Развитие сестринского дела.ppt
- Количество слайдов: 26
Развитие сестринского дела
Очерки по истории общин сестер милосердия • • Диакониссы Древней Церкви Первые упоминания "диаконисс". В первые два века существования христианства еще не было специальной женской организации, занимавшейся благотворительностью. Возможно, ею занимался особый чин вдов, но сведений об этом практически не сохранилось, поэтому упоминание о служительнице Фиве в послании апостола Павла к Римлянам (около 58 года) не следует рассматривать как устоявшийся термин: "Представляю вам Фиву, сестру вашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому" (Рим. 16: 1 2). Больше о Фиве ничего не известно. Диакониссой она была названа в собственном значении этого греческого слова как "служительница". Возможно, вместе с Фивой апостол передал в Рим свое Послание из Коринфа, где в первом веке уже была крупная община христиан. В IV столетии, имя Фивы, видимо, ставшее нарицательным, повторилось в одной надгробной греческой надписи: "Здесь покоится раба и дева Христа София, диаконисса, вторая Фива, почившая в мире. . . ". Эпитафия по особому стечению обстоятельств была найдена в Иерусалиме, на Масличной горе, где спустя почти полтора тысячелетия была похоронена последняя женщина, пытавшаяся возобновить служение диаконисс в Православной церкви. София была названа "второй Фивой" скорее всего потому, что современники хотели выделить добродетели усопшей, уподобив их подвигам диакониссы апостольской эпохи. Память Фивы совершается 3 (16) сентября.
Статус диаконисс, их функции. • • Диакониссой могла стать дева или вдова, лишь раз бывшая замужем, в возрасте, согласно постановлению Халкидонского собора 451 г. , не моложе 40 лет. Чуть позже в Своде гражданского права, составленном в первой половине VI века при правителе Восточно римской империи Юстиниане, этот возраст был увеличен до 50 лет. Быть посвященными в диакониссы имели право жены духовных лиц, не состоявшие в фактическом браке (Трулльский, или Пято Шестой собор 692 года, 48 канон), как например, Нонна, мать Григория Богослова и Феосевия, супруга Григория Нисского. "Подлинно, женщину диакониссу мы употребляем во многих случаях". Сказано в "Постановлениях святых апостолов". "Именно, когда просвещаются (крестятся. А. П. ) женщины, диакон пусть помазует святым елеем только чело их, а после него пусть помазует их диаконисса, ибо нет необходимости, чтобы мужчины смотрели на женщин. . . Потом или ты, епископ, или подчиненный тебе пресвитер, произнося над ними поименно священное призывание Отца и Сына и Святого Духа, погрузи их в воде; при чем мужчину пусть воспринимает диакон, а женщину диаконисса, чтобы преподаяние несокрушимой печати совершалось благоприлично". Диакониссы были обязаны стоять при входе в храм, следя за входящими в него женщинами и при необходимости указывая им места, обычно слева от алтаря, поскольку в храме соблюдалось разделение на мужскую и женскую половины. Поэтому в молитве при рукоположении они названы "Хранительницами святых врат": имелись в виду не царские врата, а двери храма.
Упразднение чина диаконисс. • • Таким образом, служение диаконисс постепенно стало сходить на нет. В Западной Церкви от их поставления отказываются уже в эпоху раннего средневековья, начиная с V VI веков, после ряда соборов в Галлии: Оранже в 441 г. (26 канон), Эпаоне в 517 г. (21 канон) и Орлеане в 533 г. (18 канон). На Западе слово "диаконисса" употреблялось для обозначения или жены диакона, или настоятельницы женского монастыря аббатисы. В Восточной церкви не существовало прямого запрещения института диаконисс, поскольку в 11 каноне Лаодикийского собора (конец IV века), где действительно имеется запрет некоего женского служения, диакониссы прямо не упоминаются: "Не должно поставлять. . . так именуемых стариц, или председательниц". Последнее упоминание о диакониссах на Востоке относится к XII веку. Изменилась литургическая практика: постепенно перестают крестить взрослых женщин, поскольку широко распространяется крещение детей, в храмах не всегда соблюдается разделение на мужскую и женскую половины, "Постановления святых апостолов" главный юридический источник, обосновывавший служение диаконисс, утратил свое значение, изменился состав низшего клира: диаконисс сместили иподиаконы. Кроме того, в связи с борьбой Византии с новой ересью богомильства возникла угроза еретического искажения женского служения и его перерастания в женское священство возможно, здесь сыграл свою роль пример Западной Церкви, где диакониссы уже были запрещены. В дальнейшем ни в Католической, ни в Православной Церкви служение диаконисс не возобновлялось.
Бегинки • • Возникновение общин бегинок. Церковное служение женщин после исчезновения диаконис не прекратилось: идея создания общины, которая бы занимала некое промежуточное положение между мирским союзом и монастырем, продолжала существовать и в раннее средневековье, эпоху крестовых походов, когда многие мужчины, загоревшись идеей освобождения Гроба Господня, оставив семьи, двинулись на Восток. Женщины же находили духовную поддержку в создании собственных общин. Люди средневековья были весьма склонны к созерцательной жизни, а существовавшие женские монастыри не могли вместить всех, кто хотел в них вступить. К тому же, чтобы попасть в монастырь, требовался определенный денежный взнос, недоступный для бедных. Одна из первых женских общин такого рода была основана около 1184 года в Люттихе, современном Льеже (Бельгия), священником Ламбертом Ле Бегом. Название новой организации бегинок дало либо его имя Бег, что по французски значит "косноязычный", либо старонемецкое слово "беггам", имевшее два значения: "нищенствовать" и "молиться". Впрочем, это только предположения. Чуть позже возникли мужские общины под сходным наименованием бегардов.
Статус бегинок, их функции. • • Бегинками становились девы и вдовы, они не давали никаких обетов, но на время жизни в общине обязывались хранить целомудрие и послушание избранной настоятельнице и священнику. Обещание они давали тайно, на исповеди, впрочем, имели право в любой момент покинуть общину, возвратиться к частной жизни или выйти замуж, но в последнем случае уже никогда не могли стать бегинками. Бегинки устраивали общежития, сначала вне, а потом и внутри городов, где они располагались группами по два три человека в домиках, близко примыкавших друг к другу. Дома строились близ церкви и отделялись от прочих улиц оградой, а их ворота отмечались белым крестом. Иногда число бегинок в таких городках достигало двух тысяч, а в общине, собранной в конце XIII века рыцарем Филиппом Монтинире, их было пять тысяч. Хотя новая организация и была по духу близка к нищенствующим орденам, но такой образ жизни вели далеко не все женщины: некоторые из них были богатыми о других, менее состоятельных, заботились влиятельные основатели общины, а за иных вообще никто не платил и они старались снискать пропитание собственным трудом и милостыней. Бегинки занимались призрением девиц и покинутых жен, служили больным, пилигримам и всем, кто в чем то имел нужду; при общинах создавались больницы и странноприимные дома, где бедные и больные часто содержались на деньги, собранные в складчину. Бегинки ходили по домам, посещая тяжело больных, омывали тела умерших, трудились даже во время чумы, воспитывали детей сирот, иногда основывая целые училища. Сначала бегинки носили платья голубого и коричневого цветов, затем из черного сукна, а на голове белые покрывала, наподобие апостольников. Утро они начинали общей молитвой и ранней литургией, в течение дня собирались для общих молитв, а также исполняли келейное правило остальным временем могли располагать по своему усмотрению.
Работа сестер в приюте для детей. • • В 1638 году Луиза собрала совещание, на котором было постановлено принять в новую организацию нескольких детей подкидышей из "Куша", парижского родильного дома, который Винсент не рискнул целиком взять под сестринский контроль. Таким образом был устроен приют на двенадцать человек. Одна из сестер руководительниц стала противодействовать этому начинанию, обратившись к высокопоставленным лицам. В результате в одной из частей дома, где располагался приют, расквартировали солдат. Но Винсент не унывал. Спустя два года он решил взять под присмотр всех детей, содержавшихся в "Куше", дела которого, видимо, были совсем плохи. Когда Винсента спрашивали, зачем это нужно, он отвечал: "А не может ли быть так, что кто то из них станет великим человеком или святым? Рем и Ромул были брошенными детьми, Моисей был найденышем". За 20 последующих лет община ежегодно принимала около 300 детей. В 1645 году по указанию де Поля близ монастыря Сен Лазар, где под его начальством располагалась конгрегация лазаристов, строится приют для подкидышей. Деятельность сестер в приюте совпала с последними годами Тридцатилетней войны; когда Луи II Конде в 1648 году окружил Париж, сестрам пришлось разобрать детей по домам. Сам приют находился в плачевном состоянии, кроме того, ему приходилось часто переезжать. В одном из временных мест пребывания, замке Бисетр, неожиданно увеличилась и без того высокая детская смертность; не хватало женщин, желавших заниматься подобного рода делом, не говоря уже о деньгах, которых не доставало постоянно.
Женские организации по уходу за больными в современной России • В современной России ситуация с отношением к уходу за больными складывается примерно таким же образом, что и на Западе. Уход признается сугубо профессиональным занятием, основанным на общегуманитарных принципах; ведется разработка соответствующей этики, в большинстве случаев являющейся механической калькой с западных образцов. В частности, на I Всероссийской научно практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся в 1993 году в Голицыно, было дано следующее определение сестринского дела: "Как часть системы здравоохранения сестринское дело является наукой и искусством, направленным на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды".
Истоки милосердия и ухода за больными и ранеными • • • Чувство любви к ближнему во все века было прису ще человеку. Согласно христианской религии, ближний это тот, кто создан по образу и подобию Божьему, то есть все люди. Одним из многочисленных проявлений любви к ближним стал уход за больными. Причем, женщине в большей степени, чем мужчине, приходи лось ухаживать за больными. У народов Древнего мира уход за больным осуществ ляли родственники. Специальных людей, которые посвя щали бы себя делу ухода за больными, не было, исключе ние составляли лишь женщины, занимающиеся оказани ем помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян. В Древней Греции были акушерки, которыми, по оп ределению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщины с большим жизненным опытом. Они определяли сроки беременности, наступ ления родов, им предоставлялось право ускорять роды лекарственными средствами и священными песнями. Акушерки занимались также лечением женских болез ней и даже были свахами. Отдельную группу составля ли женщины врачи, занимавшиеся также женскими бо лезнями. Многие из женщин врачей и акушерок состо яли на государственной службе. Но особенно развито акушерское дело было в Древнем Риме. Здесь акушерки не только оказывали помощь во время родов, но и уха живали за роженицами и младенцами.
Крестовоздвиженская община после Крымской войны. • 1. Командование армией желает ввести сестринский уход во всех госпиталях. • • Несмотря на то, что война уже была окончена, большинство сестер не спешили вернуться в родные города. В Крыму по прежнему оставалось много раненых, только в симферопольских госпиталях их было 13 000 человек. К тому же весной 1856 года в Крыму опять обострилась эпидемия тифа, которая ежедневно уносила жизни 100 130 человек. Большинство сестер милосердия и сердобольных вдов смогли вернуться домой только в августе 1856, когда половина военно временных госпиталей в Крыму были расформированы. Незадолго до окончания Крымской войны произошло событие, которое следует расценивать как прогрессивное следствие упорного и благородного труда сестер милосердия на театре войны. Труд женщин был высоко оценен: высшее командование русской армии обратилось к руководству Крестовоздвиженской общины с просьбой подготовить еще одну группу сестер для работы в военных госпиталях вне театра войны. По этому поводу Пирогов писал Бакуниной 18 января 1856 : "Почтеннейшая сестра Екатерина Михайловна! Военное начальство желает иметь сестер в различные госпитали Южной армии. Великая княгиня решила послать 22 сестры только в следующие 4 госпиталя: в Вознесенск (5 сестер), в Тульчин (5), Новоодесск (5), в Одессу (7). Вы же писали от 2 го января, что есть много желающих вступить в общину. Этим нужно воспользоваться, и ее императорское высочество поручила мне написать вам, чтобы вы принимали сестер на следующих условиях.
История сестринского дела
История сестринского дела в России • История ухода за больными и ранеными на Руси началась в эпоху Петра I (1803 год). В то время была создана служба «сердобольных вдов» при воспитательных домах Петербурга и Москвы. В это же время в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих. Первым организатором службы сестринской помощи в России был X. Опель. Его первое руководство по уходу за больными на русском языке было опубликовано в 1822 году. В данном руководстве впервые давались основы деонтологии и требования к нравственным качествам ухаживающего персонала. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак «Золотой Крест» , на одной из сторон которого было написано «сердолюбие» . В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Х. Опеля. В 1844 году в Санкт Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам.
История Российского Красного Креста • 1854 -1914 В 1854 году, когда шла Крымская война, великая княгиня Елена Павловна основала в Санкт Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Сестры милосердия общины оказывали помощь жертвам войны раненым и больным. Во время героической обороны Севастополя (1854 1855 гг. ) на выдающегося русского хирурга Н. И. Пирогова было возложено руководство этой общиной. Многие исследователи считают великую княгиню Елену Павловну и Пирогова, основателя службы медсестёр, а также английскую подданную Флоренс Найтингейл, которая в 1854 году возглавила отряд сестёр милосердия, работавший в английском госпитале во время Крымской войны, предшественниками Анри Дюнана. Россия ратифицировала Женевскую Конвенцию 10 мая 1867 году, и тогда же 15 мая 1867 года император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах (в 1876 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста). 18 мая состоялось первое заседание созданного общества, которое избрало центральный руководящий орган Главное управление. В России к этому времени был накоплен большой опыт работы по оказанию помощи жертвам войн. Россия была одной из первых стран в мире, где было создано общество Красного Креста. С годами Российское общество Красного Креста стало одним из самых мощных в мире, не только по своему общественному влиянию, обусловленному тем, что в нём были широко представлены члены императорской фамилии, но и, в равной степени, по своим финансовым средствам (месячный бюджет РОКК достигал 18 миллионов рублей).
1914 -1918 • В первую мировую войну было вовлечено 38 государств, численность действовавших армий превышала 29 млн. человек, погибло свыше 20 млн. человек. В это время РОКК подготовил и направил в распоряжение лечебных учреждений военного ведомства 10 тыс. сестер милосердия, сформировал 150 пунктов питания, более 20 санитарных судов, оборудовал 360 санитарных поездов, в районах скопления раненых работало 65 противоэпи демических отрядов. В Петрограде работало Справочное бюро по делам военнопленных. В ходе первой мировой войны на полях сражений в Европе впервые было применено химическое оружие удушливые газы принесли жестокие страдания солдатам. РОКК не только организовал в Москве и Петрограде предприятия по изготовлению специальных защитных повязок, но и обеспечил их доставку на фронт. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, подписанное В. И. Лениным 30 мая 1918 года, доводило до сведения Международного Комитета Красного Креста и правительств всех государств, признавших Женевскую Конвенцию, что 'эта конвенция, как в её первоначальной, так и во всех позднейших редакциях, а также и все другие международные конвенции и соглашения, касающиеся Красного Креста, признанные Россией до октября 1917 года, признаются и будут соблюдаемы Советским Правительством, которое сохраняет все права и прерогативы, основанные на этих конвенциях и соглашениях'.
1921 -1930 • Гуманное отношение Советского Красного Креста к военнопленным и беженцам и его деятельность по облегчению страданий населения получило признание международной общественности и 15 октября 1921 года Международный Красный Крест официально признал Советский Красный Крест. В 1921 году жестокая засуха охватила районы Поволжья, Урала, Сибири, юга Украины. Деятельность общества Красного Креста в этот период развивается по двум направлениям: врачебно продовольственная помощь населению и работа по сбору пожертвований внутри страны и за её пределами. В этот период на собранные средства были созданы, оснащены и отправлены в районы бедствия 17 врачебно продовольственных отрядов. Когда началась волна эпидемических заболеваний, Советский Красный Крест сформировал и направил в районы бедствия три специализированных санитарно эпидемических отряда, которые проводили не только отчистку и обследование местности, но и строили бани, дезинфицировали помещения. В предвоенные 30 е годы СОКК и КП СССР организовал массовое обучение населения приемам оказания первой медицинской помощи, уходу за больными на дому, формировались санитарные посты и дружины. В 1926 1927 г. г. для поддержки государственной системы здравоохранения местные организации СОКК и КП создавали курсы медицинских сестер.
1934 -1945 • В обстановке международной напряженности Советский Красный Крест приступил к массовой подготовке населения к санитарной обороне страны. В 1934 году началось обучение взрослого населения по программе 'Готов к санитарной обороне' (ГСО) и школьников 'Будь готов к санитарной обороне'. В 1934 году РОКК в составе СОКК и КП был принят в Международную Лигу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Деятельность СОКК и КП в области массовой медико санитарной подготовки населения и лечебно профилактической работы внесли значительный вклад в подготовленность населения к тяжелым испытаниям, выпавшим на долю советского народа в годы Великой Отечественной Войны. Медицинская сестра это девушка в солдатской шинели, принявшая эстафету сестер милосердия Крымской войны, первой мировой, гражданской и других войн. За самоотвер женную работу Международным Комитетом Красного Креста были награждены медалью 'Флоренс Найтингейл' 46 советских женщин.
1945 -1963 • В послевоенное время Советский Красный Крест, верный своему долгу, приходил на помощь народам зарубежных стран в ликвидации опасных инфекционных заболеваний, организации лечебных учреждений и развитии национального здравоохранения. Наши медики работали в Польше, Китае, Северной Корее при ликвидации эпидемий чумы, тифа, оспы. Были открыты больницы Советского Красного Креста в Иране, Эфиопии, Северной Корее, в которых наши специалисты оказывали медицинскую помощь местному населению. В знак признательности за большой вклад в дело мира и гуманизма Международный Красный Крест в феврале 1963 года по случаю столетия своего основания наряду с другими обществами наградил СОКК и КП вермелевой медалью. Медаль изготовлена из золота и серебра, на лицевой стороне изображен санитар доброволец, в качестве символа происхождения краснокрестного движения. На медали надпись 'Международный Красный Крест, Женева' и по латыни 'Милосердие на поле брани'.
1970 -1980 • Следуя принципам гуманизма и милосердия, Советский Красный Крест оказывал безвозмездную помощь народам зарубежных стран в борьбе с эпидемиями, болезнями, голодом, последствиями стихийных бедствий, вооруженных конфликтов. За период с 1981 по 1986 г. г. СОКК и КП оказал различную помощь 71 стране мира. В 1987 году в Индии в связи с неурожаем возникла острая нехватка продовольствия. В стране начался голод, вспыхнули эпидемии инфекционных заболеваний. Помощь населению Индии от Советского Красного Креста стала одной из крупнейших гуманитарных акций 80 х годов. Для оказания помощи в профилактике инфекционных заболеваний Советский Красный Крест безвозмездно направлял в отсталые страны третьего мира большие партии вакцин против полиомиелита, оспы и холеры. Подвижные медицинские отряды Советского Крас ного Креста успешно работали в Перу, Иордании, Бангладеш, Алжире, Сомали, Эфиопии. Под эгидой Международного Комитета Красного Креста в 1980 1981 г. г два медицинских отряда СОКК и КП работали в Камбодже.
1990 • В 90 е годы перед Российским Обществом Красного Креста встали новые задачи по решению проблем, до этого не имевшие место в нашей стране. Бурные социально экономические и политические преобразования привели к возникновению на карте бывшего СССР новых независимых государств. Вспыхнули межнациональные и гражданские конфликты, что привело к появлению сотен тысяч беженцев, миллионов вынужденных переселенцев. Социально экономический кризис оставил за чертой бедности не только такие уязвимые категории как, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды, дети из неблагополучных семей, но и большое количество трудоспособного населения. 20 июля 1996 года вышел Указ Президента Российской Федерации 'О государственной поддержке Российского Общества Красного Креста, а 27 декабря того же года было при нято Постановление Государственной Думы РФ 'О государственной поддержке Россий ского Общества Красного Креста'.
Начало становления. Реформы Петра I. • Сестринское дело не как общественное явление в монастырских больницах, а как официально утвержденная и регламентированная профессия в госпиталях и социальных учреждениях обязано своим рождением на Руси царствованию и реформам Петра I (1672 1725). Создание русской регулярной армии и флота положило основу для развития регулярной военно медицинской организации. Военная медицина в свою очередь могла прогрессивно развиваться только при условии такого же прогрессивного подъема гражданской медицины. Начало сестринского дела в России ознаменовано следующими событиями. В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были служить женщины.
• 1. Группа сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, участвовавших в обороне Севастополя.
2. Сестра милосердия у постели раненого 1906.
3. Сестра милосердия. Фото. Между 1914 и 1917.
Организация системы ухода за больными • В 1763 г. известный русский просветитель И. И. Бец кой предложил создать в России систему учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей подкидышей. Идею одобрила императрица Екатерина II. Она издала манифест о создании в Москве воспитатель ного дома на благотворительной основе и первой внесла 100 тыс. рублей. Правильная организация работы воспитательных домов по обучению и профессиональной подготовке своих воспитанников давала положительные мораль ные и материальные результаты. В 1803 г. в Петербурге и Москве на средства воспитательных домов были учреж дены две больницы для бедных по 200 коек каждая, с целью "оказывать безвозмездно врачебное пособие вся кого состояния, пола и возраста и всякой нации бедным и неимущим больным, судя по роду и степени болезни: или оставляя больных для лечения в больнице, или над зирая над приходящими ежедневно за советом и лекар ствами". В 1828 г. , после смерти императрицы, эти боль ницы в ее честь были названы Мариинскими. Сердобольные вдовы оставили о себе добрую славу на поприще милосердия и ухода за больными. Особой стра ницей истории сердоболия в нашей стране является их подвиг при оказании помощи раненым во время Крым ской войны 1853 1856 гг.
Философия сестринского дела". • • Философия (от греч. люблю и мудрость, любовь к муд рости) это форма духовной деятельности человека, в ко торой находят свое отражение вопросы целостной карти ны мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления, другие философские катего рии (причина, сущность и т. д), без которых не может обой тись ни одна наука. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринс ком общении все чаще появлялись новые термины, кото рые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсужда ются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры. На I Всероссийской научно практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля 14 августа 1993 года в Голицино, вводятся новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной до говоренности, философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях: 1. Пациент. 2. Сестра, сестринское дело. 3. Окружающая среда. 4. Здоровье.
Пять фундаментальных принципов американской медицинской этики • • 1. Принцип философии, информированного согласия. Независимость пациента основана на праве и свободе па циента на информацию о своем состоянии, плане лечения, признает ся право пациента на сохранение тайны его заболевания. Под информированным согласием понимается доброволь ное принятие пациентом курса лечения и процедур после предоставления медицинским работником компетентной и адекватной информации и получения согласия. Врачу вме няется в обязанность информировать пациента: 1) о характере и целях предлагаемого ему лечения; 2) о связанном с ним риске; 3) о возможности альтернативы данному виду лечения. 2. Принцип милосердия означает "делать добро". Он включает в себя доброе отношение к другим людям и отзыв чивость к тем, кто в беде. 3. Принцип исключения должностных преступлений. Это принцип "не навреди", который обязывает медицинского работника защищать пациентов от опас ности, снимать боль и страдания в меру своих знаний и сил. 4. Принцип справедливости. Включает в себя беспри страстность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств. 5. Принцип правдивости (сообщение правды пациенту). Он формирует основу открытых взаимоотношений между пациентом и лечебным учреждением и выполнение обя занности последним.
Развитие сестринского дела.ppt