Развитие градостроительного и архитектурного творчества.pptx
- Количество слайдов: 20
Развитие градостроительного и архитектурного творчества Подготовила: Фролова Лилиана БГУ 15 -01
Введение • XVIIIв. ознаменовался широким каменным строительством, главным образом в городах. Укрепление Российской империи, военные победы на суше и на море; образование обширного внутреннего и внешнего рынка; экономическое развитие побудили царский двор, вельмож и богатых купцов строить роскошные здания – общественные и частные. Все это содействовало созданию замечательных произведений русского зодчества. • Особое внимание уделялось строительству в Петербурге и Москве. Были учреждены комиссии о каменном строении Санкт – Петербурга и Москвы, разработан план застройки. Город строился на основе геометрически правильной прямоугольной системы или полукольцевой. Застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте (Санкт – Петербург – 3 этажа, Москва – 2 этажа). Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленными вплотную друг к другу.
Середина 18 века. Барокко и рококо • Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие. Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма. Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. • В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.
Конец 18 века. Классицизм
Классицизм • В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. • Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. • Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других. • На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.
Модерн • В капиталистический период городское строительство как искусство претерпело значительные изменения. Частная строительная инициатива, развернувшаяся со второй половины XIX в. , наводнила города зданиями, построенными без какого бы то ни было единого градостроительного замысла. • Положение существенно изменилось к концу XIX в. в связи с появлением стиля модерн. В силу его своеобразия и гибкости здания, построенные в этом стиле, легко врастали в городскую среду, объединяя как историческую и классицистическую, так и эклектическую застройку в единое живописное целое. • Доходные жилые дома, построенные в стиле модерн, обогащали силуэт улиц и перекрестков. Несмотря на «художественную активность» , стиль модерн не создал своей планировочной концепции города. • После 1917 г. начался новый период в развитии мирового градостроительства, в процессе которого сформировалось современное градостроительное искусство социалистических и капиталистических стран.
XX в • К началу XX в. сложился основной фонд застройки городов, представляющих собой смешение зданий различных эпох и стилей, при количественном преобладании застройки второй половины XIX в. Роль связующего начала в стилистической разноголосице городов этого времени в определенной степени сыграл стиль «модерн» .
Модерн • Этот стиль выражал буржуазные вкусы начала XX в. , и в этом заключалась его определенная социальная ограниченность, но в то же самое время здания, построенные в этом стиле, обогатили силуэт города, внеся разнообразие в рядовую застройку городских улиц и площадей, благодаря использованию пластически активных архитектурных форм. • Стиль модерн особенно ярко проявил себя в архитектурном решении жилых зданий повышенной этажности, появившихся в начале XX в. в столицах. Эти здания, несмотря на свою ограниченность, внесли существенные изменения в систему архитектурных доминант города. • В первые десятилетия XX в. делались попытки научного обоснования городской планировки на основе изучения достижений прошлых эпох и современного зарубежного опыта. Все больше внимания архитекторы стали уделять художественно-эстетической стороне городской застройки. Возникли замыслы реконструкции исторических городов и охраны памятников культуры и старины. Зародились проекты строительства «городов-садов» , основной задачей которых было ослабление жилищного кризиса.
Метаболизм • В середине XX в. в архитектуре и градостроительстве зародилось течение метаболизма противостоящее функционализму. • В основе теории метаболизма – принцип развития и «роста» архитектурной композиции подобно живому организму. Этим метаболизм отличен от «органической архитектуры» , в которой подражание живой природе не развернуто во времени, а ограничивается принципами формообразования природных объектов. Концепция метаболической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции и предполагает возможность последовательной перестройки сооружения, замены составляющих частей в соответствии с меняющимися требованиями.
«Капсульная башня» (жилой дом) в Токио. 1970 -1972. Архитектор К. Курокава.
Архитектурный модернизм • - движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900 -х годов и по 70 -е— 80 -е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. Основные принципы архитектурного модернизма: • использование самых современных строительных материалов и конструкций, • рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход), • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, • их «интернациональный» характер.
Жилой дом в посёлке Вайссенхоф. Арх. Ле Корбюзье. 1927 г.
Конструктивизм • — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии идекоративноприкладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов. • Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.
Вид на харьковский Госпром с вертолёта. Арх. С. С. Серафимов, С. М. Кравец и М. Д. Фельгер. 1925— 1928 гг.
Постмодернизм • В Европе произошло изменение отношения к историческому наследию, детальное его изучение для реставрации и реконструкции. В Америке сформировался как язык коммерческой рекламы, который несёт информацию для обывателей, работает на задачи постиндустриального общества. • Отрицание модернизма. Архитектура — средство духовной коммуникации; опирание архитектуры на многозначность современного опыта. Использование принципа декорированного сарая. Накладки любого стиля на здания. В градостроительстве это отказ от свободной и предпочтение регулярной системе застройки. Отказ от плоских крыш. Возрождение понятий ансамбля среды и фасада, желание найти местное региональное своеобразие; новое отношение к пространству. Оно становится традиционным, бесконечным, интегрированным. Типы построения: симметрия, пропорциональность и перспектива. Течения: постмодернизм, историзм (усиление исторического течения). Вырабатывается новое отношение к цвету, использование символов. Воспроизведение исторических прототипов. Метафизическая метафора индивидуальности человека. • Регулярная система застройки. Метафора индивидуальности человека.
Портленд-Билдинг, Лондон. Арх. Майкл Грейвс. 1982 г.
Хай-тек Деконструктивизм Применение металлических наружных Преобладание пространства, а не массы. ограждающих конструкций и стекла. Наложение планов и карт различного Индустриальный хай-тек — вынос масштаба, различных направлений коммуникаций, индустриальные планировочной сетки. элементы, перекрытия. Геометрический хай-тек: поиск новых несущих конструкций зданий, стремление к одной точке опоры здания, вантовые конструкции, тросы, мембраны, мягкие оболочки. Бионический хай-тек: научные основы, законы и формы живой природы, создание микроклимата. Слик-тек: глянцевый (преимущ. стеклянный) блеск фасадных поверхностей.