Скачать презентацию Реализм как теоретическое и историко-литературное понятие Русская литература Скачать презентацию Реализм как теоретическое и историко-литературное понятие Русская литература

Реализм.pptx

  • Количество слайдов: 43

Реализм как теоретическое и историко-литературное понятие Русская литература XIXвека Реализм как теоретическое и историко-литературное понятие Русская литература XIXвека

Понятие «реализм» в теории литературы • Реализм в русской и мировой литературе составляет культурно-историческую Понятие «реализм» в теории литературы • Реализм в русской и мировой литературе составляет культурно-историческую эпоху. Термин «эпоха» обозначает историкохронологическую закрепленность за большим промежутком времени определенного художественного направления - масштабной историко-литературной системы, объединяющей в себе писателей, ориентированных на некий общий инвариант художественной концепции мира и личности, общую систему ценностных ориентаций. 2

В искусстве XX века: неореализм начала XX века (Ф. Соллогуб, М. Пришвин, Б. Зайцев, В искусстве XX века: неореализм начала XX века (Ф. Соллогуб, М. Пришвин, Б. Зайцев, А. Ремезов и др. ), соцреализм 1930 -1950 -х гг. (массовое советское искусство), постреализм как некая сквозная для столетия художественная система (от Е. Замятина до В. Маканина). • Реализм рассматривается как определенный художественный конструкт – аналог художественного метода. Критический реализм «Парадигма художественности» - креативизм: предромантический, постромантический периоды ( «Теории литературы» (Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа» , С. Н. Бройтман) Реалистическая поэтика (Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. научн. ред. Н. Д. Тамарченко. М. , 3 2008)

Критика понятия «реализм» • Относительность, двузначность понятия (Р. Якобсон) «Реализм – это художественное течение, Критика понятия «реализм» • Относительность, двузначность понятия (Р. Якобсон) «Реализм – это художественное течение, стремящееся к максимуму правдоподобия» . • Правомерность объединения в одну формацию писателей натуральной школы – В. Даля, Д. Григоровича, И. Панаева, «шестидесятников» - Ф. Решетникова, В. Слепцова, Н. Успенского, а также художников мирового масштаба - Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. 4

М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889) 5 М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889) 5

Н. С. Лесков (1831 – 1895) 6 Н. С. Лесков (1831 – 1895) 6

Д. В. Григорович (1822 – 1899) 7 Д. В. Григорович (1822 – 1899) 7

Н. А. Некрасов (1821 – 1877) 8 Н. А. Некрасов (1821 – 1877) 8

Ф. М. Достоевский (1821 – 1881) 9 Ф. М. Достоевский (1821 – 1881) 9

И. С. Тургенев (1818 – 1883) 10 И. С. Тургенев (1818 – 1883) 10

Л. Н. Толстой (1928 – 910) 11 Л. Н. Толстой (1928 – 910) 11

А. Ф. Писемский (1821 – 1881) 12 А. Ф. Писемский (1821 – 1881) 12

Ап. Григорьев (1822 – 1864) 13 Ап. Григорьев (1822 – 1864) 13

Н. Г. Чернышевский (1828— 1889) 14 Н. Г. Чернышевский (1828— 1889) 14

Н. А. Добролюбов (1836 – 1861) 15 Н. А. Добролюбов (1836 – 1861) 15

И. А. Гончаров (1812 – 1891) 16 И. А. Гончаров (1812 – 1891) 16

В журнале «Современник» (1840 -е годы) 17 В журнале «Современник» (1840 -е годы) 17

 • А. Н. Островский (1823 – 1886) 18 • А. Н. Островский (1823 – 1886) 18

Редколлегия «Современника» (1856) 19 Редколлегия «Современника» (1856) 19

 «Современник» конца 1850 -х гг. 20 «Современник» конца 1850 -х гг. 20

Журнал «Современник» • В 1836 г. основан А. С. Пушкиным, с 1837 г. возглавлял Журнал «Современник» • В 1836 г. основан А. С. Пушкиным, с 1837 г. возглавлял П. А. Плетнев. • С 1846 г. : Н. А. Некрасов, Панаев, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, А. В. Дружинин, Д. В. Григорович, П. В. Анненков, Л. Н. Н. Толстой, А. Фет. • С 1853 г. в редакцию пришел - Н. Г. Чернышевский, в 1856 г. — Н. А. Добролюбов, позже М. А. Антонович, Елисеев. С 1858 г. журнал покинули Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, А. Фет. • В июне 1862 г. журнал был приостановлен на 8 месяцев «за вредное направление» . • В редакцию возобновленного Некрасовым в начале 1863 г. журнала вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. В журнале печатались произведения В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. и Н. Успенских, А. И. Левитова и др. • 28 мая 1866 года журнал был закрыт. 21

Реализм как концепция Принцип понимания и изображения человека и действительности как ведущий принцип художественного Реализм как концепция Принцип понимания и изображения человека и действительности как ведущий принцип художественного направления • НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА (1840 -е годы) Журнал «Современник» , «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга» . Н. А. Некрасов, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, И. И. Панаев, Д. В. Григорович, Я. Бутков, И. Панаев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский Жанровая система: очерк, рассказ, повесть, роман 22

Концепция натуральной школы • Человек как отпечаток среды, носитель некоторых общественных пород, видов и Концепция натуральной школы • Человек как отпечаток среды, носитель некоторых общественных пород, видов и разрядов, т. е. как социальный тип. Детерминизм, обусловленность формирования личности. «Общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире» (из предисловия Бальзака к «Человеческой комедии» ). Принципы отбора материала (в очерках): 1) типологический, по принадлежности с социуму, профессии (крестьянин, дворник, чиновник и пр. ); 23

2) за основу локализации берутся: «место обитания» (петербургские углы, московский рынок); характерные общественные обычаи, 2) за основу локализации берутся: «место обитания» (петербургские углы, московский рынок); характерные общественные обычаи, занятия, привычки (чай в Москве, свадьба в деревне) Принципы изображения (в прозе): система реалистических мотивировок; правдоподобие повествования (имитация в художественном произведении развития самой жизни); дагеротипия «действительности» (тот же принцип, но критически выраженный). Повествовательная точка зрения: взгляд наблюдателя, «фланера» - человека толпы, взгляд «коллекционирующий» , беспристрастный. 24

Петербургский фельетонист 25 Петербургский фельетонист 25

Чиновник 26 Чиновник 26

Петербургский чиновник 27 Петербургский чиновник 27

Возврат к принципам натуральной школы в 1860 – 1970 -е годы «Дилетантская» литература разночинцев: Возврат к принципам натуральной школы в 1860 – 1970 -е годы «Дилетантская» литература разночинцев: Н. Помяловский, В. Слепцов, Ф. Решетников, А. Левитов, Н. Успенский, Г. Успенский. Система малых жанров – очерка и рассказа, способных к мобильному освоению жизни и ее мозаичному, точечному и точному воспроизведению в письме, радикальный отказ от вымысла. Проблематизация отношений человека и «среды» – «среда заела» . 60 -70 -е годы - пик практической реализации идеи реалистического детерминизма. 28

 • «Они приходят, например, на площадь и, даже не выбирая точки зрения, прямо, • «Они приходят, например, на площадь и, даже не выбирая точки зрения, прямо, где попало, устанавливают свою фотографическую машину. Таким образом все, что делается в каком-нибудь уголке площади, будет передано верно, как есть. В картину, естественно, войдет и все совершенно ненужное в этой картине или, лучше сказать, в идее этой картины. Г-н Успенский мало об этом заботится… Если б за рамки картины проглядывал в это мгновение кончик коровьего хвоста, он бы оставил и коровий хвост, решительно не заботясь о его ненужности в картине» (Достоевский) 29

 • «Чтобы написать повесть, роман, комедию, драму вроде “Поветрия”, нужно только сесть у • «Чтобы написать повесть, роман, комедию, драму вроде “Поветрия”, нужно только сесть у окошка и пристально глядеть на улицу. Прошел по улице франт в клетчатых штанах – записать; за ним прошла девица с стриженными волосами – записать, а если она при этом подняла платье и показала ногу – записать дважды; потом проехал извозчик и крикнул на лошадь: “Эй ты, старая!” - записать. Посидевши таким образом у окна суток с двое, можно набрать такое множество наблюдений самых разнообразных, что затем останется только бежать в типографию и просить метранпажа привести их в порядок» (Салтыков -Щедрин) 30

Сквозная проблематика русского реализма • Проблема народа. Основные «разработчики» : романтизм, натуральная школа, «третьесословная Сквозная проблематика русского реализма • Проблема народа. Основные «разработчики» : романтизм, натуральная школа, «третьесословная литература ( «Москвитянин» ), «демократическая литература» 1860 -х гг. , классический роман. • Важнейшие аспекты изображения народа: категория героя, повествовательная точка зрения, жанровые формы, язык повествования. Народ – простонародье, народ – дворянство, народ – образованное общество (романтизм) Российская социальная специфика: крепостной крестьянин (Григорович «Антон Горемыка» , Тургенев «Записки охотника» ), городское простонародье, «крепостное сословие» государственной бюрократии: мелкий чиновник – «маленький человек» (натуральная школа). Народ как предмет изображения: взгляд извне (Григорович, Тургенев, Достоевский «Записки из Мертвого Дома» , Толстой «Казаки» , «Война и мир» , народники 1870 -х) , взгляд «изнутри» (сказовые формы, Лесков; национальный театр Островского), имитация равенства героя и рассказчика, социальное «право» на «народоведение» (разночинская литература 1860 -1870 –х гг. – Г. Успенский, Левитов, Помяловский). Сакрализация и мифологизация понятия «народ» . Л. Н. Толстой. 31

Реалистический роман в русле натуральной школы • Установки романа: «опознаваемость» изображенной действительности, её обыденность Реалистический роман в русле натуральной школы • Установки романа: «опознаваемость» изображенной действительности, её обыденность ( «Обыкновенная история» ); взаимоотношение личности и общества/среды (причинно-следственные связи), исследование личности. • Структурные особенности: протяженность сюжета во времени; зависимость характера от среды (предыстории), завершенность истории личности во времени; установка на объяснение поступков героя; авторская позиция: наблюдатель, исследователь, комментатор. • Герцен «Кто виноват? » , Гончаров «Обыкновенная история» , Писемский «Боярщина» ( «Виновата ли она? » ), «Тысяча душ» , Панаев «Родственники» . 32

Реалистический роман в 1860 -е гг. Концепция реальной критики Изучая общество, талантливый и умный Реалистический роман в 1860 -е гг. Концепция реальной критики Изучая общество, талантливый и умный романист выводит слабого, бесцветного человека не для того, чтобы сказать читателю: Вот посмотрите, господа, какие бывают люди!» , а для того, чтобы сказать ему: «Вот посмотрите, как действуют на различных людей те условия жизни, те идеи и стремления, среди которых вы живёте сами. Посмотрите, какие типы формируются под влиянием этих условий» . Только тогда, когда романист доходит до таких размышлений, он является истинным художником (Д. Писарев, 1861 г. ).

 • Добролюбов о романе Достоевского «Униженные и оскорблённые» : «Пять месяцев, в которые • Добролюбов о романе Достоевского «Униженные и оскорблённые» : «Пять месяцев, в которые Алёша успел прельстить Наташу и увлёк её за собою – не удостоены и пяти строчек» ; «Так пусть бы в романе г. Достоевского отразилась в своей полноте хоть этакая маленькая, миниатюрная задача жизни: как может смрадная козявка, подобная Алёше, внушить к себе любовь порядочной девушки. . . Мы с доверием спрашиваем: как же это могло случиться? А он отвечает: вот подите же – случилось да и только…» ; о Валковском: «Как и что сделало князя таким, каков он есть? Что его занимает и волнует серьезно? Чего он боится и чему, наконец, верит? А если ничему, если у него душа совсем вынута, то каким образом и при каких посредствах произошёл этот любопытный процесс? Мы вправе требовать от автора объяснений …» 34

Романы новой структуры: возвратное движение к 1830 -м гг. • Цель реализма: текст как Романы новой структуры: возвратное движение к 1830 -м гг. • Цель реализма: текст как эквивалент действительности, «вторая реальность» . Условия достижения: текст ни на каком уровне не должен быть сведен к единой, всеобъемлющей и законченной системе. Только такой текст может дать читателю ощущение выхода «в область непосредственной жизненной реальности» . Понимание текста в таких случаях оказывается непрекращающимся, бесконечным движением. • Открытость романной формы (композиционная, жанровая). • Расторжение зависимости человека от среды. • Метафизическая составляющая реальности. Реализм «в высшем смысле» . • Интерес к незаурядному герою. Парадоксальность как основа структуры героя. Психологическая разработка характера. • Герой романа как герой времени. 35

Формула классического романа и позиция автора • Я покажу вам людей и жизнь как Формула классического романа и позиция автора • Я покажу вам людей и жизнь как они есть и какими они хотят и могут быть, покажу, как люди ищут, ошибаются, какие они бывают – то мелкие, низкие и жестокие, а то подымающиеся на высоту духа, я покажу вам правду жизни, и не я, а вы пройдете с героями их путь и сами сделаете выбор и выводы. 36

Роман и общественный запрос • Интенция русского реализма, не реализованная в романе: потребность в Роман и общественный запрос • Интенция русского реализма, не реализованная в романе: потребность в гражданственности: лирика – проза (роман). Классический роман на фоне «идейного» и романа «с тенденцией» . • Форма романа, предполагающая максимально возможное устранение авторской личности из текста, максимально возможную объективность повествования, оказывается в некоем внутреннем, скрытом конфликте с важнейшей ментальной особенностью и интеллектуальной потребностью русского общества XIX века и, соответственно, с читательскими ожиданиями. От литературы хотят защиты свободы, личной, политической в широком смысле, прямого выражения в этом вопросе. 37

 «Нужны новые формы» Я думаю, что каждый большой художник должен создавать и свои «Нужны новые формы» Я думаю, что каждый большой художник должен создавать и свои формы. Если содержание художественных произведений может быть бесконечно разнообразно, так же и форма. Как-то в Париже мы вернулись с Тургеневым из театра и говорили об этом, и он совершенно согласился со мной. Мы с ним припоминали все лучшее в русской литературе, и оказалось, что в этих произведениях форма совершенно оригинальная. Не говоря уже о Пушкине, возьмем «Мертвые души» Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное. Потом «Записки охотника» - лучше, что Тургенев написал. Достоевского «Мертвый дом» , потом, грешный человек, - «Детство» , «Былое и думы» Герцена, «Герой нашего времени» . . (Гольденвейзер А. Б. Влизи Толстого)

Подходы к типологии романа • Б. Томашевский: авантюрный роман (плутовской, «жильблазовский» – Лесаж; Дюма, Подходы к типологии романа • Б. Томашевский: авантюрный роман (плутовской, «жильблазовский» – Лесаж; Дюма, Майн Рид, Булгарин, Нарежный) , исторический (В. Скотт, Загоскин, Лажечников), психологический (Бальзак, Стендаль, Диккенс, Флобер), пародический и сатирический (Стерн, Салтыков-Щедрин), фантастический (готический – Радклиф; Ж. Верн), публицистический (Чернышевский). • Русский реалистический роман XIX века: отсутствие общепринятой классификации на фоне множественности подходов (по тематике и проблематике, авторской идеологии, жанровой ориентации романа к родам литературы) 39

Господство романа. Многообразие структурных форм (50 -60; 70 -80 -е гг. ). • • Господство романа. Многообразие структурных форм (50 -60; 70 -80 -е гг. ). • • • • «Проселочные дороги» Григоровича (1852) «Рудин» Тургенева (1856) «Тысяча душ» Писемского (1958) «Обломов» Гончарова» (1859) «Дворянское гнездо» Тургенева(1859) «Униженные и оскорбленные» Достоевского (1861) «Князь Серебряный» А. К. Толстого (1862) «Отцы и дети» Тургенева (1862) «Что делать? » Чернышевского (1863) «Взбаламученное море» Писемского (1863) «Некуда» Лескова (1864) «Обойденные» Лескова (1865) «Преступление и наказание» Достоевского (1867) Глумовы» Решетникова (1867) 40

 • • • Дым» Тургенева (1867) «Герцен «Былое и думы» (1868) – окончание • • • Дым» Тургенева (1867) «Герцен «Былое и думы» (1868) – окончание публикации «Где лучше? » Решетникова (1868) «Люди сороковых годов» Писемского (1868) «Обрыв» Гончарова (1869) «Идиот» Достоевского (1869) «Панургово стадо» , «Кровавый пуф» Крестовского (1869, 1874) Завершение публикации «Война и мир» (1869) «Шаг за шагом» Омулевского (1870) «На ножах» , «Соборяне» «Захудалый род» Лескова (187172 -74) «Бесы» Достоевского (1872) 41 «Захудалый род» Лескова (1874)

 • • • «Подросток» Достоевского (1875) «Анна Каренина» Толстого (1877) «Мещане» (1877) и • • • «Подросток» Достоевского (1875) «Анна Каренина» Толстого (1877) «Мещане» (1877) и «Масоны» (1880) Писемского «Братья Карамазовы» Достоевского (1880) «Китай-город» Боборыкина (1882) «Княжна Тараканова» , «Сожженная Москва» , «Пугачевцы» Данилевского (1883 -86 -89) • «Приваловские миллионы» , «Горное гнездо» , «Дикое счастье» , «Бурный поток» , «Золото» Мамина-Сибиряка (1883 -1885 -92) • «Воскресение» Л. Толстого (1889) 42

Разрыв между «вершинами» жанра и «массовой продукцией» (беллетристикой) На страницах «Современника» : • Л. Разрыв между «вершинами» жанра и «массовой продукцией» (беллетристикой) На страницах «Современника» : • Л. Толстой, Григорович, Тургенев, Гончаров, Островский, Некрасов и одновременно: • М. Авдеев «Тамарин» (1852), Евг. Тур «Три поры жизни» (1854), А. Панаева «Роман в петербургском полусвете» (1860), «Женская доля» (1862), А. Студзинский «Последняя казнь» , Е. Карнович «Проблески счастья» (1860). • В 1859 году – в год выхода «Обломова» и «Накануне» – публикуется роман Зряхова «Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная мусульманка, умирающая на гробе своего мужа» 43