Реализм как направлени в искусстве
Реализм (от фр. realisme, от лат. realis — вещественный) — в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.
Предпосылки возникновения реализма возникают еще в эпохе Просвещения. Официально реализм, как направление в искусстве, утверждается в 30 -е годы XIX века.
Сложность заключается в том, что сила воздействия художественного образа не зависит от степени сходства, подражания реальному объекту, то есть от натуралистичности изображения.
Направления реализма: Натурализм (Шарден, Энгр, Руссо, Бизе, Курбе, Пушкин) Критический реализм (Домье, Федотов, Доргомыжский) Социалистический реализм
Критический реализм Энгельс Ф. упоминал о реализме в уже упоминавшемся письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс, посвященном ее роману «Городская девушка» : «На мой взгляд, реализм предполагает помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах» .
Новые отношения человека и окружающей среды Критический реализм Предмет глубокого анализа – сам человек Человек раскрывается в связи с соц. обстоятельствами
Социалистический реализм Народность Соц. реализм Конкрет -ность Идейность
Реализм как направление в литературе и искусстве, последовавшее за эпохой Романтизма и предшествующее Символизму, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
Принципы литературного реализма • 1. соблюдение принципов народности, историзма, психологизма, изображение жизни в ее развитии 2. центральная проблема-соотношение правдоподобия и художественной правды Верность действительности становится определяющим критерием художественности 3. важнейшая особенность-типизация характеров
Основные представители Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин» , «Борис Годунов» . Лев Николаевич Толстой. «Война и мир» , «Анна Каренина» Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети»
Отрывок из произведения «Отцы и дети» • Слуга, из чувства приличия, а может быть, и не желая остаться под барским глазом, зашел под ворота и закурил трубку. Николай Петрович поник головой и начал глядеть на ветхие ступеньки крылечка: крупный пестрый цыпленок степенно расхаживал по ним, крепко стуча своими большими желтыми ногами; запачканная кошка недружелюбно посматривала на него, жеманно прикорнув на перила. Солнце пекло; из полутемных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. Замечтался наш Николай Петрович. «Сын. . . кандидат. . . Аркаша. . . » — беспрестанно вертелось у него в голове; он пытался думать о чем-нибудь другом, и опять возвращались те же мысли. Вспомнилась ему покойница-жена. . . «Не дождалась!» — шепнул он уныло. . . Толстый сизый голубь прилетел на дорогу и поспешно отправился пить в лужицу возле колодца. Николай Петрович стал глядеть на него, а ухо его уже ловило стук приближающихся колес. . .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Работу выполнила студентка группы 614 -11 -05 Закиева Миляуша Рафисовна