Развитие психологии в период античности..ppt
- Количество слайдов: 33
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ Презентацию выполнили: Брагина Лена Сергеева Вера Шафоростова Катя
Общая характеристика психологии в период античности Появление психологии в Древней Греции на рубеже 7 -6 века до н. э. было связанно с необходимостью становления объективной науки о человеке , рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний ( математических, медицинских, философских)которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общее закономерности общества, природы и человека. Это наука получила название натурфилософия в течении долгого периода времени, почти 20 веков психология оставалась частью философии. В то же время область психического не ограничивалась человеком , но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизмнаправление , которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. Все в мире имеет свою первооснову – элемент, являющейся первой и главной составляющей всех объектов, архе- это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем , поэтому, как и все в природе , этот жизненно важный элимент должен быть материален. Фалес в 6 в. До н. э. считал, что первоосновой , душой является вода , так как вода это основа жизни.
Анаксимен 5 в до н. э. вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух. Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности , не может быть первоосновой.
Анаксимандр 6 в. До н. э. писал о «беспредельном» т. е. о таком физическом начале , из которого все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита 5 -6 век до н. э. возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Анатомическая теория , разработанная этими учеными, была весьма распространена и является составной частью психологических учений многих ученных не только Древней Греции но и Рима.
Идея о всеобщей причинной обусловленности стала одна из важнейших теорий Демокрита. Теория имела и отрицательные стороны т. к. лишало его свободы выбора , свободы поведения, которая понималась как возможность самому выстраивать свою судьбу. Это лишение человека свободы воли стало одним из главных причин критики концепции Демокрита Сократом и Плотоном, которые доказывали , что таким образом у человека отнимается не только свобода выбора , но и критерии нравственной оценки своего поведения. Мнение о том что предопределенность поведения делает человека зависимым от окружающих ситуаций и лишает его нравственной свободы, свободы выбора, было опровергнуто в теории стоиков, которые разделяли внешнюю и внутреннюю свободу и , не оказываясь от детерминизма, открывали перед человеком возможности для свободного нравственного самосовершенствования.
Другое направление в психологии познания , названное позднее в философии рационализмом, исходило из того, что истинные знания , т. е. знания об общих законах и понятиях , основаны только на разуме и мало связаны с сенсорном данными о внешнем мире. Такой подход был характерен для Платона исходя из него, ощущения дают нам знания только о единичных вещах, знания же о всеобщем могут быть результатом только деятельности разума. Таким образом в познании выделяют два этапа- сенсорный опыт, который может дать знания только о конкретном, т. е. о тенях идеальных предметов, и рассуждений, разум, который постигает их суть, всеобщее в мире.
Третий заключительный этап в развитии античной психологии существенно отличался от предыдущих прежде всего своей проблематикой , преобладанием практических интересов , связанных с анализом причин тех или иных поступков человека, способов преобладания трудностей и проблем , встающих перед ним , над теоретическим размышлением, получил название –период эллинизма. Но связан с распространением греческой культуры и науки по всему миру после походов Александра Македонского. Он характеризуется и более тесными связями с восточной культурой, расцветом точных наук. Софокол в своей трагедии «Эдип» рассматривал что единственной детерминантой, определяющей жизнь человека , является воля богов. Все законы , в том числе и этические, даются только ими, они могут карать или миловать человека, причем субъективная оценка человеческих поступков не имеет существенного знания, важно только , как эти поступки рассматриваются богами.
Сократ и Платон отмечали , что если человек не властен над своими поступками , то невозможно установить этические законы , по которым можно судить. Как например можно осудить вора или убийцу , если самой судьбой ему предписано совершить данный грех? Точно так же мы не всегда можем наградить добродетельного человека, ибо его хорошее поведение зависит не от его высокой нравственности , но от его судьбы , и в других обстоятельствах он может совершать беспечные поступки.
Первые психологические теории античности Как уже говорилось, первые психологические теории появились на рубеже 7 -6 вв. до н. э. Они разрабатывались учёными, принадлежавшими к известным философским школам того времени – милетской и элейской.
Теория 1: Фалес, один из ведущих ученых милетской школы, считал, что первоосновой мира, а следовательно, и человека, т. е. его душой, является вода, без которой нет жизни. Его последователи – Анаксимандр и Анаксимен, разделяя взгляд Фалеса на то, что сущее, первооснова – это материальная субстанция, придавали большее значение воздуху, считая именно его вечно живой и изменяющейся основой. В этих первых психологических концепциях душа рассматривалась главным образом как источник активности. Энергии, другие же функции души, в том числе и важнейшие для последующих учёных вопросы познания, регуляции поведения, ещё не исследовались.
Теория 2: О предназначении души и её разнообразных свойствах одним из первых заговорил Пифагор (VI в. до н. э. ). Пифагор стал основателем одной из наиболее значимых в то время научных школ, её целью было формирование такой группы людей ( «научной аристократии» , как её называл сам Пифагор), которая могла бы взять на себя ответственность за общество, направляя его развитие и устраняя его недостатки. Пифагор отрицал равенство душ, считая, что равенства нет в природе вообще. Точно так же его нет и среди людей, из которых одни более способные и активные, а другие менее способные и склонные к послушанию. Исходя из этого, он считал необходимым поиск таких способных людей и их специальное обучение. Идеи Пифагора о необходимости формирования класса правителей из наиболее мудрых и просвещённых людей наложили отпечаток и на теорию Платона об идеальном обществе.
Пифагор также впервые пришёл к выводу о том, что душа не может умирать вместе с телом конкретного человека, что она должна развиваться по своим законам, соответственно своей цели. Этой целью он считал очищение, т. е. душа в процессе своей жизни должна становиться всё более совершенной и чистой. На его концепцию наложили отпечаток идеи буддизма о карме и перевоплощениях души, а также орфическая религия, которая считала, что после смерти тела душа перемещается в другое тело, в зависимости от нравственной оценки её существования. Пифагор в качестве критерия оценки выбрал соответствие предмета (в том числе и человека) строгим математическим законам – гармонии, честности и т. д. Так в психологии впервые появилась идея о том, что мир математики, мир совершенных геометрических формул более важен и объективен, чем мир реальных предметов. Сущность предметов здесь оценивается не по предназначению, но по их числовому выражению, и чем оно совершенней, тем совершенней сам предмет.
Теория 3: В числе первых изучение процесса познания с помощью анализа этапов переработки знаний начал греческий учёный Гераклит (VI – V вв. до н. э. ). Гераклит считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон – Логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Первоосновой всего сущего является огонь, который посредством сгущения превращается в воздух, воду и землю. Логос определяет направление и время этих превращений, которые и составляют основу мирового года (по аналогии с временами года). Поэтому как зима сменяется весной, а лето – осенью, так расцвет общества сменяется его упадком и появлением нового общества. Эта теория мирового года Гераклита приобрела особую популярность в моменты общественных кризисов, которые, например, римские историки объясняли исходя из этой теории.
Точно так же изменяются человек и его душа. Поэтому, по мнению Гераклита, можно исследовать закономерности жизни души, её развития и угасания. Большое значение имеет тот факт, что Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения. Его знаменитое изречение «всё течёт» стало впоследствии одним из самых важных положений не только для философской диалектики, но и для теории сознания. Гераклит также считал, что всё движется и изменяется и не существует однозначной оценки для окружающих вещей, для мира в целом. Эта идея субъективности оценки впоследствии стала одной из причин отрицания возможности познания мира последующими психологами, например Демокритом. Гераклит же считал такой субъективизм и изменчивость совершенно естественными и вытекающими из Логоса, из законов природы и не противопоставлял их возможности понять мир.
Он также впервые высказал предложение о том, что существуют два этапа переработки знаний – ощущения и разум. При этом разум способен постигать более общие и не видимые глазом вещи, например Логос, суть вещей. Поэтому разум выше, чем ощущения. Своё понимание развития мира он перенёс и на развитие души. Он считал, что и душа человека рождается, растёт и совершенствуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени её огненности. Так, душа ребёнка ещё сырая, влажная, постепенно она высыхает, становится всё более огненной, зрелой, способной к чёткому и ясному мышлению. В старости душа опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает, и человек начинает плохо и медленно соображать. Таким образом, Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
«Учителя мудрости» К VI в. до н. э. в греческом обществе ощущалась настоятельная потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, занявших высокие политические должности в выборных греческих республиках, но не имевших хорошего начального образования. При этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте, арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логично мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели – преимущественно философы – обучали не только философии, но и психологии, риторике, т. е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли «учителями мудрости» - софистами.
Теория 4: Наиболее известными представителями этой школы были Протагор и его ученик Горгий. С их точки зрения, способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое суждение. Умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи получило название софистики. Доказывая значимость личного мнения конкретного человека и его приоритетность над другими убеждениями. Протагор Горгий
Протагор впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздействую на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. При этом целью такого воздействия было не только совершенствование человека с точки зрения объективных критериев нравственности, и поиск оптимальных путей адаптации к тем социальным условиям, в которых человек живёт. С точки зрения Протагора, естественное развитие души ребёнка, без целенаправленного социального воздействия на него, не может помочь ему в такой социализации. Протагор пришёл к выводу, что с точки зрения социальной адаптации наиболее важным является именно внешнее влияние, которое заключается в обучении людей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из значительных условий такого воздействия как раз и было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в правоте собственной точки зрения. Поэтому именно обучение приемам ораторского искусства Протагор считал главным в тех уроках, которые давали софисты. Способность к красноречию давала возможность более активно участвовать в общественной жизни, помогала добиться более высокого статусного места. Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению и упражнению человек может стать более нравственным и более гражданственным.
Теория 5: Фундамент теории Демокрита составляет атомистическая концепция, основы которой были разработаны учителем Демокрита Левкиппом. Согласно этому взгляду, весь мир состоит из мельчайших, не видимых глазом частиц – атомов. Всё многообразие свойств и предметов природы, окружающего мира и людей Демокрит объясняет тем, что атомы отличаются друг от друга по форме, они могут быть по – разному ориентированы в пространстве и соединяются друг с другом в разных сочетаниях.
По Демокриту, человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. При этом душа, которая, как и в предыдущих учениях, является причиной активности тела, строится из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, так как они должны придать движение инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, такая структура души может обеспечить выполнение её важнейшей функции – источника энергии тела. Мелкие круглые атомы составляют основу не только души, но и воздуха. Они рассеиваются по всему пространству, попадая при вдохе в тело живого существа. При выдохе часть атомов души вылетает из тела, растворяясь в воздухе. Потому дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нём постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое здоровье. После смерти человека тело уже не может служить оболочкой для этих атомов, и душа рассеивается в воздухе, а потому душа тоже смертна.
Теория 6: Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях тела – в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, не видимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория познания называется теорией истечений. Соприкосновение эдолы с атомами души и составляет основу ощущения, именно таким образом человек познаёт свойства окружающих предметов. Эйдолы могут попадать не только в органы чувств, но и другие части тела – тогда наши ощущения бывают неправильными, они обманывают нас. Так, по мнению Демокрита, возникают иллюзии и ошибки восприятия. Таким образом, теория истечений Демокрита объясняла на уровне науки того времени практически все феномены восприятия, о которых говорит и современная психология.
Демокрит также ввёл понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные – это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма Вторичные качества – это цвет, запах, вкус.
Теория 7: Сильное влияние на развитие теории регуляции поведения оказали взгляды Демокрита на роль эмоций в этом процессе. Он считал, что именно эмоции руководят поведение, так как человек стремится к тому, что приносит удовольствие, избегая того, что несёт неудовольствие, страдание. Впоследствии эти взгляды Демокрита были развиты Эпикуром в теории гедонизма (наслаждения), в которой доказывалось, что поведение человека побуждается и направляется предметами окружающего мира, вызывающими у него определённые эмоциональные переживания. Сам же Демокрит писал о том, что эмоции лишь регулируют деятельность, но направляется она всеобщим законом, Логосом. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей и всё происходит по заранее заданной причине. Он написал о том, что люди придумали случай, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять. На самом деле случайностей нет и всё причинно обусловлено. Такой подход носит название всеобщего детерминизма, а признание необходимости всех совершающихся в мире событий рождает фаталистическую тенденцию в понимании человеческой жизни, отрицает свободу воли человека.
Теория 8: Большое значение для развития психологии имели и концепции психики, разрабатываемые врачами, прежде всего в медицинской школе Гиппократа. Он собрал и систематизировал, почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Главное, что отстаивал Гиппократ, - это эмпирический характер медицинского знания. Он доказывал, что оно не может строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений, что отвлечённые понятия холодного и тёплого, хорошего или плохого не применимы к медицине.
Ещё одной идеей Гераклита, использованной Гиппократом в его работах, была идея о четырёх началах, из которых состоит окружающее. Хотя ведущей жизненной силой, обеспечивающей связь человека со средой, он считал воздух, дающий возможность дышать, основа самого человека, его телесной организации является гуморальной, жидкостной. Исходя из этого Гиппократ разработал своё известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырёх видов жидкости в организме – крови, слизи, желчи чёрной и желчи жёлтой. Как полагал Гиппократ, «из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым» . Важным моментом в его теории было и понятие меры, которое он считал ведущим в эмпирической медицине, доказывая, что, хотя абстрактного понятия меры и не существует, опытный и умеющий наблюдать врач может вывести эту меру в каждом конкретном случае и для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало главным и в концепции темперамента, при этом считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырёх видов жидкости ведёт к ярким проявлениям того или иного темперамента. Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о его связи с образом жизни человека, понимаемом в самом широком смысле – от еды и питья до природных условий и особенностей общения. Таким образом, в учении Гиппократа впервые появились мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариаций общего понятия человек. Поэтому в определённой степени можно говорить и о том, что Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.
Ведущие психологические теории античности (классический период) СОКРАТ (469 -399 до н. э. ) впервые поставил под сомнение истинность прежней точки зрения на человека, рассматривающей его лишь как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей, и доказывал, что ничего важнее исследования именно человека, его души быть не может. Он так же считал, что естественные законы не могут быть полностью распространены на человека, который подчиняется и другим законам, законам разума.
Биография: он родился в столице Греции – Афинах. Получив начальное образование, он стал воином, участвовал в нескольких битвах и показал себя храбрым солдатом. Именно в военных походах впервые проявились способность Сократа полностью погружаться в свои размышления, не обращая внимания на окружающее, а так же его особый способ беседы, помогающий собеседнику прийти к определённому мнению. У него было много учеников из разных слоёв общества. Однако неприятие его взглядов большей частью сограждан, его отказ от денег за обучение, открытая позиция и диалогичность процесса обучения привели к тому, что он был обвинён в непочтении к богам и развращении юношества и приговорён к смертной казни. Сократ мужественно принял приговор, выпив яд, хотя многие ученики стремились спасти его, устроив побег из Афин.
Основная деятельность Сократа: Не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату – самосовершенствованию человека. Впервые подошёл к душе прежде всего как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Связывал нравственность с поведением человека, говоря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Одно из важнейших положений – идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать и передать другим. Один из первых психологов он разработал метод сократической беседы – диалектика.
ПЛАТОН ( 428 -348 г. до н. э. ) Биография: родился в знатной семье. Он был прекрасным гимнастом, обладал поэтическим даром, но увлечение философией, как и его учителя Сократа, отдалило Платона от первоначального намерения посвятить свою жизнь поэзии. После смерти Сократа Платон покинул Афины, его путешествия длились 10 лет и закончились трагически – он был продан в рабство сицилийским тираном Дионисием. Но позже был выкуплен и купил участок земли на северо-западной окраине Афин и основал там свою школу, которую назвал Академией.
АРИСТОТЕЛЬ ( 384 -322 г. до н. э. ) – один из самых выдающихся учёных Греции. Его работа «О душе» по праву считается первой психологической монографией, она обобщила всё, что было сделано предшественниками Аристотеля. Биография: Аристотель родился в Македонии, на севере Греции, в семье известного врача при дворе Филиппа (правителя Македонии). После того как Аристотель получил медицинское образование он отправился в Афины изучать философию, поступив для этого в школу Платона. Вернувшись в Македонию, он стал наставником сына Филиппа – Александра, будущего известного полководца Александра Македонского.
Деятельность: После того как Александр вырос, Аристотель вернулся в Афины и, так же как и его учитель Платон купил участок земли, на котором построил свою школу, назвав её Ликей (Лицей). Эта школа просуществовала почти 6 веков. Аристотель пересмотрел подход Платона к душе: он считал, что разделение души и тела – невозможный и бессмысленный акт. Благодаря Аристотелю в психологии впервые появилась идея генезиса, развития. Так же он ввёл такие понятия как Нус (всеобщий разум), общее чувствилище и ассоциации ( по сходству, контрасту и смежности в пространстве и времени). Выделяя два вида мышления, Аристотеля фактически раскрывал два способа получения знания: сенсуалистический путь познания и актуализация знаний из врождённой части души.
Психологические концепции эллинизма ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (400 - 325 г. до н. э. ) – один из ведущих учёных школы киников (циников), которая исходила из того, что каждый человек самодостаточен, т. е. имеет всё необходимое для духовной жизни в себе самом. Киники, как правило, ходили в ветхой одежде, лохмотьях в любую погоду, даже в дождь и холод они не признавали тёплой одежды, очень мало и плохо ели, не имели постоянного жилья, могли спать под открытым небом и не мыться. Они отрицали все достижения культуры.
ЭПИКУР (341 -270 г. до н. э. ) – греческий философ и психолог, который доказывал, что уход от общества есть наиболее этически верный путь духовного саморазвития и самосовершенствования. Перед ним стояла проблема исследования критериев нравственного и безнравственного, на основе которых можно оценивать поведение человека. Биография: родился и вырос на острове Самос, где его отец был военным поселенцем. Начав заниматься науками с 14 -летнего возраста, Эпикур в 18 приехал в Афины, учился некоторое время в Академии, которую возглавлял тогда ученик Платона – Ксенократ. Эпикур называл себя самоучкой, а не последователем определённой философской школы. Так же он подчёркивал оригинальность своей концепции, существенно отличающейся от теории Демокрита, продолжателем учения которого он являлся.
Развитие психологии в период античности..ppt