13_Reformy_Petra_I_i_sudby_rossyskoy_i_ukrain.ppt
- Количество слайдов: 65
Реформы Петра І и судьбы российской и украинской художественной культуры. Лекция 13
1. Стилевые корни и региональная самобытность «русского» и «украинского барокко» . 2. Московское барокко 1680— 1700 -х гг. 3. Архитектура петровского времени: Архитекторы-иностранцы в Российской империи в первой пол. ХVІІІ ст. (Ж. -Б. Леблон, Н. Микетти, Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, А. Шлютер).
Эпоха украинского барокко почти полностью совпадает со временем существования украинского Гетманского государства (40 -е годы XVІІ — 70 -ые годы XVІІІ ст. ), когда Киев провозглашается (в противовес претензии Москвы на роль "Третьего Рима") "Вторым Иерусалимом"
Стилевые корни и региональная самобытность «русского» и «украинского барокко» Культурный контекст развития украинского барокко далеко выходил за пределы идейного основания барочного сознания Западной Европы. Его специфический признак — полистика — усугублялась разнотипностью культурных систем (влияния позднего Ренессанса, раннего Просветительского и зрелых реформаторских течений, взаимодействие наследия Киевской Руси, грекоправославной и греко-католической культуры, фольклорных традиций, культурного достояния восточнославянских народов и протестантского мира).
Переход от шлемовидного контура завершений к приданию куполам сходства с абрисом пламя свечи. АГ: Фото 2008 г. Киев. Софийский собор. Общий вид. Реконструкция восточного фасада. § Барочная архитектура на Украине развивается не только за счет нового строительства, а и через придание храмам эпохи Киевской Руси черт новой стилистики. Чернигов. Успенский собор Елецкого монастыря. Общий вид. Реконструкция западного фасада.
АГ: Фото 2008 г. Кириловская церковь. Кириловский монастырь. ХІI-ХVIII вв. Киев. Аксонометрический разрез. Западный фасад. Восточный фасад.
Джакомо Бриано. Иезуитский костёл Петра и Павла. 1610— 1630. Львов. Покровская церковь. 1622— 1629. с. Сулимовка.
Ильинская церковь. 1653. Субботов.
n В градостроительстве происходит визуализация динамичных эффектов путем введение в архитектурную композицию текущей воды (Георгиевский собор Выдубицкого монастыря, Военно. Никольский собор, Лаврские колокольни в Киеве, Троицкий монастырь и церковь св. Екатерины в Чернигове, Успенский собор в Новгород-Северском, Спасо-Преображенский собор в Великих Сорочинцах). Киево-Печерская Лавра Чернигов. Вид с колокольни Троицко-Иллинского монастыря (Елецкий монастырь и Екатерининская церковь). АГ: Фото 2008 г.
АГ: Фото 2008 г. Троицко-Иллинский монастырь. Чернигов. АГ: Фото 2008 г. Георгиевский собор Выдубицкого монастыря. Киев.
Спасо-Преображенский собор. Великие Сорочинцы. Успенский собор. Новгород-Северский.
n Напряжение и взрыв — характерная коллизия барокко, которая отвечает не только стилистике национальных форм, но и общей картине мира в европейской цивилизации ХVІІ — ХVІІІ столетий. n Нарастанию массы сооружения отвечает нарастание силы напряжения, которые распределяются по всему объему, хотя и не всегда симметрично. Типичным примером такой тектоники архитектурного барокко может служить Брама Заборовского в Киеве, (арх. И. Шедель). И. Шедель. Брама Заборовского. Киев.
Надвратная Троицкая церковь. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь. Киев. 1106— 1108, перестроена в 1730— 1740.
n Деревянная церковная архитектура Левобережья и Правобережья в конце XVII - XVIII вв. отмечена многообразием местных школ (волынской, галицкой, гуцульской, подольской и т. д. ). n Церковь св. Юра. Дрогобыч. XVIII в. План. Общий вид. Характерной особенностью храмов конца XVII - XVIII вв. являются башнеобразные объемы. Чаще всего эти объемы группируются при простом плановом решении по три в длину, при крестовом — по пять, реже — по семь либо девять.
n n Церковь св. Николая из с. Кривки (Музей народной архитектуры и быта. Львов). 1763. Общий вид. План. С XVI века в западных районах Украины в Волынской области распространились приземистые храмы из 3 срубов различной высоты с 2 -скатными, шатровыми и прочими завершениями (простейший вид церквей «хатного типа» ). В Львовской и Хмельницкой областях применяются более высокие и стройные 3 -срубные и 5 -срубные объёмы. n В церквах на Буковине верхи спрятаны под скатной кровлей и имеют заломы миниатюрных размеров, на Львовщине они чуть выше и их число достигает от четырех до шести.
n В Прикарпатье возникли церкви «лемковского типа» , отличающиеся обилием горизонтальных членений, нарастающей динамикой масс. Трёхсрубная Михайловская церковь с «заломами» . Мукачев. 1777.
n В Приднепровье, на Чернигово-Северщине и в Слобожанщине церкви имеют заломы верхов больших размеров как в своих вертикальных, так и в наклонных частях. Николаевская церковь. Новгород-Северский. 1720. Общий вид. Разрез. План.
Слобожанская школа. Мастер Я. Погребняк. Троицкий собор. 1773 -1778. Новомосковск, Днепропетровская обл. Общий вид. Интерьер. План.
Украинское барокко Специфические черты украинского барокко: n n n преломление тяги к мифологическим образам античности и средневековой символике через восстановление традиций Киевской Руси; отдельные идеи Реформации усваиваются в контексте идеалов национальноосвободительной борьбы с ее героикой и демократизмом. Эти тенденции объединяют на Украине декоративность барокко с особенностями народного искусства, а не с рафинированным вкусом придворной жизни.
n n Во второй половине ХVІІ - начале ХVІІІ вв. зарождается школа гравюры (Д. Галятовский, Г. Левицкий, О. и Л. Тарасевичи, И. Мигура, И. Щирский, и др. ). Типичные сюжеты гравюрпанегириков — воинская слава, подвиг, высокие свершения духа (изображения П. Сагайдачного, Д. Апостола и других деятелей), а характерное средство — изображение всадника (геральдическая композиция И. Щирского "Рыцарь- всадник"). Новая тенденция - героизация образов (гравюра И. Мигуры «Мазепа в образе Аполлона» ), Л. Тарасевич. «Нестор-летописец» . Гравюра на меди (для печатного издания Киево-Печерского патерика). 1702.
n В славянском мире, подобно протестантским странам, культура барокко, наряду с так называемым "высоким стилем" воспевает новый тип героя и входит в эпоху становления светской культуры. Оттиск И. Мигуры к панегирику во славу И. Мазепы. 1705 г.
РУССКОЕ БАРОККО n n «Русское государство в XVII в. переживает исторический процесс, в основе своей параллельный тому, который характеризует Европу XVI в. , Европу постренессанса, но переживает на свой лад, в своем специфическом темпе, с диковинными архаизмами, … но и с внезапными проблесками передовых идей» , — писал Б. Р. Виппер. «Барокко в России приняло на себя функции Ренессанса» , полагал Д. С. Лихачев. Этим и объясняется его жизнерадостный человекоутверждающий и просветительский характер. n n При традиционном расчленении истории на столетия в России XVII век относят к церковной культуре средневековья, а XVIII век — к светской культуре нового времени. В середине XVII века начинается переходный период, зодчество которого уже не укладывается в рамки средневековой культуры, но еще существенно отличается от тенденций архитектуры нового времени.
n n Новые формы используются в иконописи, от которой начала отделяться светская живопись. Вместе с «живостью» икон школы Симона Ушакова утверждается перспективное видение мира. Андрей Рублев. Троица. ГТГ, Москва. Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная. 1671. ГРМ.
n n Первая фаза «русского барокко» складывается в 1640 -х гг. 1650 -е - 1680 - е гг. — начало переходного периода. 1680 - 1690 -е гг. и первые десятилетия XVIII в. — «русское барокко» ( «московское барокко» ), в котором выделяют стадии «голицынского» и «нарышкинского барокко» — архитектуру «русского узорочья» конца XVII в. Последующие стадии — «петровское барокко» первой четверти XVIII в. и «зрелое русское барокко» елизаветинского времени соединяет композиционные приемы европейского классицизма, барокко и французского рококо. Церковь всех Святых на Кулишках, 30 -е гг. XVII века. Москва.
Церковь Троицы "в Никитниках". 1634 – 1651. Москва. Южный фасад.
Собор Воскресения Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Истра, Московская обл. 1658 -1685. Вид с востока. Ротонда Гроба Господня. Интерьер.
Тенденции переходного периода: n Становление в архитектуре активного светского начала. — Элементы жилой архитектуры, переведенные в метафору, подчиненные поиску образной выразительности свободно и динамично развиваются в культовом зодчестве. n Антинормативность, «живописность» . — Стремление сделать архитектурные образы более эмоциональными, отражающими личностное начало человека и особые пристрастия заказчика и зодчего. Потерявшая обязательность уже в XVI столетии выразительная форма конструкции и функции еще более ослабевает. n Стремление к крайностям, к обострению выразительности форм, пластической и орнаментально-декоративной насыщенности композиций. Русской архитектуре XVII в. чужда барочная трагичная напряженность эмоций. В ее образах преобладает жизнелюбие — иногда наивно-радостное, иногда полнокровное, энергичное.
Московское барокко 1680— 1700 -х гг. Успенский кафедральный собор. Переяславль-Рязанский. Храмовый ансамбль в с. Коровники. Ярославль.
Палаты Симона Ушакова. Москва. Палаты гостей Сверчковых. Москва. Гранатный двор. Москва.
«Голицынское барокко» n n n ГОЛИЦЫНСКОЕ БАРОККО — историкорегиональный художественный стиль архитектуры и декоративного искусства Москвы конца XVII — начала XVIII вв. , связанный с деятельностью семьи Голицыных в Москве. Предполагается, что в его скульптурной отделке принимала участие артель итальянских мастеров, приехавших в Россию в 1703 г. вместе с архитектором Д. Трезини из Тессинского кантона Швейцарии. Эта же артель работала на строительстве «Меньшиковой башни» в Москве. Церковь Знамения в селе Дубровицы. 1690 -1704. Подольск.
Церковь Знамения в селе Дубровицы. 1690 -1704. Подольск.
Церковь Знамения в Перово. 1708. Церковь Знамения в Дубровицах. 1690 -1704. Подольск.
«Нарышкинское барокко» Церковь Рождества Иоанна Предтечи. 1693 -1699. Троице-Сергиева Лавра. Общий вид. План. Трапезная церковь Сергия Радонежского Троице-Сергиевой Лавры. 1686 -1692. Общий вид. План.
n НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ — условное название этапа в развитии архитектуры «русского барокко» 1690 — 1700 -х гг. , связанного в основном со строительством в Москве и Подмосковье, поэтому нарышкинский стиль относят также к «московскому барокко» конца XVII века. На самом деле в сравнении с «голицынским барокко» того же времени барочные элементы в нарышкинской архитектуре не проявляются. Нарышкинский стиль в своей основе оставался традиционно русским, и только отдельные элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Келейный корпус с палатами Нарышкиных. 1690. Высокопетровский монастырь. Москва.
n Специфически русский тип «церкви под колоколы» в постройках артели каменных дел подмастерья Якова Бухвостова оказался сближен с западным барокко. n Церкви Покрова в Филях (1690— 16970), Спаса в селе Уборы (1694— 1697) и Троицкая церковь в Троицком -Лыкове (1698— 1704) близки по композиции к церкви Знамения в Дубровицах, однако «нарышкинские» храмы имеют не барочный, а скорее ренессансно-маньеристичный характер. Я. Бухвостов. Церковь Покрова Богородицы в Филях. 1694 г.
Я. Бухвостов. Церковь Покрова Богородицы в Филях. 1694 г.
n В церкви Спаса в селе Уборы пространство четверика раскрыто апсидам трехлепесткового плана. к Я. Г. Бухвостов. Церковь Спаса в Уборах. 1694 -- 1697.
n Троицкая церковь в Троицком-Лыкове основана на развитии трехчастной схемы. Церковь Св. Троицы в селе Троице. Лыково. 1698 — 1704.
Церковь Св. Троицы в селе Троице-Лыково. 1698 — 1704. Фрагмент фасада.
n n n Нарышкинский стиль не получил дальнейшего развития в архитектуре Петербурга начала XVIII в. , однако он сохранялся в Москве. Существует преемственность между нарышкинской архитектурой и стилем «петровского барокко» в Петербурге первой четверти XVIII века. Характерными примерами такой преемственности являются здания Сухаревой башни (1692— 1701) и церкви Архангела Гавриила, или Меньшиковой башни (1701— 1707) в Москве. Чоглоков, Михаил. Сухарева башня. 1692— 1695. Москва. Перестроена в 1698— 1701, не сохранилась.
Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня). Москва. 1701— 1707. Современный вид. План. Церковь Архангела Гавриила — Меншинова башня — в 1707 году. Реконструкция К. К. Лопяло и И. Э. Грабаря.
Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня). Москва. 1701— 1707.
Архитектура петровского времени. n Следствием расширения контактов с западной культурой стало нарочито подчеркнутое «западничество» , — восприятие выработанных западноевропейским барокко принципов организации пространства и применение их к упорядочению городской среды.
n Началом Петербурга стала закладка 16 мая 1703 г. А. Д. Меншиковым и инженером А. Кирхинштейном крепости «Санкт. Питер-Бурх» , впоследствии названной Петропавловской, и церкви Петра и Павла — первой вертикальной вехи города. План Петропавловской крепости и кронверка. Начало XVIII в. Д. Трезини. Петропавловская крепость. С. Петербург. 1706 г. — 1733.
Д. Трезини. Петропавловская крепость и Петропавловский собор. С. Петербург. 1706 г. — 1733.
Д. Трезини. Петропавловский собор. С. Петербург. 1712 — 1733.
Д. Трезини. Петропавловская крепость. С. Петербург. 1706 — 1733. Интерьер. Иконостас. Проект И. П. Зарудного. 1722 -1726 гг.
n Особенностью раннего этапа развития Петербурга стало возникновение второго центра. Адмиралтейскую верфь заложили в 1704 г. на Московской стороне — левом берегу Невы. В 1705 г. она была окружена рвом и валами с бастионами на углах и обведена гласисом (открытым пространством, обеспечивавшим эффективность действия артиллерии). В 1711 г. над корпусами Адмиралтейства поднялась мазанковая башня с высоким шпилем — вторая вертикальная веха, соперничавшая с вертикалью Петропавловского собора. Адмиралтейская верфь.
n n После переноса столицы в Петербург в 1714 г. стихийно сложившаяся двухчастность была неприемлема. «Опробованный» и утвержденный подписью Петра чертеж был исполнен Д. Трезини в конце 1715 г. План, основанный на прямоугольной сетке каналов, как бы наложенной на территорию, следовал схеме неосуществленной планировки города на острове Котлин, которую разработал в 1712 г. английский командор Э. Лейн. Трезини, Д. Проект планировки Васильевского острова, 1715. С. Петербург. План изданный в Адмиралтействе. 1716.
Ж. -Б. Леблон. Генеральный план Петербурга. 1717 г.
n n Проект Леблона не был отвергнут официально, но и не был утвержден к исполнению. Автор его, умерший в 1719 г. , как будто не повлиял существенно на дальнейшие работы. Но две идеи, которые впервые обрели зримую форму в леблоновском чертеже, принципиально важны для Петербурга: 1) синтез градостроительных традиций — русской, принадлежащей XVII в. , но восходящей к средневековью, и европейской международной, идущей от культуры итальянского Возрождения и барокко; 2) образование центрального ядра Петербурга на основе трехчастного единства (Адмиралтейская часть — Васильевский остров — Петропавловская крепость и восточная часть Городского острова), связанного водным простором Невы. На плане Петербурга 1717 г. можно видеть первый значительный элемент регулярной планировки на левобережной, или Московской, стороне — «Невскую перспективу» , еще не застроенную в то время дорогу от Адмиралтейства к Александро-Невскому монастырю (основан в 1710 г. ).
Однако лишь после смерти Петра, когда разрушительные пожары 1736 — 1737 гг. почти полностью уничтожили слободы Адмиралтейского острова, была создана «Комиссия о санкт-петербургском строении» (1737), которая перешла от решения локальных и «сиюминутных» вопросов к осмыслению и формальному завершению общей концепции пространственной структуры города. Адмиралтейский остров. Проект Комиссии о Санкт-Петербургскрм строении 1737 г.
П. М. Еропкин. План Петербурга. 1737; (гравюра 1743).
Центральная часть Петербурга в 1738 г. по плану фон Зигхейма.
При строительстве Петербурга принцип регулярности был впервые обращен на формирование ткани города. Для этого традиционный образец заменяется проектом-образцом, гравированным и размноженным.
Д. Трезини, А. Шлютер. , Летний дворец. С. Петербург. 1710 — 1714.
Д. Трезини. Здание 12 коллегий. С. Петербург. 1722 — 1734.
Д. Трезини. Здание 12 коллегий. С. Петербург. 1722 — 1734.
Кунсткамера. 1718— 34. Архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов. Перестройка — 1754 — 1758, архитектор С. И. Чевакинский.
Дж. М. Фонтана. Меншиковский дворец. С. Петербург. 1710 – 1720 гг.
Дж. М. Фонтана. Меншиковский дворец. С. Петербург. 1710 – 1720 гг.
Палаты Кикина. С. Петербург. 1714 -1718. Общий вид. План.
Палаты Кикина. С. Петербург. 1714 -1718.
Ж. -Б. Леблон. Первый Петергофский дворец. Вид на дворец и каскад. Гравюра XVIII в. Первоначальный план. Современный вид (перестроен В. В. Растрелли). Основа планировки каскада.
Литература: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. – Киев. : Будивэльнык, 1989. Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. – Москва. : Стройиздат, 1984. Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР. Том 4. -Киев. : Будивэльнык 1986. Архитектура Украинской ССР. Том 1. – Москва. 1954. Українська культура. Лекції за редакцією Дмитра Антоновича. Пам’ятки історичної думки України, КИЇВ – 1993. В. Січинський. Українська архітектура. Збірка лекцій. Безсонов С. В. История русской архитектуры. Краткий курс. Москва, 1951. Грабарь И. История архитектуры. Том 3. Петербургская архитектура XVIII-XIX веков. Издательство Кнебель. Пилевский В. И. , Тиц А. А. Истрия русской архитектуры. Москва, 1984. Русская архитектура I пол. XVIII века. Исследования и материалы. Под ред. И. Грабаря. Москва, издательство по строительству и архитектуре, 1954, 413 с.
13_Reformy_Petra_I_i_sudby_rossyskoy_i_ukrain.ppt