха-упанишада» ) • • • Кони – органы чувств Колесница – тело Дороги – объекты чувств Вожжи – рассудок Возница – разум Хозяин – Атман
• Авидья (неведение) – незнание человеком того, что он – Атман • Авидья карма • Карма – целенаправленная деятельность • Обусловлена наклонностями и приносит плоды в данной и последующих жизнях человека • Карма сансара
Сансара • Сансара (букв. «круговерть» ) – совокупность рождений-и-смертей индивида и всех существ в целом
• Видья (знание) – причина освобождения от сансары • «Великое речение» Tat tvam asi – «Ты есть То» • Мокша (мукти) – духовное освобождение
• Путь предков (питрияна) – возвращение в сансару • Путь богов (дэваяна) – окончательное освобождение • «Каушитаки-упанишада» и значение луны • «Кто ты? » – «Я есмь ты»
• Четыре состояния сознания: • 1. бодрствование (джаграт) • 2. сон со сновидениями (свапна) • 3. сон без сновидений (сушупти, нидра) • 4. турия ( «четвертое» ), высшее состояние сознания
Гендерные сюжеты • «Брихадараньякаупанишада» (4 гл. ) • Яджнявалкья, Катьяяни и Майтреи • Катьяяни: «знание, свойственное женщинам» • Майтреи: способна беседовать о Брахмане • Раздел имущества и наставление в бессмертии • «Поистине, не ради супруга дорог супруг, но ради Атмана дорог супруг. Поистине, не ради жены дорога жена, но ради Атмана дорога жена…. » Яджнявалкья и Майтреи
• Гарги Вачакнави (3. 8) vs Яджнявалкья • «На чем выткано вдоль и поперек то, что над небом, под землей, между ними, что зовется и прошедшим, и настоящим, и будущим? » • «А на чем выткано пространство? » • «Гарги, не спрашивай слишком много, чтобы у тебя не отвалилась голова. Ты слишком много спрашиваешь о божественном, о котором нельзя спрашивать слишком много» (3. 6) Яджнявалкья и Гарги
ИНДУИЗМ • Крупнейшая национальная «религия» в мире • Свыше 900 млн сторонников • Индия, Непал, Фиджи, ЮАР и пр.
Терминология Река Инд • Синдху (санскр. ) хинду (перс. ), Хиндустан • Все жители «за Индом» , до XVIII в. • А также: не (христианин, мусульманин, джайн…) • Термин – в начале XIX в. , от англичан (Hindu-ism): к брахманам • Двусмысленность: этнос и религиозность: индийцы и индусы • «Хиндуизм» и дхарма
• В широком смысле – очень древний комплекс • В узком смысле – только в конце старой эры • Сплав ведизма/брахманизма с неарийскими традициями • Победное шествие неарийских богов и богинь • Деаризация и санскритизация
Как много разных индуизмов… • 1. Народные верования (древнейшая форма) • 2. Ведийский индуизм • 3. Ведантический индуизм (от упанишад) • 4. Йогический индуизм • 5. Дхармический индуизм • 6. Бхактический индуизм Джун Мак-Даниэль
• Не религия в обычном смысле • Нет монопольного пророка, основателя, текста, практики • Нет священной истории • Нет догматов • Нет церкви, соборов, паствы, ересей и «сект» • Значительные вариации школ, обилие взглядов, практик, • Своеобразное отношение к ведам
• Культурообразующая традиция • Веротерпимость, склонность к ассимиляции • Пластичность, адаптивность, инклюзивизм Вишну-Мохини
«Карма – сансара – мокша» Принятие кастовой системы Дхарма и мокша Равенство – но жесткая иерархия • Свобода веры – но кастовые правила (не ортодоксия, но ортопраксия) • Суровый аскетизм – и чувственные ритуалы • Мокша и джняна – и сложнейшие ритуалы • •
Юридическое определение индуизма 1966 и 1995 г. • 1. Почтение к ведам; • 2. Терпимость к иной точке зрения; • 3. Великий мировой ритм; • 4. Вера в перерождение и предыдущее существование души; • 5. Освобождение достижимо различными путями; • 6. Равноправие практик; • 7. Отсутствие «философского кодекса»
Крупнейшие направления • • Вишнуизм (культ Вишну) Шиваизм (культ Шивы) Шактизм (культ Шакти, или Дэви) Ортодоксальное крыло – смартизм (от «смрити» )
03_Рит_упан_индуизм.ppt