Регулярные русские сады допетровского времени.ppt
- Количество слайдов: 31
Регулярное стилевое направление в паркостроении России. Средневековые русские сады. Садово-парковое искусство допетровского времени. Регулярные сады первой половины XVIII века
Русские средневековые сады
Древнерусские объекты садово-паркового искусства подразделяются на следующие типы: 1) Сакральные сооружения (I-III тыс. лет до н. э. ). 2) Священные рощи (IX-XIII вв. ) 3) Пантеоны – ритуальные урочища, прообразы садов и парков. 4) Увеселительные рощи и гульбища (X-XI вв. ) – открытые озелененные пространства, привязанные к долинам рек. 5) Городские усадьбы (XV-XVI вв. ) 6) Монастырские сады (двух типов: 1. Большие плодовые за стенами монастыря; 2. Малые, в основном декоративные палисадники, вблизи келий, внутри монастыря). К XIV-XV вв. становятся крупнее и сложнее по планировке.
Схематический план Толгского монастыря. Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г.
Светские русские сады XVI-XVII вв. сосредоточены в Москве и вокруг нее. Среди московских садов выделяются следующие типы: 1) Государевы и боярские сады (Государев сад в Замоскворечье; Боярская усадьба «Хамовенный двор» ); 2) Аптекарские огороды; 3) Верховые сады; 4) Хозяйственные и увеселительные усадьбы; 5) Зверинцы.
План «Верхнего» и «Нижнего» Набережных красных садов в Царском дворце Московского Кремля. Деталь чертежа из книги А. Ф. Вельтмана «Достопамятности Московского Кремля» (М. , 1843)
Планы Государева сада в Замоскворечье и Аптекарского сада у стен Московского Кремля. Деталь «Петрова» чертежа. 1597– 1598 гг.
План Государева сада в Замоскворечье. Деталь плана Москвы А. Олеария. 1656 г.
Схематический план царской усадьбы в селе Коломенском. Прорись с плана 1767 г.
Измайлово Схематический план садов на вторую половину XVII в. Реконструкция С. Н. Палентреер: 1 – дворец; 2 – Виноградный сад; 3 – Аптекарский сад; 4 – Круглое озеро с постройками; 5 – Просянский сад; 6 – сад при Потешных полатах.
План Острова – места возведения загородного двора царя Алексея Михайловича. XVII в.
Измайлово. План Аптекарского сада. Около 1670 г. План Просянского сада
План сада с потешными палатами. Около 1670 г. Сад представляет собой прямоугольник с регулярно высаженными плодовыми деревьями. По углам располагались 4 -х и 2 -х этажные палаты. В центре сада – квадратный лабиринт Вавилон, внутри него – фонтан. Вокруг лабиринта симметрично расположены 16 квадратных куртин, которые отличаются друг от друга особым узором рисунка. Продольные и поперечные оси совпадают с аллеями. Продольную ось украшали два декоративных бассейна. Сад ограничивался защитным поясом деревьев. Композиция имеет замкнутый вид, характерный для своего времени.
Чертеж Виноградного сада
Особенности русского садово-паркового искусства XVI-XVII вв. : 1) Сады не несли определенной художественной идеи; 2) Имели хозяйственно-утилитарное значение; 3) Европейское влияние незначительно; 4) Появились отдельные декоративные элементы (беседки, терема, галереи-гульбища, скамьи, шатры); 5) Окружение высокими стенами или расписными «обманками» ; 6) Широкое применение рощ; 7) Свободное расположение всех планировочных частей с учетом природных условий территории; 8) Наличие регулярных элементов и их свободное размещение в плане; 9) Флора, обусловлена климатическими особенностями.
Русское садово-парковое искусство первой половины XVIII века: В начале 18 века Россия активно включилась в общеевропейский процесс развития культуры, этому способствовали Петровские реформы. Заложенный в 1703 году Петербург, унаследовал многие идеи европейского барокко. Это первый город нового типа – с регулярным планом, без обязательных для того времени оборонительных сооружений. Началось строительство многочисленных городских усадеб, проекты выполняли архитекторы Леблон и Трезини. Пример «Образцовой городской усадьбы» : Перед домом, стоявшим фасадом на улицу, находился парадный двор – курдонер. За домом – регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки. Для петербургских садов XVIII века характерны следующие типы: 1) Городские усадьбы; 2) Дворцовые сады; 3) Публичные сады; 4) Загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. Московские сады подразделяются на следующие основные типы: 1) Увеселительные загородные резиденции; 2) Дворцово-парковые ансамбли; 3) Приусадебные ботанические сады.
Особенности русского регулярного паркостроения XVIII в. Основные черты петербургских садов: 1. Наличие морских каналов, имеющих не только декоративное назначение; фонтанов и прудов; 2. Террасное построение и наличие верхнего и нижнего садов, разделенных зданиями дворцов; 3. Насыщение скульптурой, «просвещающей» , символизм парковых композиций. 4. Парк органично слит с ландшафтом, композиция носит более раскрытый характер; 5. Регулярные композиции не были геометрически правильными. Основные черты московских садов: 1. Четкие геометрические очертания, разделяемые аллеями на прямоугольные боскеты; 2. Диагональное членение рисунка; 3. Размещение главного дома и сада на одной композиционной оси; 4. Центральное расположение площадки с беседками; 5. Насыщение территорий садов скульптурами, павильонами, фигурными прудами; 6. Слабое использование гидротехнических сооружений, фонтанов.
Летний сад. План садового мастера Яна Розена. 1714 – 1716 гг.
Петергоф. А - Верхний сад, Б - Нижний сад; 1 - дворец; 2 - Большой каскад; 3 - Ковш Самсона; 4 Большой партер; 5 - Монплезир; 6 - Эрмитаж; 7 - Марли; 8 - Золотая гора; 9 - земляная дамба; 10 фонтан Адам; 11 - фонтан Ева; 12 - фонтан Солнце; 13 - Римские фонтаны; 14 - Шахматная гора; 15 - оранжерея; 16 - фонтан Пирамида.
Стрельна. Константиновский дворец
Ораниенбаум
Кусково
Архангельское
Схема усадьбы Останкино «Увеселительный сад»