Скачать презентацию Renessans Ренессанс 1 I 2 Архитектура Скачать презентацию Renessans Ренессанс 1 I 2 Архитектура

02_Renessans_lecture_shlyakhovaya.pptx

  • Количество слайдов: 169

Renessans Ренессанс 1 Renessans Ренессанс 1

I 2 I 2

Архитектура раннего возрождения в Италии, предпосылки и признаки становления Ренессанса (1420 -1500) 3 Архитектура раннего возрождения в Италии, предпосылки и признаки становления Ренессанса (1420 -1500) 3

В начале XV в. в Италии (в Тоскане), где наследие античности никогда полностью не В начале XV в. в Италии (в Тоскане), где наследие античности никогда полностью не исчезало, возникает новое явление в искусстве - ренессанс, в более узком смысле слова - возрождение античного искусства. В XV в. ренессанс постепенно распространяется по всей Италии. 4

5 5

 Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. В этот период возводятся сооружения, Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Существенно изменяется характер монументальной архитектуры, и в отличие от вертикализма пространств, соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. 6

Всю историю развития нового стиля в течение XV - XVI вв. можно разделить на Всю историю развития нового стиля в течение XV - XVI вв. можно разделить на три основных периода: 7

 Раннее Bозрождение XV в. - ТРЕЧЕНТО, центр Флоренция, арх. Брунеллески, 1420 - 1500 Раннее Bозрождение XV в. - ТРЕЧЕНТО, центр Флоренция, арх. Брунеллески, 1420 - 1500 гг. - это период раннего Ренессанса. Ведущим архитектором этого периода был Ф. Брунеллески (1377 - 1446), а основным центром - Флоренция. - Конкурс на завершение купола Санта Мария дель Фьоре - Л. Б. Альберти « 10 книг об архитектуре» . 8

 Высокое возрождение 1500 - 1530 - КВАТРОЧЕНТО, Рим, арх. Брамaнте. Ведущим архитектором становится Высокое возрождение 1500 - 1530 - КВАТРОЧЕНТО, Рим, арх. Брамaнте. Ведущим архитектором становится Д. Браманте (1444 - 1514), а центр перемещается в Рим. Браманте из Милана привозит в Рим центрическую композицию храма, работал с Да Винчи в Милане, увлечен идеей идеальных городов. Собор Св. Петра. Рафаэль Санти 1550 г. -падение Флоренции 9

 Позднее - 1530 - 1580 - ЧИКВЕНТО, Рим, арх. Микеланджело. /Маньеризм/ Последний и Позднее - 1530 - 1580 - ЧИКВЕНТО, Рим, арх. Микеланджело. /Маньеризм/ Последний и по времени относительно короткий период относится к позднему Ренессансу (1540 – 1580 гг. ). Ведущим архитектором этого времени стал великий скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564). - Микеланджело - Палладио « 4 книги об архитектурере» - Виньола «Правила 5 -ти ордеров» 10

4 источника: 11 4 источника: 11

 1. Античность(Колизей, арочно-ордерная ячейка; раннехристианские базилики) 12 1. Античность(Колизей, арочно-ордерная ячейка; раннехристианские базилики) 12

 2. Византия(конструкции: парусный свод, купол на парусах) 13 2. Византия(конструкции: парусный свод, купол на парусах) 13

 3. Готика (конструкции крестового свода на нервюрах, белые ребра крестового свода) 14 3. Готика (конструкции крестового свода на нервюрах, белые ребра крестового свода) 14

 4. Проторенессанс 15 4. Проторенессанс 15

Архитектура занимает ведущее место, масштабной меркой становится человек. Появляются новые формы, развитие в ширину. Архитектура занимает ведущее место, масштабной меркой становится человек. Появляются новые формы, развитие в ширину. Вместо готического пространства появляются рациональное с визуально четкими границами пространство, вместо динамических ритмов линий используют строгие прямоугольные линии и формы. Основные геометрические формы и тела - квадрат, прямоугольник, куб, шар. Характеризуется – простой формой, спокойствием объемов, форм и ритмов. Постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Используются ордера - тосканский, дорический, ионический, смешанный. В нижних этажах - тяжелый тосканский. В верхней - легкий - ионический. 16

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РЕНЕССАНС Материалы: Кроме традиционных строительных материалов в период Ренессанса используются и СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РЕНЕССАНС Материалы: Кроме традиционных строительных материалов в период Ренессанса используются и некоторые новые. Традиционный камень в основном в ранний период применяется в виде каменных блоков, обработанных различными способами. Он используется и в конструкциях, и в элементах оформления. Стена - 2 -ухслойная: облицовочный и конструктивный слои. При большой толщине стен ядро стен выполняется из бетона. 17

Своды: К наиболее типичным для ренессанса сводам относятся: цилиндрический с люнетами, сомкнутый, лотковидный, «зеркальный» Своды: К наиболее типичным для ренессанса сводам относятся: цилиндрический с люнетами, сомкнутый, лотковидный, «зеркальный» - 4 лопасти сомкнутого свода с «зеркалом» горизонтального потолка. Потолок более спокойный. Для коридоров и арочных галерей применялся крестовый свод без ребер. 18

19 19

20 20

Типы сооружений стиля ренессанс В развитии ренессансной архитектуры первоочередной задачей является строительство дворцов для Типы сооружений стиля ренессанс В развитии ренессансной архитектуры первоочередной задачей является строительство дворцов для старой и новой торговой аристократии. Городские дворцы вначале имели вид крепостей, так как выполняли и оборонительные функции. Их общим признаком была простота композиции, мощный руст стен, последовательное разделение этажей карнизами. По существу, можно говорить о едином блоке, имеющем горизонтальное членение. Верхняя часть завершалась особенно сильным карнизом, иногда значительно выступающим 21

 строительство жилых домов для нового класса - буржуазии. Тип итальянского дворца - ПАЛАЦЦО. строительство жилых домов для нового класса - буржуазии. Тип итальянского дворца - ПАЛАЦЦО. Атриумный дом - внутренний двор. Городской дом - прямоугольный план с замкнутым двором. 22

23 23

Характерно, что первым ренессансным произведением была не церковная, а гражданская постройка. Это здание флорентийского Характерно, что первым ренессансным произведением была не церковная, а гражданская постройка. Это здание флорентийского Воспитательного дома, спроектированное Ф. Брунеллески в 1421 г. По своей архитектуре полностью отличается от предшествующих готических построек. Здание имеет горизонтальную композицию, с легкой аркадой на колоннах, которая с тех пор становится наиболее популярным архитектурным приемом. 24

Филиппо Брунеллески, Брунеллеско (Filippo Brunelleschi, Brunellesco) (1377, Флоренция, - 15. 04. 1446) Великий итальянский Филиппо Брунеллески, Брунеллеско (Filippo Brunelleschi, Brunellesco) (1377, Флоренция, - 15. 04. 1446) Великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения. 25

Санта Мария дель Фьоре Santa Maria del Fiore (Ф. Брунеллески) 26 Санта Мария дель Фьоре Santa Maria del Fiore (Ф. Брунеллески) 26

Воспитательный дом и Сан-Лоренцо (Ф. Брунеллески) 27 Воспитательный дом и Сан-Лоренцо (Ф. Брунеллески) 27

28 28

Капелла Пацци во Флоренции (Ф. Брунеллески) 29 Капелла Пацци во Флоренции (Ф. Брунеллески) 29

30 30

Церковь Сан Спирито. (Ф. Брунеллески) 31 Церковь Сан Спирито. (Ф. Брунеллески) 31

32 32

Палаццо ди парте Гвельфа (1420— 1442). (Ф. Брунеллески) 33 Палаццо ди парте Гвельфа (1420— 1442). (Ф. Брунеллески) 33

Палаццо Питти. (Ф. Брунеллески) 34 Палаццо Питти. (Ф. Брунеллески) 34

35 35

Санта Мария-дельи-Анджели. (Ф. Брунеллески) 36 Санта Мария-дельи-Анджели. (Ф. Брунеллески) 36

Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404 -1472 гг. ) 37 Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404 -1472 гг. ) 37

 Первой работой Альберти в родном городе был проект дворца для Джованни Ручеллаи, строительство Первой работой Альберти в родном городе был проект дворца для Джованни Ручеллаи, строительство которого вел между 1446 и 1451 годами Бернардо Росселлино. 38

Палаццо Ручеллаи (Л. Б. Альберти ) 39 Палаццо Ручеллаи (Л. Б. Альберти ) 39

Палаццо Пикколомини в Пьенце (Росселино) 40 Палаццо Пикколомини в Пьенце (Росселино) 40

Сравнение композиции фасадов палаццо Ручеллаи и Пиколомини Палаццо Ручеллаи (Альберти) Палаццо Пикколомини (Росселино) 41 Сравнение композиции фасадов палаццо Ручеллаи и Пиколомини Палаццо Ручеллаи (Альберти) Палаццо Пикколомини (Росселино) 41

Проста система пропорций дворца Ручеллаи во Флоренции. Расчленив высоту здания в Проста система пропорций дворца Ручеллаи во Флоренции. Расчленив высоту здания в "золоте" в направлении сверху вниз, мастер засек отметку карниза между 1 -м и 2 -м этажами. Остаток высоты он разделил пополам, уравняв высоты 2 -го и 3 -го этажей. Разбив высоту дворца Пикколомини в Пьенце в отношении функции и поделив ее малую часть в "золоте", зодчий нашел отметку карниза между 2 -м и 3 -м этажами. Затем он принял высоту 3 -го этажа за малый отрезок новой Функции, больший отрезок которой определил высоту 2 -го этажа. Взяв эту высоту за малую часть третьей функции, зодчий установил высоту 1 -го этажа. Остаток общей высоты пошел на цоколь. 42

 Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Один Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Один из богатейших людей города, он, по словам Вазари, "пожелал сделать за свой счет и целиком из мрамора фасад церкви Церковь Санта-Мария Новелла", поручив проект его Альберти. 43

Санта-Мария Новелла (Л. Б. Альберти) 44 Санта-Мария Новелла (Л. Б. Альберти) 44

45 45

Сан-Франческо в Римини (Л. Б. Альберти) 46 Сан-Франческо в Римини (Л. Б. Альберти) 46

47 47

Сан-Себастьяно (Л. Б. Альберти) 48 Сан-Себастьяно (Л. Б. Альберти) 48

Церковь Сант-Андреа в Мантуе (Л. Б. Альберти) 49 Церковь Сант-Андреа в Мантуе (Л. Б. Альберти) 49

Палаццо Медичи Рикарди (Л. Б. Альберти) 50 Палаццо Медичи Рикарди (Л. Б. Альберти) 50

51 51

Донато Браманте (Donato Bramante) 11. 03. 1514, Рим) 52 Донато Браманте (Donato Bramante) 11. 03. 1514, Рим) 52

Часовня-ротонда Темпьетто (Д. Браманте) 53 Часовня-ротонда Темпьетто (Д. Браманте) 53

Двор Бельведер (Д. Браманте) 54 Двор Бельведер (Д. Браманте) 54

55 55

Собор св. Петра (Д. Браманте) 56 Собор св. Петра (Д. Браманте) 56

57 57

58 58

Санта-Мария-дела-Паче (Д. Браманте) 59 Санта-Мария-дела-Паче (Д. Браманте) 59

II 60 II 60

ФИЛИППЕ БРУНЕЛЛЕСКИ Первый мастер эпохи Возрождения. Античные римские, византийские, романские и готические истоки его ФИЛИППЕ БРУНЕЛЛЕСКИ Первый мастер эпохи Возрождения. Античные римские, византийские, романские и готические истоки его творчества. 61

- Ф. Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса. - Отказавшись от карьеры нотариуса, - Ф. Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса. - Отказавшись от карьеры нотариуса, с 1392 г. был в учении у ювелира, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира в Пистойе; и там учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи. - Во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике в учении у Паоло Тосканелли. - В 1398 году Б. вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. - В Пистойе молодой Б. работал над серебряными фигурами алтаря «Святого Якова » - Конкурс. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского Баптистерия. Конкурс Б. — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). «Принесение в жертву Исаака» 62

Деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла. 63 Деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла. 63

Задетый темпроигрышем вконкурсе, Ф. Б. покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил Задетый темпроигрышем вконкурсе, Ф. Б. покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру. Во время пребывания в Риме с ним был Донателло. 64

Воспитательный дом (1421 -1444) Оспедаледельи Инноченти или Приют невинных 65 Воспитательный дом (1421 -1444) Оспедаледельи Инноченти или Приют невинных 65

Самым важным новым качеством в пространственной композиции - принцип «открытого плана» , при котором Самым важным новым качеством в пространственной композиции - принцип «открытого плана» , при котором сооружение включает в себя такие элементы окружения, как уличный проезд, проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными помещениями. Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. В композиции главного, выходящего на площадь фасада - мотив глубокой открытой лоджии. Впервые вестибюль открыт на площадь и всем доступен. 66

В плане здание решено в виде обстроенного по периметру большого квадратного двора, обрамленного легкими В плане здание решено в виде обстроенного по периметру большого квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками. Обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации) были расположены на первом этаже, а спальни и помещения для занятий – на втором. Все помещения объединены вокруг квадратного двора, в левом крыле лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно 67 оставить подкидыша.

 "Пропорциональная зависимость между зданием и пространством площади выражена размером полуциркульных арок, соотношением между их шириной и высотой колонн, кажущимся перспективным уменьшением верхнего этажа с окнами" Дж. К. Аргон. 68

Воспитательный дом организован просто: - аркады его лоджии раскрыты - все архитектурные элементы ясно Воспитательный дом организован просто: - аркады его лоджии раскрыты - все архитектурные элементы ясно читаются - масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней - открытая лестница в 9 ступеней ведет во всю ширину здания к нижнему этажу, раскинувшемуся галереей из 9 полуциркульных арок, которые покоятся на высоких колоннах композитного ордера - от капителей к задней стене галереи перекинуты подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями - по углам ряд колонн имеет по пилястре, над каждой из них архитрав, который тянется над всеми арками - между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев - прямоугольный формат окон, их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза. 69

В архитектурном решении Дома были заложены идеи и принципы, развитие которых впоследствии легло в В архитектурном решении Дома были заложены идеи и принципы, развитие которых впоследствии легло в основу архитектуры больничных проектов: - в композиционном замысле выражен общественный характер здания - самостоятельность комплекса, его видное место в городе - организация жизненного пространства с учетом функции сооружения - множество мелких помещений различного предназначения - комбинация изолированных, самостоятельных частей вместо непрерывной цепи готических крестовых сводов. 70

Купол собора Санта Мария дель Фьоре (1420— 1436) 71 Купол собора Санта Мария дель Фьоре (1420— 1436) 71

72 72

Конструктивные решения: Трудность возведения купола заключалась в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр 42 м), Конструктивные решения: Трудность возведения купола заключалась в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр 42 м), и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Усилия были направлены на максимальное облегчение веса купола и уменьшение сил распора, действующих на стены барабана. Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя — защитной. Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами. Купол собирался из граней- «долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Восьмигранный купол диаметром 42 м был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. 73

74 74

- Брунеллески нашел правильный изгиб ребер — дуга в 60 градусов обладает наибольшей прочностью. - Брунеллески нашел правильный изгиб ребер — дуга в 60 градусов обладает наибольшей прочностью. - Вторая техническая находка — способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, а с наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола — своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось. В каждой лопасти свода ряды кирпичей образуют не прямую, а слегка вогнутую, провисающую линию, не дающую разломов. - Поскольку гигантский купол возводился без контрфорсов и без лесов, Брунеллески пришлось по ходу дела изобрести целый ряд машин и механизмов, необходимых для подъема строительных материалов и конструкций на большую высоту. 75

76 76

Капелла Пацци во Флоренции (1434 -1444) 77 Капелла Пацци во Флоренции (1434 -1444) 77

- конструктивная ясность, античная простота и гармония - компактная композиция - использование геометрических формул - конструктивная ясность, античная простота и гармония - компактная композиция - использование геометрических формул при проектировании -новые комбинации элементов классической архитектуры (колонн, пилястр, арок…) 78

Полукруглый купол покрывает центральную часть, которая является и центром прямоугольника. Открытое пространство меньшей стороны Полукруглый купол покрывает центральную часть, которая является и центром прямоугольника. Открытое пространство меньшей стороны выходит на главную площадь и связано апсидой, включающей алтарь. Фасад открывается во двор шестиколонным портиком с большим арочным проемом в центре. Полукружие арки срезается пилястрами верхнего яруса. 79

Основные пространственные элементы интерьера распределены по двум взаимно перпендикулярным осям, отчего возникает уравновешенная система Основные пространственные элементы интерьера распределены по двум взаимно перпендикулярным осям, отчего возникает уравновешенная система здания с куполом на парусах в центре и тремя неравными по ширине ветвями 80 креста по его сторонам.

81 81

Особенности интерьера: - заимствования из античной архитектуры, в ней нет готических элементов, высоких окон, Особенности интерьера: - заимствования из античной архитектуры, в ней нет готических элементов, высоких окон, вытянутых колонн -сочетание прямых и закругленных линий - хорошая освещенность - пропорциональность - пространственная свобода - гармоничное соотношение опоры и нагрузки 82

83 83

Базилика Сан-Лоренцо и Старая сакристия (1420 -1428) 84 Базилика Сан-Лоренцо и Старая сакристия (1420 -1428) 84

Церковь Санто-Спирито (1436 -1446) (Ф. Брунеллески) 85 Церковь Санто-Спирито (1436 -1446) (Ф. Брунеллески) 85

Палаццо Питти. (Ф. Брунеллески) 86 Палаццо Питти. (Ф. Брунеллески) 86

Капелла Барбадори (1420) (Ф. Брунеллески) 87 Капелла Барбадори (1420) (Ф. Брунеллески) 87

Палаццо Пацци-Кваратези 1445 г (Ф. Брунеллески) 88 Палаццо Пацци-Кваратези 1445 г (Ф. Брунеллески) 88

Воспитательный дом (1421 -1444). Купол собора Санта Мария дель Фьоре (1420— 1436). Ораторий церкви Воспитательный дом (1421 -1444). Купол собора Санта Мария дель Фьоре (1420— 1436). Ораторий церкви Санта-Мария дели Анджели (1434 -1446). Капелла Пацци (1434 -1444) Капелла Барбадори (1420) Церковь Санто-Спирито (1436 -1446) Базилика Сан-Лоренцо и Старая сакристия (1420 -1428). Палаццо ди парте Гвельфа(1420— 1442) Палаццо Пацци-Кваратези Палаццо Питти 89

Значение творчества Брунеллески: • Основоположник архитектуры итальянского Ренессанса. • Новый язык архитектуры, разрыв со Значение творчества Брунеллески: • Основоположник архитектуры итальянского Ренессанса. • Новый язык архитектуры, разрыв со средневековым прошлым • Новые композиционные приемы: - логика композиционного решения и визуальной гармонии - система пропорций и повторяемость строгих геометрических форм - введение античных элементов (ордер, арки, полуциркульные окна) - членение пространства с математической ясностью, использование геометрических формул при проектировании - пространственная свобода - конструктивная ясность и простота - новые комбинации элементов классической архитектуры (колонн, пилястр, арок…) - организация жизненного пространства с учетом функции сооружения • Новое качество в пространственной композиции - принцип «открытого плана» , вытянутость зданий по горизонтали. • Технические находки: - устройства и механизмы - инженерные решения (облегченный каркасный купол, способ и последовательность кладки, новые способы возведения) • Открытие перспективы 90

III 91 III 91

Эпоха высокого Возрождения в Италии 1500 -1580 г. г 92 Эпоха высокого Возрождения в Италии 1500 -1580 г. г 92

 • Зарождение и развитие принципов архитектуры Высокого Возрождения происходит в Риме. • На • Зарождение и развитие принципов архитектуры Высокого Возрождения происходит в Риме. • На почве исканий предшествующего периода складывается единый общенациональный стиль - величественный, монументальный и благородный, сдержанный. • Основывается на более смелом и свободном использовании классических ордеров античности. • Окончательно формируется архитектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композицией, с пространством замкнутым и всесторонне развитым. 93

Центрическое здание Часовня-ротонда Темпьетто (Д. Браманте) 94 Центрическое здание Часовня-ротонда Темпьетто (Д. Браманте) 94

Палаццо Фарнезе. (Антонио да Сангалло) 95 Палаццо Фарнезе. (Антонио да Сангалло) 95

Светская архитектура. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания. Они отличаются гармоничностью, Светская архитектура. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания. Они отличаются гармоничностью, логикой пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. 96

Храмовая архитектура. - стремление к колоссальности и величественности - переход от средневекового крестового свода Храмовая архитектура. - стремление к колоссальности и величественности - переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба. 97

Венецианская школа 98 Венецианская школа 98

Главными представителями архитектуры этого времени были: Рафаэль Санти Микеланджело Буонарроти Джакомо Бароцци да Виньола Главными представителями архитектуры этого времени были: Рафаэль Санти Микеланджело Буонарроти Джакомо Бароцци да Виньола Андреа Палладио . 99

Рафаэль Санти (1483 -1520) Рафаэль Санти Рафаэль (Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio, Урбино Рафаэль Санти (1483 -1520) Рафаэль Санти Рафаэль (Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio, Урбино - итальянский живописец, работавший в Риме вместе с Браманте на протяжении 1514 -1520 г. также стал одним из значимых архитектоов Италии. Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. В 1508 Рафаэль через Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. 100

Церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509) 101 Церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509) 101

Капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512 -20) 102 Капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512 -20) 102

Палаццо Видони (Каффарелли) (с 1515) 103 Палаццо Видони (Каффарелли) (с 1515) 103

Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) 104 Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) 104

Палаццо Пандольфини во Флоренции (1520) 105 Палаццо Пандольфини во Флоренции (1520) 105

Палаццо Саули. Генуя. Алесси (1555 -1556) 106 Палаццо Саули. Генуя. Алесси (1555 -1556) 106

Римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено) 107 Римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено) 107

Ватиканский двор Сан Дамазо 108 Ватиканский двор Сан Дамазо 108

Собор святого Петра. 109 Собор святого Петра. 109

Основные черты: - взаимодействие со средой (связь рисунка и рельефа фасадного декора с особенностями Основные черты: - взаимодействие со средой (связь рисунка и рельефа фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания) - единство меры, ритма, пропорций, колорита и архитектурных фонов - академизм, реалистичность (анатомически правильное изображение человеческого тела) 110

Микела нджело Буонарро ти (полное имя — Микела нджело де Франче ско де Нери Микела нджело Буонарро ти (полное имя — Микела нджело де Франче ско де Нери де Миниа то де ль Се ра и Лодо вико ди Леона рдо ди Буонарро ти Симо ни 1475— 1564 гг. (1475— 1564) — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Был одним из наиболее крупных и разносторонних художников. Родился в 1475 в тосканском городе, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти. в месточке Капрезе близ Флоренции. Он был прежде всего скульптором. Первый скульптор, познавший строение человеческого организма. Микеланджело создал образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501— 1504) 111

 «Давид» (1501— 1504) 112 «Давид» (1501— 1504) 112

Росписи свода Сикстинской капеллы (1508 -1511) 113 Росписи свода Сикстинской капеллы (1508 -1511) 113

Библиотека Лауренциана (1524 -1534). 114 Библиотека Лауренциана (1524 -1534). 114

Церковь Санта-Джованни-де-Фьорентины (1559 -1560) 115 Церковь Санта-Джованни-де-Фьорентины (1559 -1560) 115

Фасад церкви Сан-Лоренцо 116 Фасад церкви Сан-Лоренцо 116

Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (Капелла Медичи) (1520 -1535) 117 Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (Капелла Медичи) (1520 -1535) 117

Капитолийская площадь. Ансамбль Капитолия (1538 -1539). 118 Капитолийская площадь. Ансамбль Капитолия (1538 -1539). 118

Собор Св. Петра Сравнение планов собора св. Петра в Риме по проектам Браманте, Рафаэля, Собор Св. Петра Сравнение планов собора св. Петра в Риме по проектам Браманте, Рафаэля, Сангалло мл. и Микеланджело. 1 – Браманте 2 – Рафаэля 3 – Перуцци 4 - Антонио да Сангалло мл. с 119

План Микеланджело 120 План Микеланджело 120

Ворота Порта Пиа (1561 -1564) 121 Ворота Порта Пиа (1561 -1564) 121

Проект укреплений Борго. 122 Проект укреплений Борго. 122

Санта Мариа дель Анджели (1563) 123 Санта Мариа дель Анджели (1563) 123

Проблема синтеза живописи, архитектуры и скульптуры. 124 Проблема синтеза живописи, архитектуры и скульптуры. 124

Известные работы: - пререстройка собора Св. Петра (ему принадлежат западный фасад и барабан с Известные работы: - пререстройка собора Св. Петра (ему принадлежат западный фасад и барабан с куполом) (1546 -1564). Он также составил: - Фасад церкви Сан-Лоренцо - Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508— 1512. Ватикан. - Капелла Медичи 1520— 1534. - Библиотека Лауренциана. 1524— 1534, 1549— 1559. Флоренция. - Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524— 1531. Флоренция, собор Сан. Лоренцо. - Гробница Юлия II. 1542— 1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. - Проект укреплений Борго. - карниз палаццо Фарнезе в Риме (1546 -1547) - проект реконструкции старого моста Санта Тринита (1560), по котрому. Амманати выстроил мост спустя 10 лет, - проект римских городских ворот Порта-Пиа, названных по имени папы Пия IV (1561), - проект перестройки древних терм Диоклетиана в церкви Cанта-Maрия-дельи. Анджели (1563) 125

Смысл и значение микеланджеловской композиции состоят в противоборстве двух реальностей - природы и духа. Смысл и значение микеланджеловской композиции состоят в противоборстве двух реальностей - природы и духа. - стремление к синтезу архитектуры, скульптуры и живописи - монументальность - пластичность и драматизм образов - преклонение перед физической и духовной красотой человека 126

Джакомо да Виньола (Vignola; наст. имя Якопо де Бароцци; 1507— 1573 гг. ) Родился Джакомо да Виньола (Vignola; наст. имя Якопо де Бароцци; 1507— 1573 гг. ) Родился в местечке Виньола близ Модерны. Обучался живописи и искусству перспективы в Болонье. С 1530 г работал в Риме, выполнял живописные заказы, был помощником Перуцци на строительстве Бельведера в Ватикане, помогал комментировать Витрувия и обмерять римские древности. В 1540 г. стал секретарем римской Витрувианской академии. С 1541 - 1543 делал слепки античных скульптур для дворца в Фонтенбло во Франции. 127

По возвращении в Италию работал сначала в Болонье и ее окресностях: - достройка собора По возвращении в Италию работал сначала в Болонье и ее окресностях: - достройка собора Сан Петронио - портик деи Банки - судоходный канал от реки По к Болонье (1547) - мост через реку Самоджа между Болонье и Модерной (по Фламиниевой дороге) - несколько дворцов 128

В 1546 вернулся в Рим, где работал с такими проектами как: - строительство виллы В 1546 вернулся в Рим, где работал с такими проектами как: - строительство виллы Юлия III - ц. Сан Андреа на виа Фламиния - строительство лестниц и портиков у палаццо Сенаторов на Капитолии - вилла епископа Гамбара (позднее Ланте) в Витербо - вилла Фарнезе на Палатине - ц. Иль Джезу в Риме - сотрудничество с Микеланджело на строительстве собора св. Петра, после смерти которого стал фактически главным руководителем - дворец Фарнезе в Пьяченце - церкви в Сант Оресто в Марцано, в Капранике - ц. Джезу в Перудже - замок в Каподимонте - палаццо Комунале в Веллетри - крепость в Норчии (1554) - фонтаны - ц. Санта Анна деи Палафреньи - ц. Санта Мария дель Орто в Риме - проект церкви для Эскориала 129

 «Трактат о пяти ордерах архитектуры» (1562) 130 «Трактат о пяти ордерах архитектуры» (1562) 130

Вилла папы Юлия III (1550 -1555) 131 Вилла папы Юлия III (1550 -1555) 131

Замок Фарнезе в Капрарола близ Витербо (1559) 132 Замок Фарнезе в Капрарола близ Витербо (1559) 132

Собор св. Петра. 133 Собор св. Петра. 133

Церковь Сан Андреа (1554) 134 Церковь Сан Андреа (1554) 134

135 135

Иль-Джезу (1568) 136 Иль-Джезу (1568) 136

 • Важный шаг в разработке новых типов сооружений – виллы, предназначенной для отдыха • Важный шаг в разработке новых типов сооружений – виллы, предназначенной для отдыха и развлечений, загородного замка-дворца и нового типа церковного здания. • Стремление связать развитие композиции в глубину с движением зрителя, склонность к необычным элементам и криволинейным очертаниям, к обогащению традиционных схем планировки дворца, виллы, церкви. (овальные планы). • Виньола был, кроме того, автором многих фонтанов, в том числе одного из лучших ренессансных фонтанов — в городе Витербо, эффект которого основан на противопоставлении как бы растущих от земли каменных форм стекающим вниз по ним струям воды. 137

Андреа Палладио (Palladio; ди Пьетро, di Pietro) 1508 - 1580 Родился в Падуе, бывшей Андреа Палладио (Palladio; ди Пьетро, di Pietro) 1508 - 1580 Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро «делла Гондола» . Выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. На примере своих простых и изящных построек продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения могут быть творчески переработаны и использованы, создал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. 138

Вилла Годи в Лонедо (1540) и Вилла Пизани в Баньоло (1544) 139 Вилла Годи в Лонедо (1540) и Вилла Пизани в Баньоло (1544) 139

ОБЩЕСТВЕННАЯ АРХ-РА 140 ОБЩЕСТВЕННАЯ АРХ-РА 140

Базилика в Виченце. С 1549 (перестроена из Палаццо дела Раджоне) 141 Базилика в Виченце. С 1549 (перестроена из Палаццо дела Раджоне) 141

Дворец Кьерикати (ныне Гор. музей). (Начат в 1550. ) 142 Дворец Кьерикати (ныне Гор. музей). (Начат в 1550. ) 142

ПАЛАЦЦО 143 ПАЛАЦЦО 143

Реконструкция Палаццо Публико (начатого в 1549 году). 144 Реконструкция Палаццо Публико (начатого в 1549 году). 144

Палаццо Тьене (1550) 145 Палаццо Тьене (1550) 145

Палаццо Изеппо да Порто (1544 -1552) 146 Палаццо Изеппо да Порто (1544 -1552) 146

Палаццо Вальмарана в Виченце (1566) 147 Палаццо Вальмарана в Виченце (1566) 147

148 148

ВИЛЛЫ 149 ВИЛЛЫ 149

Вилла «Ротонда» возле Виченцы (около 1552 года) 150 Вилла «Ротонда» возле Виченцы (около 1552 года) 150

Вилла Пояна близ Виченцы. Конец 1560 -х гг. 151 Вилла Пояна близ Виченцы. Конец 1560 -х гг. 151

Вилла графов деи Тиени () 152 Вилла графов деи Тиени () 152

Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо (1560 — 1570) 153 Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо (1560 — 1570) 153

ТРАКТАТ «Четыре книги по архитектуре» 1570 154 ТРАКТАТ «Четыре книги по архитектуре» 1570 154

ПОЗДНИЕ ПОСТРОЙКИ 155 ПОЗДНИЕ ПОСТРОЙКИ 155

Палаццо Порто-Барбарано в Виченце (1570) 156 Палаццо Порто-Барбарано в Виченце (1570) 156

Лоджии дель Капитаньо (1571) 157 Лоджии дель Капитаньо (1571) 157

Театр Олимпико (1580 -1585) 158 Театр Олимпико (1580 -1585) 158

ХРАМЫ 159 ХРАМЫ 159

Сан Франческо дела Винья (1533) 160 Сан Франческо дела Винья (1533) 160

Сан Джорджо Маджоре (1565 -1580) 161 Сан Джорджо Маджоре (1565 -1580) 161

Сан Пьетро в Кастелло (1558) 162 Сан Пьетро в Кастелло (1558) 162

Иль Реденторе в Венеции (1577 -1592) 163 Иль Реденторе в Венеции (1577 -1592) 163

 «ПАЛЛАДИАНСТВО» 164 «ПАЛЛАДИАНСТВО» 164

Ставит проблемы: - иерархии архитектурного пространства - зависимости местоположения от назначение здания - понимания Ставит проблемы: - иерархии архитектурного пространства - зависимости местоположения от назначение здания - понимания изобразительного пространства как конкретного места для обитания - говоря современным языком - «функциональности планировки» - ориентации помещений. 165

IV 166 IV 166

Архитектура Позднего Возрождения (15301580 г. г) Раннебарочные традиции в архитектурном творчестве Микеланджело. Андреа Палладио Архитектура Позднего Возрождения (15301580 г. г) Раннебарочные традиции в архитектурном творчестве Микеланджело. Андреа Палладио – завершитель архитектуры Возрождения Италии. 167

Раннебарочные традиции в архитектурном творчестве Микеланджело С давних времен Микеланджело почитают как «отца барокко» Раннебарочные традиции в архитектурном творчестве Микеланджело С давних времен Микеланджело почитают как «отца барокко» . Нарушил архитектурные традиции предшествующих поколений. В его постройках ордер терял свое тектоническое значение, превращаясь в средство декорирования стен. В архитектуре Микеланджело господствует подчеркнутое выявление пластичности форм и их напряженной динамики, в создании динамических контрастов большую роль играют - напряженный, насыщенный светотенью рельеф стены - сильно выступающие пилястры - пластически выразительные наличники - «большой ордер» Т. е постройки Микеланджело подготавливают почву для барокко, однако их величественная тектоничность остается чисто ренессансной чертой. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств; одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров. 168

Готика Ренессанс 169 Готика Ренессанс 169