Скачать презентацию Религия и культура индейцев Северной Центральной и Южной Скачать презентацию Религия и культура индейцев Северной Центральной и Южной

Америка и индейцы (2).pptx

  • Количество слайдов: 53

Религия и культура индейцев Северной, Центральной и Южной Америки Религия и культура индейцев Северной, Центральной и Южной Америки

Открытие Америки — событие, в результате которого для обитателей Старого Светастала известной новая часть Открытие Америки — событие, в результате которого для обитателей Старого Светастала известной новая часть света — Америка, состоящая из двух континентов. Официальной датой открытия Америки считается 12 октября 1492 года, когда экспедиция Христофора Колумба, следовавшего по направлению к Индии, натолкнулась на один из Багамских островов. Колумб назвал остров Сан Сальвадор. Христофор Колумб итал. Cristoforo Colombo Посмертный портрет кисти Себастьяно дель Пьомбо Род деятельности: мореплаватель Дата рождения: 30 октября 1451 Место рождения: Италия Дата смерти: 20 мая 1506 (54 года) Место смерти: Вальядолид, Испания

Экспедиции Христофора Колумба 1 -я экспедиция Первая экспедиция Христофора Колумба (1492— 1493) в составе Экспедиции Христофора Колумба 1 -я экспедиция Первая экспедиция Христофора Колумба (1492— 1493) в составе 91 человека на судах «Санта Мария» , «Пинта» , «Нинья» вышла из Пáлоса де ла Фронтера 3 августа 1492, от Канарских островов повернула на Запад (9 сентября), пересекла Атлантический океан в субтропическом поясе и достигла острова Сан Сальвадор в Багамском архипелаге, где Христофор Колумб высадился 12 октября 1492 (официальная дата открытия Америки). 14 24 октября Христофор Колумб посетил ряд других Багамских островов, а 28 октября 5 декабря открыл и обследовал участок северо восточного побережья Кубы. 6 декабря Колумб достиг о. Гаити и двинулся вдоль его северного берега. В ночь на 25 декабря флагманский корабль «Санта Мария» сел на риф, но люди спаслись. Колумб на корабле «Нинья» 4 16 января 1493 г. завершил обследование северного берега Гаити и 15 марта вернулся в Кастилию. 2 -я экспедиция 2 я экспедиция (1493— 1496), которую Христофор Колумб возглавил уже в чине адмирала, и в должности вице короля вновь открытых земель, состояла из 17 судов с экипажем свыше 1, 5 тыс. человек. 3 ноября 1493 Колумб открыл острова Доминика и Гваделупа, повернув на Северо Запад, — ещё около 20 Малых Антильских островов, в том числе Антигуа и Виргинские, а 19 ноября — остров Пуэрто Рико и подошёл к северному берегу Гаити. 12 29 марта 1494 Колумб в поисках золота совершил завоевательный поход внутрь Гаити, причём пересек хребет Кордильера Сентраль. 29 апреля 3 мая Колумб с 3 судами прошёл вдоль юго восточного берега Кубы, повернул от мыса Крус на Юг и 5 мая открыл о. Ямайка. Вернувшись 15 мая к мысу Крус, Колумб прошёл вдоль южного побережья Кубы до 84° западной долготы, обнаружил архипелаг Хардинес де ла Рейна, полуостров Сапата и остров Пинос. 24 июня Христофор Колумб повернул на восток и обследовал 19 августа 15 сентября весь южный берег Гаити. В 1495 Христофор Колумб продолжил завоевание Гаити; 10 марта 1496 оставил остров и 11 июня вернулся в Кастилию. 3 -я экспедиция 3 я экспедиция (1498— 1500) состояла из 6 судов, 3 из которых сам Христофор Колумб повёл через Атлантический океан близ 10° северной широты. 31 июля 1498 он открыл остров Тринидад, вошёл с юга в залив Пария, обнаружил устье западного рукава дельты реки Ориноко и полуостров Пария, положив начало открытию Южной Америки. Выйдя затем в Карибское море, Христофор Колумб подходил к полуострову Арая, открыл 15 августа остров Маргарита и 31 августа прибыл в город Санто Доминго (на острове Гаити). В 1500 Христофор Колумб был по доносу арестован и отправлен в Кастилию, где был освобожден. 4 -я экспедиция 4 я экспедиция (1502— 1504). Добившись разрешения продолжать поиски западного пути в Индию, Колумб с 4 судами достиг 15 июня 1502 острова Мартиника, 30 июля — Гондурасского залива и открыл с 1 августа 1502 по 1 мая 1503 карибские берега Гондураса, Никарагуа, Коста Рики и Панамы до залива Ураба. Повернув затем на Север, 25 июня 1503 потерпел крушение у острова Ямайка; помощь из Санто Доминго пришла только через год. В Кастилию Христофор Колумб вернулся 7 ноября 1504.

Америго Веспуччи Амери го (Амери ко) Веспу ччи (итал. Amerigo Vespucci, лат. Americus Vespucius; Америго Веспуччи Амери го (Амери ко) Веспу ччи (итал. Amerigo Vespucci, лат. Americus Vespucius; 9 марта 1454, Флоренция, Флорентийская республика — 22 февраля 1512, Севилья, Испания) — флорентийский путешественник, в честь которого, предположительно, была названа Америка. Существует мнение, что он получил это прозвище или назвал себя так в честь уже поименованного континента. Например, в своих письмах о путешествиях он называл себя Альберико Предложение назвать Новый Свет «Америкой» , то есть страной Америго, было сделано впервые книгопродавцем Мартином Вальдзеемюллером в лотарингском городке Сен Дье, напечатавшим в 1507, под именем Гилакомила или Илакомила, переведённые с французского, путешествие Америго в книге «Cosmographiao introductio etc. , insuper quatuor Americi Vespucii navigationes» .

Кандидаты в первооткрыватели Первыми людьми, заселившими Америку, являются коренные индейцы, перешедшие туда примерно 30 Кандидаты в первооткрыватели Первыми людьми, заселившими Америку, являются коренные индейцы, перешедшие туда примерно 30 тыс. лет назад из Азии по Берингову перешейку. В X веке, около 1000 г. — норвежские викинги во главе с Лейфом Эрикссоном В 1492 году — Христофор Колумб (генуэзец на службе Испании); сам Колумб считал, что открыл путь в Азию (отсюда названия Вест Индия, индейцы). В 1507 году — картограф М. Вальдземюллер предположил, чтобы открытые земли были названы Америкой в честь исследователя Нового Света Америго Веспуччи — это считается моментом, с которого Америка была признана самостоятельным континентом. Есть достаточные основания полагать, что континент был назван по фамилии английского мецената Ричарда Америка из Бристоля, финансировавшего вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота в 1497 г. , а Веспуччи взял себе прозвище в честь уже названного континента. В мае 1497 го Кабот достиг берегов Лабрадора, став первым официально зарегистрированным европейцем ступившим на американскую землю, на два года раньше Веспуччи (речь о северной Америке). Кабот составил карту побережья Северной Америки — от Новой Шотландии до Ньюфаундленда. В календаре Бристоля за тот год читаем: "… в день св. Иоанна Крестителя [24 июня] найдена земля Америка купцами из Бристоля, прибывшими на корабле из Бристоля с названием «Мэтью» ( «метик» ).

Лейф Эрикссон. Винланд. Лейф Эрикссон Счастливый (исл. Leifur Eiriksson; ок. 970 — ок. 1020) Лейф Эрикссон. Винланд. Лейф Эрикссон Счастливый (исл. Leifur Eiriksson; ок. 970 — ок. 1020) — скандинавский мореплаватель, который посетил Северную Америку за пять столетий до Христофора Колумба. Правитель и креститель Гренландии. Сын викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии, и внук Торвальда Асвальдсона. О походах Лейфа известно по таким манускриптам, как «Сага об Эрике Рыжем» и «Сага о гренландцах» . Их достоверность была подтверждена археологическими открытиями такими как Кенсингтонский рунический камень.

 Лейф Эрикссон родился в Исландии в семье Эрика Рыжего, высланного из Норвегии вместе Лейф Эрикссон родился в Исландии в семье Эрика Рыжего, высланного из Норвегии вместе со всем родом. В 982 году семья Эрика вынуждена была покинуть Исландию, опасаясь кровной мести. Лейф вместе с семьей отца поселился в новых колониях в Гренландии. У Лейфа Эрикссона было два брата, Торвальд и Торстейн, и одна сестра, Фрейдис. Лейф был женат на женщине по имени Торгунна. У них был один сын — Торкелль Лейфссон. Перед своим походом в Америку Лейф совершил торговую экспедицию в Норвегию. Здесь Лейф принял крещение от Олафа Трюггвасона, короля Норвегии и бывшего воспитанника киевского князя Владимира. По примеру Олафа, Лейф привёз в Гренландию христианского епископа и крестил её. Его мать и многие гренландцы приняли христианство, однако его отец, Эрик Рыжий, оставался язычником. На обратном пути Лейф спас терпевшего крушение исландца Торира, за что получил прозвище «Лейф Счастливый» . По возвращении Лейф встретил в Гренландии норвежца по имени Бьярни Херьюльфссон, который рассказывал, что видел на западе далеко в море очертания земли. Лейф заинтересовался этим рассказом и решил исследовать новые земли.

 Примерно в 1000 году Лейф Эрикссон с командой из 35 человек отплыл на Примерно в 1000 году Лейф Эрикссон с командой из 35 человек отплыл на запад на корабле, купленном у Бьярни. Ими были открыты три региона американского побережья. Там же были основаны и несколько поселений, где викинги остались на зиму. Страна Каменных Плит (Хеллуланд) вероятно, Баффинова Земля Он побывал сначала в стране, которую Бьярни (норвежский и исландский мореплаватель) открыл последней. Они подошли к берегу и бросили якорь. Затем они спустили лодку и высадились на берег. Травы нигде не было. Вдали виднелись большие ледники, а между ледниками и морем все сплошь было, как каменная плита. Лейф сказал: «Мы хоть побывали в этой стране, не то что Бьярни, который даже не сошел на берег. Я дам стране название, пусть она зовется Страной Каменных Плит» . Лесная Страна (Маркланд) предположительно — полуостров Лабрадор Они вернулись на корабль и вышли в море, и открыли вторую страну. Эта страна была плоская и покрыта лесом. Всюду по берегу был белый песок, и берег отлого спускался к воде. Лейф сказал: «Надо назвать эту страну по тому, что в ней есть хорошего. Пусть она зовется Лесная Страна» . Виноградная Страна (Винланд) возможно, это было побережье Ньюфаундленда близ современного местечка Л'Анс о Медоуз Они поспешили назад на корабль и поплыли оттуда с северовосточным ветром, и были в открытом море двое суток, пока не увидели землю. Они направились к ней и подошли к острову, который лежал к северу от нее. Они высадились и осмотрелись. Погода была хорошая. Затем они вернулись на корабль и вошли в пролив между островом и мысом, протянувшимся на север.

 По возвращении в Гренландию Лейф отдал корабль своему брату Торвальду, который вместо него По возвращении в Гренландию Лейф отдал корабль своему брату Торвальду, который вместо него отправился дальше исследовать Винланд. Экспедиция Торвальда была неудачной: скандинавы столкнулись со «скралингами» — североамериканскими индейцами, и в стычке Торвальд погиб. Согласно исландским легендам, Эрик и Лейф совершали свои походы не вслепую, а основываясь на рассказах таких очевидцев, как Бьярни, видевших на горизонте неизвестные земли. Таким образом, в каком то смысле Америка была открыта даже ранее 1000 года. Однако именно Лейф первым совершил полноценную экспедицию вдоль берегов Винланда, дал ему имя, высадился на берег и даже попытался колонизировать. По рассказам Лейфа и его людей, лёгшим в основу скандинавских «Саги об Эрике Рыжем» и «Саги о Гренландцах» , были составлены первые карты Винланда Памятник Лейфу в Рейкявике, Исландия

 Кроме того, выдвигались гипотезы о посещении Америки и контакте с её цивилизацией мореплавателями Кроме того, выдвигались гипотезы о посещении Америки и контакте с её цивилизацией мореплавателями до Колумба, представлявшими различные цивилизации Старого Света (подробнее см. Контакты с Америкой до Колумба). Вот лишь некоторые из этих гипотетических контактов: в 371 г. до н. э. — финикийцы в V веке — Хуэй Шэнь (тайваньский монах) в VI веке — св. Брендан (ирландский монах) есть версии, согласно которым по меньшей мере с XIII века Америка была известна ордену тамплиеров в 1331 г. — Абубакар II (султан Мали) ок. 1398 г. — Генри Синклер (де Сент Клер), граф Оркнейский (ок. 1345 — ок. 1400) в 1421 г. — Чжэн Хэ (китайский исследователь) в 1472 г. — Жуан Кортериал (португалец)

Коренное население Америки и первопоселенцы Индейские народы Испания Португалия Великобритания Франция Голландия Европейские колонии Коренное население Америки и первопоселенцы Индейские народы Испания Португалия Великобритания Франция Голландия Европейские колонии (XVI—XVIII века). Американские территории колонизированные или аннексированные евро пейскими державами в 1750 г. Испания (спорн. ) Португалия Франция (спорн. ) Великобритания Россия

 • Субарктическая зона: кучины, коюконы, ингалики, танайна, танана, небесна, атна, невольники, догриб (собачьи • Субарктическая зона: кучины, коюконы, ингалики, танайна, танана, небесна, атна, невольники, догриб (собачьи рёбра), чипевайан, часть кри, инну и многие другие • Северо-восточные леса: гуроны, ирокезы, оджибве, оттава, майами, могикане, делавары, шауни и многие другие • Юго-восточные леса: чероки, чокто, чикасо натчез, крики, семинолы и многие другие • Великие равнины: черноногие, шайенны, команчи, пауни, сиу, арапахо, кайова и многие другие • Северо западное побережье: тлинкиты, цимшианы, хайда, нутка, квакиутли, береговые сэлиши и другие • Пустыни Юго-Запада: апачи, навахо, пуэбло (хопи, зуни и др. ), пима, папаго и другие • Центральная Америка: майя, сапотеки, пурепеча, ацтеки, тотонаки, миштеки • Южная Америка: инки (кечуа, аймара), гуарани, мапуче, чибча (муиски), шипибо конибо, теуэльче, варао, ботокудо и очень многие другие

 Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки было Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады. Так, в 1830 году, согласно Закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2 — 4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX в. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно бытовой уклад (в глухих районах бассейна р. Амазонка, где ныне имеется несколько десятков общин, живущих без контактов с внешним миром). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др. ). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре, гуарани — в Парагвае, где он является вторым официальным языком).

Северная Америка К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно исторических областей: • Северная Америка К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно исторических областей: • Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты). • Индейцы Субарктики — Север Канады и внутренняя часть Аляски — алгонкинские и атапаскские племена, основной источник существования которых — охота на оленя карибу и рыболовство. • Индейцы Северо-западного побережья специализировались в рыболовстве и морской охоте (хайда, тлинкиты, вакаши, салиши и др. ). • Индейцы Калифорнии были собирателями желудей, занимались охотой и рыболовством. • Индейцы Вудленда и индейцы Юго-востока США (восточная части нынешней территории США) — племена оседлых земледельцев (восточные алгонкины, ирокезы, крики). • Индейцы Великих равнин — после открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу лакота, черноногие, сарси, гровантры, ассинибойны, кроу, осейджи, канза, манданы, хидатса, арикара, арапахо, шайенны, кайова апачи, команчи, липаны, пауни, кэддо, уичита). • Индейцы Юго-запада США (современные штаты Нью Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) — здесь была область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахо, заимствовавших многое у соседних земледельческих племён. • Индейцы Плато • Индейцы Большого бассейна

Племена 1. Алеуты 2. Колоши 3, 4. Инуиты (эскимосы, женщина и мужчина) 5. Ковичины Племена 1. Алеуты 2. Колоши 3, 4. Инуиты (эскимосы, женщина и мужчина) 5. Ковичины (район Ванкувера) 6. Кроу 7. Черноногие 8. Оджибвеи 9, 10. Пайюты (женщина и мужчина) 11. Шошоны 12. Сиу 13. Пауни 14. Манданы 15. Апачи 16. Пуэбло 17. Мешика (Мексика) 18. Майпуре 19. Камбеба 20. 21. Ботокуды (мужчина и женщина) 22. 23. Тукуна (мужчина и женщина) 24. Миранья 25. Перуанец из Серро де Паско 26. Чилиец креол из района Чилоэ 27. Кечуа 28. Абипоны 29. Мохо (Боливия) 30. Пуэльче (Аргентина) 31. Патагонец 32. Арауканец 33. Огнеземельцы

Племена Пять цивилизованных племён (англ. Five Civilized Tribes) — термин, обозначающий пять индейских народов Племена Пять цивилизованных племён (англ. Five Civilized Tribes) — термин, обозначающий пять индейских народов США — чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы — которые в начале XIX века уже усвоили многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями. План Вашингтона из 6 пунктов включал: беспристрастное правосудие в отношении индейцев; • покупку индейских земель на основании чётко сформулированных правовых актов; • продвижение торговли; • продвижение экспериментов, направленных на цивилизацию или «улучшение» индейского общества; • право президента на предоставление индейцам «подарков» ; • наказания в отношении тех, кто нарушал права индейцев. Правительство назначило агентов, таких, как Бенджамин Хокинс, которые жили среди индейцев и обучали их, в том числе на личном примере, образу жизни белых. Племена юго востока признали политику Вашингтона, основали школы, приняли практику фермерства, обратились в христианство и начали строить такие же дома, как у белых соседей. Многие индейские фермеры имели в собственности чёрных рабов. «Пять цивилизованных племён» первоначально проживали на юго востоке США. Их земли, однако, привлекали белых поселенцев юга США. В связи с этим на юге США возникло движение с требованием выселения индейцев. В 1830 году президент Эндрю Джексон, поддержанный на выборах данным движением, подписал Закон о выселении индейцев, согласно которому индейцы Пяти племён были насильственно переселены в специально созданные для них Индейские территории (ныне восток штата Оклахома). Многие погибли по пути или в новых местах. Данное переселение получило в историографии название Дорога слёз. Во время Гражданской войны в США чокто и чикасо воевали, как правило, на стороне Конфедерации, в то время как маскоги, семинолы и особенно чероки оказались расколоты между двумя сторонами. В результате началась мини гражданская война внутри племени чероки. После переселения в Оклахому правительство США пообещало, что на индейские земли не будут подселяться новые белые поселенцы. Тем не менее, данное соглашение безнаказанно нарушалось белыми поселенцами даже до 1893 г. , когда правительство официально разрешило подселение на черокские территории. В 1907 году Индейская территория и Территория Оклахома были объединены в штат Оклахома, где до сих пор «Пять племён» составляют значительную часть населения. Представители Пяти цивилизованных племён. На портретах, слева направо, сверху вниз: Секвойя, Пушматаха, Селокта, неизвестный, Оцеола. Портреты написаны в период 1775— 1850. Дорога слёз (англ. Trail of Tears) — насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США. Первым было переселено племя чокто в 1831 г. По дороге индейцы страдали от отсутствия крыши над головой, болезней и голода, многие умерли: только для племени чероки оценка числа погибших по дороге составляет от 4 до 15 тысяч. Вместе с индейцами на индейские территории переселилось множество негров — находившихся в рабстве, вступивших в брак с представителями индейских племён или просто беглых

 В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и не имели письменности. Однако в 1826 вождь племени чероки — Секвойя (Джордж Гесс) создал слоговую азбуку чероки, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасо — «мобиле» . Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов» . Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые при необходимости служили индейцам в качестве денег. Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов покровителей, пережитки тотемизма и др. ). Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга, (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы. Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, бобовых, кабачков и других культур.

Письменность Ва мпум — нанизанные на шнуры цилиндрические бусины из раковин. Эти пояса у Письменность Ва мпум — нанизанные на шнуры цилиндрические бусины из раковин. Эти пояса у алгонкинов и особенно у ирокезов имели ряд особых функций: они были украшением одежды, служили валютной единицей, а главное — с их помощью передавались разные важные сообщения. Такие вампумы у ирокезских племён обычно доставляли особые гонцы — вампумоносцы. Развитие вампумовых записей, по всей вероятности, привело бы к созданию и развитию у североамериканских индейцев письма. Исключительно посредством вампумов долгое время оформлялись договоры между белыми и индейцами. Сохранился, например «записанный» договор о союзе между знаменитым Пенном и квакерами, с одной стороны, и делаварами — с другой. Согласно этому договору делавары уступали квакерам довольно обширную часть территории своего племени. На этом вампуме изображён индеец и белый, символически держащиеся за руки. Однако вампумы служили не только для передачи сообщений и заключения договоров. Простейшими условными символами на них обозначались и наиболее важные события из истории племени. По этим «записям» старики, владеющие искусством «чтения» вампумов, знакомили новые поколения воинов с племенными традициями. Насколько важным считалось такое составление и чтение вампумов у некоторых алгонкинских и ирокезских племён североамериканского востока, лучше всего иллюстрирует тот факт, что имя легендарного Гайаваты (создателя наиболее значительного союза североамериканских индейцев — Лиги ирокезов) буквально означает «Тот, кто составляет вампумы» . Вскоре после появления белых торговцев индейцы перестали делать вампумы из простых ракушек и начали широко применять стеклянные бусинки, привозимые в Америку из северной Чехии. Ки пу (кечуа khipu > исп. quipu — «узел» , «завязывать узлы» , «счёт» ; аймара chino — чино) — древняя мнемоническая и счётная система (в связке со счётным устройством юпаной) инков и их предшественников в Андах, своеобразная письменность: представляет собой сложные верёвочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских верблюдовых (альпаки и ламы) либо из хлопка. В кипу может быть от нескольких свисающих нитей до 2000. Она использовалась для передачи сообщений посыльными часки по специально проложенным имперским дорогам, а также в самых разных аспектах общественной жизни (в качестве календаря, топографической системы, для фиксации налогов и законов, и др. ). Один из испанских хронистов (Хосе де Акоста) — писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу» и никто не мог избежать тех, кто проводил подсчёты с помощью узлов.

Кипу Кипу

Кипу 1. Шнур — основа кипу. 2. Нить подвеска 1 го порядка (крепится на Кипу 1. Шнур — основа кипу. 2. Нить подвеска 1 го порядка (крепится на шнуре). Могла как свисать вниз с главного шнура, так и быть направленной вверх, то есть на 180 градусов к свисающим вниз[38]. 3. Нить подвеска 2 го порядка (крепится на предыдущей). 4. Нить подвеска 3 го порядка (крепится на предыдущей). 5. Вспомогательная нить подвеска (крепится на других нитях). 6. Ниточка на главном шнуре, направленная в противоположную сторону от свисающих нитей (то есть вверх) и вставленная между ними. Служила, видимо, разделителем. 7. Знак определитель содержания кипу или ключ главного шнура. 8. Узел простой — бывает до девяти штук — и никогда больше — на нити (в конкретном позиционном участке, отвечающем за расположение десятков, сотен и более высоких чисел). Чаще всего располагаются в средней и верхней части нитей. 9. Узел в виде восьмёрки — до девяти штук на нити[39]. Чаще располагаются в нижней части нити. Один такой узел обозначает 1. 10. Узел сложный — до девяти витков каждый (это могли быть только единицы). Чаще располагаются в нижней части нити. 11. Узел петля (различных видов[40]), особенно так называемый «сделанный наполовину» , впервые описанный Сиприани (1928), а затем Альтьери (1941). 12. Узел, закрепляющий какую либо вещь, например, различные ниточки, или пучки шерсти и хлопка. В кипу нитей подвесок 2 го и большего порядка, а также и знака определителя может не быть. Нити подвески 2 го и 3 го порядка могут крепиться непосредственно над или под узлом или же на некотором расстоянии от них, что пока не нашло удовлетворительного объснения у исследователей, но некоторые закономерности есть: если на нити подвеске расположено две или больше дополнительных нитей, то располагаются они почти всегда в одном и том же месте друг возле друга дополнительные нити почти никогда не располагаются под сложными узлами в виде восьмёрки, и обычно располагаются над или под простыми узлами, то очень близко от них, то достаточно далеко. Цвет нити также передавал содержание кипу и может считаться ключом. Встречаются одно , двух и трёхцветные нити. Других сочетаний цветов не бывает[41]. Если кипу было числовым, то цифровые знаки узлы располагались вертикально и снизу вверх от единиц к десяткам и сотням.

Пау вау (также pow wow, pow wow или pau wau) — собрание североамериканских индейцев. Пау вау (также pow wow, pow wow или pau wau) — собрание североамериканских индейцев. Название произошло из языка наррагансетт, от слова powwaw, значащего «духовный лидер» . Современный пау вау — специфическое мероприятие, на котором американцы и индейцы собираются танцевать, петь, общаться, обсуждать индейскую культуру. На пау вау проходят танцевальные соревнования, зачастую с денежными призами. Пау вау может длиться от нескольких часов до трёх дней, а важнейшие пау вау могут длиться и до недели. «Пау вау» в старых американских вестернах часто называли любое собрание индейцев.

Шаманы Шаманы

Шаман Шама н — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами Шаман Шама н — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.

Центральная и Южная Америка В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской Центральная и Южная Америка В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика, Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя, Миштеки, Ольмекская культура, Сапотеки, Тольтеки). Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно огневой (майя) и до сложной орошаемой (ацтеки) и террасной (Империя Инков); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах — картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города государства. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи гуарани, же). Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в XVIII веках конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола). На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Испанская колонизация Америки (1492— 1898, конкиста, конквиста исп. La Conquista) началась с 1492, продолжалась Испанская колонизация Америки (1492— 1898, конкиста, конквиста исп. La Conquista) началась с 1492, продолжалась в разных регионах по разному. Большинство колоний сумели завоевать независимость в начале XIX века, ряд островных регионов (Куба, Пуэрто Рико, временно также Доминиканская Республика) управлялись Испанией до 1898 года, когда США лишили Испанию её колоний в результате войны. Конкиста Поиск испанцами (а также португальцами, голландцами, французами и др. ) нового пути в Индию был продиктован ускорившимися темпами развития европейского общества, ростом объёмов промышленности и торговли, потребностью найти большие запасы золота (которая впоследствии отразилась в легендах об Эльдорадо и Пайтити). В самой Испании только закончилась Реконкиста страны, юг которой был освобождён от мавров. За долгие 8 столетий Реконкисты в Испании сформировался многочисленный класс военных, в том числе военных авантюристов, привыкших жить за счёт военной добычи, Необходимо было срочно занять этих рыцарей новыми завоевательными проектами, иначе их дальнейшее пребывание в стране могло грозить социальным взрывом. Также ускорившийся рост населения Испании привёл к нехватке земель на засушливом, маловодном юге страны. Все мавританские земли были поделены, и в стране появилось значительное количество так называемых идальго, младших сыновей рыцарей, не получивших наследства и скитавшихся в поисках быстрой наживы, промышляя бандитизмом на дорогах страны. Все эти группы в дальнейшем составили основу класса конкистадоров. Красный цвет — Испанская империя в конце. XVIII века; оранжевый — территориальные претензии Испании.

Ацтеки Ацте ки (асте ки) (самоназв. mēxihcah [meː'ʃiʔkaʔ]) — индейская народность в центральной Мексике. Ацтеки Ацте ки (асте ки) (самоназв. mēxihcah [meː'ʃiʔkaʔ]) — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1, 5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV— XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), находившийся на месте современного города Мехико. Был основан примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко, в 1521 году был разрушен испанскими конкистадорами под руководством Эрнана Кортеса.

Теотиуакан Теотиуака н (аст. Teōtīhuacān — место, где родились боги, или город богов) — Теотиуакан Теотиуака н (аст. Teōtīhuacān — место, где родились боги, или город богов) — заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо востоку от города Мехико в муниципалитете Сан Хуан Теотиуакан.

Боги Уицилопочтли война ТЛАЛОК. Бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны Боги Уицилопочтли война ТЛАЛОК. Бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света у ацтеков. Был владыкой 3 -й из 5 ацтекских мировых эпох Кетцалькоатль, Пернатый Змей (ветер, дождь, плодородие), и Тескатлипока, Дымящееся Зеркало, (Воздух), бог творец и разрушитель мира. Коатликуэ, Она в платье из змей, Огонь и Земля

Боги Шиутекутли, «Владыка года» , бог огня, властелин вулканов. Тонатиу, Солнышко, бог неба и Боги Шиутекутли, «Владыка года» , бог огня, властелин вулканов. Тонатиу, Солнышко, бог неба и Солнца, бог воинов Апу х или Ах-Пуч —бог смерти и король Шибальбы (преисподней) Ометеотль, Владыка Двойственности, Солнце Майяуэль, богиня плодородия, агавы, октли. Тласолтеотль, Пожирательница грязи, очищение от похоти и грехов Чальчиутликуэ, Она в одежде из ефрита, богиня пресной воды, озёр, морей и рек Миктлантеку тли, Владыка Миктлана, загробного мира Мишкоатль, Облачный Змей, Млечный путь Шипе Тотек (Xipe Totec) "Наш владыка со снятой кожей”, "Наш вождь ободранный”, золото и сельское хозяйство

Кетцалькоатль Легенда о Кетцалькоатле Кукулькане. Согласно преданиям, сам Кетцалькоатль являлся историческим лицом: он был Кетцалькоатль Легенда о Кетцалькоатле Кукулькане. Согласно преданиям, сам Кетцалькоатль являлся историческим лицом: он был просветителем тольтеков, научившим их письменности, счёту, астрономии, ремеслу и многому другому. Кетцалькоатль правил около двадцати лет в городе Толлан, который за это время значительно окреп в своём могуществе. Великий правитель научил народ математике, медицине, астрономии, письму, ювелирному делу, ткачеству. Народ был доволен Кетцалькоатлем. Но были и ненавистники: знать и жречество, которые были против его нововведений и считали действия правителя нарушением традиций, выступили войной. После длительного противостояния с оппозицией Кетцалькоатль был вынужден покинуть Толлан. Согласно одному из преданий, этот уход произошёл по вине трёх волшебников, желавших (в отличие от великого правителя) введения обязательных человеческих жертвоприношений. Уицилопочтли, Титлакауан и Тлакауэпан воспользовались тем, что Кетцалькоатль был болен и предложили ему одурманивающее «лекарство» . Приняв его, он обезумел. Уходя из Толлана в изгнание, Кетцалькоатль пообещал, что ещё вернётся и отомстит обидчикам. Преемственная культура майя — ацтеки — знали об этой легенде. Во время прибытия в новые земли Эрнана Кортеса в 1519 году индейцы считали, что во второй раз снизошёл обиженный правитель. На эту мысль их натолкнули главные атрибуты европейцев: внешность (наличие бороды, которую, носил Кетцалькоатль, а также белый оттенок кожи), неведомые животные (лошади). Кортес использовал эту легенду, чтобы покорить ацтеков.

Религия Основу религиозного культа этих племен составляет жертвенный ритуал. Он был направлен на обеспечение Религия Основу религиозного культа этих племен составляет жертвенный ритуал. Он был направлен на обеспечение плодородия земли и жизнедеятельности людей, а священные города и храмы, воссоздававшие образ мировой горы, были связаны с поклонением различным богам, в первую очередь солнечным. В Месоамерике и Южной Америке во времена расцвета ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря. Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить. (Все жертвы — для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь) Нельзя судить однозначно о том, сколько именно человек погибло жертвами ритуальных убийств. По некоторым данным, за всю историю ацтеков было убито около 136 тысяч человек, но эта цифра часто оспаривается. Историки соглашаются в одном: размах жертвоприношений у ацтеков не знает себе равных во всей Америке. Во время строительства главного храма в Теночтитлане, по данным ацтекских источников, в течение четырёх дней было умерщвлено более 84 тысяч человек пленных, причём жертвоприношение проводилось лично Ауицотлем. Современные учёные оспаривают эту цифру, ссылаясь на то, что это невозможно физически, а такое колоссальное количество пленных в истории доколумбовой Мексики просто нереально, учитывая, что эта цифра равносильна населению одного крупного ацтекского города. Крупные жертвоприношения совершались в честь бога войны, которому был посвящён один из восемнадцати праздников ацтеков. Согласно мифологии, Уицилопочтли постоянно нуждался в человеческой крови, чтобы поддерживать жизнь солнца.

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалькойотль (аст. Nezahualcóyotl) и Куакуацин (аст. Cuacuatzin). Мигель Леон Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения. В подвальном этаже Великого Храма (исп. Templo Mayor) находился «Дом орлов» (см. также «Дом ягуаров» ), где в мирное время ацтекские военачальники могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах (аст. teponaztli). Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов — «жизнь — реальность или сон? » и возможность встречи с Создателем.

Инки жили в Андах, на территории Перу, Чили, Эквадора и Боливии. Они создали величественные Инки жили в Андах, на территории Перу, Чили, Эквадора и Боливии. Они создали величественные города Куско, Кито и Мачу Пикчу Численность инков и подвластных им народов (кечуа, аймара) достигала 10 миллионов, из которых 200 000 служили в армии. Когда Франсиско Писарро появился в Южной Америке, в державе инков шла усобица, в которой победил принц Атауальпа. Индейцы встретили белых людей с большим радушием и гостеприимством. Вскоре Писарро возвратился в Панаму. Губернатор не был заинтересован в пропозициях авантюриста отправить войско на завоевание инков. Однако тот отплыл в Испанию и добился аудиенции у Карла V. Монарх объявил конкистадора генерал капитаном и дал ему небольшое войско. Писарро получил 3 легких парусника, 67 кавалеристов, вооруженных пиками и мечами, 157 пехотинцев — копьеносцев и мечников, 20 дальнобойных арбалетчиков, всего 3 солдата с огнестрельным оружием и 2 артиллерийских орудия. Конкистадоры заняли несколько городов, но дорогу им заступило войско инков. Испанцы поступили на редкость коварно. Вождь инков Атауальпа (по сути, узурпатор, пришедший к власти в результате вооруженной борьбы за власть со своим братом Уаскаром после смерти отца Уайна Капака) был вызван на переговоры. Писарро поймал вождя инков и потребовал за него выкуп в целую комнату площадью 35 м², заполненную до потолка золотом. Приказ был исполнен, но Писарро задушил вождя. Конкистадоры взяли Куско и поставили там марионеточного правителя Манко Инку. Завоеватели во главе с Диего де Альмагро дошли до земли, названной Чили (‘холодная’). Последствия этой разбойничьей экспедиции были трагическими для коренных народов: за полвека население Перу и Чили уменьшилось в 5 раз. Это было вызвано не только истреблением населения испанцами, но и болезнями, занесенными завоевателями. Импе рия И нков (кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu, Тауантинсу йу, Тавантинсу йю) — крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI вв. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Первым европейцем, проникшим в Империю инков, был португалец Алежу Гарсия в 1525 году. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века) Благодаря инкам в нашу жизнь вошли: сельскохозяйственные: растения картофель, томат, подсолнечник, кукуруза, ананас, авокадо, гуава, звёздное яблоко, инга, киноа, кокаиновый куст, манцинелловое дерево, персиковая пальма, перуанский перец, питайя, сассапариль, хикама, юкка; и животные — альпака, викунья, лама, гуанако, анаконда, гриф индейка, игуана, красный ара, красноухая черепаха, морская свинка, мускусная утка, пума, ягуар, ленивцы, опоссумы, горные вискаши, кондор, американские грифы. наука: изучение окаменелостей позвоночных; медицина: хинин. цветное книгопечатание. быт: мате. экономические: революция цен, теория субъективизма стоимости, справедливая цена, конкуренция, свободный рынок; бухгалтерские: двойная запись.

Куско Ку ско (исп. Cuzco, кечуа Qus qu, Qosqo) — город на юго западе Куско Ку ско (исп. Cuzco, кечуа Qus qu, Qosqo) — город на юго западе Перу, администрати вный центр региона Куско и одно имённой провинции. Население — 319, 4 тыс. человек (2002).

Мачу Пикчу Ма чу Пи кчу (кечуа: Machu Pikchu, в переводе — «старая вершина» Мачу Пикчу Ма чу Пи кчу (кечуа: Machu Pikchu, в переводе — «старая вершина» ) — город древней Америки, находящийся на территории современного Перу, на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря, господствуя над долиной реки Урубамбы. В 2007 году удостоен звания Нового чуда света. Также Мачу Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков» , иногда называют «потерянным городом инков» . Некоторые археологи полагают, что этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли. Сходный с Мачу Пикчу высокогорный город Чокекирао просуществовал гораздо дольше, до 1570 х гг.

Майя Цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Майя Цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э. ), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250— 900 гг. н. э. ). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.

Паленке Условное название развалин большого майянского города на северо востоке мексиканского штата Чьяпас — Паленке Условное название развалин большого майянского города на северо востоке мексиканского штата Чьяпас — политического и культурного центра майя в III VIII вв. Столица Баакульского царства. Сохранились: остатки дворца (площадью 92 x 68 м) — группа зданий, расположенных вокруг двух больших и двух малых дворов, квадратная в плане башня; «Храм Солнца» , «Храм Креста» , «Храм надписей» (в толще его пирамиды в 1952 году обнаружено помещение с ложным сводом, барельефами на стенах и саркофагом в центре — видимо, гробница правителя). Все здания богато украшены рельефами из стука. Паленке погиб, вероятно, в результате нашествия племён с побережья Мексиканского залива в IX в. Руины известны с XVIII в. и неоднократно исследовались (в частности, мексиканскими археологами в 1949 68 гг. ).

Чичен Ица политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика). Священный город Чичен Ица политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика). Священный город народа Ица, расположен в 120 километрах к востоку от города Мерида, столицы Юкатана, Мексика. Название «Чичен Ица» в переводе с языка местных племён значит «Устье колодца племени Ица» или «Рот колодца колдунов воды» : «чи» на языке майя означает «устье» , «чен» — «колодец» , а «ица» — название племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле. Ар хеологи считают его одним из религиозных «мест силы» , связанных с культурой майя.

 На территории Чичен Ицы неоднократно производились раскопки, в результате которых были открыты крупные На территории Чичен Ицы неоднократно производились раскопки, в результате которых были открыты крупные архитектурные памятники майя тольтеков: «Храм Кукулькана» — 9 ступенчатая пирамида (высота 24 метра) с широкими лестницами на каждой из сторон. (В дни весеннего и осеннего равноден ствий (20 марта и 22 сентября) приблизительно в три часа дня лучи солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень об разуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих, в свою очередь, тело тридцатисемиметровой змеи, «ползущей» по мере передвижения солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы. ); «Храм воинов в Чичен Ица» на невысокой 4 ступенчатой пирамиде и «Храм ягуаров» (оба с настенными росписями); обсерватория «Караколь» ; 7 «стадионов» для игры в мяч. Длина игрового поля достигает 135 м. Руины 4 колоннад, образующие гигантский прямоугольник ( «Группа тысячи колонн» ); Священный сенот — природный колодец глубиной около 50 м, который служил для жертвоприношений. Также сохранились статуи божеств с характерной стилизацией пластических форм, рельефы, богатые растительной и геометрической орнаментикой, произведения мелкой пластики и художественных ремёсел, и др.

Археология Американского континента Верхняя часть шкалы (оттенки серого цвета) соответствует североамериканском у ареалу. Средняя Археология Американского континента Верхняя часть шкалы (оттенки серого цвета) соответствует североамериканском у ареалу. Средняя часть (тёплые цвета) соответствует месоамериканскому ареалу. Нижняя часть (холодные цвета) соответствует южноамериканскому ареалу.

 Эльдора до (исп. El Dorado — «позолота» ) — мифическая южноамериканская страна из Эльдора до (исп. El Dorado — «позолота» ) — мифическая южноамериканская страна из золота и драгоценных камней. В бесплодных поисках Эльдорадо конкистадоры XVI века (такие, как Агирре и Орельяна) проложили новые пути в глубь Южной Америки. Известны аналоги в Северной Америке — семь золотых городов и (далеко к северу) Сагеней. В переносном смысле «эльдорадо» называют место, где можно быстро обогатиться. Отправной точкой для складывания сказаний об Эльдорадо мог послужить обычай индейского племени чибча, когда вождя вместо европейской коронации обмазывали глиной и посыпали золотым песком, пока тот не превратится в Эльдорадо, «золотого человека» , после чего он купался в озере, оставляя драгоценные дары на его дне. Золотой плот Эльдорадо. Культура муисков.

 Большой толчок легенде об Эльдорадо дали известия о сокровищах инков, доставленных из Перу Большой толчок легенде об Эльдорадо дали известия о сокровищах инков, доставленных из Перу в 1533 году в Санто Доминго в полной секретности, где это известие вызвало истинное потрясение; один человек в Панаме клялся, что «это был волшебный сон» . Историк Овьедо — «что это не миф и не сказки» . Поскольку корабль с сокровищами не останавливался ни в одном порту по пути следования, кроме самых главных, то это способствовало возникновению многочисленных слухов о якобы огромных богатствах, имеющихся в Южной Америке. Первый из четырёх кораблей, гружёный сокровищами, прибыл в Севилью в конце 1533 года. Королевскую кинту (пятину) доставил сам Эрнандо Писарро. После этого события желание найти сокровища стало главным стремлением новоприбывших в Новый Свет. Поиски легендарного Эльдорадо дали очень ценные географические и этнографические результаты, но стоили многих жизней и больших материальных затрат. Определённый итог исканиям подвёл Хуан Родригес Фрейле в своей книге «Открытие и завоевание Новой Гранады» (1638): И хотя правда, что капитаны, которые завоевали Перу и губернаторства Попаяна, и Венесуэлы, и этого Нового Королевства, всегда стремились к завоеванию Эльдорадо, что одно лишь его название воодушевляло испанцев на его завоевание, но так никогда и не смогли они его найти, хотя это стоило им многих жизней и больших затрат, и они даже не установили точное место, где бы оно находилось, несмотря на то, что были пройдены равнины, проплывая при этом [реки] Ориноко, Дарьен, реку Орельяна или Мараньон, и другие полноводные реки, и хотя на их берегах располагались большие поселения, так и не были найдены богатства, какие имеются в этом Новом Королевстве в его богатых [горных] рудниках. [Вот это и есть] подлинная причина, чтобы назвать его Эльдорадо. — Хуан Родригес Фрейле. Эль Карнеро. Открытие и Завоевание Королевства Новая Гранада «Маноа, или Эльдорадо» на берегу озера Париме. Карта Гесселя Герритса(1625). Эльдорадо наносили на карты рядом с Париме со времён Уолтера Рэли(1595) до Александра Гумбольдта (1804).

Дорога на Эльдорадо Дорога на Эльдорадо

Ночь печали (исп. La Noche Triste) — утвердившееся в историографии название кризисного момента в Ночь печали (исп. La Noche Triste) — утвердившееся в историографии название кризисного момента в походе Кортеса на Теночтитлан, кровавого отступления конкистадоров из столицы ацтеков в ночь с 30 июня на 1 июля 1520 г. • • Кортес вошёл в столицу ацтеков 8 ноября 1519 г. , вскоре взяв правителя Монтесуму II фактически в заложники. Около полугода испанцы и их союзники — тласкаланцы удерживали власть в городе, причём вели себя как оккупанты, вызывая раздражение как местного населения, так и элиты. В июне следующего года появились слухи, что губернатор Кубы, находившийся во вражде с Кортесом, отправил хорошо вооружённый отряд Панфило де Нарваэса для ареста Кортеса. Кортес оставил две трети своих войск в качестве гарнизона Теночтитлана под командованием Педро де Альварадо, поспешив в Веракрус. В отсутствие Кортеса Альварадо проводил жёсткую политику по отношению к индейскому жречеству, в частности, устроил большую резню в центральном храме. Ацтеки избрали нового тлатоани — Куитлауака. Кортесу удалось переманить на свою сторону солдат Нарваэса, и в Теночтитлан он вернулся со значительным подкреплением. Однако испанцы и тласкаланцы оказались блокированными в своей резиденции — дворце Ашаякатля. 27 июня 1520 г. при невыясненных обстоятельствах Монтесума скончался, и Кортес принял решение покинуть город.

Монтесума II или Монтесума Шокойоцин (науа — «Почтенный юноша» ) (Moctezuma Xocoyotzin, Моктесума, Мотекусома, Монтесума II или Монтесума Шокойоцин (науа — «Почтенный юноша» ) (Moctezuma Xocoyotzin, Моктесума, Мотекусома, Моктецума Хокойотцин) (1466 или 1467 — 27 июня 1520) — император (уэй тлатоани) ацтеков (мешиков) с 1502 из династии Акамапичтли. В 1507 году короновался как император мира (науа — cem anahuac tlatoani). Шестой или восьмой сын императора Ахаякатля и его двоюродной сестры, дочери короля города Истапалапана, имя которой было, вероятно, Хочиквейетль. Как император Монтесума II стоял во главе Тройственного Союза, в который помимо ацтекского Мехико (Теночтитлана) входили город акольхуа Тескоко и город тепанеков Тлакопан, имевшие собственных королей, вассальных ацтекам.

Куатемок Куа уте мок (науатль Cuāuhtémōc, «Нисходящий Орёл» , между 1495 и 1502— 1525). Куатемок Куа уте мок (науатль Cuāuhtémōc, «Нисходящий Орёл» , между 1495 и 1502— 1525). В старой русской литературе именовался также Гватемотсин или Гвамазин (от Cuāuhtémōctzīn, «Господин Нисходящий Орёл» ). Последний тлатоани государства ацтеков из династии Акамапичтли, племянник Монтесумы II, был женат на его дочери Течуишпо. Сделался правителем в результате «Ночи печали» .

 О ранней его биографии сведений почти нет. Занял пост правителя после кончины Куитлауака О ранней его биографии сведений почти нет. Занял пост правителя после кончины Куитлауака от оспы, завезённой испанцами, в конце 1520 г. Начал подготовку к обороне Теночтитлана, однако после 80 дней боёв, 13 августа 1521 г. город пал под ударами армии Кортеса и около 150 тыс. его индейских союзников. Куаутемок был пленён в тот же день оруженосцами Гонсало де Сандоваля и, представ перед Кортесом, потребовал умертвить его. Эту историю описал сам Кортес в третьем отчёте Карлу V. Версии, приводимые Гомарой и Берналем Диасом, сильно отличаются друг от друга в деталях. Кортес первое время обращался с Куаутемоком как с равным, будучи заинтересован в нём как в источнике легитимности собственной власти. Достаточно велики заслуги Куаутемока в строительстве нового города — Мехико. Однако к 1524 г. всё изменилось, к этому времени относится эпизод с пыткой Куаутемока, которого Кортес хотел заставить выдать золото Монтесумы, бесследно исчезнувшее в «Ночь печали» . О мотивах этого поступка писал только Берналь Диас. У Гомары содержится следующая история: когда Куаутемок находился на пыточном станке, один из приближённых стал упрашивать его сдаться и просить испанцев о снисхождении. Куаутемок насмешливо ответил, что наслаждается, как если бы лежал в ванне. [1] Романтики XVIII в. переделали сюжет, и фраза Куаутемока превратилась в: «А разве я возлежу на розах? В 1524 г. Кортес начал боевые действия против Кристобаля де Олида в Гондурасе. Армия его в основном состояла из ацтеков, поэтому при ставке Кортеса находился и Куаутемок, обеспечивая лояльность новых испанских подданных. Через год экспедиции, Кортес обвинил Куаутемока в заговоре и приговорил к повешению. Бернардино де Саагун со слов индейцев и Берналь Диас рассказывают эту историю совершенно по разному. После обретения Мексикой независимости, Куаутемок стал главным знаменем мексиканского национализма и символическим «дедом мексиканской нации» (по выражению Рамона Лопеса Веларде). В его честь назван город в штате Чиуауа, а также футбольный стадион в Пуэбле.