пожарский.pptx
- Количество слайдов: 11
Реставрация памятника Гражданину Минину и князю Пожарскому
Памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» в истории России и Москвы является первым скульптурным монументом, увековечившим подвиг всего русского народа в борьбе за независимость Отечества. Данному объекту культурного наследия принадлежит исключительное место в истории российской и мировой культуры как величайшему произведению монументальной пластики и литейного мастерства начала XIX века.
В 2005 г. ООО «Фирма «ВИОЛе-М» провела подробный анализ документов по данному вопросу. Историко-архивный поиск показал, что сведения и документы об обследованиях, ремонтах и реставрациях памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» сохранились частично. История реставрации и реконструкции монумента охватывает следующие годы: 1897 г. , 1926 г. , 1929 г. , 1930 г. , 1931 г. , 1940 г. , 1952 г. , 1953 г. , 1957 г. , 1959 г. , 1964 г. , 1967 г. , 1973 г. , 1980 г. Первая реставрация памятника, вероятно, относится к концу XIX века
В еженедельном приложении «Неделя строителя» к журналу «Зодчий» приводятся следующие сведения: «…московское городское управление, производившее реставрационные работы, ассигновало 2000 руб. Предполагалось выполнить следующие работы: «вычистить фигуры и барельефы и протереть их олифой, отполировать гранитный пьедестал, вставить отбитый угол и выбоины, исправить гранитный тротуар, вызолотить надписи, исправить и выкрасить под бронзу решетку» .
В мае 1940 г. комиссия, в состав которой входил Д. П. Сухов, обследовала памятник и установила, что для его сохранения необходимо: удалить загрязнения с поверхности бронзовых фигур, барельефов и надписи водой с мылом; промыть полированный гранит; промазать раствором и расшить швы гранитных кованых плит; произвести подсыпку на месте обнажения бута…» . «…Обсуждался вопрос об удалении коррозии, для чего следовало привлечь скульпторовмонументалистов…» .
Последняя реставрация относится к 1980 г. «…В феврале 1980 г. перед проведением Олимпийских игр в Москве специалисты Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината обследовали техническое состояние памятника. Предварительно полностью была очищена и промыта поверхность бронзовых скульптур и барельефов от пыли, копоти, грязи, птичьего помета с помощью 0, 5% раствора моющего средства „Лотос“. Были намечены основные направления научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по реставрации памятника…» .
В 1983 г. научными сотрудниками ВНИИР М. К. Калиш, Н. В. Тимофеевой, Ф. Б. Аракелян и. В. Топильской был составлен первый «Акт визуального обследования технического состояния памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в г. Москве» . Данный документ содержит сведения о составе и состоянии материала скульптурной композиции, постамента, конструкции каркаса и барельефов.
По результатам визуального обследования состояние памятника Минину и Пожарскому следует признать неудовлетворительным. Для обоснования выбора методов реставрации и разработки конкретных реставрационных технологий необходимо проведение исследований материалов, покрытий и конструктивной прочности памятника не только в соответствии с ранее разработанной и утвержденной программой, но и дополнительных исследований несущей способности диафрагмы плинта и проверки правильности положения скульптуры.
В 2002 году ООО «Фирма «ВИОЛе-М» и Реставрационный Научно -Производственный Центр (РНПЦ) «РЕКОС» совместно с музеемусадьбой Остафьево «Русский Парнас» оборудовала производственную базу мастерской для проведения исследований и практических реставрационных работ тыльного барельефа, посвященного военным подвигам русского войска под руководством князя Пожарского. Тыльный барельеф был отреставрирован реставраторами фирм «ВИОЛе-М» и РНПЦ «РЕКОС» и установлен на прежнее место.
В 2004– 2005 годах работы по исследованию состояния литой оболочки скульптурной группы, плинта и барельефов показали, что ухудшение экспозиционного и технического состояния памятника связано с нарастанием коррозионных процессов, развитием структурных разрушений, нарушением прочности конструкции, разрушением авторских и последующих реставрационных заделок дефектов, что вероятно связано с временным фактором и эксплуатацией в условиях открытой атмосферы, изменением влажности и температуры, повышением агрессивности городской атмосферы, усилением вибраций при проведении массовых зрелищных мероприятий