5_Antr_rasy.ppt
- Количество слайдов: 53
Раздел . Политипия и полиморфизм Homo sapiens. 2 • Тема 2. Расоведение. Популяционная политипия Homo sapiens Биологические и социальные термины человеческих общностей (раса, этнос); большие и малые расы; краткое описание основных антропологических типов; характер распространения антропологических типов. Расы и языковые семьи Этническая антропология: раса, этнос, народ, нация, национальность
БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ БИОЛОГИЧЕСКИЕ термины: - раса - адаптивный тип - популяция (? универсальный) Один из аспектов биологической изменчивости географических групп современного человека изучает расоведение.
• Все современные исследователи признают, что человек современного вида не только очень полиморфен (полиморфизм — это видовая и популяционная характеристика), но и очень политипичен. • Политипия обычно является следствием значительной изолированности популяций друг от друга. • Политипический вид можно определить как вид, состоящий из двух или более подвидов (Майр, 1968). При этом действуют два фактора, постепенно приводящие популяции к значительным различиям в генофондах, — это различное направление векторов отбора и случайное закрепление мутаций.
в общей биологии, и в зоологии в частности, ≪раса≫ отражает вполне определенное понятие биологической общности популяций: Раса — это ≪популяция (или группа популяций), отличающаяся от других таких же популяций того же вида частотами генов, хромосомными перестройками или наследуемыми фенотипическими признаками≫ (Айала, 1984). ≪Расами можно считать группы локальных популяций, распространенных в различных частях видового ареала и отличающихся по одному или нескольким признакам. Подвиды — это те же расы, только удостоенные формального таксономического наименования≫ (Меттлер, Грегг, 1972). ≪Словосочетание "географическая раса" иногда служит синонимом "подвида". Однако во многих областях, так же как и в разговорном языке, термин "раса" используется для обозначения популяции или группы популяций внутри формально выделенного подвида. В словосочетании "экологическая раса" он означает экологически дифференцированные популяции, в словосочетании "микрогеографическая раса" он приме няется к локальным популяциям≫ (Майр, 1968). расы — это открытые генетические системы
В антропологии: Раса — это ≪комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, . , с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой≫ (Залер, 1931). ≪Раса — это группа людей, имеющая общие физические черты≫ (Кун, 1939). ≪. . . Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом≫ (Рогинский, Левин, 1978). ≪Раса — это большая популяция индивидов, у которых значительная часть генов общая и которую можно отличить от других рас по общему для нее генофонду≫ (Фогель, Мотульски, 1990).
Общее в понятии ≪раса≫ в зоологии и антропологии — это определенность ареала и сходство. Главное различие заключено в том, что у человека по мере развития общества существенно изменяются взаимоотношения с окружающей средой. Он становится более защищенным через культурную адаптацию. Более важную роль в распространении или утере признаков в популяциях человека играют исторические события. Социальные барьеры могут быть более эффективными, чем географические. Понятия ≪раса≫ и ≪популяция≫ имеют значительные зоны перекрытия, но первый термин принадлежит систематику-классификатору, а второй — эволюционисту. Систематик отдает предпочтение ареалу и фенотипическому сходству, эволюционист — панмиксии и генеалогическому родству. Оба подхода не исключают друга, как не противоречат другу статика и динамика в физике.
• • • «Под термином "раса" понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых признаков). Важно подчеркнуть, что в процессе своего возникновения эти популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой. Это конечно, не единственное из возможных определений - суть понятия можно уточнять, описывать при помощи терминов фенетики и генетики. Например, можно сказать иначе: – раса - это система популяций, обладающих достаточным фенотипическим и генетическим сходством, позволяющим отличить их от других подобных систем; – расы - открытые генетические системы, в результате обмена генами между которыми могут возникать смешанные популяции. Суть понятия, во всех этих определениях остается неизменной - термин определяет единицу внутривидовой, и при этом надпопуляционной структуры современного человечества, выделенную по определенному набору (комплексу) наследственно обусловленных признаков и занимающую определенный ареал. С точки зрения основ современной систематики, расы соответствуют уровню подвидов, несомненно, принадлежащих к одному единому биологическому виду Homo sapiens. Отличие же рас от подвидов животных, связаны с общественной природой человека (см. Хрестом. 5. 1). Наконец, раса принципиально отличается от этноса биологическими критериями выделения, хотя в силу исторических причин иногда наблюдается частичное совпадение расовых групп и конкретных этносов. Мы поговорим об этом ниже, пока же важно запомнить, что раса понятие сугубо биологическое, как и сами признаки, по которым проводится расовая классификация. » • http: //imp. rudn. ru/psychology/anthropology/5. html
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ ≪племя≫, ≪народность≫, ≪нация≫, ≪национальность≫ Юлиан ВЛадиирович Бромлей (1983) вводит понятие ≪этнос≫, которое происходит от древнегреческого ≪erlvos≫ и имеет много значений (народ, племя, группа людей, стадо и т. д. ). Но главное значение имеют все-таки понятия ≪племя≫, ≪народ≫, а в средние века — ≪люди≫. Этнос определяется ≪. . . как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от все других подобных образований (самосознание), фиксированном в самоназвании (этнониме)≫. Т. е. ≪этнос≫ близко к обыденному — ≪национальность≫. Основное – самосознание выражено в самоназвании. При историческом развитии социальной организации понятию этноса соответствовал ряд: племя — народность — нация.
самосознание этноса выражается в самоназвании, а последнее, как правило, совпадает с названием его языка Лингвистическая классификация дает неплохое представление о крупных подразделениях человечества и дополнительную информацию для антропологических классификаций. Языковый барьер может быть одним из тех социальных барьеров, который ограничивает вероятность вступления в брак.
Л. Н. Гумилев придает большой вес стереотипам поведения и подчеркивает существенное воздействие на процесс этногенеза климатогеографических условий: ≪этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплементарности≫. Комплементарность Л. Н. Гумилев определяет как ≪. . . ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на "своих" и "чужих". . . ≫ (Гумилев, 1989).
Все три понятия — ≪популяция≫, ≪раса≫ и ≪этнос≫ — в своих определениях имеют один общий признак - единство ареала либо обитания, либо происхождения. Единство ареала способствует единообразию генофонда и культуры, так как сходство обоих параметров обеспечивается обменом информации (генетической — через браки, культурной — через общение). Нет никакой обязательной связи между физическим типом и теми или иными культурными характеристиками этноса, хотя параллели между ними могут возникать.
График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжениеэтнической системы в трех шкалах: 1) в качественных характеристиках от уровня P 2 (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р 6 (жертвенность); 2) в шкале "количество субэтносов (подсистем этноса) индексы n+1, n+3 и т. д. , где n - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе; 3) в шкале «частота событий этнической истории» Данная кривая является обобщением 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных для различныхсуперэтносов, возникших вследствие различных толчков. http: //dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/1087254
• Расы, расизм • фундаментальные психологическиесистемы распознавания «свой-чужой» (Поговорим позже? )
Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм Согласно полигенизму, разные расы людей произошли от разных видов обезьян В настоящее время споры моно- и полигенистов перешли в плоскость моно- и полицентризма. http: //imp. rudn. ru/psychology/anthropology/5. html
• Расовые признаки • признаки физического строения; • признаки, передающиеся по наследству; • признаки, выраженность которых в ходе онтогенеза мало зависит от факторов окружающей среды; • признаки, связанные с определенным ареалом - зоной распространения; • признаки, отличающие одну территориальную группу человека от другой.
Расы В 1902 г. опубликована классификация И. Деникера, которая считается основополагающей для последующих. Она основана только на морфологических признаках. Ведущим признаком была форма волос, а вторым по таксономической ценности — цвет кожи. Деникер ввел понятие ≪соматологических единиц≫, к которым относил отдельных особей. ≪Эти единицы. . . служат теоретическими типами, состоящими из совокупности физических признаков, сочетанных друг с другом определенным образом≫ (Деникер, 1902). Эти типы он называл расами и подрасами, которые объединялись в шесть групп (по современной терминологии их назвали бы ≪большими расами≫). Деникер получил 29 типов.
Расовая классификация по И. Деникеру Основные расовые группы 1) Шерстовидные волосы, широкий нос 2) Курчавые или волнистые волосы Малые расовые группы Бушменская, негритосская, негрская, меланезийская Эфиопская, австралийская, дравидийская (мелано-индийская), ассироидная Индо-афганская, арабская, берберская, 3) Волнистые, темные или средиземно-приморская, островнаячерные волосы и темные глаза иберийская, западная, адриатическая 4) Волнистые или прямые Северная, восточная светлые волосы, светлые глаза 5) Прямые или волнистые Айнская, полинезийская, индонезийская, черные волосы, темные глаза южноамериканская Североамериканская, среднеамериканская, патагонская, 6) Прямые волосы эскимосская, лопарская, угорскоенисейская, туранская, монгольская
• • В основе типологической концепции лежит представление о существовании вполне определенных морфологических типов, степень различия между которыми достаточно постоянна, а внутригрупповое разнообразие невелико и носит случайный характер. Границы между типами — это границы между выбранными для классификации признаками. В типологическом представлении первооснова — это тип, а индивидуальные особенности — несущественное отклонение. В современной биологии первоосновой считается индивидуальная изменчивость как основной источник эволюционных изменений (Майр, 1968; Заренков, 1988). • Расы представляют собой относительно изолированные генофонды, и их ареалы могут занимать различные экологические ниши, поэтому их можно использовать как биологически реальные единицы для ориентировочной оценки генетических расстояний. Возможно, что с разработкой количественных методов такой оценки нужда в расовых классификациях отпадет (Baker, 1969). • В. В. Бунак (1938): ≪Раса — не абсолютная категория, а историческая, некоторый этап формообразования. Каждая эпоха имеет свои расы в их конкретном проявлении≫.
Три большие расы подразделяются на малые расы, промежутки между большими заполнены шестью промежуточными расами. В названиях соблюден географический принцип Схема расовой классификации (Рогинский, Левин, 1978).
Тройная иерархия, переплетения и слияния ветвей отражают процессы смешения при образовании антропологических типов Символ схемы — дерево Геннадий Фанциевич Дебец 1959
Тройная иерархия, отказ от принципа дихотомии при ветвлении. Символ схемы — куст Схема происхождения и расселения человеческих рас по В. В. Бунаку (1980)
• Тропический ствол включает африканскую и океаническую ветви, первая из которых представлена расами, распространенными в Африке, а вторая - в Индонезии и Океании. • Южный ствол также имеет две ветви - континентальную и древнеиндонезийскую, обе из Восточного полушария. Самое яркое внешнее отличие этих двух экваториальных стволов - в форме волос. У представителей тропического ствола они курчавые, а южного - волнистые. Также, эти стволы отличаются по одонтологическим признакам, большая таксономическая ценность которых обусловлена их неадаптивностью. • Западный расовый ствол делится на ветви, отличающиеся в основном пигментацией. Расы этой группы распространены в Европе, Северной и Восточной Африке, Передней Азии и Северной Индии. Средиземная ветвь включает южные темнопигментированные группы, а эфиопская и берберская расы кушитской ветви представляют переход к африканской расовой ветви. Средиземноморская и европейская ветви отличаются градиентом некоторых признаков, из которых наиболее яркими являются ширина лица (увеличивается с запада на восток), рост бороды и усов (увеличивается с востока на запад), выступание носа (уменьшается с запада на восток). • Восточный ствол Уральская раса восточного расового ствола представляет плавный переход к азиатским популяциям (более известным как монголоидные). Среди них наиболее сильно отличаются группы рас Сибири, Южной Азии и Америки. Впрочем, между ними имеются плавные переходы. Стоит отметить, что Бунак объединил расы Америки и Азии в один расовый ствол на основе общего происхождения. Таким образом, можно видеть, что общепринятой расовой классификации не существует, и это является очевидным следствием непрерывности биологической изменчивости.
• а) антропологи, разумно сочетавшие в своих классификациях типологоморфологические критерии с географическими и историческими, достигали удовлетворительных результатов с небольшим набором признаков; • б) значительное сходство в схемах, основанных на разных системах признаков, скорее всего свидетельствует о том, что дифференциация достаточно равномерно затрагивает весь геном, а гены признаков с высокой таксономической ценностью (пигментация, форма волос и т. д. ), повидимому, равномерно распределены по геному.
расовые признаки: • признаки физического строения; • признаки, передающиеся по наследству; • признаки, выраженность которых в ходе онтогенеза мало зависит от факторов окружающей среды; • признаки, связанные с определенным ареалом - зоной распространения; • признаки, отличающие одну территориальную группу человека от другой.
адаптивная ценность
• • Темный пигмент кожи поглощает значительно большее количество ультрафиолета, предохраняя организм от опасности раковых заболеваний. Температура кожи негроида в одинаковых условиях меньше, чем у европейца или азиата. Светлая кожа более подвержена ультрафиолетовому излучению. Это может быть полезным в северном полушарии, поскольку в условиях сравнительно малой инсоляции - солнечной освещенности - возникает проблема рахита (витамин D)
Курчавые волосы создают на голове своеобразную воздушную подушку, а воздух, как известно, один из лучших теплоизоляторов. Кроме того, в волосе негра содержится больше число пузырьков воздуха, чем в волосе монголоида или европеоида. Вытянутая узкая и высокая голова экваториальных групп имеет меньшую верхнюю площадь при том же объеме, что и низкая широкая голова северных народов. Это спасает ее от чрезмерного перегрева на солнце.
• Ширина глазной щели заметно отличается у представителей разных рас. Узкий разрез глаз монголоидов, бушменов и туарегов предохраняет глазное яблоко от пыли, ветра и слишком яркого солнца на открытых пространствах. • Вместе с этим, глаз монголоидов существенно отличается большим количеством подкожной клетчатки, предназначенной для сохранения тепла.
Большая ширина рта и значительная ширина слизистой губ негроидов полезны в жарком климате, поскольку увеличивают поверхность испарения влаги, охлаждая организм. Уплощенный широкий нос имеет аналогичное значение. Проходящий через высокий длинный нос европеоидов и северных монголоидов воздух успевает нагреться и попадает в легкие теплым. Ортогнатизм северных рас - укороченность лица - увеличивает изгиб носового хода и предохраняет носоглотку от переохлаждения. Носовые отверстия: европейского типа (вверху), монголоидного (в середине) и негроидного типа (внизу).
Жировые отложения на ягодицах и бедрах (стеатопигия) служат запасом питательных веществ в условиях их резкого недостатка - бушмены, готтентоты и андаманцы. Благодаря скульптурам верхнего палеолита мы знаем, что стеатопигия была обычным явлением в Европе около 25 -20 тыс. лет назад, во время становления расовых комплексов
Антропологические типы европеоидной расы
Особенности телосложения и пропорций тела американских белых (а), американских негров (б) и японцев, живущих в США (в). По вертикали — длина тела. Мужчины всех трех выборок имеют очень близкий возраст (23 -24 года, приведены средние обводыпо большим выборкам)
Расоведение - не самая простая область антропологической науки. • • • Существующее биологическое разнообразие человечества может быть описано на популяционном уровне при помощи выделения особых антропологических категорий - человеческих рас. Биологические расовые признаки не связаны напрямую с признаками культуры, языка и хозяйственного типа. Иногда наблюдающиеся параллели этих аспектов полностью обусловлены исторической связью. Изменчивость расовых комплексов возникла и поддерживается путем адаптации, изоляции, метисации и автогенетических популяционных процессов. В истории человечества не было момента существования "чистых" рас в понимании полигенистов. Среди современного человечества нет "высших" и "низших", "древних" и "новых" рас. Все расы равны по своей жизнеспособности, по своим интеллектуальным возможностям. Вероятные же различия в интенсивности нервных процессов отражают специфику приспособления к условиям внешней среды и не касаются интеллекта. Между расами человека существует значительное количество плавных переходов, а популяционная сущность расы не позволяет корректно оперировать этим термином в отношении конкретных индивидов. Внешность обманчива.
Phylogenetic tree (above) for 26 representative human populations from Nei and Roychoudhury (1993). The major divisions of human populations are Africans (A), Caucasians (B), Greater Asians (C), Amerindians (D) and Australopapuans (E)
РАСЫ И ЭТНОСЫ
Genetic Distance Between Autochthonous Human Populations
Способы общения людей I. Вербальная коммуникация (язык): произнесение слов и предложений II. Невербальная коммуникация А. Интонации: тон, темп, ритм, громкость, интервал и другие характеристики голоса, модифицирующие значение произнесённых слов Б. Пара-язык: сигналы, отличные от слов, используемые для дополнения или модификации речи 1. Вокальный параязык: мычание, хихиканье, смех, крики и другие невербальные звуки 2. Невокальный параязык: положение тела, движение и прикосновения (кинестическая коммуникация); возможно также химическая коммуникация Социобиология: новый синтез (26 глава) Э. О. Уилсон
Относительная численность языковых семей, % (по Брук, 1981) * Цифры 0, 0 поставлены в тех случаях, когда представители языковой семьи составляют менее 0, 05% населения региона.
Language Affinities Beween Autochthonous Populations http: //www. transanatolie. com/english/turkey/genes_peoples_languages. htm#semitic
Антропология. Тема 6. 3. Восточные славяне: история и современность http: //imp. rudn. ru/psychology/anthropology/6. html ЭТНОГЕНОМИКА И ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Э. К. Хуснутдинова Особый интерес с этой точки зрения представляет Волго-Уральский регион - в силу особенностей этнической истории населяющих его народов. Исследования митохондриальной ДНК и Y-хромосомы позволили рассчитать время формирования народов, заселивших впоследствии данный регион. Это произошло примерно 40 -50 тыс. лет назад, что соответствует времени появления современного человека на европейском континенте в эпоху верхнего палеолита.
Контакт этносов Особый интерес с этой точки зрения представляет Волго-Уральский регион - в силу особенностей этнической истории населяющих его народов. Здесь встретились две волны расселения, две расы: европеоидная и монголоидная. Следы этого события хранит ДНК проживающих здесь народов (рис. 11). Исследования митохондриальной ДНК и Y-хромосомы позволили рассчитать время формирования народов, заселивших впоследствии данный регион. Это произошло примерно 40 -50 тыс. лет назад, что соответствует времени появления современного человека на европейском континенте в эпоху верхнего палеолита. Сравнительный анализ мт. ДНК 18 народностей Евразии, относящихся к тюркской ветви алтайской языковой семьи, позволил установить западно-восточный градиент увеличения частоты азиатских типов мт. ДНК на пространстве 8 тыс. км: от 1% у гагаузов из Молдавии до 9599% у якутов и долган. Соответственно, европеоидные черты наиболее свойственны жителям Западной Евразии, а наименее - населению Восточной Сибири. Народы Волго. Уральского региона, а также узбеки и казахи, т. е. те, кто живет на границе между Европой и Азией, занимают промежуточное положение. Изучение аутосомных ДНК-маркеров показало наличие в генофонде народов Волго-Уральского региона значительной доли европеоидных черт - от 50 до 90%. Таким образом, оказавшись на границе между Европой и Азией, эти народы сохранили следы смешения двух рас, пришедших одна - с Востока, а другая - с Запада. Кроме того, оказалось, что сходство языков играет меньшую роль, чем географическая близость популяций. Если, например, русские из Рязанской и Курской областей имеют только 23% монголоидных типов мт. ДНК, то русские, проживающие на границе Европы и Азии, имеют их уже 10 -12%. Это объясняется их смешением с тюркоязычными народами на территории Волго-Уральского региона. Сеть мт. ДНК народов Волго-Уральского региона. Цветом обозначены различные этнические группы, темными буквами - разные типы мт. ДНК, размер кружка - число индивидов с данным типом мт. ДНК, красными цифрами - мутации. Видно значительное перекрывание изменчивости: в различных этнических группах встречаются одинаковые типы мт. ДНК, в т. ч. европеоидные, напр. Н. , и монголоидные, напр. U. (из: Бермишева и др. , 2002).
Этническая антропология как историческая дисциплина: -Формирование и поддержание биологической изменчивости (популяционных и расовых особенностей) тесно связано с ходом истории человечества - антропологический материал потенциально представляет большое значение для решения исторических проблем, и в особенности вопросов этногенеза. - Этническая антропология - это раздел антропологии, изучающий морфофизиологические особенности отдельных этнических общностей (этносов). (возможность выяснить родственные взаимоотношения между группами населения и историю их возникновения, древность и последовательность этногенетических событий (этногенезов). - Этнос - объединение людей на основании общего самосознания, самоопределения (этнонима) и истории. -Часто, говоря о популяции и об этносе, мы имеем дело с одной и той же группой населения, имеющей общее происхождение и географическую локализацию (ареал). Это означает, что могут возникать устойчивые параллели между биологическими характеристиками группы (антропологическими признаками) и этническими определителями. Отмечаемые параллели не абсолютны, они определились исторически и также исторически нарушаются. Этническая антропология - несомненно, полезная, но потенциально опасная область знания. Если вы видите, что автор пытается обосновать выявленную статистическую закономерность там, где она не имеет логичного научного обоснования, стоит задуматься над подлинными целями его работы.
антропологический материал охватывает практически всю историю человечества • • Строение тела, особенности черепа и скелета - полигенные признаки, устойчивые к изменению. Происхождение физического типа народов может быть прослежено через многие поколения людей - мы устанавливаем факт преемственности современного и древнего населения. Наиболее важная функция антропологического материала как исторического источника - возможность фиксировать примесь инородных этнических элементов, то есть факт масштабной миграции населения. Появление новых элементов в языке и культуре совсем не обязательно свидетельствует о притоке нового населения. Возникновение же на данной территории нового антропологического комплекса почти однозначно говорит о приходе значительной массы нового населения. Специфичные антропологические черты могут формироваться в результате миграции, смешения или длительного автохтонного существования. Одним из механизмов их возникновения является действие т. н. генетико-автоматических процессов. Эффект этого явления определяется демографическими параметрами популяции (ее объемом, плотностью и долей населения, участвующего в репродуктивном процессе). Дрейф генов - это случайные изменения частот генов (аллелей) в ряду поколений, происходящие как результат ошибки выборки гамет при скрещивании в небольших по численности популяциях (его наиболее частые варианты - т. н. эффект бутылочного горлышка и эффект основателя популяции).
-Этнос, как правило, представлен группой из нескольких популяций, а отдельная популяция очень часто бывает полиэтничной, то есть может включать в свой состав локальные общности людей, осознающих себя как представителей отдельных этносов. -Этнический фактор способствует появлению устойчивых внутрипопуляционных барьеров, причем его действие часто опосредовано социальной организацией населения. Структурированность популяции, т. е. ее подразделенность на более мелкие локальные группы, оказывает непосредственное влияние на антропологические особенности населения. Происходит это вне зависимости от принципа (этнический, социальный и т. п. ), по которому устанавливаются внутрипопуляционные барьеры.
Эволюция этносов Расовая и этническая аутоидентификация
• • • Мемы, это материально выраженные элементарные носители культуры: позы, тон голоса и фонемы, жесты, движения, цвета, узоры, вещества, ритмы, предметы, пространства, пища, привычки указующий жест пальцем обладает очень разной силой для разных видов культур и отсутствует у обезьян некоторые мемы исчезают, а другие благодаря мутациям появляются на свет блоки из родственных, тяготеющих друг к другу или взаимно противостоящих мемов организуются, или группируются, в более крупные категории — темы, Каждый из изученных видов культур начинает затем формировать сцены, те сцены, на которых затем могла бы разыгрываться вечно повторяющаяся драма столкновения великих тем. Сцены группируются в высшую категорию драм, грез или ритуалов, определяющих или по меньшей мере пронизывающих собой мировоззрение (Weltanschaung), или энтелехию, видов культур драмы, грезы или ритуалы могут быть осязаемо выражены в архитектурном Сейчас. мировая война может представиться просто одной из сцен, разыгрываемых на пути к реализации самой сокровенной грезы какого-либо вида культуры