Регулярные парки петровского периода в России. Царское село.
3098-tsarskoe_selo_mitrukova.ppt
- Количество слайдов: 47
Регулярные парки петровского периода в России. Царское село. Выполнила: Митрукова Дарья Гр. 65301
В результате побед, одержанных в начале Северной войны в 1702 году, России были возвращены оккупированные шведами земли. Швед. усадьба Саари мойс «Возвышенное место» Сарская мыза с начала строительства первого дворца и сада в 1717г.- Царское Село Сначала Сарская мыза была подарена генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меньшикову Затем 24 июля 1710 года по приказу Петра I мыза была подарена его будущей жене Екатерине Алексеевне (будущей императрице Екатерине I) и включена в разряд дворцовых земель.
Екатерининский (Большой) Дворец - один из архитектурных шедевров русского барокко середины XVIII века. Дворец строился и перестраивался с 1717 по 1756 год на протяжении почти 40 лет. В его строительстве принимали участие самые знаменитые архитекторы того времени: И. Браунштейн, И. Ферстер, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский и, последние восемь лет, Ф.-Б. Растрелли. В 1718-1724 годах под руководством архитектора И. Браунштейна начали возводить скромный двухэтажный дворец, вошедший в историю под названием "каменных палат" Екатерины I, в окружении подсобных построек. Во дворце было лишь 16 комнат.
Сад. Петра I привлекли сады в стиле голландского барокко. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств Петр I очень любил цветы, которые во французских классицистических садах не использовались, но зато в голландских их было более чем достаточно. И, наконец, природа Голландии, в отличие от южной природы Франции, больше похожа на русскую. Так и появились русские регулярные сады, с легкой руки их основателя, Петра I, соединившие в себе величие Версаля с такими чертами голландского барокко. Особенности русского регулярного паркостроения: Вода – важнейшее средство художественной выразительности. Отсутствие идеального геометрического плана. Часто парк представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных воедино системой просек, и окруженных лесом или водой. Характерная русская флора. Аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук. Парки служили не только для отдыха и развлечения, но и для обучения людей. Каждая скульптура в парке "говорила" или рассказывала о той или иной античной легенде.
Регулярный сад разбили к юго-востоку от дворца, а на той же оси северо-западнее дворца устроили зверинец. Сады 1717-1723 гг. заложили основу композиции будущего дворца и парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед императорским дворцом. На речке Вангазе, стекавшей с холма, были устроены два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный (позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов)., то есть было начато устройство водной системы будущего ансамбля.
В 1720-х годах садовый мастер И. Фохт обработал участок Верхнего сада тремя террасами, так как пологая местность не удобна для разбивки регулярного парка. Террасы были соединены деревянными и каменными лестницами. Уступы располагались параллельно фасаду дворца. На верхней террасе был разбит цветник и посажены шпалерные куртины из стриженого кустарника, ограниченные по сторонам боскетами. На средней террасе находились так называемые огибные дороги, то есть деревянные каркасы, к которым привязывались ветви деревьев, посаженных рядом. По мере роста деревьев образовывались зеленые коридоры или галереи, в местах пересечения которых устраивались деревянные беседки. Третья терраса была отведена двум одинаковым прямоугольным водоемам, какое-то время служившим садками для рыбы.
Далее располагалась плоская территория, получившая название Нижнего сада. Он имел трехлучевую планировку аллей, пространство между которыми было занято плодовыми деревьями и ягодными кустами. Скульптуры в саду еще не было. За Рыбным каналом была посажена роща из берез, получившая название Дикой рощи, вошедшая в состав сада площадью 30 гектар. Известно, что до середины XYIII века убранство сада было чрезвычайно скромным., Царское Село не входило в число перворазрядных царских резиденций. С западной стороны дворца на площади в одну квадратную версту был устроен Зверинец- место для царской охоты. В огороженный участок леса специально загонялись лоси, зайцы и другие животные. Такого типа зверинцы существовали при многих загородных усадьбах того времени.
Резкие изменения в облике Царского Села произошли в середине XYIII века. В 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне (годы правления 1741 —1761 ). В конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов. С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам. При Екатерины II осуществлялась новая перестройка Большого ( Екатерининского) дворца, который казался императрице недостаточно вместительным. В 1779-1792 годах с северной и южной сторон дворца по проектам Ю. Фельтена и В. Неелова возводятся четырехэтажные флигеля- Церковный и Зубовский.
В царствование Елизаветы Петровны, при реконструкции всего царскосельского ансамбля, начатой в 1743 году, территория Старого сада значительно расширилась. В работах по устройству нового регулярного парка участвовали архитекторы А. В. Квасов, С. И. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли, по проектам и под наблюдением которых велись работы по строительству Большого Царскосельского дворца. Среди стриженой листвы аллей возвышались увеселительные павильоны и скульптуры, расположенные в соответствии с продуманной иконографической программой, которая подчас несла дидактическую нагрузку. В основе композиционного решения регулярного парка лежит: -правильная, симметричная организация пространства вокруг дворца -строгая система расположения аллей, площадок, павильонов и скульптур -деревья и кустарники использовались в регулярном парке как своеобразный строительный материал: придавая им форму шаров, ниш, арок и т. п., мастера искусно превращали аллеи в зеленые галереи и залы под открытым небом.
Более двух веков регулярную часть Екатерининского парка украшают мраморные статуи и бюсты работы венецианских мастеров начала XVIII века Д. Бонаццы, П. Баратты, А. ди Тальяпьетры, Б. Модоло, Д. Дземиниани, Д. Дзордзони и А. Тарсиа. Скульптура для украшения распланированного перед Екатерининским дворцом сада была привезена в Царское Село в середине XVIII века из Санкт-Петербурга, главным образом из Летнего сада, и происходила из собрания пластики, приобретенной в петровские времена. Мраморные скульптуры экспонировались на наиболее выгодном для их осмотра фоне, образованном мелкой фактурой стриженой листвы, в зеленых нишах, которые служили им своеобразной рамкой и контрастно их оттеняли. Статуи мифологических персонажей (Персей и Андромеда, Амфитрита, Галатея, Геракл, Марс и др.), аллегории (Воинская доблесть; Патриотизм; Мудрость, попирающая порок; Великолепие; Мир; времена года и месяцы), исполненные по заказу Петра I для прославления побед России и для воспитания и образования подданных, приобрели сугубо декоративную роль в саду его дочери, императрицы Елизаветы Петровны.
Эрмитаж Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы.
Павильон «Грот», украшенный внутри раковинами и туфом, в XVIII веке был обязательной принадлежностью регулярных парков Западной Европы. Проект постройки Грота на берегу царскосельского Большого пруда был разработан архитектором Ф.-Б. Растрелли. Основные работы по возведению здания проводились в 1755–1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершились уже при Екатерине II, в 1760-х годах. Он органично связывает Старый сад с пространством Большого пруда Грот Начало закладки фундамента в 1744 г. по проекту М. Г. Земцов. В 1749 новый проект Ф.-Б. Растрелли.
Павильон Монбижу (фр. mon bijou - моя драгоценность, мое сокровище) Находился в центре Зверинца на территории Александровского парка, расположенный симметрично Эрмитажу. В 1750 - 1752 годах по проекту Растрелли вокруг Зверинца построили каменную стену с бастионами по углам. И на месте пересечения двух просек возвели павильон Монбижу, который пользовался для отдыха и обедов после охоты, почему часто павильон называли Охотничьим. Монбижу разобрали в начале XIX века, на его месте построили Арсенал по проекту архитектора А.А. Менеласа.
Новый (регулярный) сад Новый сад был разбит в 1740-х годах. В него можно пройти по Большому Китайскому мосту, от которого начинается липовая аллея — главная ось Нового сада. Пересечение аллеи с широкой просекой образует крест, который делит Новый сад на четыре равных партера (квадрата) со сторонами в 200 метров и является основой его планировки. Автором проекта Нового сада был, вероятно, архитектор Н. Жирар, однако строительство велось уже без его участия; руководили работами садовые мастера К. Шрейдер и М. А. Кондаков. К концу 1750-х годов многое из задуманного в Новом саду оставалось еще не начатым, а вскоре, с утратой интереса к регулярным садам, само стремление осуществить первоначальный замысел в полном объеме исчезло. Со временем планировка Нового сада несколько изменилась. Сейчас на месте стройных рядов подстриженных лип и широких перспектив партеров шумят свободно разросшиеся деревья. Время постепенно стирает границы и различия между регулярной и пейзажной частями Александровского парка.
Гора "Парнас" Вьющаяся спиралью дорожка, обсаженная деревьями, ведет на вершину насыпной горы «Парнас». Название ее заимствовано из греческой мифологии: на горе Парнас жили бог Аполлон и музы — покровительницы искусств. Подобные горы конической формы со срезанной вершиной и спускающейся по склонам пологой дорогой, обсаженной кустарником, строились в парках эпохи Возрождения и в регулярных садах XVIII века. Парнас возвели в 1755 году при расширении и углублении прудов и Крестового канала; тогда же на горе были посажены деревья. В 1762 году на ее вершине предполагалось поставить восьмигранную беседку с куполом, однако этот замысел остался неосуществленным. Куртина "Грибок" Её название произошло от формы беседки, существовавшей здесь в конце XVIII - начале XIX века. Еще раньше на вершине круглой насыпной площадки находилась галерея, состоящая из беседок, или "кабинетов", соединенных в одно целое. В 1770-х годах эти беседки были сломаны и вместо них было установлено "резное дубовое дерево", с железной шатровой кровлей, расписанной изнутри "под цвет облаков". Ему на смену пришла скамейка с шатром над ней в виде грибка, разобранная в начале XIX века. Эта своеобразная беседка и дала название куртине. Планировка куртины в целом сохранилась: в центре, на небольшом возвышении, находится круглая площадка, от которой лучами расходятся восемь аллей, обсаженных стрижеными акациями.
Китайский театр В центре одного из квадратов расположен Китайский театр, или Каменная опера, как его называли во времена императрицы Екатерины II. Первоначально на его месте предполагалось устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом с дерновыми скамьями. Проект театра, заложенного в 1778 году, был разработан архитектором А. Ринальди, а строительство велось под руководством И. В. Неелова, который внес в первоначальный замысел некоторые изменения. В 1778 году по проекту И. В. Неелова здесь были вырыты два пруда с искусственными островами, соединенные узким проливом. Извилистые очертания берегов, заросших ивами, березами и елями, придают этому участку парка, называемому Озерки, необыкновенное очарование. С четырех сторон сад окружен Крестовым каналом, прорытым в 1748–1749 годах. В 1792 году рядом с Новым садом началось строительство Нового Царскосельского (Александровского) дворца. Куртина Озерки
Также Ф.-Б. Растрелли были спроектированы: Катальная гора; большой пруд с расположенным на острове Люстгаузом (увеселительным павильоном) приобрел форму шестиугольника и был обведен аллеями. Павильон «Зал на острову», расположенный, в соответствии с его названием, на острове Большого пруда, был построен в конце 1740-х годов по проекту С. И. Чевакинского и украшен по рисункам Ф.-Б. Растрелли. В 1794 году его перестроил Д. Кваренги, а спустя еще несколько десятилетий, в 1817–1820 годах, новые работы в Зале на острову провел В. П. Стасов. В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов. В XVIII веке, на протяжении трех десятилетий, на месте Гранитной террасы существовала Катальная горка, или павильон "Катальная гора". В 1730-е гг. на территории сада выросла гора для катания на «лодках» и «лубках». На ее месте позднее появилась каменная Катальная гора. Катальная гора представляла собой эффектное и сложное увеселительное сооружение, центральный двухэтажный каменный павильон которого был построен по чертежам и модели архитектора Ф. -Б. Растрелли.
Царское село в годы правления Екатерины II Великой ( годы правления 1762—1796). Общая площадь Екатерининского и Александровского парков - 300 гектаров.
Термы Камерона К флигелю Большого Царскосельского дворца, в первом этаже которого в 1790-х годах жил последний фаворит императрицы Екатерины II П. А. Зубов, примыкает комплекс зданий, созданный в 1780–1794 годах архитектором Ч. Камероном. Эти здания обозначили границу регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. Ансамбль составляют постройки различного назначения, объединенные общим художественным решением: Камеронова галерея, павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами, Висячий и Цветной сады, Пандус
Висячий сад первоначально располагался только перед зданием Холодных бань. Южным углом он примыкал к северному углу Камероновой галереи, а западным - к торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца. В этом месте во всю ширину флигеля сад ответвлялся в виде узкой дорожки с цветным бордюром, служившей сообщением между Екатерининским дворцом, Холодными банями и Камероновой галереей. На своды была уложена гидроизоляция из листового свинца и насыпан толстый слой земли, позволявший производить посадку садовых растений. Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы.
В начале 1792 года императрица Екатерина II пожелала иметь дополнительный спуск в Екатерининский парк непосредственно из Висячего сада. Спуск впоследствии назвали Пандусом (с фр. - спокойный, легкий спуск).
C правой стороны от пандуса Камероновой галереи напротив Зубовского корпуса Екатерининского дворца находится Кагульский обелиск. В 1856 году значительная часть Английского сада, включая Большой луг, остров с Концертным залом, была отгорожена невысокой чугунной решеткой и тремя воротами с бронзовыми золоченными украшениями, отлитыми по рисункам архитектора И. Монигетти, и стала называться Собственным садиком. В 1865 году архитектор А. Ф. Видов разбил на месте открытого луга у Зубовского корпуса сад с фонтаном и цветником. Большой фонтан с восьмигранным бассейном и высокой вазой изготовлен из каррарского мрамора на Петергофской гранильной фабрике по рисунку Видова скульптором Ф. Ботта. Он стал композиционным центром сада. Собственный сад. Архитектор А. Ринальди в 1771–1772 г. в честь победы русских войск над турками на реке Кагул
Пергола у Кагульского обелиска.
Верхняя ванна На берегу Зеркального пруда расположен павильон «Верхняя ванна», или, как его называли в XVIII веке, «Мыльня их высочеств», построенный в 1777–1779 годах архитекторами В. И. и И. В. Нееловыми. Нижняя ванна Неподалеку от Верхней ванны расположена Нижняя ванна, или, как ее называли в XVIII веке, Кавалерская мыльня. Этот павильон, стоящий в стороне от парковых аллей и предназначавшийся для придворных, был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778–1779 годах. Его фасад наполовину скрыт от взглядов посетителей сада деревьями и кустарниками.
Екатерининский пейзажные парк Площадь парка составляет 70 гектаров. Начало строительства Пейзажного парка относится к 1760-м годам, а основные работы в нем проводились в 1770–1780-е годы. Первоначальный план был выполнен архитектором В. И. Нееловым, вместе с которым работали его сыновья И. В. и П. В. Нееловы, а также садовый мастер Т. Ильин. Однако основной план, которому следовали паркостроители в Царском Селе, принадлежит И. Бушу. В целом его план повторяет В. И. Неелова, но в нем чувствуется рука опытного мастера ландшафтной архитектуры. С 1771 года Бушу были поручены все парковые работы, которые он вел до отъезда из России в 1789 году. Его сын Д. Буш продолжал работы в царскосельских парках до 1810 года. Красный каскад
При создании пейзажного парка были выкопаны многочисленные водные протоки, созданы насыпные холмы и горки, посажены тысячи деревьев разных пород. Центром парка стал Большой пруд. В живописные парковые пейзажи были органично включены экзотические павильоны в виде древних руин, «готических» и «турецких» сооружений, «китайских» беседок, всевозможные мостики и колонны, созданные архитекторами Ч. Камероном, Д. Кваренги, В. И., И. В. и П. В. Нееловыми, А. Ринальди, Ю. М. Фельтеном, а также целая сюита памятников победам русского оружия в войнах с Турцией. Впрочем, по словам Д. С. Лихачева, «"турецкие" постройки в Царскосельском парке вовсе не были связаны только с победами над Турцией. Это не столько памятники побед, сколько стилистическая особенность романтизма — делать сад экзотическим и национально разнообразным».
6 Верхная ванна 7 Нижная ванна 8 Эрмитаж 9 Грот 10 Холодная баня 11 Камеронова галерея 12 Собственный садик 13 Адмиралтейство 14 Павильон «Зал на острову» 15 Чесменская колонна 16 Турецкая баня 17 Мраморный мост 18 Пирамида 19 Башня-руина 20 Орловские ворота 22 Готические ворота 23 Фонтан «Девушка с кувшином» 24 Гранитная терраса 25 Кагульский обелиск 27 Концертный зал 28 Кухня-руина 30 Скрипучая беседка
Мраморный(Палладиев) мост 1773-74 гг. Пирамида 1770–1772 гг.
Концертный зал возведен в 1780-х годах Адмиралтейство возведен в 1773 году
Чесменская колонна 1774–1778гг. Турецкая баня 1850–1852гг. Эрмитажная кухня В начале 1770-х годов по проекту В. И. Неелова
Башня-руина построена в1771г. Кухня-руина сооруженная в 1780-е годы
Вечерний зал строительство которого началось в 1796 году Скрипучая (Китайская) беседка 1778–1786 гг.
Гранитная терраса строительство в начале 1800-х
Фонтан «Девушка с кувшином» в 1808–1810 годах. Орловские ворота были воздвигнуты в 1777– 1782 годах Готические ворота Установлены в 1777–1778 годах
Александровский дворец Дворец был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы, строительство было завершено, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехали в новый дворец. Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги.
Александровский парк Площадь около 200 гектаров примыкает к Большому Царскосельскому (Екатерининскому) дворцу со стороны парадного плаца (двора). Главный вход в парк расположен напротив Екатерининского дворца; в парк также можно пройти через ворота, расположенные у Александровского дворца, или по дороге, проходящей через Большой каприз. Александровский парк делится на регулярную часть — Новый сад — и пейзажный парк.
Большой китайский мост по проекту Ч. Камерона в 1785 г. Крестовый мост В 1779 году В. И. Неелов
Китайская деревня Построена в 1780-х годах архитекторами Ч. Камероном и И. В. Нееловым Драконов мост Был построен в 1785 году по проекту Ч. Камерона
Малый каприз Китайские мостики построенные по проекту Ч.Камерона в 1781 году, Большой каприз возвели в 1770–1774 годах В. И. Нееловым
Шапель (от франц. chapelle — капелла) В 1825–1828 годах в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем. Белая башня Комплекс был сооружен в 1821–1827 годах по проекту архитектора А. А. Менеласа для детей императора Николая I
Арсенал В 1819 году по проекту А. А. Менеласа Руины Ламского павильона Павильон был построен в 1820–1822 годах А. А. Менеласом специально для содержания лам, присланных в подарок императору Александру I из Южной Америки.
Детский домик По проекту архитектора А. М. Горностаева в 1830 году для детей императора Николая I
Источники: http://www.tzar.ru/ http://www.liveinternet.ru/users/sscorpiona/post159044210/ http://www.ref.by/refs/21/35652/1.html http://www.landscape-design.ru/article.php?c=ru3 http://al-spbphoto.narod.ru/prig/name.html http://www.viktur.ru/excursion/saint-petersburg/tcarskoe-celo-199-309.html#5647 http://www.gardener.ru/