Скачать презентацию Речевой имидж управленца устная речь К ф н Скачать презентацию Речевой имидж управленца устная речь К ф н

Речевой имидж (устная речь).ppt

  • Количество слайдов: 68

Речевой имидж управленца (устная речь) К. ф. н. , доцент Е. Н. Вакулова Речевой имидж управленца (устная речь) К. ф. н. , доцент Е. Н. Вакулова

Работа над речевым имиджем в устной речи Государственный служащий должен быть опытным оратором, поскольку Работа над речевым имиджем в устной речи Государственный служащий должен быть опытным оратором, поскольку ему приходится в разных официальных ситуациях выступать публично. n Умение произносить речи необходимое профессиональное требование n

Умение выступать публично Умение выступать публично

Умение вести переговоры Умение вести переговоры

Классический риторический канон (образец) n n n 1. Инвенция - inventio (invenire quid dicere) Классический риторический канон (образец) n n n 1. Инвенция - inventio (invenire quid dicere) Изобретение, нахождение (найти что сказать). 2. Диспозиция – Dispositio (inventa disponere) Расположение изобретенного. 3. Элокуция - Elocutio; ornare verbis – украсить словами. - Словесное оформление мысли, собственно красноречие. 4. Запоминание – Memorio - Учим наизусть. 5. Произнесение – Actio hypocrisis - Театральное исполнение речи (голос, мимика, жесты).

Инвенция (изобретение) n n n n На этом этапе создают «сетку понятий» , так Инвенция (изобретение) n n n n На этом этапе создают «сетку понятий» , так называемых «общих мест» : - дать определение; - доказать справедливость этого определения; - дать классификацию (перечислить разновидности); - сравнить их, чтобы оценить; - показать, как избегать плохих разновидностей, как развивать хорошие. В зависимости от условий общения количество «общих мест» увеличивают или сокращают (отбор «узлов сети» ). На этапе инвенции выбирают аргументативную стратегию (необходимые и достаточные аргументы).

Общие места = топы (топосы) (греч. koinoi topoi = лат. loci communis) Это смысловая Общие места = топы (топосы) (греч. koinoi topoi = лат. loci communis) Это смысловая модель, по которой можно изобрести новую идею и определить её место в общей стратегии речи. Топы можно использовать как доказательство, как довод, как аргумент. У Аристотеля 28 надежных топов и 10 ненадежных, у Цицерона – 16 основных топов (как видов доказательства). Например, определение, части, целое, род, вид, сходство, различие, причина, следствие, сравнение и др. Совокупность «общих мест» - ТОПИКА

Смысловая модель «род и вид» Например, тема речи – роза. Выстраиваются связи этого понятия Смысловая модель «род и вид» Например, тема речи – роза. Выстраиваются связи этого понятия n по горизонтали (лилия, ромашка) n и по вертикали (растения, живое).

Смысловая модель «определение» (дефиниция) Аристотель определил человека как «двуногое (род) без перьев (вид)» . Смысловая модель «определение» (дефиниция) Аристотель определил человека как «двуногое (род) без перьев (вид)» . Определяя понятие, необходимо отнести его к какомулибо роду (группе однородных понятий) и найти специфическое отличие от других предметов этой группы (признаки). В риторике - образные определения, метафоры ( «жизнь есть сон» ; «Что такое осень? – Это небо, плачущее небо под ногами» ). Риторическое определение должно привлечь внимание, позабавить или поразить. Определения, в которых есть элемент неожиданности, игры, парадоксальность, есть в сборниках афоризмов, в художественных произведениях.

Смысловая модель «целое – части» Понятие существует не само по себе, а является частью Смысловая модель «целое – части» Понятие существует не само по себе, а является частью целого. В риторике ценится умение рассмотреть составные части и говорить о них по отдельности. n Карандаш – одна из письменных принадлежностей (дефиниция, общий род). n он состоит из двух частей: деревянной палочки, в которую вставляется графическая сердцевина (части, видовые отличия). n он служит для письма (функция). Выделяются и описываются только те части, которые n делают предмет (целое) функциональным; n служат для его употребления; n самые заметные, бросающиеся в глаза, отличительные. Итак, разделение, расчленение смысловой структуры в речи сопутствуют АНАЛИЗУ и СИНТЕЗУ.

Смысловая модель «свойства» Топы «признаки» , «качества» , «функции» . n среди них надо Смысловая модель «свойства» Топы «признаки» , «качества» , «функции» . n среди них надо отбирать существенные, характерные признаки, функции, качества; n не избегать собственных оценок, эмоций. Цель - усилить выразительность речи.

Смысловая модель «сопоставление» Две разновидности – n «сравнение» и n «противопоставление» . Поиски сходства Смысловая модель «сопоставление» Две разновидности – n «сравнение» и n «противопоставление» . Поиски сходства и различия - в основе человеческого интереса к миру, процесса познания действительности и самого себя. Эта модель универсальна для познания мира. «Всё познается в сравнении» - т. е. сравнение = аналогия; поиски сходства; Противопоставление очень близко и доступно пониманию, его часто используют в заголовках, лозунгах, рекламных слоганах.

Смысловая модель «причина и следствие» Тоже универсальный тип отношений между идеями. Важен в аргументирующей Смысловая модель «причина и следствие» Тоже универсальный тип отношений между идеями. Важен в аргументирующей речи - научной, юридической, судебной. Распространенная ошибка – подмена причинноследственных отношений отношениями временной последовательности: «после того – не значит по причине того» . В переводе С. Я. Маршака английской детской песенки есть пример сложной причинно-следственной связи: «Лошадь захромала, командир убит, конница разбита, армия бежит. Враг заходит в город, пленных не щадя, оттого что в кузнице не было гвоздя» . n Две разновидности – веерная (ряд следствий, причин одного явления. ) и цепная (ряд умозаключений от причины к следствию составляет рассуждение и приводит к выводу).

Смысловая модель «обстоятельства» Топы «где? » , «как? » , «когда? » - место, Смысловая модель «обстоятельства» Топы «где? » , «как? » , «когда? » - место, условие, время. n Особенно важно в повествовательных текстах, в описаниях. n Совершенно необходимы в судебной речи, в газетных текстах разных жанров.

Смысловая модель «пример» и «свидетельство» Относятся к отдельным идеям или ко всей речи. Их Смысловая модель «пример» и «свидетельство» Относятся к отдельным идеям или ко всей речи. Их применение обусловлено принципами конкретности и близости. Это истории из жизненного опыта, из древней и новой истории, художественной литературы, фольклора, Священного Писания. Современная ораторская речь часто страдает от недостатка примеров.

Смысловая модель «свидетельство» Обращение к авторитетам. Сходно с топом «примеры» . Это цитаты и Смысловая модель «свидетельство» Обращение к авторитетам. Сходно с топом «примеры» . Это цитаты и изречения (чтобы придать весомости). Используют с целью не доказать, а убедить, оживить внимание аудитории. У топа «свидетельство» есть «своё» место – на границе структурных частей.

Смысловая модель «имя» Обращение к происхождению и смыслу слова (его внутренней форме); n град Смысловая модель «имя» Обращение к происхождению и смыслу слова (его внутренней форме); n град Петра; n у Мандельштама в стихотворении о Воронеже «ворон, нож» . Для построения этого топа можно воспользоваться его словарным определением (толковый словарь, этимологический словарь, исторические словари, например словарь В. И. Даля).

ВИДЫ АРГУМЕНТАЦИИ ВИДЫ АРГУМЕНТАЦИИ

ЗАКОНЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕЙ РИТОРИКИ ЗАКОНЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕЙ РИТОРИКИ

Законы современной общей риторики Четыре общепринятых закона определяют поведение, способствующее эффективности речи и успеху Законы современной общей риторики Четыре общепринятых закона определяют поведение, способствующее эффективности речи и успеху оратора. Это классические законы ведения диалогической и монологической речи во взаимодействии с тем, кому эта речь адресована. Они определяются «фактором адресата» (особенностями личности, психологии и восприятия слушателя).

Первый закон – закон гармонизирующего диалога Эффективное (гармонизирующее речевое общение возможно только при диалогическом Первый закон – закон гармонизирующего диалога Эффективное (гармонизирующее речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Аристотель в «Риторике» говорил, что конечная цель всего есть слушатель. , т. е. речь должна воздействовать, гармонизировать кого-то с кем-то. Восприятие речи активно, слушатель не объект, а субъект речи, т. к. он n думает, n мысленно соглашается или возражает, n вникает в смысл сказанного, n оценивает речь и оратора, n готовится к принятию решения, n делает выводы, строит планы. Речь – не простая передача информации. Эффективны такие приёмы, как n вопросы различного типа, n имитация диалога, спора, n обращение к слушателям.

Двусторонние гармонические отношения со слушателем Русский философ 19 века В. Ф. Одоевский: «Говорить есть Двусторонние гармонические отношения со слушателем Русский философ 19 века В. Ф. Одоевский: «Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово» . n М. М. Бахтин в «Эстетике словесного творчества» : «Жить –значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань Человеческой жизни, в мировой симпосиум» . Собеседник – не пассивный объект, и задача оратора – пробудить его внутреннее слово, установить с ним диалог, контакт. n

Принципы речевого поведения. Принцип внимания к адресату. Это учет личности, интересов, вкусов, характера слушателей. Принципы речевого поведения. Принцип внимания к адресату. Это учет личности, интересов, вкусов, характера слушателей. Следует избегать ненужных конфликтов, необходимо знать темы, которые нельзя затрагивать ( «в доме повешенного не говорят о веревке» ). Нужна предварительная оценка аудитории (кто, какие, сколько, зачем пришли, что делали перед этим и что будут делать потом);

Принцип близости Для речи следует выбирать материал доступный, понятный, интересный, важный для слушателей. Аристотель: Принцип близости Для речи следует выбирать материал доступный, понятный, интересный, важный для слушателей. Аристотель: «Слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушить слушателям, что речь идет о подобных предметах» . Это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата.

Принцип конкретности Для зрительного восприятия услышанного речь должна быть q образной, живой, q без Принцип конкретности Для зрительного восприятия услышанного речь должна быть q образной, живой, q без абстрактно-расплывчатых утверждений, q с обязательными примерами. Особый отбор слов: - не род, а вид, т. к. его легче представить наглядно: не головной убор, а кепка или ушанка, не городской транспорт, а трамвай или маршрутка, не цветок, а одуванчик или лилия, не пища, а салат «Оливье» или котлета, не сотрудник ЖЭКа, а слесарь дядя Вася, не метро вообще, а станция «Василеостровская» . В формулировке темы и вопросов также следует обойтись без абстракции (поскольку это не научный стиль, а речь, обращенная к конкретным слушателям). В данном случае абстрактность = непонятность.

Принцип движения Это требование второго закона риторики. Текст имеет линейный характер: звучащая речь развернута Принцип движения Это требование второго закона риторики. Текст имеет линейный характер: звучащая речь развернута во времени, письменная речь – в пространстве. Путь от начала к концу оратор со слушателями должен пройти вместе. И в их сознании должен быть «маршрут» , по которому они будут двигаться.

Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата Речь становится эффективной, если говорящий осведомляет Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата Речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу. Чем лучше адресат речи представляет себе, n куда его ведет говорящий, n сколько осталось до конца, n где, n в каком пункте речи он находится сейчас, тем лучше он воспринимает сказанное.

Четкость и ясность структуры речи 2 -ой закон требует неуклонного продвижения вперед, к цели. Четкость и ясность структуры речи 2 -ой закон требует неуклонного продвижения вперед, к цели. Аристотель: бегуны на соревновании должны видеть перед собой конечную цель. СЛУШАТЕЛЬ С ПОМОЩЬЮ ГОВОРЯЩЕГОДОЛЖЕН БЫТЬ СОРИЕНТИРОВАН В «ПРОСТРАНСТВЕ» РЕЧИ И ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ВМЕСТЕ С ГОВОРЯЩИМ ОН ПРОДВИГАЕТСЯ К ЦЕЛИ.

Структура речи должна быть понятна слушателю Переходы от одной части к другой должны быть Структура речи должна быть понятна слушателю Переходы от одной части к другой должны быть четкими, выраженными специальными словами типа «итак» , «кроме того» , «еще один…» , «во-первых» , «с одной стороны» , без возвратов. Правила произнесения фраз и периодов требуют того же: чтобы было видно, где начало, а где конец (использование интонации – к концу фразы и абзаца темп замедляется, а интонация понижается). . Не должно быть лишних пауз и их заполнителей (слов-параззитов), необходим нормальный темп речи (не слишком медленно), без повторений. Чтобы структура речи была яснее, можно повторить название темы, еще раз сформулировать проблему в целом, выделить особо важную мысль, формулировку, вывод. Можно использовать мимику, жесты, перемещения.

Третий закон – закон эмоциональности речи Говорящий должен переживать то, что говорит. n RATIO Третий закон – закон эмоциональности речи Говорящий должен переживать то, что говорит. n RATIO + INTUITIO, n РАЗУМ + ЧУВСТВО Только субъективное, личное переживание может убедить слушателя, не оставить его равнодушным. Другое дело - уметь выразить свои эмоции в речи, но не быть при этом суетливым, знать чувство меры (как говорят в актерской среде, не «хлопотать лицом» ).

Четвертый закон – закон удовольствия Речь лишь тогда и лишь потому действенна, когда доставляет Четвертый закон – закон удовольствия Речь лишь тогда и лишь потому действенна, когда доставляет удовольствие, радость слушателю. Цель речи - доставить слушателю радость, ведь ему не очень легко (сидит без движения, молчит, старается понять, вникнуть, особенно если речь путаная, невнятная, расплывчатая, вялая и унылая).

Принципы и средства выполнения 4 го закона (закона удовольствия) В их основе лежит установка Принципы и средства выполнения 4 го закона (закона удовольствия) В их основе лежит установка на игру (ср. HOMO LUDENS). Это и актерство говорящего, и вовлечение в игру слушателя. Предложить разгадать загадку, n найти ответ на каверзный вопрос, n обнаружить парадокс, n позабавиться каламбуром или другими игровыми фигурами речи, n посмеяться вместе с говорящим и аудиторией. Необходим ЮМОР во всех его проявлениях. «Трудные» места надо чередовать с «легкими» , время от времени давать возможность отдохнуть,

Общий принцип ораторской деятельности – разнообразие Разнообразие во всех его проявлениях, - изменение позы, Общий принцип ораторской деятельности – разнообразие Разнообразие во всех его проявлениях, - изменение позы, движений, даже в акустике речи, например: n смена темпа, n смена ритма, n смена громкости, n смена интонации, n смена звуковысотного диапазона (высоты голоса). Необходимо избегать монотонности во всех её проявлениях. Монотонная речь (по темпу, ритму, высоте звука, интонации, движениям) усыпляет. Существует даже специальный тип общения – гедонистический, т. е. беседа не ради получения информации, а ради удовольствия, речь ради речи, например, дружеская болтовня, «трёп» .

Принцип коммуникативного сотрудничества (ПКС) Успех публичного выступления возможен при соблюдении негласного соглашения о сотрудничестве, Принцип коммуникативного сотрудничества (ПКС) Успех публичного выступления возможен при соблюдении негласного соглашения о сотрудничестве, при котором собеседники как бы говорят другу : «Сейчас мы будем общаться. Постараемся помогать другу. Я доброжелательный и воспитанный человек. И вы, конечно, тоже» . Это правила игры, условия договора.

 «Максимы» эффективного общения Аристотель n n n 1. Говори то, что важно 2. «Максимы» эффективного общения Аристотель n n n 1. Говори то, что важно 2. Говори правду 3. Говори ясно Х. Грайс (70 -е гг. ХХ в. ) 1. Информативность речи (сообщение необходимой информации) 2. Истинность (не говори того, что считаешь ложным 3. Правила способа выражения (будь краток, последователен, говори ясно)

Этический аспект коммуникации Американский социолингвист Робин Лакофф подчеркивает, что для успеха речевого общения необходимо Этический аспект коммуникации Американский социолингвист Робин Лакофф подчеркивает, что для успеха речевого общения необходимо сотрудничество говорящего и адресата, и обращает внимание на этический аспект процесса коммуникации. Это учет воздействия речи на слушателя. Для этого говорящий должен соблюдать 3 правила речевого поведения: n не навязывайся. n выслушай собеседника. n будь дружелюбен.

Все три правила определяют лингвистические основы речевого такта, этики речевого общения. Руководствуясь этими правилами, Все три правила определяют лингвистические основы речевого такта, этики речевого общения. Руководствуясь этими правилами, учитывая воздействие своей речи на собеседника, оратор соблюдает этику речевого общения.

1. Первое правило Лакофф ( «не навязывайся!) Нельзя быть слишком категоричным, нарушать суверенитет слушателя. 1. Первое правило Лакофф ( «не навязывайся!) Нельзя быть слишком категоричным, нарушать суверенитет слушателя. Чем более категоричны формулировки мнения, тем менее склонны согласиться с ним слушающие. В различных культурах допустима разная степень категоричности высказывания. Например, по законам английского и японского общения, если вы не хотите обидеть собеседника или показаться навязчивым, нельзя высказывать свое мнение с той долей категоричности, которая вполне допустима в русской речевой традиции. Для снятия излишней категоричности применяют специальные средства: вопрос-утверждение (Не кажется ли вам, что…), вводные конструкции (возможно, вероятно, может быть, кажется).

2. Второе правило Лакофф – обратная связь между говорящим и слушающим. Для определения количества 2. Второе правило Лакофф – обратная связь между говорящим и слушающим. Для определения количества и характера информации требуется взаимодействие участников общения. Собственный запас знаний нельзя отождествлять с объемом знаний слушателей, речь должна быть понятна и доступна неопытному и юному слушателю. n Речь должна быть доходчива и демонстративна. информация и терминология должны вводиться постепенно. n Для успеха необходимо правильно определить «информационный запас» адресата, точки соприкосновения (как при знакомстве люди начинают выяснять, где человек живет, где учился, чем увлекается, есть ли у них общие знакомые или общие воспоминания, - общий фундамент для будущего общения).

3. Третье правило Лакофф: улыбка – залог успеха общения Лучший способ расположить к себе 3. Третье правило Лакофф: улыбка – залог успеха общения Лучший способ расположить к себе слушателя – искреннее проявление положительных эмоций. Речевой этикет в различных культурах предусматривает улыбку как необходимый элемент общения. Правда, значение и место улыбки как средства выражения положительных эмоций не везде (например, в восточной и европейской культурах) совпадает.

Три коммуникативные стратегии n n n Немецкий философ А. Шопенгауэр сравнил людей с дикобразами, Три коммуникативные стратегии n n n Немецкий философ А. Шопенгауэр сравнил людей с дикобразами, которые хотят согреться, прижаться друг к другу, но им мешают иглы, и они вынуждены сохранять между собой дистанцию. Так и собеседники: с одной стороны, желают эмоционального контакта ( «тепла» ), а с другой – стремятся сохранить свою индивидуальность, избегают чрезмерной близости ( «иголок» ), в результате чего получается некий баланс, равновесие двух противоположных стремлений – к близости, к контакту, к сближению, к индивидуализации, отделению, сохранению собственного «я» . Предпочтение (выбор) одной из этих тенденций в речевом общении называется коммуникативной стратегией. Помимо двух тенденций - стратегия близости и стратегия индивидуализации, - есть еще стратегия отстранения, отказа от выбора.

Выбор коммуникативной стратегии n n n определяется: особенностями общения (кто, с кем, где, о Выбор коммуникативной стратегии n n n определяется: особенностями общения (кто, с кем, где, о чём); индивидуальными особенностями говорящего: психофизиологическими (темпераментом, характером); «теплые» , эмоционально открытые и «холодные» , сдержанные люди; речевыми традициями социальной группы и семьи; национальными речевыми традициями (итальянцы, кубинцы - стратегия близости, англичане, скандинавы – стратегия отстраненности, а североамериканские индейцы могут счесть норвежцев и финнов навязчивыми болтунами. Контакты людей из разных социальных групп – семейных, национальных, профессиональных – могут нарушить понимание, породить проблемы из-за различия коммуникативных стратегий.

Анализ особенностей речи оратора Этическая оценка личности собеседника зависит от оценки качеств его речи Анализ особенностей речи оратора Этическая оценка личности собеседника зависит от оценки качеств его речи – громкости, тембра, интонирования, темпа и т. д. – т. е. всего, что составляет индивидуальный речевой стиль. Говорящего могут характеризовать по-разному: n противный, интересуется только собой, n болтлив, слова не дает вставить; n ничего, но соображает медленно, неповоротлив, вял или замкнут, приходится искать тему, чтобы продолжить разговор, на самом же деле это несовпадение коммуникативных стратегий и индивидуальных речевых стилей. Для одних нужны более длительные паузы, чтобы подать реплику, поэтому ему с трудом удается вставить слово, другие могут говорить слишком громко, а громкость – сигнал агрессивности. Поэтому мы считаем одних людей флегматичными и замкнутыми, а может, слишком стеснительными, других – слишком активными, экспансивными, даже агрессивными. Все это - следствие бессознательного анализа особенностей речи собеседника.

Гармонизация коммуникативных стратегий и индивидуальных речевых стилей n n 1. 2. 3. Гармония, мера, Гармонизация коммуникативных стратегий и индивидуальных речевых стилей n n 1. 2. 3. Гармония, мера, ритм речи играют важную роль в создании впечатления об ораторе и о речи. Чувство удовольствия, радости от общения возникает, когда и высказывания, и движения участников беседы синхронизированы: происходят (совпадают или чередуются) в определенном ритме. Это подобно эстетическим переживаниям от совместного пения или танца. В случае дисгармонии, рассогласованности ритмов, нарушения меры в речевом общении нарастает ощущение недовольства. речевые намерения (цели) говорящего постоянно неверно прочитываются (интерпретируются), мы все время «дергаемся» от того, что нас перебивают (стоит нам раскрыть рот), или, напротив, ощущаем тягостную необходимость заполнять все более затягивающиеся паузы – тут все раздражает и все побуждает как можно скорее устраниться.

Риторически образованный человек должен знать о том, на какие особенности чужой и своей речи Риторически образованный человек должен знать о том, на какие особенности чужой и своей речи нужно обращать внимание, чтобы сделать общение согласованным, а значит – приятным.

I. Тема дискурса n n n какие темы предпочитает говорящий – отвлеченные (погода, политика, I. Тема дискурса n n n какие темы предпочитает говорящий – отвлеченные (погода, политика, спорт) или личные (о себе, своих хобби, своей жизни, настроениях, знакомых); насколько легко и быстро говорящий переходит от одной темы к другой, есть ли какие-то связи при таком переходе; склонен ли сам вводить новые темы или только подхватывает те, что начинает собеседник; насколько упорен говорящий, вводя новую тему, если другой собеседник не подхватил ее сразу;

Выбор темы при стратегии дистанцирования Так, при стратегии «дистанцирования» , «отстранения» от аудитории автор Выбор темы при стратегии дистанцирования Так, при стратегии «дистанцирования» , «отстранения» от аудитории автор формирует «дистантный» , или «отчужденный» стиль, который в выборе темы характеризуется следующим: n 1) предпочитаются отвлеченные темы, личные же избегаются (лозунг английской речевой традиции – “no personal remarks” – «никаких личных замечаний» ). Участники коммуникации и стараются не нарушать личные границы» суверенитет друга. n 2) не перескакивают с одной темы на другую. Избранная тема последовательно проработана. n 3) говорящий предлагает свою тему, но не слишком настойчив и категоричен (если пауза затягивается

II. Стратегия повествования в дискурсе n n Если оратор часто использует занимательные истории, случаи II. Стратегия повествования в дискурсе n n Если оратор часто использует занимательные истории, случаи из жизни, анекдоты и при этом хочет просто развлечь аудитории, оживить общение, то дискурс превращается в цепь мало связанных друг с другом «рассказиков» . Если приводит их в связи с главной темой, иллюстрируя ее, доказывая свое мнение, это полноценная тематическая беседа.

III. Темп дискурса n n темп (скорость) самой речи; быстрота смены ролей «говорящийслушающий» ; III. Темп дискурса n n темп (скорость) самой речи; быстрота смены ролей «говорящийслушающий» ; отношение говорящего к «нормальной» длительности паузы (чтобы она не воспринималась как неловкая, затянувшаяся); частота одобрительных сигналов, подтверждающих активное слушание и участие (одобрительные кивки; да-да, угу, так-так – обратная связь).

IV. Акустика дискурса n n n громкость голоса; высота голоса; переходы от высокого голоса IV. Акустика дискурса n n n громкость голоса; высота голоса; переходы от высокого голоса к низкому и наоборот (резкая смена тона подчеркивает эмоции оратора и их силу).

V. Движения: мимика, жестикуляция, пантомимика n n n активность жестикуляции, мимики, пантомимики (движений тела); V. Движения: мимика, жестикуляция, пантомимика n n n активность жестикуляции, мимики, пантомимики (движений тела); направление взгляда; предпочитаемое расстояние между оратором и аудиторией (при вынужденном сокращении расстояния, например, в транспорте или в лифте, особенно во время пауз, люди отводят взгляд, смотрят в пол или в угол, чтобы не создавался слишком тесный зрительный контакт).

V. Движения: мимика, жестикуляция, пантомимика V. Движения: мимика, жестикуляция, пантомимика

Речь Жириновского в Думе n http: //www. youtube. co m/watch? v=6 B 9 Tz. Речь Жириновского в Думе n http: //www. youtube. co m/watch? v=6 B 9 Tz. Yabg. I&feature=player _detailpage

Контакт с аудиторией n n n Зрительный контакт закрепляет необходимый в целом контакт оратора Контакт с аудиторией n n n Зрительный контакт закрепляет необходимый в целом контакт оратора с аудиторией. Для его обеспечения необходимо наметить несколько доброжелательных слушателей и обращаться к ним, игнорируя тех, кто не слушает. Нельзя вступать в конфликт со слушателями, лучше всего – разрядить напряжение шуткой, отвлечь внимание вопросом какой-нибудь историей. В целом должно быть доброжелательное отношение к аудитории, без высокомерия или подобострастия. Это как бы беседа друзей, искренне расположенных друг к другу.