Религиозные верования германцев Презентацию подготовила Орлова Анастасия Исторический факультет, 2 курс, ПИО-21
Источники изучения древнегерманской религии. Археологические памятники; Сообщения классических римских и греческих писателей; Данные средневековой христианской литературы -- церковные проповеди, письма епископов, синодальные решения и пр. ; Средневековые скандинавские сборники -Эдды: Старшая, или Поэтическая (X-XII вв. ), содержащая мифологические и героические песни и сказания, и Младшая, или Прозаическая (XII-XIII вв. ), представляющая собой религиозно-мифологический трактат; Новейшие пережитки древней религии в виде народных поверий и обычаев, описанные в этнографической литературе.
Тотемизм. Признаки тотемизма: Названия племен Мифы о происхождении Почитание священных животных(волк и ворон, вепрь с золотой щетиной)
Промысловый культ. Эти верования были отражением быта охотничьего народа. Эти верования, оказались наиболее живучим элементом древнегерманской религии и сохранились в народных поверьях, а отчасти в фольклоре до наших дней.
Лечебная магия. Мантика. Обряды лечебной и предохранительной магии: употребление заговоров, огня, разных амулетов-оберегов и т. д. ; Вера в колдовство; Система гаданий.
Погребальный культ. Погребальный ритуал был не везде одинаков; Почитание умерших принимало форму семейнородового культа предков; Жрецами этого культа были главы родов и семей.
Культ племенных богов и святынь. Божества. Религия древних германцев называется язычеством, т. е. верой во множество богов. Суровая природа дикой лесистой страны порождала их могучие и грозные образы. От них зависело все: смена дня и ночи, плодородие земли, дожди и ветры, бури и наводнения.
Древнегерманский бог Водан (Один).
Древнегерманский бог Донар (Тор).
Германский бог Цио (Тюр). Древнегерманский бог Фро (Фрейр).
Древнегерманский бог Бальдр.
Древнегерманские богини. Богиня Фрейя (Фроува) Древнегерманская богиня Фригг
Мифология. Вся северогерманская мифология насыщена мрачными и величественными представлениями. Они соответствовали воительскому быту варварских племен, непрерывно враждовавших между собой. Во главе племен стояла воинственная родовая аристократия: ее-то мировоззрение и отражала эта мифология. Но в последнюю вплеталась и более светлая струя: земледельческий крестьянский культ божеств плодородия.
Культ. Жертвоприношения были очень жестокими; В жертву богам нередко убивали людей, главным образом военнопленных; По крови и внутренностям жертв они гадали об исходе войны; Местами культа служили священные рощи, где находились жертвенники.
Вывод. Племена сплачивались тесными кровными, родственными, хозяйственными и культовыми связями. Больше всего они ценили свою племенную самобытность, свои исконные нравы. Религия и культы в данном случае были помощью и поддержкой в стремлении германцев к обособлению и самовозвышению, но играли лишь вспомогательную роль. Поэтому германская религия быстро подверглась влиянию римской и кельтской религий. А позже растворилась в христианской. И, несмотря на самобытность и многогранность, не приобрела такой индивидуальности и яркости, как религия скандинавов или же кельтов.
Спасибо за внимание.