Лекция 2 Развитие антропологии.pptx
- Количество слайдов: 49
Развитие антропологии С незапамятных времен люди подмечали большое сходство человека с другими животными, в связи с чем и зародилась идея о естественном, а не чудесном, происхождении человека. Ø В 1837 г, во Франции была найдена челюсть ископаемой человекообразной обезьяны, очень похожей на гиббона из Юго. Восточной Азии, ее назвали Pliopitecus antiques. «начало новой эры человеческого знания» .
Развитие антропологии Ø в 1851 г. во Франции в предместье Сент-Ашель выкопали 800 орудий, похожих на каменные топоры, Ø доказано, что грубо обработанные камни — орудия древнего человека, возраст которого не менее 800 тыс. лет.
Развитие антропологии Ø В 1856 г. в долине Неандерталь (Германия) обнаружен череп примитивной формы, с покатым лбом, огромными надбровными дугами, (характерными для горилл) и анормальной толщиной костных стенок. Это позволило предположить, что данное существо обладало незаурядной мускулатурой. Особенности скелета указывали на то, что обнаружен дальний предок человека, промежуточная форма между ним и обезьяной.
Развитие антропологии Ø 1864 г. человека из Неандерталя назвали Homo neanderthaliensis. Ø К нему присоединили сделанную в 1848 г, находку на Гибралтаре и более позднюю, в 1866 г. — в Бельгии. Последняя представляла собой два скелета, один из них был почти полным. Наличие общих признаков у всей группы заставило даже самых больших скептиков признать, что неандертальский человек не может быть мистификацией и что другие люди до нас ходили по этой земле.
Развитие антропологии Ø В 1868 г. в скале Кро-Маньон (Франция) обнаружили останки людей другого типа. Расположение скелетов и другие сопутствующие признаки свидетельствовали о том, что люди были похоронены. У этого типа человека было приятное лицо с тонкими и элегантными чертами. Он существенно отличался от неандертальца.
Развитие антропологии Ø Также 1863 году вышло несколько работ Эрнста Геккеля, в которых он отстаивал идею происхождения человека от более низкоорганизованных животных. Используя данные эмбриологии, он попытался построить «родословные деревья» животных, и пришел к выводу, что онтогенез (развитие индивида) повторяет филогенез (развитие вида). Поэтому, изучая зародышевое развитие организма, можно восстановить историю вида.
Развитие антропологии Ø В 1863 г. Томас Хаксли, ближайший друг и соратник Ч. Дарвина, опубликовал свою самую знаменитую книгу «Место человека в природе» , где впервые научно обосновал сходство человека с обезьянами, в особенности с шимпанзе и гориллой. Он установил, что эти существа являются наиболее близкими родственниками человека
Развитие антропологии Во времена Дарвина палеонтологический источник данных, конечно, все еще был весьма ограничен. Дарвин прекрасно понимал, насколько неполна палеонтологическая летопись, и он даже не очень рассчитывал на то, что ископаемые остатки предков человека когда-нибудь будут найдены. Поэтому в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (изданной через 12 лет после «Происхождения видов» ) Дарвин ничего не говорит о палеоантропологии.
Развитие антропологии
Развитие антропологии В 1871 г. вышла работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» . В ней он приводит многочисленные доказательства того, что человек произошел от низших форм. Дарвин опирается на следующие факты: 1) сходство строения тела и его функций у человека и других животных, в особенности антропоморфных обезьян; 2) исключительно большое сходство зародышевого развития человека и других животных и 3) наличие зачаточных (рудиментарных) органов у человека.
Развитие антропологии Ч. Дарвин показал, какое огромное значение для древнейших людей имели двуногое хождение, формирование руки, развитие мозга и членораздельной речи. Он высказал твердое убеждение, что все эти свойства человек приобрел, главным образом, в процессе естественного отбора.
Развитие антропологии Среди качеств, способствовавших выживанию первых людей, Ч. Дарвин выделял не столько физическую силу, сколько способность оказывать взаимопомощь. Он отмечал, что малая сила человека была более чем уравновешена его умственными способностями, которые научили его помогать своим собратьям и получать помощь от них.
Развитие антропологии Увеличение в группе удельного веса особей, носителей нравственных начал, готовых помогать другу и жертвовать собой для общей пользы, повышало жизнеспособность племени по сравнению с другими, где этот показатель был ниже. Нравственно развитые племена одерживали верх над ними, а это и есть естественный отбор.
Развитие антропологии Труд Ч. Дарвина произвел эффект разорвавшейся бомбы. И хотя идеи эволюции уже не были новыми и необычными, но уровень обобщения фактов, их систематизация были столь велики, а выводы столь смелы и основательны, что общество буквально раскололось на два лагеря — дарвинистов и антидарвинистов.
Развитие антропологии выдающийся английский исследователь Альфред Уоллес (1823 -1913) независимо от Ч. Дарвина и одновременно с ним работал над теорией эволюции. Свои мысли на этот счет он представил в статье «О стремлении разновидностей бесконечно удаляться от первоначального типа» , которую прислал Ч. Дарвину.
Развитие антропологии В своей статье он практически полностью изложил все то, что готовил к печати сам Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение видов» , высказал свои мысли по поводу эволюции человека, несколько отличные от дарвиновских.
Развитие антропологии А. Уоллес писал, что человек наделен гораздо большими потенциями, чем ему это нужно вообще как биологическому существу. Значит, в человека есть иное, высшее начало, которое служит его развитию. Он указал, что человек обладает такими качествами, которые не могли возникнуть в процессе естественного отбора и вовсе не были решающими в биологической жизни вида.
Развитие антропологии Он считал, что чувства справедливости или любви к ближнему никогда не могли быть приобретены путем отбора, так как они несовместимы с законом выживания сильнейшего. Он также пришел к выводу, что мозг человека не может рассматриваться как результат естественного отбора.
Развитие антропологии А. Уоллес предполагал вмешательство в его создание высшего разумного существа. В отличие от Дарвина он утверждал, что между человеком и животными существует непроходимая пропасть: по крови они братья, но по психике антагонисты.
Развитие антропологии А. Уоллес, узнав, что Ч. Дарвин начал свои исследования намного раньше его, никогда в своих последующих превосходных работах, снова в чем-то обгоняющих идеи Ч. Дарвина, не покушался на его всемирную славу. Более того, именно А. Уоллес первым ввел термин «дарвинизм»
Развитие антропологии Современная наука нашла множество доказательств некоторых идей Ч. Дарвина. Убедительно доказано родство между человеком и обезьянами. Установлено, что состав крови человека, шимпанзе и гориллы одинаков до такой степени, что, соблюдая групповую совместимость, ее можно переливать от обезьян к человеку. Правда, человечество вряд ли на это решится, учитывая тот факт, что человек имеет с обезьянами общие и инфекционные болезни.
Развитие антропологии Данные современной генетики, доказавшие, что человек и шимпанзе имеют 99 % сходных генов, ошеломили даже самых истовых сторонников дарвинизма.
Развитие антропологии Однако далеко не все в теории Ч. Дарвина соответствует нашим сегодняшним представлениям об эволюции человека. Попытка построить эволюцию человеческого рода в виде единого линейного процесса, напоминающего дерево, на котором все ветви происходят из общего корня и составляют универсальную причинно-следственную цепочку, признается сейчас неудачной.
Развитие антропологии В современной науке эволюционное древо человека выглядит куда более сложным и запутанным, его ветви многократно ветвятся, образуют параллели, пересекаются и внезапно обрываются. Но все это нисколько не умоляет вклад великого ученого в мировую науку. А все усиливающиеся в последнее время нападки на его теорию совершенно необоснованны и свидетельствуют только о невежестве самих критиков.
Развитие антропологии
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЖИВОТНОГО МИРА Виду Homo sapiens, к которому принадлежит все современное человечество, дают различные определения: разумный, политический, общественный, обладающий самосознанием. Вооруженные высокоразвитой техникой и организованные в крупные социальные группы, люди используют растения и животных, преобразуют поверхность Земли для удовлетворения наших потребностей в пище, топливе, жилье и транспорте. Для защиты от себе подобных они используют оружие, способное полностью стереть с лица Земли большинство видов живых организмов.
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЖИВОТНОГО МИРА Человек разумный, являясь могущественным существом на Земле, тем не менее состоит из тех же химических элементов (углерода, водорода, кислорода и азота), что и другие млекопитающие. Мы отличаемся лишь тем, как эти элементы сгруппированы в химические соединения, клетки, ткани и системы органов, которые образуют организм, обладающий таким сочетанием разнообразных способностей, которые не встречаются более ни у одного другого живого существа. Близкое родство человека с другими формами жизни проявляется и в сходстве человеческого эмбриона с эмбрионами других животных.
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЖИВОТНОГО МИРА На ранней стадии жизни эмбриона по обоим бокам хорды образуются сегменты, которые являются двусторонними зачатками тела позвоночных. На этой стадии человеческий зародыш напоминает рыбу: имеет такой же мозг, жаберные щели и перегородки, зачатки конечностей, похожие на плавники, хвост, сердце и почки, плавательный пузырь.
длина 9 мм, уже угадывается лицо с отверстиями для рта, ноздрей и глаз.
28 день после оплодотворения
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЖИВОТНОГО МИРА Однако вскоре эти первоначальные органы начинают изменяться в направлении к млекопитающему. Жаберные перегородки не превращаются в жабры, а образуют лицо, челюсти, гортань, язык, уши и эндокринные органы. Из плавательного пузыря развиваются легкие. В сердце образуются перегородки, почки приобретают форму, характерную для млекопитающих. На этом пути преобразований проявляют себя и некоторые промежуточные стадии. Появление межпальцевых перепонок свидетельствует о том, что земноводные входят в родословную человека. За период между четвертой и шестой неделями развития человеческий эмбрион превращается из рыбоподобного организма в существо, неотличимое от зародыша обезьяны. В двухмесячном возрасте зародыш уже становится крошечным человеческим существом.
16 недель после оплодотворения
19 недель после оплодотворения
19 недель после оплодотворения
Лекция 2 Развитие антропологии.pptx