Религиозный экстремизм.pptx
- Количество слайдов: 8
Религиозный экстремизм. Ваххабизм и салафийя.
Тема исламского экстремизма привлекает внимание многих политиков, ученых и публицистов. Актуальность её не вызывает сомнений. В августесентябре 1999 года российское государство столкнулось с вызовом ваххабизма, грозившим поставить под вопрос само дальнейшее его существование. Двумя годами позднее, в сентябре 2001 года, проблема международного терроризма, действующего под знаменами радикального ислама, встала во главе повестки дня в мировом масштабе. В современных научных и публицистических работах формулируются различные взгляды на природу религиозного экстремизма, ведутся дискуссии об эффективных способах противодействия последнему.
Что такое ваххабизм и салафийя? Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб(основатель) считал, что истинного Ислама придерживались лишь первые три поколения последователей Пророка Мухаммада. Он выступал против любых новшеств, пускай даже они имели основу в шариате. Эти взгляды разделяли и его сторонники. В результате, в Исламе возникло радикальное религиозно-политическое течение – ваххабизм. Приверженцы этого движения не считают его политическим, а исключительно религиозным. Так же в этом движении есть и те кто называют себя салафитами (истинными последователями праведных предшественников – саляфов). Сегодня ваххабизм является господствующей исламской доктриной в Саудовской Аравии.
Единственно истинная вера - это ислам времен пророка Мухаммеда. С таким утверждением согласны и ваххабиты, и салафиты. Только Коран, а также хадис - предание о словах и действиях пророка служили обоим суннитским течениям ислама главным ориентиром в религии и обществе. Но такой общий знаменатель был у них не всегда. Вопреки расхожим стереотипам, вначале салафиты были более толерантными, чем ваххабиты. Они, например, терпимо относились к широко распространенным во многих мусульманских странах культам поклонения святым и могилам. На фоне колониализации европейцами стран Ближнего и Среднего Востока салафиты старались привлечь в свои ряды как можно больше сторонников, а потому не перечили массам. Они взывали к "исламской сознательности", видели решение политических и общественных проблем в возвращении к идеализированным ими исламским истокам.
Мусульманские богословы сформулировали пять основных догматов, характеризующих ислам: 1) учение о единобожии (ат-таухид); 2) вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха (ал-адл); 3) признание пророческой миссии Мухаммада и предшествовавших пророков (нубувва); 4) вера в судный день и потусторонний мир (ал-маад, или ал-кийама – вера в загробную жизнь); 5) учение об имамате/ халифате. В ваххабизме к этому дополняется: 1. Строгое соблюдение принципа таухида (единобожия); 2. Отрицание новшеств в религии (бид’а); 3. Критика всеобщего таклида – слепого следование какомулибо одному мазхабу (школе исламской правовой мысли); 4. Признание понимания саляфов ( «праведных предков» ) как единственно правильного в толковании атрибутов и имён Аллаха (отрицание иносказания в таких атрибутах как «йад» (рука), то есть утверждение, что все атрибуты Аллаха должны толковаться «как есть» без иносказаний и без уподобления сотворённому).
Понимание за рубежом По статистике на сегодняшний день салафитские (ваххабитские) группы существуют во всех странах мусульманского мира, их объединяет единая идеология, мировоззрение и все они находятся в конфликте с обществом, за исключением тех стран, где эта идеология является доминирующей. Однако в них салафиты утратили свою воинственность в силу высокого уровня жизни и достижения своих интересов, однако многих выходцев из этих стран можно обнаружить ведущими вооруженный джихад в зарубежных государствах. В постсоветский период ваххабизм и салафийа стали распространяться по территории бывшего Советского Союза (Россия, Таджикистан, Узбекистан и др. государства, имеющие значительную часть мусульманского населения).
Ваххабизм в России Сравнительно-временной анализ проблематики ваххабизма в России показывает, что подходы к нему меняются. В конце 90 -х гг. – начале 2000 -х гг. высказывания о ваххабизме были достаточно снисходительны, затем в течении более 10 -летия следует активная проблематизация ваххабизма, он конструируется как отклонения от нормы и все более рассматривается во взаимосвязи с терроризмом и религиозным экстремизмом. По мнению ряда авторов, ваххабизм – это одна из угроз для современной России. По экспертным оценкам, в России сейчас около 700 тыс. ваххабитов. В 2013 г. ваххабитские общины созданы во всех субъектах РФ, за исключением Чукотского АО.
В России запрещены 15 международных террористических организаций. Из 15 только три указаны как имеющие прямое отношение к ваххабизму (или салафизму): «Лашкар-И-Тайба» «Общество возрождения исламского наследия» ( «Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами» ) «Дом двух святых» ( «Аль-Харамейн» )
Религиозный экстремизм.pptx