ОМБ_Лекция_7_28.10.16.pptx
- Количество слайдов: 71
РЕЛИГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
ПЛАН 1. Религия в системе: Ø исторические типы мировоззрения, Ø социальных институты, Ø духовная культура. 2. Религия. Понятие. Структура. Основные элементы религии. 3. Национальные и мировые религии. 4. Религия и общество. Социальные функции религии. 5. Религия и свободомыслие в современном мире. 6. Правовое регулирование религии в Российской Федерации.
Основная литература: Васильев Л. С. История религий Востока, 2006 // http: //www. gumer. info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil 1/ Гараджа В. И. Религиоведение: учеб. пособие для студентов и преподавателей средней школы / В. И. Гараджа. – М. , 1995. Кислюк К. В. Религиоведение: учебник для высш. учебных заведений / К. В. Кислюк, О. Н. Кучер. – Ростов н/Д. , 2004. Основы религиоведения. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др. Учебное издание под ред. И. Н. Яблокова. 4 -е изд. , перераб. и доп. – М. : Высш. шк. , 2005. – 508 с. Религиоведение: Учебное пособие. 2 -е изд. , перераб. и доп. / Под ред. М. М. Шахнович – СПб. : Питер, 2012. – 448 с. : ил. Финк, Р. А. Религиоведение: учеб. пособие / Р. А. Финк. – Омск: Изд-во Ом. ГТУ, 2009. – 112 с.
Ерофеева К. Л. Религиозное сознание эпохи глобализации: некоторые противоречия // Вестник ИГЭУ. – Вып. 1. – 2009 г. – С 1 -4 // http: //vestnik. ispu. ru/sites/vestnik. ispu. ru/files/publications/62 -65_0. pdf Излученко Т. В. Глобализация религиозного сознания: факторы и тенденции развития // Социодинамика. – 2015. - № 6. - С. 69 -79. // http: //e-notabene. ru/pr/article_15272. html Городнёва М. С. Глобализация и феномен религиозного // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3. –С. 13 -16 //http: //phpp. sgu. ru/sites/phpp. sgu. ru/files/short_text/32015_filosofiya. 13 -16. pdf Андреева, Л. А. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян / Л. А. Андреева, Л. К. Андреева // Социологические исследования: Научный и общественнополитический журнал Российской академии наук. - 2010. - N 9. - С. 95 -98. Андреева, Л. А. Секулярный или постсекулярный мир? Верификация концепций [] / Л. А. Андреева, Л. К. Андреева // Социологические исследования: Научный и общественнополитический журнал Российской академии наук. – 2015. – N 3. – С. 82 -88. http: //www. isras. ru/index. php? page_id=2624&jn=socis&jid=51 65
РЕЛИГИЯ_ВИДЫ
Кармин Анатолий Соломонович – доктор философских наук, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения. Известный и признанный специалист в области теории познания, методологии науки, психологи творчества, культурологии
Y-ценностная ось ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Житейские знания. Мистические верования. Рациональные формы знаний. X-когнитивная ось ценности: финальные, инструментальные, производные. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА социокультурные нормы: общекультурные, групповы, ролевые. Z-регулятивная ось
Мифология Религия Искусство Философия К духовной культуре относятся культурные формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей
Особенности духовной культуры: Неутилитарность; нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей. Наибольшая свобода творчества. Особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, богаче реального мира. Наиболее чутко реагирующая на изменения среды, самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при социальных катаклизмах, нуждается в поддержке общества.
Техника Наука Инженерия Основные формы технологической культуры
Технология как культурный феномен Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность.
Особенности технологической культуры: Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы). Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре). Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология). Эволюция от мистики (магии) к рациональности
2. РЕЛИГИЯ. ПОНЯТИЕ. СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ.
О религии … Религия есть только формула нравственности. Достоевский Ф. М. Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все. ва М. И. Бог хитёр, но не злонамерен. ейн А. Цветае Эйншт
Религия – это одна из сфер духовной и практической жизни людей, состоящая из следующих элементов: 1) религиозного сознания, основу которого составляет вера в существование «иного» мира, сверхъестественных сил и существ; 2) религиозного культа, обеспечивающего связь человека или сообщества людей со сверхъестественными силами и сущностями и поддерживающего религиозные чувства; 3) религиозных организаций различного типа, объединяющих единоверцев, которые совместно отправляют культ, вырабатывают и претворяют в жизнь общие принципы поведения.
Религиозное сознание – это мировоззрение, ядром которой является вера в священное. Религиозная деятельность – выражается в форме культа. Культ – это взаимодействие со священной реальностью, происходящая в форме ритуала. Религиозные отношения – включают в себя отношения верующих к явлениям сакрального мира и к нормам религиозной морали. Религиозные организации – такие, как религиозная община, церковь, секта и др.
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ
Элементы религии Неверие Вера и чувства религиозные Вероуче ние Религиозны й культ Организаци я верующих Отношение к религии Атеисты Созн ательн ые Стихи йные Верующие Неконфессиональные Пассивные Неорганизованные Конфессиональные Активные Организован ные
3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.
Архаические верования и обряды: магия тотемизм анимизм фетишизм • обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. • комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами - видами животных и растений. • от лат. anima - animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. • отдельным предметам приписывается магическая сила, способность влиять на ход событий и получение желаемого результата (создание амулетов, талисманов и идолов).
Национальные религии Индуизм Даосизм Конфуцианство • одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (ок. 95% всех индуистов - в Индии). • китайская религия и одна из основных религиознофилософских школ. • этико-политическое учение в Китае; основы были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием. Синтоизм • (в переводе с японского «путь богов» ) – это религия, возникшая в раннефеодальной Японии из множества родоплеменных культов. Иудаизм • возникшая в 1 -м тыс. до н. э. в Палестине; распространена в основном среди евреев.
Мировые религии: Буддизм Христианство: Православие, Католицизм, Протестантизм Ислам • Возник в Др. Индии в 6 -5 вв. до н. э. ; основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). • возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины; в 1054 раскололось на православие и католицизм; из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. • (араб. - букв. - покорность), монотеистическая религия, ее последователи - мусульмане; возник в Аравии в 7 в; основатель - Мухаммед.
4. РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ.
РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ. мировоззренческая, регулятивная. легитимирующая компенсаторная, интегративная,
Мировоззренческая, или смыслополагающая, функция - конструирует специфическое объяснение сущности окружающего мира, выделяя ее в сверхъестественную реальность, и отвечает за распространение такого понимания мира, детализацию картины мира и формирование соответствующего мироотношения. Итогом осуществления мировоззренческой функции является ее способность выступать основой мировоззрения, а основное значение для человека выражается в ответе на вопрос о смысле жизни.
Компенсаторная функция раскрыта преимущественно в психологических и социологических исследованиях религии. Суммарное представление о ней можно свести к способности устранять неуверенность в будущем, ощущение бессилия людей изменить условия своей жизни, дискомфорт отсутствия возможностей удовлетворения своих потребностей, а также стремление решить конфликт отношения человека к себе, к другим и к миру в целом. Компенсаторная функция религии реализуется на трех уровнях: мировоззренческом, ценностном и эмоционально-психологическом. Основным итогом данной функции является религиозный катарсис, т. е. очищение души, освобождение от страданий и страстей.
Интегративная функция религии объединяет и согласует действия частей социальной системы, выстраивает их гармоничное функционирование друг с другом. Основным средством реализации интегративной функции выступает совместное осуществление ритуалов, а ее итогом является формирование устойчивых связей между различными социальными группами. С интегративной функцией неразрывно связана легитимирующая, результатом которой является одобрение норм и ценностей социальной системы, а также освящение социальных институтов, препятствующих их нарушению.
Регулятивная функция религии направлена на поддержание равновесия в социальной системе для уменьшения тенденций, ведущих к разрушению целого, к беспорядку, а также на согласование действий отдельных людей и социальных групп с интересами общества. Данная функция расставляет акценты, благодаря наличию в религии ценностных установок, формированию под ее воздействием мотивов поведения и деятельности, включению в религиозные представления целей и идеалов существования.
5. РЕЛИГИЯ И СВОБОДОМЫСЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Впервые принципы либеральных взаимоотношений религии и государства были закреплены 18 статьей Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. , согласно которой «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ» .
Правовое положение религии окончательно оформилось в международном законодательстве в Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (Декларация ООН, от 25 ноября 1981 г. ), которая, с одной стороны, вобрала в себя принципы всего предшествующего международного регулирования свободы религии, а с другой, – детализировала многие положения. Хотя сама Декларация о ликвидации нетерпимости не является законодательным актом, но служит основой для формирования таковых во всех государствах-членах ООН.
6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 14 1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 19 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 29 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» .
ОМБ_Лекция_7_28.10.16.pptx