
ВОЗРОЖДЕНИЕ Общая характеристика.ppt
- Количество слайдов: 15
Рассматриваемые вопросы: 1. Возрождение как переходный период культуры Западной Европы от Средневековья к Новому времени. 2. Исторические предпосылки Возрождения в истории культуры Западной Европы 3. Особенности эпохи Возрождения в различных регионах Европы 4. Периодизация итальянского Возрождения.
1. Возрождение как переходный период культуры Западной Европы от Средневековья к Новому времени. • • ВОЗРОЖДЕНИЕ – одна из величайших культурноисторических эпох, переломный для истории Европы этап между средними веками и Новым временем, заложивший основы европейской культуры Нового времени. Термин ВОЗРОЖДЕНИЕ является дословным переводом французского термина «Ренессанс» (RENAISSANCE), введённый в научный обиход в середине XIX в. историком Жюлем Мишле
• Эпоха Возрождения характеризуется кардинальными изменениями в культуре и искусстве, провозглашением реального мира и человека как высшей ценности.
2. Исторические предпосылки Возрождения в истории культуры Западной Европы Культура и искусство Возрождения возникают в условиях высокого уровня развития городской цивилизации. • Динамичное развитие города в истории позднего Средневековья стало причиной: 1. - кризиса феодализма; - зарождения капиталистических отношений; 2. Появления новых общественных групп (буржуазия и наёмные рабочие); 3. Постепенного преодоления феодальной раздробленности стран и формирования системы культуры являющейся основой крупных национальных государств (Франция, Италия, Англия, Германия, Испания и т. д. )
ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА 1. Великие географические открытия: Х. Колумб (Испания) – открытие пути в Америку; Васко да Гама (Португалия) – торговый путь в Индию; Фернан Пинту (Португалия) – торговый путь в Китай; Америго Веспуччи (Италия) – открытие Америки; Фернан Магеллан (Испания), Френсис Дрейк (Англия) – кругосветное путешествия - Навигационные приборы (компас, астролябия); Новый тип парусного судна: каракка, каравелла, галеон (имели более совершенную парусную оснастку, устойчивость и манёвренность)
Преодоление страха перед неведомым миром. Фиксация добытого знания в строго научных формах: КАРТА И СИСТЕМА КООРДИНАТ Карта Магелланова пролива, отделяющего Южную Америку от Огненной Земли (XVI в. )
2. Изобретение книгопечатания - Постепенная утеря образованием и всей письменной культуры религиозного характера (СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – преобладания в культуре не религиозных а светских особенностей) - Унификация грамматических норм письменного языка; Стандартизация графических форм письма, обеспечивающих процесс технизации в типографском деле Йоханн Гутенберг 1399 -1468
Изобретение типографского станка и технологии процесса изготовления бумаги сыграло революционную роль в истории книгопечатания 1. 01. 1501 г. в Европе работали 1500 типографий В 200 городах
Инициал Майнской Псалтири, 1457 42 -строчная Библия. Майнц: Й. Гутенберг, 1455 Инициалы типографии г. Аугсбург, 1486
Данте. «Божественная комедия» Венеция, 1491 Х. Шедель. «Всемирная хроника» Нюрнберг: 1493
3. Новые основания культуры Опора на наследие античности, осмысленное по-иному, чем в средние века (Каролингское Возрождение, Романский стиль), а во многом и заново открытое - Изучение и активное использование в - - архитектуре принципов ордерных конструкций; Темы и образы в живописи и скульптуре берутся не только из Священного Писания, но также из античной мифологии; Формируется новый пластический язык, основанный на изучении натуры и античного наследия. Рафаэль. Афинская школа.
• Развитие лучших достижений средневековой культуры, особенно светской (рыцарской, городской, народной) Флоренция. Площадь Синьории Венеция. Палаццо Дожей и Пьяцца дель Пополо
• Новый человек, охваченный жаждой самоутверждения, великих свершений, активно участвующий в общественной жизни, заново открывающий для себя мир природы и восхищающийся её красотой.
ГУМАНИЗМ (HUMANUS – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ) – идейная основа эпохи Возрождения • Светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценностей земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. • «Бог не создал человека ни небесным ни земным, ни смертным ни бессмертным. Для того чтобы человек сам, согласно своей воле и своему выбору или выродился в существо низшее, или возродился в существо божественное» Марсилио Фичино «О достоинствах человека»