Рисование в России в 18 веке.pptx
- Количество слайдов: 29
РИСОВАНИЕ В РОССИИ В 18 ВЕКЕ. ПОСОБИЕ ПРЕЙСЛЕРА. ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ В РОССИИ 17 -18 в. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ЛОСЕНКО ШЕБУЕВ, ЕГОРОВ.
РИСОВАНИЕ В РОССИИ В 18 ВЕКЕ. • Впервые рисование как учебный предмет появляется в начале XVIII века. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и навыков, которые можно применить в любой профессии. Так, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов Морской академии.
Постепенно рисование как общеобразовательный предмет вводится все шире: • с 1732 года оно преподается в Кадетском корпусе, • с 1747 — в гимназии при Академии наук, • с 1764 — в Институте благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре.
Вывод: • Все эти учебные заведения не ставили своей целью воспитание художниковпрофессионалов, не стремились приблизить рисование к задачам художественного обучения, а давали только элементарные навыки т. е. обучали рисованию в общеобразовательных целях.
ПОСОБИЕ ПРЕЙСЛЕРА В 1735 году был издан на немецком и одновременно на русском языке учебник по рисованию И. Д. Прейслера "Основа-тельные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству»
Обучение по системе Прейслера • Обучение начинается с рисования прямых и кривых линий, • геометрических фигур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, • затем головы • всей фигуры
Основа обучения рисунку Прейслера: • Как и большинство художников-педагогов, в основу обучения рисунку Прейслер положил геометрию и рисование с натуры. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы, а также анатомии.
Вывод: • Пособие Прейслера высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера у нас долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах. Большую методическую помощь эта книга оказала в дальнейшем и воспитанникам Академии художеств.
ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ В РОССИИ 18 -19 в. • Русская Академия художеств (основанная в 1757 году в Петербурге по проекту И. И. Шувалова) к началу XIX века выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы.
• К этому времени в ней была создана последовательная система художественного образования и воспитания, а также стабилизировавшаяся методика обучения рисунку. Воспитанники академии показали всему миру, насколько серьезно поставлено дело обучения художествам в России: О. А. Кипренский написал портрет своего приемного отца Швальбе, который Неаполитанская Академия художеств приняла за работу Рембрандта, а узнав подлинного автора, провозгласила его "русским Ван-Диком"; А. Е. Егоров прославился как "российский Рафаэль"; в 30 -х годах европейскую известность получила картина К. П. Брюллова "Последний день Помпеи".
• Русская Академия художеств второй половины XVIII — первой половины XIX века была одной из лучших школ рисунка. Она стала и центром методической работы в России. В Академии художеств зарождались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений. Так, постоянно держала связь с академией Арзамасская школа рисунка А. В. Ступина; под наблюдением академии была школа А. Г. Венецианова; "Курс рисования" А. П. Сапожникова для общеобразовательных школ также был апробирован академией.
Вывод: • Постановка художественного образования в Академии оказала плодотворное влияние на развитие методики преподавания рисования не только в специальной художественной школе, но и в общеобразовательной. В 1834 году А. П. Сапожников издал "Курс рисования". Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Учебник переиздавался затем много раз, последнее его издание — 1889 года. В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ЛОСЕНКО ШЕБУЕВ, ЕГОРОВ. • Формально Академия была основана Указом Петра I «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам» , но фактически она стала функционировать намного позже…. • При Екатерине I было создано при Академии наук художественное отделение.
• В 1757 г. в царствие Елизаветы Петровны по проекту И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге была учреждена Академия трёх знатнейших художеств (живописи, скульптуры, архитектуры), первым директором которой стал И. И. Шувалов.
• Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею.
• 1758 году состоялся первый набор студентов по специальностям: живопись, скульптура, архитектура. • В 1764 г. в результате проведённой Екатериной II реформы академия, ставшая Императорской, преобразуется в самостоятельное государственное учебное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь страны, распределявшее официальные заказы и присуждавшее звания. В этом же году по распоряжению Екатерины II был разработан проект здания для академии.
• В 1772 году оно( здание академии) было возведено на Васильевском острове на берегу Невы. Тогда же новым президентом Академии художеств И. И. Бецким было открыто Воспитательное училище при академии (упразднено в 1840 году), куда набирали мальчиков 5 -6 лет. В целом время обучения было рассчитано на 15 лет, поделённые на возрасты (периоды), каждый сроком в три года. Первые три возраста проходили обучение в училище, а четвёртый и пятый – в Академии. Лучшие выпускники выполняли в качестве экзаменационного испытания произведения на заданную, единую для всех, тему. Те, кто удостаивался Большой золотой медали, получали право на поездку в Италию в качестве так называемых «пенсионеров» Академии.
• Среди первых выпусков академии — художники-портретисты Антон Лосенко и Федор Рокотов, скульптор Федот Шубин, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов.
• В 1802 году устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественнохудожественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. Академия получила право заниматься проектами городского строительства, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса на Крови в Санкт Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
• В 1840 году Воспитательное училище было закрыто, оставлены лишь учебные классы. С 1843 года президентами академии назначались только лица императорской фамилии. В 1847 году при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 года академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца.
• В 1893 году был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры, при котором были открыты мастерские во главе с известными художниками Ильей Репиным, Владимиром Маковским, Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи. Академии художеств было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений.
Вывод: • Музей академии, основанный графом Иваном Шуваловым в 1758 году, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей. На основе этой коллекции в 1895 году был создан Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).
• Шебуев, Василий Козьмич — (2 (13)апреля 1777, Кронштадт — 16(28) июня 1855, Санкт -Петербург) — русский живописец, действительный статский советник, академик, заслуженный ректор Императорской Академии художеств (1832), один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма.
• Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии ( «Антропометрия» , 1830— 1831) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала АХ ( «Торжество на Олимпе» , 1832).
• Анто н Па влович Лосе нко (30 июля (10 августа) 1737 — 23 ноября (4 декабря) 1773) — русский живописец украинского происхождения, ученик Ж. М. Вьена. Представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи.
• Сначала в качестве преподавателя, а потом руководителя преподаванием живописи, в академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова , А. А. Иванова , Ф. А. Бруни , П. В. Басина.
Егоров Алексей Егорович (1776 -1851) • Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской Академией Художеств. В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры.
• О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми. • Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете? " - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.
• Самая известная картина Егорова - "Истязание Спасителя" (1814). Многочисленные подготовительные рисунки и живописные эскизы к ней показывают, насколько тщательно маститый художник продумывал композицию. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: "Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки".
Рисование в России в 18 веке.pptx