Презентация Microsoft Office PowerPoint.ppt
- Количество слайдов: 19
Римская литература и лирика
Догреческий период Задолго до знакомства римлян с греческой летературой них была писменность; рано появились и начатки литературы, как поэтической, так и прозаической, подготовившие восприимчивость римского общества к греческим образцам. Без этих элементов национальной римской литературы ближайшее столкновение римского общества с греческой образованностью и литературой (в завоеванных римлянами греческих городах Южной Италия) не могло бы вызвать такого сильного литературного движения, какое проявилось в Риме в шестом столетии города. Благодаря периоду чисто национального литературного развития, латинский язык приобрел ту приспособляемость к разным видам творчества, какую он проявляет уже у первых писателей, выступивших с литературными опытами, составленными по греческим образцам или под их влиянием.
Поэзия В течение этого, так сказать, предварительного периода римской литературы возникли и развивались самостоятельно все главные виды поэзии и прозы. Начатки лирической поэзии выразились в дошедшем до нас гимне Арвальских братьеви в отрывках гимнов жрецов Салиев. Начатки эпической поэзии проявились в застольных песнях (carmina convivalia), в которых воспевались деяния героев и которые, по мнению Нибура, дали значительную долю содержания повествованиям, относящимся к древнейшей римской истории, например повествованию о Корлионе. Нибур даже полагал, что подобные песни достигали размеров эпических поэм и были не хуже гомеровский произведений.
Томас Макалей попытался реконструировать их в «Песнях древнего Рима» . Они были известны Дионисио Паликарнаскому, а их сюжеты сохранились в устной традиции и могли косвенным путем предоставить материал для ранних книг Тита Ливия. Подобные песни, должно быть, слагали местным сатурнийским стихом, что могло бы объяснить, почему в III веке до н. э. Луций Ливий Андроникперевел «Одисею» этим размером, — таким способом он пытался приспособить греческую героическую поэзию к ее ближайшему латинскому эквиваленту. Однако эта ранняя римская поэзия безвозвратно исчезла. Ее погубило подражание греческим образцам, распространившееся под влиянием Энния.
На существование начатков драматитечской поэзии ясно указывают упоминаемые писателями фесценнины, versi Fescennini (от города Fescennium) — резвые и остроумные стихи, которыми перебрасывалась молодежь осенью на сельских празднествах, после уборки жатвы и сбора винограда, и ещё более так называемая сатура (сатира, satura), вид настоящего драматического представления, с музыкой, пением и пляской, историю возникновения которого — не совсем, правда, отчетливо — передает Тит Ливий.
Римская литература под влиянием Греции Подготовленная чисто национальными произведениями словесности и достаточным развитием письменности, Р. литература, в начале VI столетия Рима, вступает в совершенно новый фазис. Войны, которые Рим вел с Тарентом и другими греческими городами Южной Италии, не только ознакомили массу римского народа с высоким культурным развитием эллинской жизни, но и привели в Рим, в качестве пленных, немало греков, обладавших литературным образованием. Одним из них был Ливий Андроник из Тарента, привезенный, в качестве пленника, М. Ливием Салинатором, от которого он и получил свое римское имя. Занимаясь в Риме преподаванием греческого и латинского языков, он перевел на латинский язык, в качестве учебной книги, «Одисею» Гомера и стал писать пьесы для театральных представлений. С первой из таких пьес, переведенной или переделанной с греческого, он выступил на второй год после окончания 1 -й пунической войны, то есть в 514 г. от основания Рима (240 до н. э. ).
Этот год, отмеченный и древними писателями, считается началом римской литературы в строгом смысле слова. Сохранившиеся незначительные отрывки из перевода «Одиссеи» и драматических произведений Ливия Андроника показывают, что он недостаточно знал латинский язык; судя по отзывам о нём, как писателе, Цицерона и Ливия, он был вообще плохой писатель. Его «Одиссея» представлялась Цицерону чем-то допотопным, opus aliquod Daedali, а сочиненный им по случаю благоприятного поворота 2 -й пунической войны религиозный гимн вызывает у Т. Ливия выражение: abhorrens et inconditum carmen. Тем не менее, его литературная деятельность положила начало перевороту, который, захватывая все больше и больше духовную деятельность римского народа, довел Р. литературу до классической законченности и придал ей всемирное значение.
Поэзия Гней Невий Вызванный Ливием Андроником интерес к изучению произведений греческой литературы немедленно отозвался появлением на литературном поприще людей с истинным дарованием и уже кровных латинян. Таков был Гней Невий (480— 550 гг. от основания Рима, 274— 204 гг. до н. э. ), обладавший несомненным комическим дарованием и владевший такой мастерской латинской речью (об этом свидетельствуют и сохранившиеся отрывки его комедий и эпической поэмы), что она ещё в век Цицерона приводила в восхищение любителей чистоты латинского языка. Особенно ценилась его эпическая поэма: «О первой пунической войне» (Bellum punicum), которая, по словам Горация (Epist. , II, 1, 53), читалась всеми даже в его век, то есть в век «Энеиды» .
Среди своих современников Невий возбуждал наибольший интерес переделанными с греческого комедиями, за смелость которых он подвергся преследованиям со стороны сильной тогда фамилии Метеллов, был посажен в тюрьму и умер в изгнании. Этот талантливый поэт, писавший таким прелестным языком, что смерть его, по его собственному выражению, непременно оплакивали бы музы, если бы бессмертным подобало плакать над смертными, и уверявший, что после него забудут в Риме и говорить по-латыни, был хронологически лишь второй представитель римской поэзии, выступивший на литературную сцену всего пять лет спустя после того, как тарентский грек написал первую латинскую пьесу по греческому образцу. Это ясно указывает на то, как значительно была подготовлена в Риме почва для литературного развития предшествующим национальным периодом.
Плавт За Невием следовал непосредственно Плавт, начавший свою деятельность ещё при Невии и возведший подражательную комедию на высшую степень развития. Это — талант первоклассный, представивший собой наиболее яркое свидетельство особенной способности латинского гения к драматическому искусству, а именно в области комедии.
Энний Рядом с Плавтом (около 500— 570 гг. от основания Рима, 254— 184 гг. до н. э. ) жил и действовал другой первостепенный талант, эпическая поэма которого, «Летопись» (Annales), вплоть до «Энеиды» Вергилия не знала соперников. Это был Кв. Энний (515— 585 гг. от основания Рима, 239— 169 гг. до н. э. ), происходивший из южноиталийского города Рудий (в Калабрии). В нём вовсе не было латинской крови; латинскому языку он выучился впоследствии. Тем не менее, Энний не только был одним из наиболее видных писателей на всем протяжении Р. литературы, но и стал в ней реформатором, определившим внешнюю форму Р. поэзии на все последующее время.
Он преобразовал латинский стих, подчинив его новому в Р. литературе метрическому принципу, основанному на сочетании слогов долгих и коротких — принципу, усвоенному греческой поэзией с самых первых дней её существования. До Энния римляне знали только свой национальный сатурнический стих, не делавший строгого различия между долгими и короткими слогами и допускавший в значительной степени власть ударения. Этим стихом, унаследованным от национального периода литературы, передал на латинский язык «Одиссею» Ливий Андроник; им же писал свою эпическую поэму Невий. Воспроизводя в своих трагедиях и комедиях греческий драматический ямбохореический размер, эти писатели не стеснялись употреблением долгих слогов, как коротких, и коротких, как долгих, смотря по надобности.
Правила просодин до Энния установлены не были; он создает долготу по положению и своим тонким чутьем определяет природную долготу там, где она ясно не сказывалась. Это дало ему возможность написать свою поэтическую историю Р. народа (в 18 книгах) стихом поэм Гомера — гегзаметром, который с той поры и стал неизменным стихом эпической поэзии в Риме во все время её существования. Вместе с тем стал мало-помалу устанавливаться и в других областях поэзии более строгий размер, в лирической поэзии доведенный до полной просодической определенности лишь в произведениях Горация. Влияние Энния на Р. литературу было огромное.
Он ввел её окончательно в круг форм и идей греческой литературы, приноровив к Р. поэзии разные греческие метры, соответственно разным видам поэтического творчества, и распространив воззрения греческой философии на разные вопросы жизнии мысли. Эти воззрения он проводил в Р. общество не только многочисленными трагедиями (более 20), которые он заимствовал или переделывал по преимуществу из Еврипида, но и целым рядом стихотворных философских трактатов; наиболее важны из них дидактические поэмы «Эпихарм» (Epicharmus), где излагается эпикурейский взгляд на природу, и «Евгемер» (Euhemerus), где кощунственно излагаются мифы о богах, что не могло не зародить в молодом поколении известного вольнодумства по отношению к религии. Эннием же, посредством его эпической поэмы, были популяризованы греческие легенды, с троянской теорией во главе, по отношению к происхождению Рима и его древнейшей истории.
Цецилий и Теренций Греческим колоритом отличаются и произведения двух крупнейших после Плавта комиков VI столетия, Цецилия (умер в 586 г. Рима, 168 г. до н. э. ) и Теренция (умер в 595 г. Рима, 159 г. до н. э. ), стремившихся к тому, чтобы быть как можно более верными своим образцам, из которых особенно любимым был Менанло. Самостоятельность, какую дозволял себе Теренций, заключалась в контаминации, то есть слиянии двух комедий греческого автора в одну. Так как в римской комедии VI столетия выступавшие на сцену лица действовали на греческой почве и ходили в греческом костюме, то у римских грамматиков такая комедия получила название комедии плаща, comoedia или fabula palliata (от pallium — греч. плащ), — название, утвердившееся и у историков литературы нового времени, подобно названию комедии тоги, com. или fab. togata, прилагаемому к появившейся в следующем столетии Рима комедии с римскими именами и с национальным костюмом (тогой).
Трагедия Ещё более чем в комедии, влияние греческой литературы в VI столетии Рима сказалось на трагедии, которая появилась в одно время с комедией и нашла представителей в лице Энния, Пакувия (534— 624 гг. Рима, 220— 130 гг. до н. э. ) и Аттия (Акция), принадлежащего уже следующему (VII) столетию (584 -около 670 гг. Рима, 170 -81 гг. до н. э. ). Имея все данные для развития у себя комедии, римляне не имели, в своей национальной мифологии и истории, опоры для трагедии, которая к тому же, по глубине своего содержания, относящегося не к обыденной жизни, а к миру сильных страстей и идеалов, была ещё не по плечу римскому населению в период, когда оно только начало приобщаться к эллинской образованности.
Масса римского населения, охотно посещавшая театр, когда давались пьесы Плавта, не любила трагедии и нередко уходила из театра во время её представления, чтобы смотреть на канатных плясунов и подобных увеселителей. Поэтому трагедия не только в VI столетии, но и впоследствии привлекала к себе внимание лишь образованной публики, да и то больше как предмет для чтения, чем как театральное представление. У римских писателей, начиная с Невия, были попытки создать трагедию из национальных сюжетов, но попытки эти были немногочисленны и скоро прекратились, по недостатку подходящего содержания. Такого рода трагедии, в отличие от подражаний и переделок с греческого, назывались претекстами — fabulae praetextae — по костюму высших должностных лиц, носивших обшитую пурпурной каймой тогу.
Проза Шестое столетие Рима, составляющее первый период Р. литературы — если считать литературные попытки до греческого влияния лишь подготовительным периодом, — было временем, когда деятельность римских писателей сосредоточилась по преимуществу на поэзии, в особенности драматической. За разработку прозы римские писатели, подпавшие греческому влиянию, взялись гораздо позже, уже к концу столетия, когда знаменитый М. Порций Катон (520— 605 гг. Рима, 234— 149 гг. до н. э. ) развил свою литературную деятельность в разных видах прозы, особенно положив прочное начало ucmopuи и красноречию, и позже составлявшим основные виды римской художественной прозы.
Выступавшие раньше Катона Р. прозаики — историки или, правильнее, анналисты, — вместо того, чтобы под влиянием знакомства с греческой литературой приступить к обработке для прозаических произведений своего отечественного языка, писали по-гречески; таковы были аннаисты VI столетия: Квс, Л. Цинций Алимент и Г. Ацилий, современники и деятели эпохи 2 -й пунической войны, писавшие Р. историю от её начала до своего времени. Наибольшее количество произведений Катон оставил в области красноречия (Цицерону было известно более 150 речей Катона), а важнейшим его трудом был труд по истории Рима и Италии, под заглавием «Начала» (Origines). Катон писал и о земледелии, и о медецине, и о военном искусстве, дал образчик эпистолярного вида, собирал остроумные изречения знаменитых людей, написал даже стихотворное произведение «О нравах» (De moribus). Из всех этих трудов до нас дошло лишь сочинение «О сельском хозяйстве» (De re rustica), да и то в измененном виде; от «Речей» и «Начал» мы имеем лишь отрывки.