культурно-образовательная деятельность.ppt
- Количество слайдов: 10
Развитие культурнообразовательной деятельности музея
Базовые формы культурнообразовательной работы: • • • экскурсия, лекция, консультация, клуб (студия, кружок и т. п. ); конкурс (викторина, олимпиада и т. д. ); научные чтения (конференции, сессии, заседания и т. п. ); • вечер встреч, концерт (киносеанс, театрализованное представление, литературный, литературномузыкальный вечер и пр. ); • музейный праздник, семейные абонементы выходного дня, музейную игру, выездной день музея, мастер-класс.
Лекция Лекции могут объединяться в циклы – лектории. Организация лекториев в отечественных музеях предпринимается уже во 2 -й половине XIX в. Первоначально для чтения лекций приглашались ведущие специалисты в какой-либо научной области. Сейчас чаще всего лекции читают научные сотрудники соответствующих отделов музея. Особенность музейной лекции – тесная ее связь с музейными коллекциями. Даже если не демонстрируются сами предметы, то чтение лекции обязательно иллюстрируется показом копий, дубликатов, фотографий, слайдов и т. д. Современные технические средства позволяют придать музейной лекции совершенно другой вид, чем это было еще несколько десятилетий назад.
Консультация Роль консультанта сродни роли экскурсовода, но работа ведется не с массовым, а с индивидуальным посетителем (или очень узкой группой, объединенной общим интересом, который и способствовал обращению за консультацией). К сожалению, для отечественных музеев (в отличие от зарубежных) наличие консультантов в штате музея не слишком привычная практика. Гораздо чаще консультации оказываются в рамках кружковой, клубной работы музеев. Индивидуальный посетитель часто оказывается «брошенным» . В настоящее время музеи уделяют больше внимания организации консультаций. Огромную роль играет появление новых технических средств, а следовательно и форм оказания консультационных услуг, прежде всего, компьютерных справочников, каталогов, информационных систем, открывающих новые возможности и для музеев, и для посетителей.
Кружок (студия, клуб и т. д. ) Все это формы массовой работы, призванные объединить единомышленников. Принципиальное отличие между ними зависит от способа организации объединения. Тематика кружков, студий задается самим музеем исходя из его представлений о направлениях массовой просветительской работы и корректируется в зависимости от проявленного интереса к их работе или отсутствия такового. Клуб – самоорганизующийся организм. Студии, кружки, клубы возможны и вне музеев. В рамках музеев специфика их деятельности состоит в активном участии музейных специалистов. Кружки, студии, как правило, возглавляет работник музея, выступающий в роли педагога, консультанта, методического руководителя. Что касается клубов, то они имеют Советы (или иные руководящие органы), в которые включаются музейные специалисты. Музейный специалист выступает в работе клуба как профессиональный консультант и в проведении каких-то исследований, и в подготовке выставок, и собственно как научный консультант.
конкурс (викторина, олимпиада и т. д. ) Они способствуют знакомству участников с музейными коллекциями и закреплению теоретических знаний через освоение музейных экспозиций.
Мастер-класс В рамках музейной работы мастер-классы имеют определенное своеобразие. Первыми их начали применять этнографические музеи, включавшие в процесс демонстрации экспозиционных комплексов ансамблевого типа живые «экспонаты» : актеров, демонстрировавших, как жили люди данной культуры, эпохи, как изготовлялись и использовались различные предметы в повседневной или праздничной жизни этих культур. В этом смысле мастер-класс в музее можно воспринимать и как еще один метод построения музейной экспозиции. Мастер -класс предполагает активное использование музейных предметов или их копий, ознакомление с принципами и методами изготовления этих предметов, что позволяет посетителю стать активным участником экспозиционной работы.
Музейный праздник Праздник объединяет несколько форм музейной работы: показ экспозиций, театрализованные представления с элементами ролевых игр, конкурсами и викторинами, мастер-классами. Музейные праздники могут устраиваться в форме презентаций – мероприятий, призванных выгодно представить и раскрыть суть некого продукта (таким продуктом могут выступать музейные и научные издания и т. д. ).
Интегральные формы культурнообразовательной работы получают все большее распространение в современной музейной практике. Выбирая предпочтительные формы работы, музей должен учитывать интересы своей аудитории (реальной и потенциальной), изучать эти интересы и потребности, обеспечивая обратную связь музей-посетитель.
Спасибо за внимание!!!
культурно-образовательная деятельность.ppt