Репортаж-1.pptx
- Количество слайдов: 34
Репортаж
РЕПОРТАЖ: РАССКАЖИТЕ ИСТОРИЮ! XXI столетие обещает стать веком нарративной журналистики. На первый план выходит умение рассказывать истории. Что не удивительно: идеи и истории правят миром. В жанре репортажа талант рассказчика проявляется наиболее ярко. Автор воздействует не только на разум, но и на чувства аудитории. Лучшие образцы репортажа стоят на одном уровне с литературными произведениями.
РЕПОРТАЖ – КОРОЛЬ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ Репортаж (лат. reportare - передавать) журналистский материал, дающий наглядное представление о событии, очевидцем или участником которого стал автор. В репортаже тема раскрывается на примерах конкретных случаев, героев и их судеб. Репортаж – это своеобразная квинтэссенция журналистики, так как он: 1. Информирует 2. Показывает места, в которых читатель не был 3. Знакомит с интересными людьми 4. Анализирует актуальные проблемы общества на наглядных примерах
ВИДЫ РЕПОРТАЖА Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, социальной группы (секты, панков, эмо) репортаж о путешествии. Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.
РЕПОРТАЖ – ЭТО ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ… Географических – рассказ о тех местах, которые для аудитории не очень доступны. Институциональных – свидетельства из тех мест, в которые не пускают или пускают неохотно простых смертных (тюрьмы, психиатрические больницы, монастыри) Социальных – рассказ о представителях тех социальных групп, с которыми аудитория в обычной жизни редко соприкасается (бездомные, гастарбайтеры, наркоманы)
ПЕРВЫЕ РЕПОРТЁРЫ-МЕЖДУНАРОДНИКИ Геродот Никитин Марко Поло (484 – 425 гг. до н. э. ) (1254 – 1324 гг. ) Афанасий (? – 1475 гг. )
РЕПОРТАЖ: РОЖДЕНИЕ ЖАНРА Газеты долго обходились без репортажей. Публиковали новости, указы, объявления Конец XVIII века: английские газеты стали отправлять журналистов в парламент. В 1783 года появляются репортажи о прениях Крупные события XVIII – XIX века окончательно сформировали жанр репортажа Технический прогресс: появление телеграфа и телефона
РЕПОРТАЖ: РАЗВИТИЕ ЖАНРА Конец XIX – первая половина ХХ века: расцвет жанра В США – «разгребатели грязи» , Эрнест Хемингуэй и другие В России – Владимир Гиляровский ( «Москва газетная» , «Москва и москвичи» ) После 1945 года: засилье «новостной» журналистики 1960 -е годы: «новый журнализм» в США (Томас Вульф, Хантер Томсон) 1960 -е годы: «новый индивидуализм» в Европе (Гюнтер Вальраф) В СССР – расцвет международного репортажа (Всеволод Овчинников, Валентин Зорин)
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН РЕПОРТАЖ?
ЭЛЕМЕНТЫ РЕПОРТАЖА Тема n n Идея (что вы хотите сказать? ) n n n Герои Место действия Действие Факты Анализ (не всегда)
ТЕМА Актуальность Важность для читателя Необычный ракурс, интересные герои «Держите глаза и уши открытыми, гуляя по улицам, занимаясь делами, караульте сюжет, и вам воздастся» . Дэвид Рэндалл, «Универсальный журналист»
ГДЕ И КАК ИСКАТЬ ТЕМЫ? Информационные ленты и публикации в СМИ (главное – уловить тему!) Календарь грядущих событий, анонсы Знакомые и коллеги подсказали (умейте дружить!) Обратная связь с читателями Интересный ракурс заезженной темы Редактор подсказал «Поймать в воздухе»
ИДЕЯ Что я хочу сказать читателю этим репортажем? Что занимало меня, удивило, тронуло во время работы над этой темой? Занимайтесь самообразованием и развивайте в себе оригинальное мировоззрение! Помните о вечных сюжетах (любовь, поиск смысла жизни, конфликт поколений, грех и покаяние и т. д. ) Не надо прямолинейно высказывать свою идею – можете скатиться в морализаторство. Пусть читатель сам делает выводы!
ГЕРОИ Найти главного героя репортажа Какие черты героя важны для моей темы? Героев не должно быть слишком много Описание героя: - Краткая история (возраст, профессия, судьба, мировоззрение) - Внешность - Невербальная коммуникация (жесты, мимика) - Речевые особенности Чем больше диалогов, тем лучше!!!
ГЕРОИ: ПРИМЕРЫ Игорь Иванович по паспорту – Манучер Сулейманпур. Он наполовину перс, наполовину русский. До шести лет жил в Ленинграде, потом его семья переехала в Тегеран. Оба языка для него родные, обе культуры – свои. Говорит, что, когда обижают русских, в нем просыпается русский, когда персов – просыпается перс. После заявлений Буша в Игоре Ивановиче бодрствует перс. <…> У него двое сыновей. Один, Иван, живет в Америке. Другой, Петр, в Тегеране. Петр – рекламный дизайнер. В свободное время сочиняет музыку в стиле этноджаз. Типичный персонаж из фильма «Асса» , но до сих пор проблем со стороны властей не испытывал. Его брат Иван, который в США, Америку не любит. Особенно после того, как его жена-американка бросила Ивана, узнав, что у него рак. Но возвращаться в Иран Иван тоже не хочет. В Америке он привык к порядку, а в Иране его нет. Д. Соколов-Митрич «Иран устал ждать войны» ( «Известия» )
ГЕРОИ: ПРИМЕРЫ «На уголке стола — стопка пожелтевших историй болезни. Виталий Фролков сидит за столом спиной к окну. На нем белый халат, застегнутый почти у самого горла, и в целом Фролков смотрится мужчиной солидным. Возможно, чересчур молодым для человека, которого ожидаешь найти за дверью кабинета с табличкой «Заведующий» в этом старинном темном здании с высоченными потолками» . М. Ахмедова «Заведующий домом жизни» ( «Русский репортёр» ) — Во! — баба Маня поднимает указательный палец. — Слышали? Якое премирие? Ложимся и не знаем, чи встанем, чи не, — она говорит на суржике, мешая русские слова с украинскими. Из русских она выкидывает гласные, а украинские произносит твердо, квадратно. — Все люди уже какие препуганные, — продолжает она, обходя школу. М. Ахмедова «Маленькая Родина» ( «Русский репортёр» )
ДИАЛОГИ: ПРИМЕРЫ — Тихо… — прерывает Наташу Юра и показывает пальцем в ту сторону, откуда слышна стрельба. — А ты еще что-то слышишь? — обращается к нему Наташа, растягивая слова. — У меня не до такой степени контузия… Там аптечный склад, — Юра показывает пальцем вправо, демонстрируя хорошее знание местности, — не знаю, разбит он или нет. Тихо… — Юра прислушивается, словно желая услышать в разморенном воздухе траекторию полета снаряда. — Я не боюсь, — говорит Наташа и берет Юру за руку. — А я боюсь, — приближается санитарка. — Вы что, не видите, все разбито, — она обводит рукой округу. — Прошлой ночью тоже никто ничего не слышал, не стреляли, а как бахнуло сюда, и все. Мне страшно. Я жить хочу. Ха-ха-ха, — она смеется и подносит руку к виску, ей словно хочется покрутить у него пальцем, адресовав этот жест тем, кто чувствует себя тут в безопасности. — Ну как можно быть уверенным… — она не договаривает. — Это ж такое — прилетит, и все!
ДИАЛОГИ: ПРИМЕРЫ — Мать ко мне в больницу приехала и говорит: «Ну почему так? Почему? » — произносит Юра. — А я ей отвечаю: «Ма-м-ма, от этого никто не застрахован. Ввойна! Я живой, и слава Богу» . — А дальше будет еще интересней, — растягивает слова Наташа. — Прорвемся, дорогая, — Юра опускает большую ладонь на конец туловища, из которого должна начинаться нога. Другая его рука по-прежнему лежит в слабых, частично атрофированных руках Наташи. — Ты мне в душу запала еще тогда — помнишь, ходила возле дома с ходунком? — Ты тогда не обращал на меня внимания.
ДИАЛОГИ: ПРИМЕРЫ — Я тебя видел, когда ты пришла получать ордер на квартиру в том доме. — У тебя была жена. — Сожительница! — Почему ты тогда ко мне не подошел, паразит такой? ! — Давненько это было, — вздыхает Юра. — Я тогда на стройке работал. Тот дом строил. Елки зеленые! Знать бы, что для будущей жены строил! Ну подожди… вот распишемся. Тогда твоя мама вообще… — Опупеет. — А она думала в интернат дочку сдать… Ну как такое можно сказать! — с обидой произносит Юра. — Дочку — в интернат!
ДИАЛОГИ: ПРИМЕРЫ — Не подошел ко мне, паразит, тогда… — Наташа поднимает на Юру любящие счастливые глаза. — У тебя была жена… — Ну и как она со мной обошлась? — Она тебя похоронила. — Поминки по мне справила! Вот такая, значит, у нее была любов… — обида, все сильнее звучащая в его голосе, отъедает от любви мягкий знак. — Вот оно все и открылось теперь. Теперь ты мне в душу впала и в сердце. А сердцу не прикажешь. Я любые трудности преодолею. — Не смущай меня, я начинаю краснеть… Мне кажется, что я знаю тебя больше, чем сто лет. Я знаю тебя бесконечность, — говорит она. С другой стороны от боя где -то начинает куковать кукушка. — Были люди, которые меня предавали. Бы-ли. Мы с ними просто расходились, как два корабля. Но теперь у меня на таких людей — контроль. М. Ахмедова «Заведующий домом жизни» ( «Русский репортёр» )
ДИАЛОГИ: ПРИМЕРЫ – А разве нацистский переворот в Киеве – это не объявление войны? Посмотрите, что творят империалисты! Как и в середине ХХ века, они ведут к власти фашистов. Правда, сейчас они маскируют их под демократов вроде господина Порошенко. Знаешь, почему украинцы проголосовали за «шоколадного короля» ? Они думают, он каждому выдаст по шоколадке! – Они надеются стать частью Европы. – Неужели им кажется, что и здесь всё шоколадом намазано? Германия, конечно, страна богатая, но капитализм и здесь порождает нищету. Вон посмотри лучше туда! – оживляется мой собеседник и указывает пальцем на ближайшую урну, из которой – надо же такому случиться! – чумазый бомж именно в этот момент вытаскивал пакетик с едой.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ Где разворачивается моя история? (обычно – несколько мест) Найти яркие детали, чтобы метко обрисовать образ. Используйте все органы чувств: фиксируйте цвета, звуки, запахи, тактильные ощущения. Описание места действия: - Природа - Городской/сельский пейзаж - Помещение
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: ПРИМЕРЫ Почти забытый дух Советского Союза начинаешь чувствовать на улицах Тегерана уже через несколько минут. Отличаются только декорации. Вместо портретов Ленина-Маркса-Энгельса – на каждом углу Хомейни-Хаменеи-Хатами. Вместо «Никто не забыт и ничто не забыто!» – огромные плакаты с лицами шахидов ирано-иракской войны. Но главное сходство – в людях. Иранцы по-советски добродушны. Особенно по отношению к иностранцам. Их здесь любят не из корысти, а из любопытства. Д. Соколов-Митрич «Иран устал ждать войны» ( «Известия» )
ДЕЙСТВИЕ Драматургия репортажа: какие конфликты, сюжетные повороты есть в истории? Что будет началом, кульминацией, завершением репортажа? Какие сцены важны для моей темы? Какие сцены излишни? Оставляйте только то, что «работает» на вашу тему и идею. Самое сложное – это передача движения. Используйте настоящее время, умело чередуйте длинные и короткие предложения, общие и крупные планы!
ДЕЙСТВИЕ: ПРИМЕРЫ «Маркбар. Омрико!!!» , «Маркбар. Исраиль!!!» – эти лозунги можно принять за что угодно. «Смерть Америке» и «Смерть Израилю» иранцы кричат так громко, что разобрать слова нереально. Под эти крики запруженный народом проспект Свободы длиной в несколько километров движется к главной площади страны (тоже Свободы). У многих в руках – чучела Буша. Такое впечатление, что далеко не все иранцы представляют себе, как выглядит американский президент. У одних он брюнет, у других – блондин, попадались даже Буши с усами. Но все как один – с галстуками. Без галстука был только белый осел с надписью «Буш» , разукрашенный в цвета американского флага. К символу Демократической партии США этот осел, так же как и республиканец Буш, не имеет никакого отношения. Просто в Иране осел считается самым позорным животным.
ДЕЙСТВИЕ: ПРИМЕРЫ В какой-то момент по прилегающей улице к толпе присоединился президент Хатами. Жидкое кольцо охранников и весьма подержанных автомобилей сопровождения удалось преодолеть очень многим простым гражданам, они прыгали вокруг президента, что-то громко кричали, но не мешали ему идти. Это не шло ни в какое сравнение с тем, как передвигался по Вашингтону Буш после инаугурации; поприветствовать американского лидера можно было лишь из-за ограждения. Мне тоже удалось приблизиться к Хатами на расстояние вытянутой руки. На моем месте мог оказаться любой, и в руке у него могло быть что угодно. Д. Соколов-Митрич «Иран устал ждать войны» ( «Известия» )
ДЕЙСТВИЕ: ПРИМЕРЫ Джип резко тормозит у китайского ресторана. В темноте краснеют бумажные фонарики. У входа кортеж, украшенный мигалками. Там же сгрудились охранники, похожие на полицейских. Они приставляют дула автоматов к голове высокого нескладного мужчины. Тот высокомерно улыбается. Из подъехавшего джипа выскакивает Лысый, несется к охранникам, размахивая руками, кричит на грузинском, разбавляя ор русским матом. — Если он через пять минут не выйдет, мы вытащим его оттуда за
ДЕЙСТВИЕ: ПРИМЕРЫ Охранники убирают автоматы. Нескладный мужчина подходит к джипу. Он молод и даже гламурен. Заливается смехом. Минуты через три охрана заботливо окружает кого-то и ведет к одной из машин кортежа с мигалками. В темноте президент Грузии Михаил Саакашвили узнается едва. На ходу приводит себя в порядок. Тройка преследователей бросается в джип и какое-то время демонстративно едет за президентским автомобилем. М. Ахмедова «Уронили Мишку на пол» (Русский репортёр» )
ФАКТЫ И АНАЛИЗ Герои, сцены, диалоги – основное блюдо, факты и анализ – это гарнир. Сцены и факты должны гармонично друг с другом сочетаться (чаще всего они чередуются) Утомлять читателя фактами не стоит – бросит читать! Без фактов тоже не обойтись – это будет литература, а не журналистика Хорошая аналитика украшает репортаж, выводит его на уровень очерка НО! Без морализаторства. Читателю лучше один раз показать, чем сто раз рассказать.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ Неуклонное следование хронологии: это скучно, стройте драматургию рассказа, исходя из логики темы. Ненужные детали, которые не работают на главную тему и идею Слишком длинные предложения Рассказ о собственных эмоциях, вместо того, чтобы показать чувства героев
«Я» ИЛИ НЕ « Я» ? Местоимение «Я» - совершенно не обязательная составляющая репортажа Пишите от первого лица, только если без этого действительно нельзя обойтись – когда вы участник события. В большинстве случаев лучше выдвигать на первый план чувства и мысли героев репортажа, а не свои собственные. Журналистика – это рассказ журналиста об обществе, а не о самом себе. Поэтому старайтесь избегать «я» , где это возможно.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ РЕПОРТАЖИ Главный принцип: мультимедийность – не самоцель! Подумайте, выиграет ли ваша тема, если добавить к ней аудио, видео? Добавит ли это новый смысл, усилит ли впечатление, передаст атмосферу, подчеркнет ли то, что вы хотите сказать? Если нет – то в данном случае лучше отказаться от мультимедийной подачи. Пример мультимедийного репортажа: Молодых А. Сомали. Диагноз: http: //www. rusrep. ru/2009/23/somali/
ВЕБ-РЕПОРТАЖ: АУДИО-СЛАЙД-ШОУ Автор читает текст Фото и подписи к ним в виде иллюстраций Примеры: http: //www. nytimes. com/packages/html/nyregion/2 0071125_DNA_FEATURE/index. html# http: //www. mediastorm. org
Репортаж-1.pptx