Рецензия L/O/G/O
Содержание: • • • Что такое рецензия? Виды рецензий Как писать рецензию на книгу? Пример рецензии на книгу. Как писать рецензию на фильм, спектакль? • Пример рецензии на фильм. • Пример рецензии на спектакль.
Что такое рецензия? • Рецензия – критический отзыв о книге, фильме, спектакле, содержащий анализ и развернутую оценку, основанную на личных впечатлениях. В рецензии выражается свое отношение, анализируются достоинства и недостатки произведения, особенности композиции, авторские приемы изображения героев и событий, прослеживаются особенности жанра, конфликта, речи и т. п.
Виды рецензий: Рецензия На художественное произведение Книга Фильм/ спектакль На научное произведение Монография, дипломная работа, научная статья
Как писать рецензию на книгу? • • • • Прочитайте книгу (рассказ), подумайте над вопросами: Как произошла твоя встреча с этой книгой (автором)? Расскажи об этом, если считаешь это интересным Что ты знаешь об авторе книги? О чём эта книга? Какова тема и основная мысль произведения? Где и в какое время происходили события, описанные в книге? Перескажи сюжет так, чтобы было понятно тем, кто читал этой книги Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Что тебе запомнилось, что показалось необычным? Назови (прочти) самый яркий эпизод? Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения? Понравилась ли книга? Чем? Кто из героев особенно понравился? Почему? С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему? Есть ли среди героев книги кто-то похожий на тебя? Или на твоего друга или знакомого? Чем вы (они) похожи? Каким языком написана книга, что показалось необычным? Чему научила тебя эта книга? Над какими вопросами она заставила задуматься? Под какое настроение эту книгу лучше всего читать? Подумай, в какой форме ты будешь писать свой отзыв: письмо автору, письмо в издательство, статья в газету или журнал, просто сочинение.
Пример рецензии на книгу О книге «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого В 1936 году известный русский писатель А. Н. Толстой написал свою сказку о деревянном человечке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» , которая стала любимым произведением детей. В своем предисловии к сказке он говорит, что основой ему послужила итальянская сказка «Пиноккио или Похождения деревянной куклы» . Буратино с итальянского языка переводится как деревянная кукла. Образ этого веселого и забавного человечка с длинным носом придумал итальянский писатель К. Коллоди. Толстой не просто пересказал итальянскую сказку, он придумал различные приключения для Буратино и его друзей. Написанная история происходит в одном итальянском городе. Об этом можно судить по именам героев – Карло, Пьеро, Джузеппе, а также по используемой денежной единице - гульдене. В основе сюжета этой сказочной повести лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, котом Базилио и лисой Алисой – борьба добра со злом, за овладение золотым ключиком. Этот ключ для Карабаса Барабаса является символом богатства и власти над бедняками. Для Буратино, папы Карло, Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик - символ свободы. Им нужен театр, чтобы ставить спектакли. Еще эта сказка о дружбе. Друзей у Буратино много: это и Мальвина, пытающаяся привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюблённый в девочку, с голубыми волосами, и другие герои. Когда Буратино не обнаруживает своих друзей в пещере, он начинает понимать, как они важны для него и идет им на выручку. Буратино пережил много приключений с самого первого дня своего появления на свет, когда его мысли были «маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми» , до того момента, когда он понял: «Надо спасти товарищей - вот и всё» . Он вызывает наше восхищение, но это не мешает нам смеяться над его забавными проделками. Этот деревянный длинноносый мальчишка - хороший товарищ и верный друг, имеющий свои слабости и недостатки. Карабас Барабас, продавец пиявок Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио олицетворяют в произведении злые силы. Толстой высмеивает их на протяжении всей сказки. Мы смеёмся вместе с ним, вспоминая, например, как свирепый Карабас Барабас, засунув свою бороду в карман, чихает без остановки, из-за чего на кухне всё дребезжит и качается. Сюжет сказки развивается стремительно. Порой даже не знаешь, кому из героев надо сочувствовать, а кого следует считать злодеем. Удивительно, но даже отрицательные герои вызывают нашу симпатию. Возможно, поэтому вся сказка от начала до конца - читается на одном дыхании, весело и легко. По сказке создан замечательный фильм. Алексей Толстой так гениально ее написал, что многие фразы без изменений вошли в него.
Как писать рецензию на фильм, спектакль? • • • Укажи название, год создания, создателей фильма. Укажи тип фильма (комедия, мелодрама, экранизация). Если это экранизация, уточни, какое литературное произведение экранизируется, единственная ли это экранизация. Что ты знаешь об авторах фильма? О чём этот фильм? Какова тема и основная мысль? Где и в какое время происходили события, происходящие на экране? Перескажи (очень кратко) сюжет так, чтобы было понятно тем, кто не смотрел. Какие места в фильме произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Что тебе запомнилось, что показалось необычным? Опиши самый яркий эпизод? Оцени особенности постановки данного фильма (приведи анализ сцен, костюмов, музыки, декораций, зрительных эффектов). Оцени игру актёров (как главных, так и второстепенных). Кто из героев особенно понравился? Почему? Подумай, как удалось режиссёру отразить авторский замысел. Всё ли у него получилось? Общее впечатление от фильма (понравился/не понравился и почему). Чему научила тебя эта книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?
Пример рецензии на фильм: На экранизацию романа Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит: туда и обратно» Фильм «Хоббит: туда и обратно» был снят в далёком 1984 году режиссёром Евгением Велтистовым. На сегодняшний день это уже не единственная экранизация великого творения Дж. Р. Р. Толкина. Совсем недавно, в 2012 году, вышел в свет совершенно новый, полный искромётных моментов и поразительных спецэффектов фильм Питера Джексона «Хоббит: неожиданное путешествия» . Нет смысла сравнивать два совершенно разных фильма, потому что между ними лежит два десятка лет, за которые киноиндустрия изменилась до неузнаваемости, вместе с техническим прогрессом в кино пришли и новые возможности, о которых в 1987 году могли только мечтать. Однако, экранизация 1984 года поражает своей натуралистичностью. Каждая сцена поставлена скрупулёзно, акцентированы отдельные детали и мизансцены. Реалистичны костюмы героев. Зрительные эффекты поставлены таким образом, что возникает ощущение пребывания в сказке, создаётся атмосфера волшебства и таинственности, которое подчёркивается оригинальным музыкальным оформлением. Действие фильма происходит в далёкие-далёкие времена. К маленькому человечку, живущему в норе – хоббиту, - в один прекрасный день приходит добрый волшебник Гендальф. Его появление нарушает спокойный уклад жизни Бильбо Беггинса. Главный герой вместе с гномами отправляется в нелёгкое приключение. Не раз в дороге бедному хоббиту придётся сожалеть о своём решении, однако в дороге он открывает в себе много недюжих способностей, о которых ранее и не подозревал. Оказывается, что тихий и нерасторопный Бильбо на самом деле сметливый, догадливый, ловкий и преданный. Все эти качества главного героя прекрасно переданы актёром Даниловым, играющим роль мистера Беггинса. Самым запоминающимся эпизодом стал момент в пещере Горлума, когда Бильбо, благодаря своей смекалке смог разгадать все загадки противника и выбраться живым и невредимым. На мой взгляд, автору удалось воплотить в жизнь авторскую задумку. Но стоит отметить, что режиссёр фильма не уделяет внимания на обратный путь героя, хотя это принципиально важный момент в книге, ведь домой Бильбо Беггинс возвращается совсем другим человеком, он совершенно иначе смотрит на своё существование, и теперь его жизнь не мыслима без приключений. Этот фильм говорит о том, что можно жить спокойно и размеренно, но это не приносит душевного удовлетворения, не закаляет в человеке характер. Каждый день нужно открывать для себя что-то новое и стремиться жить интересно, со смыслом.
Пример рецензии на спектакль: Рецензия на спектакль «Горе от ума» в Малом театре (режиссер С. В. Женовач) Нельзя полностью понять суть пьесы, лишь прочитав ее: ведь она, написанная для игры на сцене, не может существовать без нее. По-настоящему я поняла это, посмотрев постановку комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в Малом театре. Несомненно, сама по себе, эта пьеса является одним из величайших литературных произведений своего времени, но все же, чтобы прочувствовать ее до конца, необходимо увидеть спектакль. Ведь именно тогда музыка, великолепная игра актеров, декорации и яркий свет прожекторов сливаются воедино и создают не сравнимую ни с чем картину, погружают зрителей в иной мир, такой далекий и в то же время такой близкий и реальный. Больше всего в постановке С. В. Женовача меня поразило его решение об оформлении сцены, то есть декорации. Мы увидели ширмы-блоки, в некоторых были двери, в некоторых – просто проемы. И на протяжении всего спектакля они двигались так легко и бесшумно, что казалось, будто зрители переходят из одной комнаты в другую вместе с действующими лицами и сами становятся героями комедии. Впервые вижу такой необычный ход: ведь в классических постановках стараются оформить сцену соответственно эпохе. Но в этом случае режиссер не пошел по проторенному пути, а выбрал узкую тропинку, по которой ходят немногие – такие же, как он новаторы, ищущие свежие, никому еще не известные идеи. Возможно также, что таким способом, избавившись от громоздких, богато украшенных интерьеров, режиссер захотел приковать взгляд зрителя к игре актеров, чтобы не отвлекать его на рассматривание декораций. Актеры, участвующие в постановке пьесы «Горе от ума» , поистине достойны внимания. На мой взгляд, лучше всех вжился в свою роль Г. В. Подгородинский, исполняющий роль Чацкого. И хотя я представляла себе его совершенно другим (сначала его игра меня не тронула), по ходу спектакля я поняла, насколько актер понимает героя, которого играет, такими искренними чувствами были пронизаны его слова. Также стоит отметить игру всего коллектива театра: осветителей, звукооператоров гримеров, костюмеров: ведь без них спектакль никогда не состоялся бы. Живое музыкальное сопровождение и прекрасно подобранные костюмы дополняют игру актерского состава и создают цельную картину Москвы Х 1 Х века. «А судьи кто? » - спрашивает Чацкий в комедии Грибоедова. А чтобы стать судьей работы актеров, играющих в театре, нужно лишь купить билет на спектакль: ведь именно зрители решают судьбу режиссерского творения и способны наградить артистов самым дорогим призом – бурными овациями.