Скачать презентацию Развитие психологии в эпоху Возрождения Л Валла Леонардо Скачать презентацию Развитие психологии в эпоху Возрождения Л Валла Леонардо

Развитие психологии в эпоху Возрождения.ppt

  • Количество слайдов: 11

Развитие психологии в эпоху Возрождения (Л. Валла, Леонардо да Винчи, Б. Телезио) Развитие психологии в эпоху Возрождения (Л. Валла, Леонардо да Винчи, Б. Телезио)

Эпоха Возрождения. Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения. Мыслители Эпоха Возрождения. Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения. Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от «средневековых варваров» . Эпоху Возрождения часто называют периодом гуманизма, поскольку он связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к правдивому и опытному описанию душевного мира людей.

В главном очаге возрождения – италии – разгорелись споры между спасшимися там от инквизиции В главном очаге возрождения – италии – разгорелись споры между спасшимися там от инквизиции сторонниками аверроэса (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души, на котором покоилось церковное вероучение. Аверроэс, разделив разум (ум) и душу, считал его, как высшую часть души, бессмертным. Александр же настаивал, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.

Оба направления сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному Оба направления сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи, которых отличал интерес к изучению природы, подавляемый теологией. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости.

ЛОРЕНЦО ВАЛЛА Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место ЛОРЕНЦО ВАЛЛА Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407– 1457). Основные свои взгляды Валла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе» . Он утверждал, что в основе всего лежит природа, а человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не потусторонняя, надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущим признаком, отличающим всю живую природу, Валла считал потребности и стремления.

Леонардо да Винчи • • Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452– Леонардо да Винчи • • Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452– 1519). Он представлял новую науку, которая существовала не в университетах, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и строй мышления. Большой интерес вызывают представления Леонардо относительно работы глаза. Леонардо показал, что работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса. Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.

Однако Леонардо известен не только как гениальный живописец, но и как блестящий анатом. В Однако Леонардо известен не только как гениальный живописец, но и как блестящий анатом. В анатомических исследованиях он видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, т. е. строения и работы двигательных систем организма. Движения всех тел, в том числе и живых, считал он, осуществляются по законам механики, следовательно, принципиально не должно быть препятствий для воспроизведения работы живого тела в механической конструкции. Таким образом, он выступил провозвестником современной бионики.

Б. Телезио • Б. Телезио (1508– 1588). По его мнению, в основании мира лежит Б. Телезио • Б. Телезио (1508– 1588). По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе материя пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии своих качеств, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное лукрециевским термином «дух» . Дух – это захваченное из окружающей среды наиболее совершенное, разряженное, не видимое на глаз материальное вещество, которое находится в мозгу, пульсируя и двигаясь от мозга к периферии и обратно. При переходе от ощущений к мысли большое значение, по мнению Телезио, принадлежит памяти и ассоциациям по сходству.

Проводя в целом передовые для того времени взгляды и утверждая естественнонаучный и опытный подход Проводя в целом передовые для того времени взгляды и утверждая естественнонаучный и опытный подход к изучению человека и его психики, Телезио, тем не менее, допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им формально признавалось существование Бога и высшей бессмертной души.

Заключение. Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиции средневековой схоластики Заключение. Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиции средневековой схоластики и богословия. Но у большинства ученых появилась потребность обратиться к самой природе, к реальному миру, к опытному изучению. Это требование распространялось и на область психического. Выступая против схоластики и теологии, мыслители эпохи гуманизма пытались выяснить реальные телесные основания различных проявлений души.