Религия и сферы экономики.pptx
- Количество слайдов: 21
Религия и сферы Религия экономики и сферы экономики
Хозяйственная деятельность людей существует столько, сколько и человеческая цивилизация. Параллельно с возникновением этого вида деятельности началось формирование представлений человека о нём. В древности экономические идеи тесно увязывались с религиозными взглядами, правовыми, нравственными представлениями людей и излагались в юридических документах, философских и богословских трактатах.
Большое количество войн привело к возникновению у всех культур культа «Бога войны» . Особым почитанием пользовалась Мать-земля, что отражало роль развивающегося земледелия (Деметра, Либер, Мин, Осирис) О развитии хозяйственных отношений свидетельствует наличие в разных культурах богов, - покровителей торговли (Гермес, Меркурий, Велес)
Неотъемлемой частью экономической жизни древних людей была охота (Артемида, Диана). Почётное место так же занимало ремесло (Птах, Гефест, Вулкан)
Осирис - первым сделал плуг и научил людей земледелию Мин - г плодородия (рождения урожая, размножения людей и скота), торговли, караванов и восточной пустыни
Дионис – бог виноделия Велес - "скотий бог" - хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и торговцев, бог удачи.
Пример Египта еще раз убеждает о первостепенном для государства значении экономики – основы развития народа и государства. Идеология и одно из ее проявлений – религия призвана обеспечивать экономическое развитие. На протяжении тысячелетий в Египте последовательно менялись около десятка религий: фетишизм, культы природы, культ бога Ра, затем бога Атона, в последствии – бога Амона, христианство, мусульманство. В целом огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни были связаны с важнейшей чертой египетского общества – стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Поддержанию стабильности египетского общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.
В Индии очень велико было значение бога Брахмы. Он установил отношения между людьми. Велико было социальное расслоение, но оно было не имущественное, а кастовое. Высшие касты имели лучшие участки земли, имели больше рабов, платили меньше налогов.
Брахманы (из уст) – обучение ведам, раздача милостыни, жертвоприношение Кшатрии (из рук) – воинское дело Вайшью (из бедёр) – пасти скот, заниматься торговлей Шудры (из ступней) – со смирением обслуживать вышестоящие касты
Жрецов Древний Китай не знал. Обязанности первосвященника в ритуалах исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники в первую очередь были чиновниками государственного аппарата, помощниками правителя. Жреческие функции они обычно выполняли в дни обрядов и жертвоприношений. Это привело к развитию материальной культуры, которая способствовала изобретению фарфора, пороха, шёлка, бумаги.
В древние времена известным источником был трактат Гуань-Цзы: 1) Управление государством осуществлялось с помощью законов 2) Все люди признавались равными 3) Деление населения происходило по профессиональному признаку. 3) Величина налога зависела от благосостояния хозяина. 4) Государство должно защищать крестьян от ростовщиков, регулировать цены, предусматривать ограничение частного предпринимательства, должно обладать монополией на добычу природных ресурсов.
Средневековье В этот период преобладала не светская, а религиозная (каноническая) мысль; экономические идеи развивались как часть учения христианской церкви. Наиболее типичным явлением в мышлении средневековья является схоластика , возникшая в XI-XII вв. Это тип религиозной философии, соединяющий в себе теологодогматические предпосылки с рационалистическими представлениями. Раннее христианство отрицательно относилось к частной собственности и предпринимательству. Однако прогресс экономики в эпоху позднего средневековья в связи с развитием ремесла, торговли и городской экономики и расширением рынков приходил в противоречие с христианским учением.
Тезисы Фомы Аквинского ( «Сумма Теологии» ) : 1) Всякое познание – грех, за исключением познания Бога 2) Выступал против праздности: «Не трудящийся – не ест» 3) Оправдывал богатство феодалов: их земельная рента – правомерный доход 4) Защищал частную собственность: её общность недопустима 5) Отстаивал натуральное хозяйство, был против торговли 6) Всё богатство делили на естественное и искусственное. Искусственное богатство не может быть целью жизни 7) «Справедливая» ценна – выгодная для продавца и покупателя, но должна включать элемент сословности ( для знатного – скидка) 8) Осуждал ростовщичество
На Арабском Востоке экономические взгляды основывались на Коране (7 века, учения Мухаммеда): 1) Верующие не должны быть жадными, стремиться к обогащению. 2) Кораном определяется естественный порядок, когда одни богаты, а другие бедны. 3) Должна быть частная собственность; за покушение на неё жестокие наказания 4) Несколько сур было посвящено правилам торговли: не обманывать, не обвешивать, осуждалось ростовщичество – порождение Сатаны
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Фундаментальной основой роста уровня и качества человеческого капитала (и его конкурентоспособности на мировом уровне) является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала в прошлом национальная религия. Этика труда, которая во многом определяет качество современного труда, человеческий потенциал нации, формировалась многими поколениями под воздействием того или иного религиозного мировоззрения. Отсюда и происходят различия в возможностях и темпах развития стран из различных цивилизаций. И различия в качестве накопленного национального человеческого капитала.
Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1898 -1975) выполнил анализ цивилизаций Востока (исламской, индуистской, буддийской) с точки зрения влияния религий и активной части населения на их развитие. Движущей силой развития цивилизации Тойнби считает творческое меньшинство, которое способно вести за собой народ и общество. Состояние творческого меньшинства и определяет, по Тойнби, расцвет или упадок страны. Значительный вклад в исследования влияния религии на менталитет населения и экономику внес М. Вебер(1864 -1920) (основные работы - "Протестантская этика и дух капитализма" и "Три чистых типа легитимного правления"). Вебер связал успехи развития экономики европейской цивилизации с протестантской ментальностью.
Протестантизм внес глубокие изменения в систему ценностей и породил новые традиции. Простота, рационализм во многом определили новое мышление миллионов людей различных стран мира. Для них жизнь стала осознанным долгом, а добродетелями — трудолюбие, бережливость, аккуратность, пунктуальность. Вера же стала глубоко индивидуальным делом.
Израиль, благодаря высококачественному HC, в исторически короткие сроки создал с нуля эффективное государство с индустриальной, а затем постиндустриальной инновационной экономикой, с производством, продажей и использованием новейших технологий. Израиль занял в высокотехнологичной сфере одно из ведущих мест в мире, инвестируя в науку и инновации больше всех средств в мире на душу населения
В исламских странах развитие идет сравнительно медленными темпами. И связано это главным образом с ограниченной экономической свободой и пониженным уровнем человеческого капитала, в том числе в части предпринимательского ресурса и современного образования. Развитие исламских стран затормозила ортодоксальная религия, которая половину населения – женщин, ставит в неравноправное положение. И частично лишает права выбора трудовой деятельности.
Ортодоксальность православия, отсутствие в нем ориентиров для реальной современной жизни и отношению к труду в новых условиях, сложное и неоднозначное отношение к богатству и благополучию. Подавление индивидуальности верующего, требование покорности, пышность обрядов и великолепие храмов на фоне бедности прихожан. Отсутствие ясных и понятных, созвучных времени побуждений, стимулов и ориентиров для деятельных людей в индустриальной и постиндустриальной экономиках. Непонятные для верующих молитвы на исчезнувшем, «мертвом» старославянском языке. Нелегкие по времени и по содержанию, особенно для слабых здоровьем верующих, обряды. Все это не способствовало формированию менталитета верующих, базирующегося на оптимизме, бодрости, прагматизме и конструктивизме.
Таким образом, мы видим, что религиозные идеи оказывали и оказывают непрерывное воздействие на экономическое развитие. Специфика же религиозных воззрений зависит от политического, социального строев и, конечно, уровня развития самого общества. Но, вместе с тем, нельзя сказать, что религиозные доктрины появляются из ниоткуда и стихийно меняют общественный уклад. Прежде всего, она направляется людьми, а именно, определённой прослойкой общества. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что не религия изменяет общество, а изменяется сам человек.