Религиозные правовые семьи.pptx
- Количество слайдов: 17
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др. , а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: 1. главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; 2. источниками права являются религиознонравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т. д. и действующих в отношении индусов;
3. весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; 4. отсутствует деление права на частное и публичное; 5. нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; 6. судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат ( «прямой путь» ) – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом. Шариат как религиозная система законодательства была создана ранними мусульманскими учеными-правоведами постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Центральная идея шариата заключается в строгом соблюдении установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями принятии законов, ни людьми в их действиях. История мусульманского права начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570– 632 гг. на Аравийском полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих. Другие юридически значимые нормы сложились в результате жизнедеятельности, поведения
На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы существенное влияние оказали мусульманские правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Новый этап в развитии мусульманского права связан с установлением законодательного процесса. В XIX в. в странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована. На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др. ) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние.
В основе мусульманского права лежит четыре источника: 1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; 2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; 3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученыхмусульманистов; 4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер"
ИНДУИСТСКОЕ ПРАВО Индуистское право - правовая система, применяемая среди индуистов, в особенности в Индии. Современное индуистское право является частью индийского права, установленного Конституцией Индии в 1950 году. Вместе с тем, в системе индуистского права приживались ценности и нормы иных правовых систем: буддизма (V-I в. до н. э. ), ислама (X-XVII вв. ), социализма (XX в. ).
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСТОЧНИКИ ИНДУИСТСКОГО ПРАВА Среди всех известных источников древнего права Индии Законы Ману являются наиболее известными. Законы Ману в своем завершенном виде сложились во II веке до н. э. в рамках брахманизма. Изначально за Законами Ману признавалось значение сакрального документа. Источниками Законов Ману, как и других сводов, были Дхарма-сутры трактаты, разъяснявшие содержание Вед, Упанишад, Пуран, других священных текстов и содержавшие описание судебных прецедентов, обычаев, светских законов. В общей сложности Законы Ману содержат 2684 стиха. В этом документе переплетаются религиозные, этические, бытовые и правовые нормы. Законы Ману не имели силы закона в современном значении этого слова. Структурно Законы Ману состоят из 12 глав. В целом индуистское право является одним из древнейших в мире правовых феноменов входящих в семью религиозного права.
До получения Индией независимости в 1947 году, индуистское право было частью британской колониальной правовой системы, получив формально этот статус в 1772 году с подачи генерал-губернатора Индии Уоррена Гастингса который сформулировал свой план законодательного управления, в котором «во всех случаях, касающихся наследства, заключения брака, кастовых или других религиозных вопросов, законам Корана в отношении мусульман и законам шастр в отношении индусов надлежит непременно следовать» . Введённое англичанами индуистское право большей частью базировалось на ранних переводах санскритских текстов «Дхарма-шастр» трактатов по религиозным правилам поведения индуистов. Англичане приняли «Дхарма-шастры» за правовой кодекс, хотя до них эти санскритские тексты таким образом не использовались. «Дхарма-шастры» формально не были сборниками законов и не имели
СОСТОЯНИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ИНДУИСТСКОГО ПРАВА Среди индуистов Малайзии распространено поклонение местным божествам. Традицией с наибольшим количеством последователей является шиваизм, но много также и вайшнавов. Достаточно сильно присутствие Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), которое и меет храмы и проповеднические центры в ряде городов и ежегодно проводит в разных городах страны 10 -12 фестивалей Ратхаятра. В
В марте 1998 года в Пенанге произошли столкновения на религиозной почве между индуистами и мусульманами. В результате, правительство Малайзии постановило прекратить деятельность индуистских храмов, не имеющих лицензии на функционирование. В период с апреля по май 2006 года под этим предлогом малайские власти снесли ряд индуистских храмов. В частности, 11 мая 2006 года городские власти г. Куала-Лумпур разрушили 90 летний индуистский храм, удовлетворявший духовные нужды более чем 3000 индуистов. Растущая исламизация Малайзии вызывает озабоченность индуистов и других религиозных меньшинств. В частности, критикуются законы, поощряющие обращение в ислам.
ИУДЕЙСКОЕ ПРАВО Иудейское право это - совокупность законоположений, изложенных в источниках иудейского вероучения - Библии и Талмуде, а также в некоторых других книгах. Наиболее полное выражение иудейского права получило в Талмуде. В его разделе Незикин (Повреждение) рассматриваются различные вопросы уголовного и гражданского права, раздел Нашим (Жены) целиком посвящен семейно-правовой проблематике. Культовый кодекс иудейского права регламентирует поведение верующего огромным количеством различных предписаний и целиком подчиняет его раввинско-религиозному влиянию. иудейское право закрепляет, кроме
ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКИ ИУДЕЙСКОГО ПРАВА Галаха или Алаха - традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. В более узком смысле совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов (галахот) в отдельности.
Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному. Согласно ортодоксальной традиции, галаха была дана Богом Моисею на горе Синай как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью галахи. Общий комплекс галахи в составе Устной Торы передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в Мишне. Развитие галахи начинается во времена Эзры (Ездры), когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в жизни. Развитие галахи диктовалось тем, что законы, записанные в Торе, нуждались в истолковании, и в точном определении их конкретного применения в различных и меняющихся социальных и бытовых условиях. Процесс развития галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.
МЕСТО ИУДЕЙСКОГО ПРАВА СОВРЕМЕННОМ ИЗРАИЛЕ Среди еврейского населения Израиля (5, 3 млн) около 25 % являются полностью соблюдающими сторонниками ортодоксального иудаизма ещё около 35 % соблюдают частично, но также считают себя сторонниками ортодоксального иудаизма. Сторонников консервативного и реформистского направлений - менее 1 %. В Государстве Израиль религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, гиюр - переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться в религиозным судом «Бейт дин» по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права - Галахи. Также выходным днём в Израиле является суббота, а праздничными все праздничные дни (Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот)
КОНЕЦ