Культура - Реформация.pptx
- Количество слайдов: 20
• • • РЕФОРМАЦИЯ Культурные инновации, оказавшие влияние на изменение системы образования – это: Реформация, в 16 -18 в. в, Становление науки. Первый фактор оказал основное влияние на развитие новых капиталистических отношений, базирующихся на рациональном отношении к действительности. Анализ Реформации важен в аспекте ее отношения к фундаментальным ценностям личности, как одни ценности заменялись другими и каким образом они повлияли на образование.
Изменение отношения к труду • Отношение к труду прошло эволюционный путь от относительного безразличия до освящения, превращения в религиозную идею при коммунизме и протестантизме. Труд стал ценностью сам по себе. • Это делает возможным для личности, достижение ее целей, все более ориентируясь на собственные усилия, а не на внешние условия (происхождение, "голубая кровь", социальное положение, власть. • Вебер показал, что переориентировка высшей ценности должна обеспечить преемственности в духовной жизни общества
• Для средневекового человека нравственность была органично связана с идеей потустороннего блаженства, и высшая цель земной жизни - спасение души • Главная задача для средневекового человека в земной жизни - обеспечение своего бессмертия в будущей жизни (идея спасения). Протестантизм убрал "посредников" между Богом и человеком для решения этой задачи.
• Лютер не уничтожал веру! Он разрушил очевидное для всех противоречие социальной действительности (злоупотребления духовенства, папы, князей), но в рамках прежней "идеологии". Он не посягал на духовные помыслы и надежды народа, на его потребность в вере. Справедливость была восстановлена в рамках христианской догматики. • Это означает, что высший суд справедливости в земных делах вершит не церковь, а сам индивид, вернее его собственная совесть. Если его вера в Бога крепка, то значит совесть - чиста. А все земные дела он должен делать в соответствии с тем значением, для которого послан в этот мир Богом, то есть в соответствии со своим призванием. А как узнать его?
• Как средневековый человек может убедиться в том, что он предопределен к спасению? В качестве наилучшего средства рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии ". . . • Выполнение долга в рамках мирской профессии становится высшей задачей нравственной жизни человека, • Все дозволенные профессии равны перед Богом. Любовь к ближнему, мыслимая как служение Богу, а не твари, находит свое выражение в выполнении профессионального долга. . . • Этой переориентировкой можно объяснить, каким образом исполнение безличных, бездушных, абстрактных правил (формальная рациональность) может вдохновлять любого живого человека от правителя, бюргера до монаха и крестьянина.
Католик • Значение этой духовной революции проявилось в отличии поведения католика от протестанта, в воспитании их качеств поведения. • Жизнь – спокойная, "Добрые дела» не составляли системы, Церковь вполне реалистично исходила, что человек не может быть однозначно детерминирован, утверждала свое господство посредством таинства покаяния. "психологический эффект сохранения исповеди повсеместно сводился к освобождению индивида от ответственности за свое поведение" • Католику предоставлялась возможность обрести благодать, сообщаемую таинствами его церкви, священник-маг, совершавший чудо пресуществления, в руках которого была "власть ключей", он даровал надежду на спасение, снимал то невероятное напряжение, которое было неизбежным уделом протестанта (кальвиниста).
• • Протестант …не знал этого человечного милосердного утешения и не мог надеяться на то, что минуты слабости и легкомыслия будут уравновешены последующей концентрацией доброй воли. Протестантский Бог требовал не отдельных "добрых дел", а святости, возведенной в систему. Здесь не могло быть и речи о чередовании греха, раскаяния, покаяния. Необходимо следовать плану и системе в повседневной жизни. Только посредством коренного преобразования всего смысла жизни, ощущаемого в каждое мгновение и в каждом действии, могла быть достигнута уверенность в наличии благодати. Его посюстороннее бытие строго рационализировано и заполнено единственным стремлением- приумножить славу Божию на земле.
Значение Реформации • '‘Капиталистическая рациональность'' завоевывает мир. • Появляется новый тип личности: условно названный нами как человек долга. Когда контроль осуществляется ''внутри'' личности (совесть), он оказывается самым действенным и мощным. • Ниспровержение всех внешних авторитетов - путь к атеизму. • Критерий – видимая польза. Для этого ты должен все рассчитать, предвидеть, сделать надежно (рационально). • Но главное - это честность, тебе не перед кем лукавить, ты наедине со своей совестью перед Богом, и только в этом случае результат труда виден тебе и Ему, и он служит доказательством твоей избранности. • Кроме того, рационально организовать хозяйственную деятельность можно только в кругу подобных тебе, то есть честных людей, молчаливо придерживающихся одних "правил игры". Нажива на спекуляции и обмане - из другой этики.
• Отсутствие "материализованных" средств контроля за нравственностью, надежных и верных способов определения правильного поведения, ликвидация всех внешних опор, - все это привело к формированию внутренних опор - таких норм нравственной жизни, с которыми по жесткости и власти их над личностью ничто не может сравниться в истории.
Человек долга • ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида". ("Самое тесное общение (с Богом) устанавливается не в учреждениях и церквах, но в глубинах одинокого сердца". • В решающей проблеме - спасении и к вечной жизни - никто не может помочь: ни церковь, ни проповедник, ни таинства, ни твои добрые дела, так как источник избранничества неизвестен, это "тайное" решение Бога и единственная задача на этой земле - по мере сил своих трудиться на умножение славы Его. • Изменение нравтвенности. Моральным - можно быть только в моральном обществе.
• Постепенная переориентация происходила благодаря следованию массовым наставлениям реформаторских лидеров, чтобы найти надежную защиту от "неслыханного внутреннего одиночества". • Вначале - это следование назиданию: 1) считать себя избранным, прогонять сомнения или, 2) в качестве наилучшего средства для обретения уверенности в спасении - неутомимая деятельность в рамках своей профессии и систематический контроль за ее успехом, который позволяет выбрать альтернативу: избран или отвергнут? - внешняя деятельность - самое верное средство обретения потерянной устойчивости и опоры, самое верное средство снятия аффекта, порожденного религиозным страхом.
• В настоящее время дух аскезы ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре. • В понятии "совесть" зафиксированы два момента: 1) самоконтроль личности за свои действия, и 2) ответственность, которую принимает на себя личность без обращения к внешним авторитетам. • Для человека с развитым "чувством долга" не может быть различия между внешней и внутренней моралью: моралью для чужих и - "своих • Протестантизм осуществил своеобразную интериоризацию, внешние авторитеты могут исчезнуть, останется высший судья, который находится внутри человека - его внутренний долг.
Изменение личности • Коррелятивное отношение между внутренним долгом и внешней ценностью, направленностью на трансцедентный объект теряет жесткую детерминированность, изначальную предзаданность, теперь объект может быть "выбран" человеком. • Теперь долг может быть коррелирован на разные высшие ценности, и в этом - суть происшедшей нравственной революции. "Выбор" ценности может быть ориентирован как на трансцедентные объекты прошлого, так и на другие: Научную Истину, Закон, Прогресс и т. д
• Только в европейское Новое время, да и то не сразу, узнали об одиночестве - как особой ценности, и особой трагедии, и особой причине для мужества и достоинства личности. • Человек античности и раннего средневековья существенно отличается от такового в эпоху Ренессанса, своей индивидуальностью, которая соотносится с духовными усилиями человека, его внутренней работой по достижению гармонии между личным и общественным. • Новое общество держится не насилием, авторитетом или боязнью загробного наказания, а опирается на внутренние возможности и достоинство отдельного человека.
• Наиболее глубоко проникают в суть проблемы "инженеры человеческих душ" художники. Поэт так высказался о поэте: "Двенадцать лет подряд человек. Маяковский убивал в себе Маяковскогопоэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил. Если есть в этой жизни самоубийство, оно не там, где его видят, и длилось оно не спуск курка, а двенадцать лет жизни. Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой"
Как выразилось влияние этой революции на изменение ценностей системы образования? • 1. Проповедуемые идеалы переносились на все сферы жизни. • Результат, отразившийся на педагогической деятельности: контроль за нравственностью, воспитываемый в рамках средневековых учреждений, не являлся больше обязанностью, религиозного института. Истинный христианин (протестант) имел внутренний контроль - это его истинная вера, и этот контроль не принадлежал никакому институту, в том числе образовательному. • Поэтому именно в протестантских странах споры церкви и светской власти за влияние на сферу образования потеряли остроту и почву для разногласий.
• Таким образом, образованность стала цениться не как элитарная принадлежность к высшему классу, "голубой крови", а как некие качества, способности, которые можно зафиксировать с помощью экзамена, квалификационных норм, диплома. Ценность личности, как образованной, отождествлялась с этими квалификационными знаками, оценками, формальными показателями. Человек мог доказать свою значимость ("я сдал экзамен"), обращаясь не к авторитету, а к объективному символу, что было немыслимо, например, в средневековье. Еще до недавнего времени в педагогических социологических исследованиях проектировались "модели специалиста", в которых выпускник образовательного учреждения отождествлялся с суммой формальных показателей, весьма далеких от "потенциально бесконечных, неповторимых возможностей" человека.
• 3. Опора на внутреннего контролера - совесть обеспечивала личности формальную возможность выбора. Религиозные установки оказывались в большей мере во власти индивида. Возникновение новых культурных ценностей и идеалов может занять место религиозных устремлений искателя. так, ими могут стать ценности научного познания, научной истины, поиски счастья человечества не по Откровению, а пользуясь Наукой и ее методами и т. д.
• Постепенно религиозное воспитание в образовательном институте превращается в ритуал или догму, а истинные ценности закладываются либо вне школы, в семье, либо в школе, но связываются с иными аспектами жизни (например, ценность естественнонаучного знания в царской России приобретала для молодежи религиозный характер [
Выводы • В развитом капиталистическом обществе приобретенная ранее свобода человека реализуется в пространстве социального расслоения и дифференцированных типов деятельности. Образовательный институт выполняет роль воспроизводства этих слоев и типов деятельности. Расширение внешней активности индивида оказывается сопряженным с процессом усложнения и развития его нравственной жизни. Феномен совести, чувства внутреннего долга, ответственности - реальные ориентиры в социальной, трудовой, духовной областях его бытия.