Онтология. Лекция 2..ppt
- Количество слайдов: 22
Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии.
План лекции: • • • Понятие бытия и его основные формы. Категория бытия в истории философии. Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке. Движение и развитие как атрибуты материального бытия. Пространствено-временная организация бытия.
1. Понятие бытия и его основные формы. • Онтология – учение о бытии. • Бытие - все сущее (существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное. Оно изменчиво, его части диалектически взаимосвязаны между собой.
Понятие бытия и его основные формы • В основе бытия лежит объединяющее начало. • Субстрат – «То, из чего все сделано» • Субстанция (лат. ) – сущность, то, что лежит в основе.
1. Понятие бытия и его основные формы. • 1. Бытие неочеловеченной ( «первой» ) и очеловеченной ( «второй» ) природы. • 2. Бытие человека. • 3. Бытие идеальное. Как единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений. • 4. Бытие социальное.
2. Категории бытия в истории философии. • Античная философия (11 в. До н. э. – 56 вв. н. э. ). • Натурфилософия. • Античный атомизм. • Платон. • Аристотель.
Онтология античной философии. Натурфилософия. • Поиск "первопричины" - по-гречески "архе", что дословно означает "начало, принцип" всего сущего как его основы, сущности. • Под субстратом или первоначалом мира понимали: — воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. — воздух: Анаксимен, воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду. — апейрон ( «бесконечное» ): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении; — огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратногенетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь – логос. • атомы и пустота – Демокрит, Левкипп.
Античная онтология • Парменид. Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует ". Утверждается тождество бытия и мышления. Бытия - это то, что есть всегда, что едино и неделимо, что неподвижно и непротиворечиво, "как и мысль о нем". Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme).
Античная онтология. Платон. • Идеалистическая система. Бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие для Платона - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей ( «эйдосов"). • Вещи существуют только в силу причастности этим сущностям.
Античная онтология. Аристотель. • Признание единичного бытия вещи как субстанции (сущности). Благодаря сущности вещь существует самостоятельно, сама по себе. Единичное бытие представляет конкретное единство материи и формы. • Основа бытия - единичное существование содержит в себе четыре причины: материальную (то, из чего вещи состоят, их субстрат), формальную (благодаря чему образуется облик вещи, ее сущность), действующую (источник возникновения и движения, превращения возможности в действительность) и целевую (то, ради чего производятся изменения, конечное предназначение).
Средневековая онтология. • Периодизация: 2 -6 вв. Патристика (Августин Блаженный) 11 – 14 век н. э. Схоластика (Фома Аквинский). • Принципы креационизма, теоцентризма, провиденциализма, традиционализм.
Средневековая онтология • Бытие и время у Августина (354 – 430 гг. ). Субъективность времени. • Схоластика: Проблема универсалий (общих понятий). Реализм – подлинно существуют не сами вещи, а их общее понятия (Ансельм Кентерберийский) и номинализм – считали реально существующими сами конкретные вещи, а общие понятия воспринимали как имена вещей. (П. Абеляр, Д. Скотт)
Онтология Нового Времени. • Периодизация эпохи нового времени: 15 – 17 вв. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Лейбниц, Спиноза. Дж. Локк, Т. Гоббс). • Концепция бытия, которая обосновывала бы научные знания и развитие науки. Понятие бытия здесь осмысливается в контексте анализа сознания познающего субъекта и субстанциональных основ, гарантирующих, в конечном счете, объективность (истинность) получаемого знания.
Онтология Нового Времени • Автономия философии. Субстанционализм. • Дуализм Р. Декарта (1596 – 1650). • Плюрализм Лейбница (1646 – 1716). • Пантеизм Спинозы (1632 – 1677).
Онтология Нового Времени. • По Декарту, субстанциальная основа мысли о бытии обнаруживается в чистом акте самосознания ( «когито» ). В «когито» Я открывает мышление как первый, непосредственно данный сознанию объект – мыслящую субстанцию, в то время как существование другой, материальной субстанции открывается ему опосредованно, через Бога. Мыслящая субстанция- непротяженна, неделима, поэтому является предметом метафизики. • Телесная субстанция – протяженна, делима на части, имеет форму и движется. Она составляет предмет физической науки.
Онтология Нового Времени • Спиноза. Бог как субстанция – это творящая сила, тождественная себе, в конечном счете, во всех творениях, т. е. Бог и природа одно и то же (пантеизм), это то начало, которое исключает существование какого-либо другого начала, а, следовательно, является причиной самого себя. Субстанция обладает бесконечным множеством свойств (акцидений) и атрибутов. В познании дана через протяженность и мышление. Вещи это модификации (модусы) единой субстанции.
Онтология Нового времени • Готфрид Лейбниц. Под субстанцией он понимает простейшее, неделимое, неповторимое, самодостаточное, активное и способное к восприятию (перцепции) начало бытия – монаду. • Бог – высшая монада.
Онтология Классической Немецкой философии • И. Кант. Мир чувственных предметов, созданных познающим, представляет опытную данность. Быть, по Канту, значит актуально или потенциально присутствовать в опыте. Предмет как факт опыта не дается нашими органами чувств, а производится в результате соединения (синтеза) чувственной материи (ощущений) и априорных форм трансцендентального субъекта. В мире опыта или явлений нет места традиционным метафизическим сущностям – субстанциям души, природы. Богу. Это непознаваемые «вещи в себе» .
Онтология Немецкой классической философии. • Г. Гегель. • Абсолютный идеализм. • Тождество мышления и бытия. Диалектический метод. • Принцип единства и борьбы противоположностей. • Принцип перехода количества в качество. • Принцип отрицания.
Неклассическая онтология. • Иррационализм А. Шопенгауэра. • Воля к жизни Ф. Ницше. • Человек, его сознание, его потребности, его жизнь стали восприниматься как единственное, несомненное и подлинное бытие. • Ослабление идеи существования объективного бытия Абсолюта (Бога). • Уверование в свои способности изменять мир (2 -й тезис о Фейербахе).
Неклассическая онтология. Экзистенциализм. • 20 -21 век. Представители: . М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, С. Кьеркегор, М. Шеллер. • Онтология, которая ориентируется на бытие человека в мире, считая, что только через «погружение» в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное неразделимо, могут быть прояснены тайны бытия мира, ибо человеческое бытие единственное в универсуме самоопределяющее начало.