Презентация_Религии_Античность.pptx
- Количество слайдов: 172
РЕЛИГИИ АНТИЧНОСТИ Религия Древней Греции Религия этрусков Религия Древнего Рима
Периодизация культуры Древней Греции • Крито-микенский (эгейский) период • Гомеровский период • Архаика • Классика - ранняя - высокая - поздняя • Период эллинизма
• 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия. • 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия. • 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия. • 6 — 4 вв. до н. э. — развитие философскоорфических религиозных учений • 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.
• Древнейшие святилища Крита располагались в пещерах и горных расселинах • В минойский период – святилища во дворцах и домах
Кносский дворец.
• Микенские купольные гробницы
«Гробница Атрея» в Микенах. Около 1250 года до н. э.
16 в. до н. э.
VIII век до н. э.
• Миф в Греции никогда не подвергался жесткой догматической кодификации. • Мифология развивалась в направлении усложнения мифологических сюжетов, более четкого выявления логических связей в них, обогащения набора исходных образов. Богатство греческой мифологии во многом определяется и тем, что она впитала и творчески переработала многие мотивы и сюжеты малоазийских мифов.
• Тератоморфизм в греческой мифологии
• В это время мифология сфокусирована, в основном, на двенадцати олимпийских богах, главным среди которых становится отныне Зевс. Красота мира создается в страшной борьбе, когда олимпийцы и герои побеждают архаических и дисгармоничных чудовищ. Мрачные хтонические силы заключены в Тартар или уничтожены. Олимпийские боги устанавливают разумную упорядоченность бытия, жестоко расправляясь со всеми, кто покушается на его гармонию.
• Антропоморфизм богов – одно из главнейших качеств греческой мифологии в стадии ее расцвета. Даже если мифы повествовали только о жизни и деяниях богов, они представляли картины человеческого существования, так как боги были своеобразными “двойниками” людей.
• Образы античной мифологии в ее развитом состоянии подразделяются на две основные категории – бессмертные боги и герои.
• Греческая мифология в ее наиболее развитом, классическом состоянии –это мифология героическая. Во II тыс. до н. эв мифах появляются герои, которые добывают необходимые человечеству природные и культурные объекты и расправляются с тератоморфными хтоническими чудовищами. Вершиной героической деятельности стали двенадцать подвигов и другие деяния Геракла (подробно изложены Аполлодором в “Библиотеке”, II в. до н. э. ).
«Мосхофор» .
• Рождение полиса сопровождалось появлением крупных святилищ, средоточий общеполисных культов. • В пространстве полиса выделялся акрополь - религиозный и культурный центр, место концентрации наиболее древних и священных преданий и символов.
• Древнейшим археологически засвидетельствованным греческим храмом считается храм Артемиды Орфии в Спарте 8 в. до н. э. Остатки сооружения, сложно судить о его плане. • Храмы периода архаики – в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах, на о. Корфу. Свою классическую форму храм получил в архитектуре 5 в. до н. э.
Периптер
Медуза, Пегас и Хрисаор. Фронтон храма Артемиды на о. Корфу. Ок. 580 г. до н. э.
Метопа храма в Селинунте
АКРОТЕРИЙ
Ранняя классика.
Храм Афины Афайи на о. Эгина. Нач. 5 в. до н. э.
Восточный фронтон храма Афины Афайи. 490 -480 до н. э.
• Гея (Gaia, Aia, Gn), в греческой мифологии матьземля. Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в теогоническом процессе. Гея родилась вслед за Хаосом (Hes. Theog. 116 след. ). Она одна из четырёх первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана-небо и взявшая его в супруги. Вместе с Ураном Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Kpoнoc и Рея, родители Зевса.
• Её порождения также Понт-море, горы, трое киклопов и трое сторуких (126 -153). Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по её наущению Кронос оскопил Урана, из крови которого появились на свет чудовища (гиганты, эринии) и Афродита.
• Внуки Геи во главе с Зевсом в битве с детьми Геи - титанами победили последних, сбросив их в тартар, и поделили между собой мир.
Лувр
Зевс побеждает Тифона. Берлин
Гиганты • Гиганты (Gigantes), в греческой мифологии сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскоплённого Урана, впитавшейся в землю-мать (Hes. Theog. 180 -186). По другой версии, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в тартар (Apollod. I 6, 1 -2). Очевидно догреческое происхождение Гигантов. Подробно история рождения Гигантов и их гибели рассказана Аполлодором. Гиганты внушали ужас своим видом - густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они родились на Флегрейских полях ("пожарища") на полуострове Паллена (в Халкидике, северная Греция); там же потом произошла битва олимпийских богов с Гигантами - гигантомахия. Гиганты , в отличие от титанов, смертны.
• В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами, укреплении верховной власти Зевса.
Афродита в сражении с гигантами
Геката и Артемида
Зевс Олимпийский
Zeus Naucratis Painter Louvre 560 BC
Храм Зевса в Олимпии. 480 г. до н. э.
Статуя Зевса работы Фидия не сохранилась
Битва кентавров и лапифов. 470 -456 до н. э.
Посейдон из Артемисиона Нац. Археологический музей, Афины. 470 -460 гг.
Мирон. Афина и Марсий
Лео фон Кленце. Афинский акрополь.
Эрехтейон (421 -406 до н. э. ) Расположен к северу от Парфенона. Основная часть прямоугольник, с востока ионический портик, с запада 4 колонны в антах, на юг обращен портик кариатид.
Мнезикл. Пропилеи
С севера к Пропилеям примыкала Пинакотека.
Храм Ники Аптерос. 5 в. до н. э.
• Главный храм афинского Акрополя посвящен Афине Парфенос (т. е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н. э. , освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н. э. , однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н. э. Зодчие Иктин и Калликрат, в содружестве со скульптором Фидием.
Парфенон
«Тритопатор»
Мастер Пана. Фрагмент росписи гидрии. Ок. 1460 до н. э. БМ
Афина Парфенос. 12 м.
Фриз. Фрагмент скульптурного убранства Парфенона
Леохар. Аполлон Бельведерский.
Дионис
Мастер Амасис
Менада
Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Мрамор, ок. 330 до н. э.
• В определенной группе религиозных праздников и связанных с ними религиозных действ могли принимать участие только посвященные. • Главный ритуал посвящения в мистерии осуществлялся в специально построенных помещениях. • Главные составные части мистерий включали действия, требовавшие знания мифов, и демонстрации священных предметов и символов
• Элевсинские мистерии перестали совершать с 396 г. , когда король Аларих разорил Элевсин.
Деметра
Римский саркофаг. Деталь
Иерофант перед Деметрой и Корой
Ника Самофракийская III-II в. до н. э.
Пергамский алтарь.
Агессандр, Полидор, Афинадор. Лаокоон. I в. до н. э.
2 век. ГМИИ
Музей Метрополитен
Религия этрусков
«Гробница щитов и кресел»
• Около крупных городов — Тарквинии, Черветери, Популония, Кьюзи — найдено несколько кладбищ
• К VII веку до н. э. сформировалось два типа храмов — с одной целлой и тремя. • Изучение архитектурных остатков позволяет думать, что этрусские храмы VI века до н. э. , различаясь в деталях, представляли собой прямоугольные в плане постройки типа псевдопериптера, на высоких постаментах — подиумах, с колоннами тосканского ордера, имевшими профилированные базы.
Религия Древнего Рима
• Центральным требованием религии римлян являлось правильное исполнение предписанных ритуалов
• Священные места варьируются от простой культовой ограды, снабженной жертвенником, до большого храма, окруженного портиками и доминирующего над местностью, со своим алтарем и в некоторых случаях дополнительными постройками.
Круглый храм на Бычьем форуме. сер. I в. до н. э.
Пантеон. 120 -125.
Надгробие Рупилиев I в. до н. э.
«Тогатус Барберини»
• Официальная одежда в римском обряде — это тога гражданина, драпированная так, чтобы были открыты руки и образовался род капюшона или покрывала, закрывающего голову
Алтарь Мира.