Скачать презентацию Реставрация фарфора Керамика греч keramos Скачать презентацию Реставрация фарфора Керамика греч keramos

рест фар.ppt

  • Количество слайдов: 61

Реставрация фарфора Реставрация фарфора

Керамика — (греч. keramos — глина) — широкий круг изделий из природных глин, а Керамика — (греч. keramos — глина) — широкий круг изделий из природных глин, а также их соединений с минеральными и органическими добавками, обожженных до камневидного состояния. Глиняный товар — неглазурованные изделия с грубозернистым пористым черепком. Температура обжига 300 — 950°С. Археологическая, этнографическая керамика, народные промыслы. Терракота (итал. terra — земля, cotta — обожженная) — неглазурованные изделия с пористым черепком разной Е. зернистости. Температура обжига ок. 1000°С. Античная керамика, изразцы, сюжетные рельефы. Майолика (итал. Maiolica - от названия острова Майорка) — изделия из обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытые глухой оловянной глазурью. Температура обжига ок. 1000°С. Керамика эпохи Возрождения, испано-мавританская, Персия, Турция, изразцы и др.

Глиняный товар: неолитическая керамика и изделия народных промыслов Глиняный товар: неолитическая керамика и изделия народных промыслов

Терракота: Античные амфоры в экспозиции Азовского музея. IV в. до н. э. Терракота: Античные амфоры в экспозиции Азовского музея. IV в. до н. э.

Терракота: Керамика античная. Чернофигурный стамнос VI в. до н. э. , краснофигурные кратер и Терракота: Керамика античная. Чернофигурный стамнос VI в. до н. э. , краснофигурные кратер и килик V в. до н. э.

Итальянская майолика. Свадебное блюдо «Камилла белла» . Кастель Дуранте. 1537. Альбарелло (аптечный сосуд). Дерута, Итальянская майолика. Свадебное блюдо «Камилла белла» . Кастель Дуранте. 1537. Альбарелло (аптечный сосуд). Дерута, 1500

Итальянская майолика. Тарелка с изображением подвига Марка Курция. 1515. Свадебные блюда. Майолика. Кастель Дуранте, Итальянская майолика. Тарелка с изображением подвига Марка Курция. 1515. Свадебные блюда. Майолика. Кастель Дуранте, Фаэнца. XV в.

Итальянская майолика. Лука делла Роббиа. Мадонна с младенцем. Августин Блаженный. Майолика. Флоренция. XV в. Итальянская майолика. Лука делла Роббиа. Мадонна с младенцем. Августин Блаженный. Майолика. Флоренция. XV в.

Испано-мавританская майолика. «Крылатая» ваза, блюдо с изображением орла, кувшин. Валенсия, XV – XVI вв. Испано-мавританская майолика. «Крылатая» ваза, блюдо с изображением орла, кувшин. Валенсия, XV – XVI вв.

Золотоордынская майолика. XIV в. Золотоордынская майолика. XIV в.

Фаянс (франц. faience — от итальянского города Фаэнца) — изделия тонкой керамики, имеющие плотный Фаянс (франц. faience — от итальянского города Фаэнца) — изделия тонкой керамики, имеющие плотный белый мелкозернистый черепок с добавлением каолина, покрытые прозрачными глазурями. Температура обжига 1250— 1280°С. Дельфт, Веджвуд, Киево-Межигорская мануфактура, фабрика Гарднера под Москвой и др. Каменные массы — изделия с плотным мелкозернистым спекшимся непросвечивающим черепком. Цвет черепка серый, голубой, зеленый желтый, красный, бурый, темно-коричневый, черный. Температура обжига 1200 — 1280° С. Веджвуд Фарфор (персидск. Фегфур от кит. Тянь-цзы - императорский) Керамическая масса из каолина (белой глины из каолинита – глинистого минерала из группы водных силикатов алюминия), кварца, полевого шпата, с небольшими добавками высокопластичных глин. Цвет черепка белый, фактура черепка оплавленная, температура обжига 1300— 1450°С. В музеях России твердый фарфор представлен продукцией русских, европейских, китайских, а также японских заводов. Фарфор любого состава, не покрытый глазурью, называется бисквитом.

Панно, рифленая ваза с крышкой. Дельфт, 1700. Панно, рифленая ваза с крышкой. Дельфт, 1700.

Супница из сервиза «Зеленая лягушка» и плакетки фирмы Дж. Веджвуда Супница из сервиза «Зеленая лягушка» и плакетки фирмы Дж. Веджвуда

Китайский фарфор с росписью кобальтом. XIV и XVII вв. Китайский фарфор с росписью кобальтом. XIV и XVII вв.

Китайский фарфор XVII в. Китайский фарфор XVII в.

Ваза цилиндрическая (Китай, к. XVII – нач. XVIII вв. ) и ваза с шаровидным Ваза цилиндрическая (Китай, к. XVII – нач. XVIII вв. ) и ваза с шаровидным туловом (Китай, XVIII в. ) из собрания РОМИИ. Фарфор

Ваза с изображением карпа (Китай, XVIII в. ) Фарфор Ваза с изображением карпа (Китай, XVIII в. ) Фарфор

Ваза с ручками в виде драконов, Сацума и ваза в стиле «арита» (Япония, XIX Ваза с ручками в виде драконов, Сацума и ваза в стиле «арита» (Япония, XIX в. ) из собрания РОМИИ. Фаянс, фарфор

Мейсенский фарфор. Изобретен И. Бетгером и В. Чирнтхаузом в 1709. В 1744 в России Мейсенский фарфор. Изобретен И. Бетгером и В. Чирнтхаузом в 1709. В 1744 в России Д. И. Виноградов независимо изобрел способ производства фарфора

И. Кендлер. Скульптурная группа «Триумф Амфитриты» для павильона «Катальная горка» в Ораниенбауме. 1775 И. Кендлер. Скульптурная группа «Триумф Амфитриты» для павильона «Катальная горка» в Ораниенбауме. 1775

Русский фарфор XVIII - I четверти XIX вв. Русский фарфор XVIII - I четверти XIX вв.

Ценностная шкала керамики Первая категория: уникальная керамика (от древней до XVIII в). Вторая категория: Ценностная шкала керамики Первая категория: уникальная керамика (от древней до XVIII в). Вторая категория: авторские и малосерийные произведения XVIII —XX вв. Третья категория: серийные произведения XIX —XX вв. ручной декорировки. Четвертая категория: массовая тиражированная керамика XIX —XX вв. Допустимая мера восполнения варьирует от нейтрального минимума в первой категории до максимума (при сохранении отличимости) в четвертой.

ПРОФИЛАКТИКА Для промывки фарфора используют пластиковую посуду, дистиллированную или кипяченую теплую воду, кисти и ПРОФИЛАКТИКА Для промывки фарфора используют пластиковую посуду, дистиллированную или кипяченую теплую воду, кисти и ватные тампоны, 10%-й водный раствор детского мыла с добавлением 1% аммиака. Можно полностью погрузить изделие в раствор на 2 -3 часа. Затем моющий раствор удаляют промывкой в теплой воде. Остатки влаги удаляют ватным тампоном со спиртом или феном. Перед промывкой надо убедиться, что надглазурные краски и позолота не смываются водой. Очистка Используют: - 20%-й водный раствор лимонной кислоты для удаления пятен ржавчины. - 10%-й водный раствор перекиси водорода для удаления чернильных пятен. Можно применять компрессы (от 15 - 20 минут до 5 - 6 часов), состоящие из ваты и марли, пропитанных вышеуказанными составами, для удаления устойчивых загрязнений. - 5%-й водный раствор биоцида для удаления плесени

Консервация Керамические изделия нередко состоят из составных (сборных) частей, соединенных с помощью арматуры из Консервация Керамические изделия нередко состоят из составных (сборных) частей, соединенных с помощью арматуры из цветных и черных металлов, или включают металлические элементы в виде декора. В таких случаях перед промывкой предусмотрен обязательный демонтаж с целью раздельной обработки керамики и металла. Разрушенная коррозией арматура подлежит обязательной замене на коррозионно-устойчивую (из латуни, нержавеющей стали, пластика). При исправной арматуре достаточно ограничиться рядом консервационных мер.

Арматуру удаляют, используя ножовки, боры, сверла для распиливания и извлечения арматуры, напильники, наждачную бумагу Арматуру удаляют, используя ножовки, боры, сверла для распиливания и извлечения арматуры, напильники, наждачную бумагу — для удаления продуктов коррозии скрытой арматуры. Затем арматуру из черных металлов обрабатывают 5%-м водным раствором фосфорной кислоты и промывают в горячей проточной воде, арматуру из цветных металлов - 10 — 25%-й водным раствором аммиака. Защитное покрытие для черных металлов - 25%-й спиртовой раствор клея БМК-5, БФ-2, БФ-4 или ЭД-20, ЭДП, для цветных - 10%-й раствор кремнийорганических лаков (МСН-7, ГКЖ-94, БМК 5, ПММА) в ксилоле с ацетоном 1: 1.

Фарфоровая рама зеркала. Фрагменты. Середина XIX в. ГИМ. Реставрация ВХНРЦ. Деревянный крепеж замен нержавеющим Фарфоровая рама зеркала. Фрагменты. Середина XIX в. ГИМ. Реставрация ВХНРЦ. Деревянный крепеж замен нержавеющим металлическим

Удаление старых реставрационных материалов Метод, когда путем размягчения старого клея производят расклейку фрагментов по Удаление старых реставрационных материалов Метод, когда путем размягчения старого клея производят расклейку фрагментов по шву, принято называть расшивкой. Клеи органического происхождения: рыбий, казеиновый, столярный поддаются воздействию горячей воды. Шеллак (природная смола) размягчается под воздействием этилового спирта и ацетона. Используют кисть, ватный тампон, накрученный на пинцет, компресс, скальпель. Процедуру расшивки следует планировать так, чтобы не оставлять размягченный под воздействием растворителей клей на швах в течение долгого времени (он может вновь затвердеть), а удалять его сразу. Особое внимание следует уделить чистоте обработки клеевого шва, не оставляя ни малейшего количества клея и загрязнений

Таблица растворителей Название клея Цвет шва склейки Растворитель Способ применения Шеллак Темный Этиловый спирт. Таблица растворителей Название клея Цвет шва склейки Растворитель Способ применения Шеллак Темный Этиловый спирт. Смесь аммиака со спиртом (1: 1) Компрессы по шву склейки БФ-2, БФ-4 От желтого до темнокоричневого Этиловый спирт. Смесь этилового спирта с ацетоном (1: 1) Компрессы по шву склейки Коричневый Этиловый спирт. Ацетон. Горячая вода (80° С) Компрессы по шву склейки. Погружение в воду Поливинил-ацетатная дисперсия (ПВА-д) Светло-кремовый Горячая вода (50 -70° С). Водно-спиртовой раствор 50% Поливинилбутираль Светлый Этиловый спирт Компрессы по шву склейки Диметилформамид Неоднократное наложение компрессов по шву склейки Карбинольный клей Погружение в воду. Компрессы по шву склейки Эпоксидные клеи Светло-желтый или коричневый Циакрин ЭО, ЭД зарубежные марки Бесцветный или светложелтый Диметилформамид Компрессы (для плотной керамики абразивная очистка) Бытовые клеи Mokol, Киттефикс, Момент Желтый или коричневый Ацетон Компрессы

Промывка. Удаление старого клея. Промывка. Удаление старого клея.

Реставрация Склеивание — наиболее часто выполняемая операция в процессе консервационной обработки керамических изделий. Часто Реставрация Склеивание — наиболее часто выполняемая операция в процессе консервационной обработки керамических изделий. Часто ее относят уже к реставрации. Предварительный подбор фрагментов осуществляется с помощью клейкой ленты, светлого пластилина и гипса. Если повреждены или не закреплены декоративные покрытия, ленту следует накладывать изнутри. Если изделие разбито на большое количество фрагментов, то при подборке их целесообразно применить способ системного размещения черепков, т. е. сгруппировать их отдельно для горла, тулова, ножки, дна сосуда. Процедура сборки и склеивания многофрагментного изделия становится проще, если предварительно провести подклейку небольших фрагментов к более крупным или склеить несколько небольших фрагментов, тем самым уменьшив их число, подлежащее окончательной сборке.

Впоследствии для удаления следов клейкой ленты используют тампоны с ацетоном; остатки пластилина удаляют тампонами Впоследствии для удаления следов клейкой ленты используют тампоны с ацетоном; остатки пластилина удаляют тампонами с ацетоном и уайт-спиритом; гипсовые замки-связки удаляют механическим способом, при необходимости предварительно размягчив их водными компрессами. Подготовка поверхностей разлома к склеиванию заключается прежде всего в удалении загрязнений или остатков старого клея. Изделие очищают и обезжиривают шов разлома этиловым спиртом или ацетоном.

К числу основных требований, предъявляемых к клеям, относятся следующие: прочность и надежность склейки, светостойкость, К числу основных требований, предъявляемых к клеям, относятся следующие: прочность и надежность склейки, светостойкость, термо- и влагоустойчивость, биостойкость, обратимость, равнопрочность клеевого шва и керамического материала. При склеивании фарфора важным условием является применение светлых, прозрачных, светостойких клеев. Если это невозможно, проводят осветление клеевой массы добавкой в нее светлых сухих наполнителей или последующей обработкой шва светлой мастиковочной массой на основе светостойких материалов.

Для склейки фарфора применяются клеи нескольких типов. Эпоксидные оптические клеи марок ОК (ОК-50 ПК, Для склейки фарфора применяются клеи нескольких типов. Эпоксидные оптические клеи марок ОК (ОК-50 ПК, ОК-72 фт/5, ОК-72 фт/15). Клеи этого типа растворимы в диметилформамиде, оптически однородны, прозрачны, бесцветны, жизнеспособность клея (вязкость состава) — 4 — 6 часов, полное отверждение — 24 часа. Клеевой состав состоит из двух жидких компонентов: смолы и отвердителя (полиэтиленполиамин – ПЭПА). Соотношение смолы и отвердителя • ОК-50 ПК 100 м. ч. смолы, 20 м. ч. отвердителя • ОК-72 фт/5 100 м. ч. смолы, 31 м. ч. отвердителя • ОК-72 фт/15 100 м. ч. смолы, 31 м. ч. Отвердителя См. прилагаемые инструкции!

Приготовление рабочего состава клея должно проводиться непосредственно перед склеиванием материала и строго соответствовать инструкциям. Приготовление рабочего состава клея должно проводиться непосредственно перед склеиванием материала и строго соответствовать инструкциям. При добавке в смолу отвердителя смесь тщательно перемешивают до однородности состава, и с этого момента начинается процесс отверждения клея. Склеивание эпоксидными клеями требует соблюдения следующих технологических условий: • смешивание смолы с наполнителем (белилами свинцовыми или цинковыми) производят до введения отвердителя, после чего массу оставляют до полного удаления воздушных пузырьков, в клеевую композицию можно вводить до 40 — 50 массовых частей наполнителя; • исключается применение влажных материалов при работе: наполнитель, посуда и инструмент должны быть просушены; • приготовление небольших количеств клея производят на фторопластовой пленке или на стеклянной пластинке.

Поливинилбутираль (ПВБ) также применяют для склеивания фарфора, исключая те случаи, когда требуется особая прочность Поливинилбутираль (ПВБ) также применяют для склеивания фарфора, исключая те случаи, когда требуется особая прочность клеевого шва. ПВБ — высокомолекулярный полимер, производный продукт поливинилового спирта, он растворим в этиловом спирте. Время окончательного отверждения клея для стекла и керамики — до 4 часов. Клеевые пленки ПВБ характеризуются прозрачностью, бесцветностью, достаточной прочностью и гибкостью. Для приготовления рабочего состава клея сухое вещество (ПВБ) растворяют в этиловом спирте. При приготовлении клеевых составов разбавление спирта водой недопустимо. Сосуд со смесью помещают на водяную баню, и массу перемешивают при слабом прогреве (40 — 60°С) в течение 30 минут, до того момента, пока ПВБ полностью не растворится и клеевая смесь не станет прозрачной. Рабочая концентрация раствора ПВБ, применяемого при склеивании керамики, составляет 10 -15%.

При склеивании изделий подклеивание мелких фрагментов выполняют ПВБ, а фрагменты и швы того же При склеивании изделий подклеивание мелких фрагментов выполняют ПВБ, а фрагменты и швы того же изделия, несущие на себе значительную нагрузку, склеивают эпоксидным клеем. Если по шву разлома имеются многочисленные сколы частиц керамической массы и глазури, что не позволяет выполнить точную подгонку, то в клей добавляют сухой наполнитель. Добавка наполнителя составляет до 50% и более (эпоксидный клей) и не более 10 — 20% (ПВБ). Клеевой состав наносят на поверхность разлома равномерным слоем, затем дают необходимую открытую выдержку, после чего склеиваемые поверхности плотно соединяют, учитывая при этом прочность керамического материала, выступивший клей незамедлительно удаляют с поверхности отжатым тампоном с растворителем, соответствующим клею, или дают подсохнуть и удаляют лезвием.

Чтобы обеспечить правильное склеивание фрагментов изделия, их положение необходимо фиксировать на время отверждения клея Чтобы обеспечить правильное склеивание фрагментов изделия, их положение необходимо фиксировать на время отверждения клея или до того момента, когда прочность клеевого шва позволит продолжить склеивание. Небольшие, легкие фрагменты можно зафиксировать клейкой лентой, светлым пластилином. Дополнительная фиксация непосредственно после склейки — установка склеиваемых фрагментов в ящик с кварцевым песком. Для скрепления сферических форм возможно применение резиновых и веревочных жгутов.

Нанесение клея. Удаление выступившего клея. Фиксация приклеенного фрагмента Нанесение клея. Удаление выступившего клея. Фиксация приклеенного фрагмента

Мастиковка швов склейки имеет своей целью устранение таких дефектов, как утраты частиц керамического материала, Мастиковка швов склейки имеет своей целью устранение таких дефектов, как утраты частиц керамического материала, глазури или керамического черепка, по кромкам. После нанесения мастиковочных масс проводят абразивную обработку. Для мастиковки небольших сколов и трещин составляют мастиковочные массы на основе тех клеев, которые употребляли в процессе склеивания изделий, добавляя в них сухие наполнители (белила, пастельные мелки) в количестве большем, чем приготовлении клеевых составов. Для мастиковки углубленных сколов и пустот составляют безусадочные мастиковочные массы на основе цианокрилатного клея (Циакрин-ЭО) и стеклянных микросфер, талька, мраморной пыли. С целью улучшения адгезивных свойств мастиковочных масс предварительно на место соединения с ней наносят тонкий слой того клея, на основе которого приготовлена масса. Перемешивают и наносят массы мастихином, шпателем, скальпелем. Абразивную обработку проводят надфилем, шлифовальной шкуркой, бормашиной. Следует учитывать, что большинство клеевых составов склонны к усадке при испарении растворителей. После высыхания массы ее необходимо нанести повторно — нарастить слой.

Восполнение утрат Приступая к практическим работам по восполнению утрат, в каждом конкретном случае важно Восполнение утрат Приступая к практическим работам по восполнению утрат, в каждом конкретном случае важно правильно определить меру возможного реставрационного вмешательства. Восполнение утрат производится с привлечением прямых или косвенных аналогий. Производится двумя способами: 1. Формовочный способ (предполагает последовательное изготовление восполняемого фрагмента с использованием слепочных форм, а затем отливок или отминок восполнений в массе по форме), 2. Способ прямого наращивания доделочной массой непосредственно по месту утраты.

Наиболее употребительной для изготовления форм при восполнении утрат фарфора в настоящее время являются формовочные Наиболее употребительной для изготовления форм при восполнении утрат фарфора в настоящее время являются формовочные массы - синтетические полимеры Виксинт, Сиэласт, Тиодент. При контакте с ними уязвимыми являются декоративные покрытия слабообожженными надглазурными красками и позолотой, поэтому применяют разделительную смазку – мыльномасляную эмульсию. Приготовление эластичных формовочных масс производят в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями, обычно это соединение пасты и жидких катализаторов, добавка которых (3 — 5%) вызывает полимеризацию массы.

Наложение и снятие формовочной массы Наложение и снятие формовочной массы

Доделочные массы - составы на основе минерального сырья (гипс, глина) или органических полимеров, которые Доделочные массы - составы на основе минерального сырья (гипс, глина) или органических полимеров, которые служат для восполнения утраченных фрагментов в окончательном варианте. Требования к доделочным массам: долговечность, химическая инертность, равнопрочность черепку, безусадочность, светостойкость. Примерный состав масс на основе эпоксидного клея 1. Эпоксидная смола, титановые белила, тальк + отвердитель (2: 1: 1+1/8); 2. Эпоксидная смола, мраморная пудра, тальк + отвердитель (2: 1: 1+1/8); 3. Эпоксидная смола, стеклянные микросферы, титановые белила, цветная пастель или мел + отвердитель (2: 1: 1: 0, 5+1/8). Сухие наполнители предварительно перемешивают в фарфоровой ступке или растирают на стекле шпателем или курантом. Приготовленные таким образом добавки затем смешивают с порцией эпоксидной смолы. Этот процесс почти всегда сопровождается образованием пузырьков воздуха в вязкой масс. В связи с этим перемешанный состав выдерживают в течение суток и более, а затем, перед началом работ, добавляют к нему отвердитель, все компоненты еще раз перемешивают, затем заполняют составом формы.

Доделочные массы на основе цианокрилатных клеев Цианокрилатные доделочные массы приготавливают на основе клея Циакрин-ЭО Доделочные массы на основе цианокрилатных клеев Цианокрилатные доделочные массы приготавливают на основе клея Циакрин-ЭО с наполнителями: мраморной пылью, тальком, полимерными порошками ПММА (полиметилметакрилат), стеклянными микросферами, цветной пастелью. Эти составы относятся к быстротвердеющим, схватывание массы может наступить через 1— 2 минуты. Цианокрилатные композиции позволяют получить массы с достаточной степенью просвечиваемости. Наполнители, в наибольшей степени способствующие Е. просвечиваемости масс, — стеклянные микросферы, мраморная крошка и др. ; увеличение количества клея в составе композиций также обеспечивает их большую прозрачность. Массу приготавливают на фторопластовой или полиэтиленовой пленке: предварительно перемешанную порцию сухих наполнителей смачивают циакрином, добавляемым из капельницы. Полученный пастообразный состав быстро переносят в формы.

Восполнение утраченных фрагментов предполагает привлечение прямых или косвенных аналогий, возможны два варианта изготовления реставрационных Восполнение утраченных фрагментов предполагает привлечение прямых или косвенных аналогий, возможны два варианта изготовления реставрационных восполнений. Первый вариант. По имеющемуся объемному аналогу (прямая аналогия) формовочной массой производится снятие формы с аналогичного фрагмента, подлежащего репродуцированию. Затем по этой форме выполняется набивка или отливка восполнения доделочной массой. Второй вариант. При отсутствии прямой аналогии вначале выполняется черновая модель по документально подтвержденным данным (косвенная аналогия). Обычно ее выполняют ручной лепкой в мягком материале (пластилин, глина). По утвержденной модели выполняется форма формовочной массой, а затем, как и в первом варианте, завершающая операция — изготовление по форме утраченного фрагмента доделочной массой. Перед заполнением доделочной массой форму необходимо обработать разделительной смазкой: при отливке эпоксидной массой или набивке цианокрилатной массой по сиэластовым формам — вазелин или мыльномасляная эмульсия. При необходимости крупные формы укрепляют гипсовым кожухом. Для нанесения разделительных смазок используют кисть, ватные тампоны, для набивки форм – скальпели, шпатели, для абразивной обработки восполнений - надфили, наждачную бумагу, бормашину.

Готовые отливки из затвердевшей эпоксидной массы получают, как правило, через сутки; их освобождают от Готовые отливки из затвердевшей эпоксидной массы получают, как правило, через сутки; их освобождают от формы, обрабатывают неровности поверхности абразивными инструментами, при необходимости сложной обработки пользуются бормашиной. Доделочные массы на основе цианокрилатных клеев схватываются через 1— 5 минут или более; после полного отверждения восполнение вынимают из формы и также при необходимости обрабатывают механически. Приклеивают изготовленные фрагменты тем же клеем, на основе которого приготовлена доделочная масса.

Шлифовка наждачной бумагой. Шлифовка надфилем Шлифовка наждачной бумагой. Шлифовка надфилем

Тонировка и золочение поверхности При реставрации керамики I ценностной категории восполненные утраты либо вовсе Тонировка и золочение поверхности При реставрации керамики I ценностной категории восполненные утраты либо вовсе не тонируются, либо тонировки выполняют в более светлом тоне, при наличии глазури не имитируют ее. Кроме того, для этой группы керамики исключается воспроизведение элементов декора (кистевой росписи, орнамента и т. д. ). Для керамики III ценностных категорий допускается более полная имитация цвета и декора, но при безусловном использовании прямых аналогий. Однако если объем восполняемых утрат значительный, а техника воспроизведения рисунка достаточно сложная, то следует отказаться от полной имитации. При этом возможно восстановление незначительных элементов росписи на участках, прилегающих к оригинальным, где четко читается продолжение линий рисунка или встречаются повторяющиеся элементы росписи, которые можно копировать. В остальном же лучше ограничиться приближенной имитацией, используя приемы нейтрализации привнесенных доделок. К таким приемам можно отнести смягчение цветовой контрастности, воспроизведение рисунка размытыми тонами, восполнение ручной росписи техникой пуантели, трафарета, ретуши, нанесение краски аэрографом.

Швы, соединяющие восполнение с подлинником, должны быть ровными, гладкими, не иметь выступов или признаков Швы, соединяющие восполнение с подлинником, должны быть ровными, гладкими, не иметь выступов или признаков проседания. Тонировки выполняют колонковой кистью или аэрографом, акварелью. Часто при реставрации фарфоровых изделий для тонирования восполнений требуются белые или непрозрачные краски. С этой целью применяют ПВАтемперные титановые белила. Для получения необходимых оттенков в белила добавляют немного акварели нужного тона. Другие краски ПВА-темперные применять не рекомендуется, так как они со временем склонны к изменению цвета. По той же причине не применяются казеино-масляная темпера и масляные краски. При использовании аэрографа светлым пластилином ограничивают тонируемый участок. Для просушивания красочного слоя используют электрофен. .

Завершение реставрации менажницы. Мастиковка сколов. Тонировка Завершение реставрации менажницы. Мастиковка сколов. Тонировка

Тонировочный слой наносится только в пределах поверхности восполнений, но при растушевке краски на границе Тонировочный слой наносится только в пределах поверхности восполнений, но при растушевке краски на границе с подлинником допускается незначительный заход ее на поверхность изделия (не более 1— 2 мм). Восполнение утрат декора, как правило, чаще всего производят по прямой аналогии, рисунок копируют с помощью кальки или папиросной бумаги, затем, подложив под нее поролоновую или войлочную прокладку, тонкой иглой накалывают контур рисунка, припорашивают сажей или толченым графитом. Глазурь имитируют лаком на основе кремнийорганических смол МФСН, МСН-7, КО-921 в виде растворов 30%-й концентрации в толуоле или ксилоле. Лак может быть нанесен кистью или туго свернутым ватным тампоном. Лак наносят послойно: после высыхания первого слоя можно наносить второй, время просушки приблизительно 1 сутки. .

Традиционный способ золочения доделок на фарфоре производится на лак мордан (МА-594). Он включает в Традиционный способ золочения доделок на фарфоре производится на лак мордан (МА-594). Он включает в себя следующие основные операции: 1. Нанесение на поверхность восполнения тонкого слоя грунтовочного лака (дважды). С этой целью используют один из лаков марки: ЯН-54, ЯК-1, ПФ-283 (бывший С-4). Растворитель - уайт-спирит или разбавитель № 2 (для масляной живописи). ЯН-54 просыхает в течение 16— 18 суток, ЯК-1 — 6 — 7 суток, а ПФ-283 — 24 — 36 часов. Сушка проводится при комнатной температуре, на это время экспонат помещают в специальный шкаф или под колпак, чтобы избежать попадания пыли или других загрязнений. 2. Обработка просохшей лаковой поверхности мягким абразивным материалом порошком тонкоизмельченной пемзы, влажным тампоном из сукна или фетра, круговыми движениями. 3. Нанесение кистью лака мордан. Период просушки лака может составлять от 6 до 16 часов. По мере высыхания лака на образцах делают несколько проб: через определенные промежутки времени накладывают кусочки золота и каждый раз проверяют качество позолоты.

4. Золочение. Процесс золочения производится специальным золотарным инструментом, к нему относятся: замшевая золотарная подушечка, 4. Золочение. Процесс золочения производится специальным золотарным инструментом, к нему относятся: замшевая золотарная подушечка, стальной нож, кисть (беличьи или колонковые различных номеров), веерообразная кисточка-лапка (из беличьих хвостов), зубки полировальные (кремневые, агатовые, медвежий зуб). Лист разрезают на кусочки требуемой конфигурации или цельным переносят на подготовленную поверхность. Прилипшее к поверхности золото сразу же прижимают ватным тампоном или короткой кисточкой (флейц) для лучшего сцепления и выравнивания его. Через 50 -60 минут после золочения поверхность слегка полируют (протирают) чистым ватным тампоном. При этом излишек неприставшего золота удаляется. Качественная позолота должна быть равномерно блестящей.

5. Тонирование позолоты (пример) Если необходимо придать позолоте матовый характер, вызолоченную на мордан поверхность 5. Тонирование позолоты (пример) Если необходимо придать позолоте матовый характер, вызолоченную на мордан поверхность покрывают с кисти тонким слоем специально приготовленной эмульсии. Раствор состоит из пищевого желатина, шафрана, бензойной смолы Приготовление раствора Бензойную смолу растворить в спирте (ректификате) в соотношении 1: 10. Приготовить на 1 литр воды 20%-й раствор желатина. Смешать оба раствора в равных частях. Состав должен быть молочного цвета. Процедить через плотный капрон, добавить для подцветки настой шафрана на спирте. В этот раствор для придания разных оттенков можно добавить и сухие пигменты — для подведения под основной тон позолоты фарфора. 6. Полировка Полировку лучше производить в этот же день. Перед началом работы поверхность проходят сухой беличьей кистью. Полировка производится зубками разного профиля (агатовым, сердоликовыми, кремниевыми), очень удобен зуб медведя.

Так называемое «твореное» золочение эффективно при реставрации и восстановлении тонкого рисунка и орнамента. Берется Так называемое «твореное» золочение эффективно при реставрации и восстановлении тонкого рисунка и орнамента. Берется 10 листов золота размером 12 x 7 см. В чистое чайное блюдце с высокими краями насыпают два грамма гуммиарабика порошком, добавляют несколько капель воды, размешивают указательным пальцем до получения густой клейкой массы. Лист золота аккуратно переносят в эту жидкость и тщательно перетирают. Так постепенно снимаются остальные листы, добавляется вода и перетирается золото. Это первая стадия творения. Продолжают растирать золото в течение полутора часов, с добавлением нескольких капель воды — вторая стадия. После исчезновения комочков добавляют еще два грамма гуммиарабика, предварительно разведенного водой, и продолжают перетирать. Затем доливают 1/3 стакана воды, перемешивают и процеживают через тонкую плотную ткань, выливают в блюдце и отстаивают примерно час. Воду сливают, прикрывают поверхность от пыли, блюдце помещают в теплое место для просушки. Это третья стадия творения. Золото наносят кистью.

Фарфоровая рама зеркала. Середина XIX в. ГИМ. Реставрация ВХНРЦ. Формы снимались силиконовой слепочной массой Фарфоровая рама зеркала. Середина XIX в. ГИМ. Реставрация ВХНРЦ. Формы снимались силиконовой слепочной массой "Байер" для стоматологических работ. Крупные утраты и новоделы из гипсополимера (гипс Titanit + 10 % водная дисперсия ПВА), мелкие утраты и сколы — составы "циакрин" с наполнителем (стеклянная микросфера + тальк 1: 1). Тонировки – акварель + белила, консервация тонировок – лак на кремнийорганической основе

Тарелка фаянсовая с гербом кардинала Фарнезе. Последняя четверть XVI в. РОМИИ Кардиналами в роду Тарелка фаянсовая с гербом кардинала Фарнезе. Последняя четверть XVI в. РОМИИ Кардиналами в роду Фарнезе были Алессандро (1520 -1589) и Рануччо (1530 -1565)

Ваза ладьевидная с гербом Фарнезе. Последняя четверть XVI в. Герб папы Павла III на Ваза ладьевидная с гербом Фарнезе. Последняя четверть XVI в. Герб папы Павла III на крепостной стене Ватикана. Герб на фасаде палаццо Фарнезе в Риме

Тициан. Портрет кардинала Алессандро Фарнезе. 1546. Неаполь Тициан. Портрет кардинала Алессандро Фарнезе. 1546. Неаполь