Скачать презентацию Раздел V Философская антропология Тема 19 Философские Скачать презентацию Раздел V Философская антропология Тема 19 Философские

Раздел V. Философская антропология.PPT

  • Количество слайдов: 8

Раздел V. Философская антропология Тема № 19. Философские проблемы человека 1 Раздел V. Философская антропология Тема № 19. Философские проблемы человека 1

n Тема № 19. Философские проблемы человека n n n n § 1. Человек n Тема № 19. Философские проблемы человека n n n n § 1. Человек как объект познания в философии Проблема человека одна из важнейших тем философии. Философия как наука изучает мир и место человека в этом мире. Философская антропология (философия человека) изучает сущность человека, смысл его жизни, как субъекта и объекта познания, отношения с обществом и другие проблемы человека. С. Франк: «Что такое человек и каково его истинное предназначение. Это основной вопрос – последняя цель всей философской мысли» . Единство социального и биологического в человеке Человек как представитель биологического рода есть существо биологическое. Одновременно, он также является существом социальным, т. к. живет в обществе с его многочисленными социальными и духовными связями. Биологическое и социальное в нем тесно переплетены. Таким образом, человек есть особое, биосоциальное существо. 2

§ 2. Проблема человека в истории социально-философской мысли n n 1) Античная философия (5 § 2. Проблема человека в истории социально-философской мысли n n 1) Античная философия (5 век до н. э. - 5 век нашей эры): Первоначально: Человек есть микрокосмос. И в то же время он не самостоятелен, является частью космоса. Платон (427 -347): n Дуализм человека, т. к. человек есть единство души и тела. n n n Аристотель (384 -322): Человек есть общественное животное, наделенное разумом. Т. е. Аристотель выделяет две составляющие человека: его общественный характер и разумность. 3

n n n n 2) Средневековая философия (5 -15 века): Августин Блаженный (354 -430): n n n n 2) Средневековая философия (5 -15 века): Августин Блаженный (354 -430): Человек есть противоположность души и тела, которые являются независимыми. Но именно душа делает человека человеком. Фома Аквинский (1225 -1274): Человек есть единство души и тела. Сущность человека это его душа. 3) Эпоха Возрождения: (15 -16 века) Пико дела Мирандола (1463 -1494): Безграничная вера в возможности человека. Человек есть центр мироздания (бытия). Человек является творцом своего счастья. 4

n n n Томас Гоббс, англ. философ (1588 -1679): Человек существо не общественное, а n n n Томас Гоббс, англ. философ (1588 -1679): Человек существо не общественное, а индивидуальное. «Человек человеку волк!» . Естественное состояние общества: «Война всех против всех» . Рене Декарт, франц. философ (1596 -1650): Механистическое понимание человека как сложной машины, абсолютно зависимой от природы. n n n 4) Философия Нового времени (17 -18 век): 5) Немецкая классическая философия: И. Кант (1724 -1804): Человек – главный предмет в мире и основной вопрос философии. Всякая личность является самоцелью и не должна рассматриваться как средство для достижения какой-либо цели. Г. Гегель (1770 -1831): Человек есть субъект духовной деятельности, носитель мирового разума (духа). 5

n n n n n 6) Марксизм: - признание единства человека и природы; - n n n n n 6) Марксизм: - признание единства человека и природы; - человек есть продукт природы; - человек в первую очередь существо общественное. Его действия определяются общественными отношениями, в первую очередь, производственными. 7) Русская философия: Два разных подхода в отношении человека: а) Материалистический (Белинский, Герцен, Чернышевский) – - человек продукт природы. б) Религиозно-идеалистический (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др. ) - дуализм души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного. 6

n n n Ф. Достоевский (1821 -1881): Человек двойственнен: есть в нем от Бога n n n Ф. Достоевский (1821 -1881): Человек двойственнен: есть в нем от Бога и дьявола, добро и зло, которые проявляются особенно сильно, когда человек «отпущен на свободу» . Подчеркивал значимость веры в Бога ( «Если Бога нет, то все позволено» ). В. Соловьев, Н. Бердяев: Главное в человеке его духовность, смысл его существования – соединение с Богом. 8) Экзистенциализм (20 век): Ж. -П. Сартр, А. Камю и др. Борьба личности за сохранение своего «Я» , автономия от враждебного ему общества и окружающего мира. 7

n n 9) XXI-й век Теория правового государства: Основа - соблюдение прав и свобод n n 9) XXI-й век Теория правового государства: Основа - соблюдение прав и свобод граждан, государство само подчиняется законам. Именно в рамках данной теории на сегодня можно более полно защитить и сохранить права личности, ее независимость и возможности для развития. 8