Разночинцы.pptx
- Количество слайдов: 35
. РАЗНОЧИНСКАЯ ВЕТВЬ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗНОЧИНЦЫ 1860 -Х ГГ. В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СИТУАЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. Социальный, исторический, литературный тип личности Разночинец, новый человек, реалист, демократ, нигилист, мыслящий пролетариат 2
«Разночинец, человек неподатного сословия, но без личного дворянства и не приписанный ни к гильдии, ни к цеху» (В. Даль). • Разночинцы в исторической жизни России. • Сословная/социальная двойственность: «Слой, затертый между народом и аристократией» (А. Герцен) • Соотношение с дворянством. 3
ДВОРЯНСКАЯ И РАЗНОЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА. МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ/ВНЕШНИЙ ОБЛИК • сходство с «приёмами подъяческого круга» , торгового прилавка и лакейской помещичьего дома» (Ю. М. Стеклов» ); • Л. Толстой в повести «Юность» : новые университетские товарищи возбуждали «не только чувство презрения, но и некоторой личной ненависти, которую испытывал к ним за то, что не быв “comme il fair”, они как будто считали его не только равным себе, но даже добродушно покровительствовали. Это чувство возбуждали в нем их руки с обгрызенными ногтями, розовые рубашки и нагрудники, и ругательства, которые они ласкательно обращали друг к другу, и грязная комната, и привычка беспрестанно немножко сморкаться, и в особенности их манера говорить, употреблять и интонировать некоторые слова» 4
• Домашнее образование дворянина: иностранный язык (франц. язык как «хороший тон» , произношение), танцы, музыка, рисование, умение вести себя в обществе. • Социально-психологический разночинский комплекс. • Пренебрежение к «светскости» как сознательная манера поведения. Кружки, вечеринки – салоны, приёмы. 5
БЫТОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИТ. ОБРАЗЦЫ «Я помню, с каким шиком и смаком две бырышни уписывали ржавую селедку и тухлую ветчину из мелочной лавки, и я убеждён, что никакие тонкие явства в родительском доме не доставляли им такого наслаждения, как этот плебейский завтрак в студенческой мансарде» ; «. . . многие наши чаепития на топоровском чердачке были посвящены рассуждениям о том, какую снедь следует считать необходимостью, а какую роскошью. Икра и сардины подвергались единодушному запрещению. Относительно селедок и яблоков голоса разделились, так как селедки входят в обычное меню обедов рабочих, а от яблоков не отказывается последняя нищенка. Виноградные вина подвергались решительному остракизму; водка же и пиво получили разрешение опять-таки потому, что для миллионов рабочего люда в этих напитках заключалась единственная радость жизни» (А. М. Скабичевский) 6
УПРОЩЕНИЕ БЫТА, ВНЕШНЕГО ВИДА «… каждый должен одеваться как можно проще, иметь простую обстановку, наиболее грязную работу делать по возможности самому, - одним словом, порвать со всеми разорительными привычками, привитыми богатым чиновничеством и барством» (Е. Н. Водовозова) • Знаменская коммуна В. Слепцова. «. . . зимою не следует носить теплых меховых дорогих пальто, а нужно ходить в холодных летних пальто, а шею и грудь окутывать пледом, это, дескать, гигиенично» (М. Антонович); • «. . . пледы и сучковатые дубинки, стриженые волосы и космы сзади до плеч, синие очки, фра-дьявольские шляпы и конфедератки» (А. Скабичевский) 7
СТУДЕНТ (Н. А. ЯРОШЕНКО) 8
СТУДЕНТ-НИГИЛИСТ (И. Е. РЕПИН) 9
10
11
ЭМАНСИПИРОВАННЫЕ ШЕСТИДЕСЯТНИЦЫ • Внешний облик (одежда, прическа, манеры). … большинство нигилисток лишены грации и не имеют нужды намеренно культивировать дурные манеры, они безвкусно и грязно одеты, редко моют руки и никогда не чистят ногти, часто носят очки, стригут (а иногда и бреют) волосы… Они читают почти исключительно Фейербаха и Бюхнера, презирают искусство, обращаются к молодым людям на «ты» , не стесняются в выражениях. Живут самостоятельно в фаланстерах и говорят более об эксплуатации труда, абсурдности института семьи и брака, и об анатомии (газета «Весть» , 1864) 12
• Эмансипированная женщина – женщина работающая. • Образование как ведущий признак. Университет (слушательницы). Высшие женские курсы (1878— 1918) (курсистка, бестужевка). • Эмансипация личной жизни, фиктивные браки, «неравные браки» . Влияние романов Ж. Санд, Н. Чернышевского. «Наконец-то я буду свободна, - твердила я себе по несколько раз в день, и тысячи различных планов о будущем времяпровождении начинали роиться у меня в голове. Заведу школу, буду учить ребятишек, буду толковать с мужиками, буду пробуждать в них сознание. Мы с мужем будем читать лучшие сочинения по земледелию, выпишем для крестьян машины…» (Е. Н. Жуковская) 13
КУРСИСТКА (Н. А. ЯРОШЕНКО) 14
БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ 15
16
17
18
«В третий входит он дом, и объял его страх: Видит, в длинной палате вонючей, Все острижены в круг, в сюртуках и очках, Собралися красавицы кучей. Про какие-то женские спорят права, Совершают они, засуча рукава, Пресловутое общее дело: Потрошат чье-то мертвое тело. Ужаснулся Поток, от красавиц бежит, А они восклицают ехидно: «Ах, какой он пошляк! Ах, как он не развит! Современности вовсе не видно!» (А. К. Толстой «Поток-богатырь» ) 19
МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ, НАУЧНЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ 1) идеи христианского социализма (Фурье, Оуэн) революционных преобразований общества (социализм как "секулярный эквивалент" религиозного мировоззрения - В. Зеньковский); 2) материалистические, атеистические идеи (Фейербах); нигилизм; 3) научная картина мира, интерес к естественным наукам; 4) реализм в искусстве как эстетика и идеология. 20
«ПОКОЛЕНИЕ СЕМИНАРИСТОВ» (А. ГЕРЦЕН) «Никогда не надо упускать из виду, что Чернышевский длинным рядом предков происходил из той общественной среды, которая, как носительница идеи царства Божия, во все времена, даже в века самого глубокого упадка нравов, выдвигала героев нравственного долга, в своем самопожертвовании доходивших до мученического конца. <. . . > С годами умственный горизонт Чернышевского расширился, его идеи получили другое направление, но религиозное отношение к ним осталось прежнее» (Л. Ф. Пантелеев) Нигилизм как религиозный феномен (Н. Бердяев). «Что делать? » Н. Г. Чернышевского - новое Евангелие разночинцев 60 -х годов. 21
ИДЕЯ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» • Человек как высшая ценность «Все те эпитеты и атрибуты, которыми мы обыкновенно украшаем понятия о Боге, - не что иное, как наша затаенная мысль о том, чтобы эти атрибуты стали достоянием нашим, достоянием человечества. Пусть мы не достигнем такого совершенства, но пусть мысль о нем не будет отделена от земли и сопутствует нам в нашей работе над улучшением живой жизни. Человек живет для человека и выше человека ничего в мире не знает" (Чернышевский) • Просветительские идеи воспитания «нового человека » . Эмансипация личности. 22
ВОСПРИЯТИЕ «НОВЫХ ЛЮДЕЙ» • «Нигилизм объявил войну так называемой условной лжи культурной жизни и тут же создал собственную систему условностей, ни в чем не уступавшую лицемерию отрицаемой культуры» (П. А. Кропоткин) • Утверждая полную свободу от общепринятого, свободу от «ломаний и дрессировки себя» , вожди нигилистов сами проектируют для этой свободы «в высшей степени сложную систему всевозможных ломаний. Подробно определяется, чем и как должен заниматься мыслящий реалист, как он должен вести себя по отношению к своим родителям, детям, любимой женщине, к своим друзьям, знакомым, к народу, чем он должен питаться, следует ему или не следует курить табак и когда, и в каком количестве. . . » (П. Н. Ткачев). 23
• «Нынешние крайние либералы со своим повальным отрицанием и деспотизмом просто страшны. Они, в сущности, те же деспоты, только навыворот: в них тот же эгоизм и та же нетерпимость, как и в ультраконсерваторах. На самом деле, какой свободы являются они поборниками? Поверьте им на слово, возымейте, в вашу очередь, желание быть свободными. Начните со свободы самой великой, самой законной, самой вожделенной для человека, без которой всякая другая не имеет смысла, - свободы мнений. Посмотрите, какой ужас из этого произойдет, как они на вас накинутся за малейшее разногласие, какой анафеме предадут, доказывая, что вся свобода в безусловном и слепом повиновении им и их доктрине» (А. В. Никитенко) 24
АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН В. Клюшников «Марево» , 1864; В. Авенариус (близкие к роману повести «Современная идиллия» , 1865 и «Поветрие» , 1867), Н. С. Лесков «Некуда» , «На ножах» ; В. Крестовский – дилогия «Кровавый пуф» : «Панургово стадо» , 1869 и «Две силы» , 1874; Б. Маркевич «Марина из Алого Рога» , 1873; трилогия «Четверть века назад» , 1878; «Перелом» , 1880 -1884, «Бездна» , 1883 -1884; В. Авсеенко «Злой дух» , 1881 - 1883; В. Мещерский «Тайны современного Петербурга» , 1876 -1877; «Записки застрелившегося гимназиста» , 1875) и др. 25
АРЕСТ ПРОПАГАНДИСТА (И. Е. РЕПИН), 1887 26
27
НАРОДНИКИ 28
РЕВ. НАРОДНИКИ 29
С. Г. НЕЧАЕВ. «НАРОДНАЯ РАСПРАВА» (1869). КАТЕХИЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕРА. § 1. Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью — революцией. § 2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него — враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить. 30
§ 13. Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый образованный мир и живет в нем только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Тем хуже для него, если у него есть в нем родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку. § 6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель — беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками все, что мешает её достижению. 31
С. Г. НЕЧАЕВ 32
ПОТРЕТ Г. УСПЕНСКОГО (Н. А. ЯРОШЕНКО) 33
В. СЛЕПЦОВ/ Н. УСПЕНСКИЙ/А. ЛЕВИТОВ 34
Ф. РЕШЕТНИКОВ / А. ЛЕВИТОВ 35