Религиозно-комфессиональный фактор Лапина М..pptx
- Количество слайдов: 16
РЕЛИГИОЗНОКОМФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР СПЕЦИФИКИ РОССИИ
Соотношение верующих в Российской Федерации по конфессиональной приверженности: – православные 67%; – мусульмане 19%; – старообрядцы 2%; – иудеи 2%; – буддисты 2%; – протестанты 2%; – другие конфессии 1%; – нетрадиционные религиозные конфессии 5%.
Как видим, после христиан цифра мусульманской прослойки внушительная. Не умаляя значение других конфессий, все-таки отдадим должное приверженцам религии ислама – мусульманам. В количественном исчислении это свыше 24 млн. человек. Не считаться с такой величиной российскому православию просто невозможно.
В 1905 году по инициативе министра внутренних дел России Петра Столыпина вышли законоположения об укреплении веротерпимости. Отмечалось, что «религия должна быть охраняема как ценный интерес всего государственного единения» . Российские власти нашли в мусульманском духовенстве опору, и им пополнился чиновничий корпус. Такая идеология государства не изменилась и по сей день.
Исследования проблемы влияния религиозного фактора на информационную безопасность Российского государства определяются следующими обстоятельствами: Во-первых, тем, что религия после крушения тоталитарной идеологии наперекор процессам секуляризации, в российском обществе оказывает все большее влияние на все стороны социальной и политической действительности. Во-вторых, реальной актуализацией процесса глобализации СМИ, функционированием мировых информационных сетей, контролируемых религиозными экстремистами.
В-третьих, наличием явных и скрытых информационных угроз России в духовной сфере и необходимостью вести действенную информационную политику в условиях, когда религиозный фактор становится все более значимым в межэтнических противоречиях, существующих в российском обществе и в мире. В-четвертых, слабостью научно разработанных концептуальных подходов к анализу степени воздействия религии на информационную безопасность, недостаточностью выявления структурно-статусной нормы личности верующего в процессе ее общественной и политической деятельности. В-пятых, недостаточной разработкой социальных моделей, дающих возможность оценить состояние развития процесса информационного взаимовлияния религии и государства.
В отечественной науке видное место принадлежит таким исследователям религиозного фактора как А. П. Лопухин, Д. М. Угринович, В. А. Лопаткин, В. Г. Пивоваров, Г. М. Закович и Л. Н. Митрохин , аналитические работы которых свидетельствовали о серьезной, укорененности в общественном сознании идей религиозного видения мира и предупреждали об опасности форсирования атеистических усилий (да еще и с помощью государства) по пропаганде светского мировоззрения и светского образа жизни.
Фото русских исследователей А. П. Лопухин Л. Н. Митрохин
Ислам - вторая по значимости после православия религия в России. Рост количества мусульманских религиозных общин за 1990 -1995 гг. можно характеризовать как «взрывной» : около 900 в 1990 году и более 2 тысяч в 1995 году. В 1998 году рост числамских религиозных организаций несколько замедлился и к настоящему времени их насчитывается 2, 9 тысяч.
Католицизм в России был и остается в основном религией нескольких этнических меньшинств: его исповедует часть российских немцев и латышей, большинство из живущих в России поляков и литовцев - всего, по некоторым оценкам, до 300 тысяч человек. Существенный рост числа католических общин с 35 в 1990 году до 223 в 1998 году, формирование на территории России двух епархий РКЦ (с центрами в Москве и Новосибирске), открытие духовных учебных заведений (в Москве и Санкт-Петербурге).
В 1998 году в нашей стране было зарегистрировано 96 иудейских религиозных объединений. 52% всех российских евреев проживает в Москве и Санкт-Петербурге. Буддизм в России был и остается традиционной религией прежде всего для калмыков, бурят и тувинцев. Однако, в последнее время буддистские общины и центры стали создаваться по всей территории России: из 160 российских буддистский религиозных объединений (1998 г. ) менее половины находятся ныне в регионах компактного проживания народов, традиционно исповедующих эту религию.
В механизме реализации задачи по нейтрализации информационных угроз, исходящих от религиозных экстремистов и новых религий, можно выделить следующие компоненты: 1) 2) 3) 4) мировоззренческо-ценностный; нормативно-правовой; институционально-организационный; функционально-деятельностный
Мировоззренческо-ценностный компонент представляет собой духовную составляющую общественно-политической жизни. Нормативно-правовой компонент представлен нормативными актами международного, межгосударственного уровня, законодательными актами государственной власти, обеспечивающими функционирование информационной сферы, а также иными правовыми актами и инструкциями, регулирующими текущие информационные процессы в обществе и государстве.
Функционально-деятельностный компонент включает в себя практическую деятельность субъектов механизма противодействия информационным угрозам в соответствии с конкретными целями, задачами и направлениями.
Религия является подсистемой общества и занимает в нем определенное место. Мир сегодня является поликультурным и поликонфессиональным. Это создает проблему взаимоотношения религий. Существует взаимное непонимание между представителями разных религиозных традиций. Кроме того, некоторые религии приобретают политическое значение, участвуя в "конфликте цивилизаций". Эта проблема может решаться только на путях утверждения принципа взаимной терпимости и уважения, а также активизации межрелигиозного диалога.