Развитие градостроительства и ландшафтного зодчества в Петровскую эпоху.pptx
- Количество слайдов: 46
Развитие градостроительства и ландшафтного зодчества в Петровскую эпоху — в первой половине XVIII в.
Исторические и другие предпосылки развития объектов озеленения XVIII в.
В это время проявились и «засверкали» своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегу Невы и Финского залива, а художественное русское садоводство поднялось на новую, весьма высокую ступень. Именно тогда создавались такие шедевры, как Петергоф и Ораниенбаум, Летний сад и Царское Село. 2. Многократно выросли размеры садовых композиций и стали шире средства эстетической выразительности. 3. С реформами Петра I тесно связано создание первых регулярных дворцово-парковых ансамблей. 1.
4. 5. 6. Исторические, политические, экономические и социальные факторы существенно повлияли на ландшафтное искусство XVIII в. Россия становится могущественной морской державой и одной из самых сильных стран Европы. Создание собственной промышленности, формирование регулярной армии и флота, развитие внутренней и внешней торговли приобщили к ценностям передовой европейской культуры. В 1703 году в устье Невы закладывается новый город, который через несколько лет превращается в столицу государства — Санкт-Петербург. Архитектура его отражала растущую экономическую и политическую мощь Российского государства. Шел непрерывный подъем отечественной культуры. Открываются типографии, появляются первые периодические печатные издания, расширяется выпуск книг светского содержания.
7. 8. 9. Создается сеть специализированных учебных заведений. В 1725 г. учреждается Академия наук, а позднее — Морская академия. Открываются Кунсткамера, ботанические сады, картинные галереи. Петровские времена формируют новое мировоззрение. Новая европеизированная архитектура, скульптура, живопись, музыка обращаются к аллегориям, символам, эмблемам, рассматриваются как средства для распространения просветительских идей для учреждения «славы российской» . Например, проведение массовых празднеств, триумфальных шествий, «огненных потех» , театрализованных действий. Вначале они устраивались на городских площадях, но вскоре переместились в создающиеся сады и парки Петербурга. В этом одна из главных причин повышенного влияния царя и его приближенных на возведение дворцово-парковых ансамблей. 10. Все больше молодежи привлекается на флот, в армию, на стройки. В силу разных социальных причин происходит разорение крестьянских семей, что приводит к стихийным бунтам, которые жесточайшим образом подавляются.
Особенности русского регулярного паркостроения
Дворцово-парковые ансамбли Петербурга первых десятилетий XVIII в. имели целый ряд принципиальных отличий: 1. Петр I внес черты более реалистического подхода в устройство регулярных парков; 2. каналы имели не только декоративное назначение — они служили путями подъезда с моря и реки; 3. скульптура не только украшала аллеи, но и «просвещала» публику, смело вводила элементы новой светской культуры, что было чрезвычайно важным для развития русского общества, увековечила памятные события, определившие судьбу нации;
4. иногда целый ансамбль становился «торжественным символом славного события» . Например, Петергоф специфическими средствами утверждал факт выхода Российского государства на новые морские рубежи. Так, канал выполняет роль главной композиционной оси парка, направленной к морским просторам; 5. парк Петровской эпохи органично слит с ландшафтом, можно сказать, что он является основой ансамбля. Природа не подавляется, а, наоборот, выступает в великолепной художественной оправе, входит непосредственно в парк, ибо в первые десятилетия существования Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума между прямыми, как стрелы, аллеями сохранялся лес. Вся композиция парка носит более раскрытый характер, чем, скажем, Версаль, Шантильи или Во-ле-Виконт, в него включены морские просторы, использованы выгодные особенности топографии берега; 6. чрезвычайно характерна была морская ориентация петровских ансамблей;
7. самыми впечатляющими средствами художественной выразительности парков в Петровскую эпоху были фонтаны и стриженые деревья. Это тоже доказательство деревья способности человека изменять природу вещей, придавая им желаемые формы. Как деревья в боскетах, так и вода в фонтанах принуждались изменить свой естественный облик, для того чтобы показать те или иные необычные декоративные свойства. И дело тут не только в одном художественном эффекте. Для искусства барокко вообще свойственно стремление удивить, поразить чем-то необыкновенным. Не случайно поэтому и все огромное разнообразие технических решений и средств декоративного оформления фонтанов в петровских резиденциях. Последнему уделялось столь большое внимание, что сам выбор участка для разбивки нового сада зависел от возможностей водоснабжения фонтанов;
8. первые регулярные сады строились в недавно освоенных и заселенных сельских местностях, как это по преимуществу было в других европейских странах, среди относительно мало измененной северной природы, в окружении лесных массивов, на берегах широких рек и морских заливов. Одно это придавало им ярко выраженный своеобразный облик. Он определялся и своеобразным местным растительным материалом — ели-пирамиды, шпалеры из можжевельника вместо самшита (буксуса), светлые березовые рощи. Яркие цветочные партеры определяли неповторимый колорит садов, которые создавались в окрестностях Петербурга;
9. регулярные композиции никогда не отличались какойто идеальной геометрической правильностью, как, например, в садах Германии. Русские мастера охотно отступали от нее там, где можно было сохранить ту или иную особенность местного ландшафта — группу старых дубов, живописный склон холма, вид на озеро и т. д. К этому располагало уже то, что в России было естественным и привычным воспринимать сад на фоне природного пейзажа. Далеко не случайно, что поначалу Петергоф, подобно Измайлову, представлял собой ряд небольших отдельных регулярных садов, соединенных просеками и окруженных лесом и водным пространством. В рамках нового регулярного стиля сохранилась (особенно в первые десятилетия XVIII в. ) и древнерусская традиция свободного, живописного расположения зданий в соответствии с особенностями местного рельефа (например, деревянного дворца, церкви и хозяйственных построек в Стрельнинском ансамбле);
10. древние традиции не были отброшены. Они оказались очень живучими, и потребовался некий переходный период, в течение которого взяли верх принципы регулярного ансамбля, и то не навсегда. Многие приемы, принятые еще в древнемосковском садовом зодчестве, получили новое развитие. В боскетах высаживались плодовые деревья, ягодные кустарники, размещались грядки с овощными культурами, декоративные водоемы использовались для разведения рыбы, в садах устраивались катальные горы. Особое пристрастие к беседкам-люстгаузам, число которых в иных садах достигало нескольких десятков, также заставляет вспомнить о расписных «чердаках» Измайлова и Московского Кремля. Это же относится и к Верховым ( «висячим» ) садам при жилых хоромах, которые продолжали сооружаться в XVIII в. (при дворце Петра I в Риге, в третьем Летнем дворце в Петербурге, Екатерининском дворце в Царском Селе и других);
11. следует особо сказать о флоре петровских садов. На первых порах практиковалась доставка молодых и даже взрослых деревьев и кустарников из-за границы, прежде всего голландских лип, самшита, тиса и др. Впоследствии выяснилось, что местный климат не подходит для многих из них. Потребовалось заменить дорогостоящие и нестойкие иноземные породы местными. В аллеях, а также для устройства шпалер и зеленых стен применяли ель, можжевельник, березу, рябину, черемуху, плодовые деревья и кустарники, а в партерах — бруснику и даже зеленый лук. Довольно привычным явлением стала и перевозка больших декоративных деревьев из одного сада в другой. К сожалению, таким образом были разрушены многие сады. В письмах Петра 1 и документах садовников упоминаются пионы, красные и белые лилии, мята калуфер, майоран и другие цветы и травы. Конечно, не только цветы являлись средством художественной выразительности парадных партеров. Широко использовался также одноцветный газон, бордюры из брусники, искусственные сыпучие материалы, которые тоже вносили большое разнообразие в рисунок и цветовое решение партеров;
12. на русское садово-парковое искусство начала XVIII в. заметное влияние оказали голландские сады. Дело не только в том, что многие черты сходства ранних регулярных садов в дельте Невы с голландскими садами объясняются аналогичными природными условиями. В 1705 г. вышла в переводе с голландского книга «Символы и эмблематы» , в которой разъяснялось конкретное значение скульптуры других садовых украшений; 13. огромное значение для развития декоративного и плодового садоводства имели оранжереи и, в частности, оранжереи Летнего сада. Здесь проходили первую проверку многие виды растений, которые затем широко внедрялись в других садах и парках, заложенных в 1720 -1730 гг. в новой столице и вокруг нее. Такие, как апельсины и лимоны, грабы, пионы, белые лилии и многие другие. В становлении отечественной школы садово-паркового искусства в начале XVIII в. большую роль сыграли аптекарские сады, как объекты изучения российской и иноземной флоры;
14. появляется целый ряд госпитальных садов: сады первого военного госпиталя в Лефортове, при Генеральном военном госпитале на северной окраине Москвы и др. Главной их целью было выращивание лекарственных трав для нужд армии: аптек и госпиталей. Итак, для ранних петровских садов характерны следующие черты: 1) 2) 3) расположение дворца на центральной оси сада, сбоку от нее и в окружении деревьев; особое место и значение занимают каналы и цветники; голландское влияние на садово-парковое искусство.
Петербург — новый тип города, его планировочная структура, связь с природными условиями, озеленение
Для петербургского паркостроения XVIII в. характерны следующие типы: 1. 2. 3. 4. городские усадьбы; дворцовые сады; публичные сады; загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы.
Городские усадьбы
Проект образцовой усадьбы в Петербурге Д. Трезини и А. Леблона
Разметка местности под сад (по проекту Ж. -Б. Леблона)
Проекты регулярного сада Ж. -Б Леблона
Проекты регулярного сада Ж. -Б Леблона
Проекты регулярного сада Ж. -Б Леблона
Зонирование участков: въезд со стороны набережной, широкий и открытый парадный двор, за ним находятся главный дом и службы, а еще дальше, в глубине участка — собственно сад, иногда переходящий в огород.
Уже в 1717 г. в проектах Петербурга появляются публичные сады. Так, в проекте плана Васильевского острова отмечались три сада с «французской» планировкой, с каналами, бассейнами и фонтанами. Один из них осуществлен к 1725 г. у двенадцати коллегий. Знаменитый Летний сад также носил общественный характер. Сад впоследствии стал ядром зеленого массива, сформировавшегося в центре Петербурга, в который входил Михайловский сад, кленовая аллея и сквер на площади Искусств. Интересны в этой системе были и дворцовые сады. Один из них строится в начале сороковых годов XVIII в. (по проекту Ф. Б. Растрелли) — это дворец и сад за р. Мойкой для Екатерины I, приблизительно на том же месте, где сейчас находится Инженерный замок. Дворцово-парковые и усадебные комплексы строились в лесопарковой зоне, которая окружает город со всех сторон.
Лефортовский и Головинский сады в Москве как первый опыт освоения ландшафтного строительства
Схематичный план Лефортова на Яузе. Имение графов Головиных. План
В. А. Тимин. Восточный фасад Лефортовского дворца со стороны реки Яузы в первую четверть XVIII века. Реконструкция. РГВИА
В. А. Тимин. Восточный фасад Лефортовского дворца со стороны реки Яузы. Современный вид. РГВИА
Немецкая слобода в конце XVII века. С гравюры Генриха де Витта.
Лефортовский дворец, план
Лефортовский дворец в 1883 году (на первом плане, позади Слободской дворец)
Лефортовский дворец, фотография 1904 г.
Лефортовский дворец, современное состояние
Дворцовый ансамбль в Лефортово (Зимний и Летний Анненгофы) во время коронации Елизаветы Петровны 1742 г. , фрагмент гравюры.
Летний Анненгоф. Архитектор В. В. Растрелли. 1730
Летний Анненгоф. План дворца и Верхнего сада. Проект арх. Ф. -Б. Растрелли. 1730 -е годы
План аптекарского огорода Генерального военного госпиталя в Москве (сейчас филиал Ботанического сада МГУ)
«Бахартов дом» на Яузе. Имение графов Головиных. План
Усадьба Найденовых Схема усадьбы: 1 –главный дом; 2 – каретный сарай; 3 – конюшни; 4 – кладовые; 5 – беседка-ротонда; 6 – место Чайного домика; 7 – место музыкального павильона.
Усадьба Найденовых Главный дом со стороны Садового кольца
Летний сад
Вид на Марсово поле, современное состояние
Летний сад. План. Проект Яна Розена, 1714 -1717 гг.
План Летнего сада в Петербурге. 1723 -1725 гг. (обмер арх. М. Земцова)