Скачать презентацию РАСЦВЕТ СХОЛАСТИКИ Начиная с XII в Европа главным Скачать презентацию РАСЦВЕТ СХОЛАСТИКИ Начиная с XII в Европа главным

10. РАСЦВЕТ СХОЛАСТИКИ.ppt

  • Количество слайдов: 16

РАСЦВЕТ СХОЛАСТИКИ Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество РАСЦВЕТ СХОЛАСТИКИ Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь; с начала XIII в. Аристотель переводился непосредственно с греческого.

УНИВЕРСИТЕТЫ • . Ведущие университеты - в Париже, Кёльне, Оксфорде, Болонье, Неаполе и Падуе. УНИВЕРСИТЕТЫ • . Ведущие университеты - в Париже, Кёльне, Оксфорде, Болонье, Неаполе и Падуе. • Главной университетской метрополией в течение всего средневековья был Париж. • Другим видным научным и философским центром был английский Оксфорд. • Средневековые университеты были наднациональными духовными организмами (universitas litterarum—совокупность наук) • Они охватывали все ответвления наук, в которых ведущую роль играла христианская теология. • Университеты заменяли бывшие монастырские и церковные высшие теологические школы. • Философия изучалась в них не только на теологических факультетах, но и на факультетах, связанных с искусством.

Центрами теологического и философского мышления были монашеские ордена доминиканцев и францисканцев Между этими орденами Центрами теологического и философского мышления были монашеские ордена доминиканцев и францисканцев Между этими орденами не было сначала доктринальных споров, они возникают только в середине XIII в. • доминиканцы провозглашали преимущественно новые доктрины, тогда как • францисканцы ориентировались, как правило, на августинизм. Во францисканском учении появились даже некоторые оппозиционные, еретические мысли, но впоследствии стала преобладать ортодоксальная направленность.

Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Magnus, 1193— 1280) • . В своем творчестве он Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Magnus, 1193— 1280) • . В своем творчестве он обращается к трактатам Аристотеля, комментирует их. • В духе логики он вновь вводит в схоластику XIII в. реалистическое решение проблемы универсалий, причем в ее компромиссной форме (universalia in rebus).

Фома Аквинский (ок 1225 – 1274 г. ) • • • Сын графа Ландольфа Фома Аквинский (ок 1225 – 1274 г. ) • • • Сын графа Ландольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет вступает в доминиканский орден, который посылает его учиться в Париж, где его учителем был Альберт Великий, за которым он следует в Кёльн-на-Рейне. В 1252 г. от вновь возвращается в Париж, чтобы начать там свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он знакомится с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268— 1272) было очень важным, здесь он становится известным преподавателем теологии, включается в полемическую борьбу, в решение спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути на Лионский собор в монастыре Фоссануова, близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он получил прозвище «ангельского доктора» , (doctor angelicus). В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу

Святой Фома Главными трудами его считаются «Сумма теологии» (1266— 1274) и «Сумма против язычников» Святой Фома Главными трудами его считаются «Сумма теологии» (1266— 1274) и «Сумма против язычников» (1259— 1264). В «Сумме теологии» (т. е. совокупности теологических учений) разрабатывается католическая догматика. Она становится основным произведением схоластической теологии

Первое доказательство бытия бога в мире: • Все, что движется движимо чем-то другим. Нельзя, Первое доказательство бытия бога в мире: • Все, что движется движимо чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного «двигателя» , а следовательно, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо первым. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является бог.

Второе доказательство бытия бога в мире • В мире имеется ряд действующих причин. Но Второе доказательство бытия бога в мире • В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должна бы быть раньше самого себя, а это нелепо. В такой случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является бог.

Третье доказательство бытия бога в мире Вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. При изучении Третье доказательство бытия бога в мире Вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов выясняется что существует первая необходимость — бог.

Четвертое доказательство бытия бога в мире Доказательством служат степени качеств, следующие друг за другом, Четвертое доказательство бытия бога в мире Доказательством служат степени качеств, следующие друг за другом, которые есть везде во всем сущем, потому должна существовать наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог.

Пятое доказательство бытия бога в мире (телеологическое) В его основе лежит полезность, проявляющаяся во Пятое доказательство бытия бога в мире (телеологическое) В его основе лежит полезность, проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи и цели, им и является бог.

Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе Лучшая форма государства — монархия. • Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе Лучшая форма государства — монархия. • Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти бога в мире. • Задача монарха — вести граждан к добродетельной жизни. Внешней целью и смыслом является достижение небесного блаженства. • Роль церкви выше, чем государства, и поэтому владыки этого мира должны быть подчинены церковной иерархии.

Папа Лев XIII провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике «Aeterni Patris» учение Фомы Папа Лев XIII провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике «Aeterni Patris» учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церкви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм

Роджер Бэкон (1210 — 1294). Оппозиционное течение в Оксфорде • • • Бэкон выступал Роджер Бэкон (1210 — 1294). Оппозиционное течение в Оксфорде • • • Бэкон выступал против томизма, и потрясал принципы схоластики вообще. Роджер Бэкон учился сначала в Оксфорде, затем в Париже, изучал основы всех тогдашних научных дисциплин: математики, медицины, права, теологии, философии. В середине столетия он вступает в орден францисканцев. Работал он в сложных условиях, при постоянных помехах, которые ему чинило начальство. Когда папой становится его приверженец Климент IV, давший Бэкону возможность работать по осуществлению его проектов. Бэкон сравнительно быстро написал свои главные труды (1266— 1268) Его произведения не только идейным содержанием, но и самим тоном и агрессивностью раздражали консервативных ученых и церковную иерархию. Когда ему уже не смог помочь папский представитель, он был заключен в монастырскую тюрьму, где и содержался почти до самой смерти; труды его были осуждены.

Три основных возражения против схоластики 1. Величайшими философами являются Аристотель, Авиценна и Аверроэс (все Три основных возражения против схоластики 1. Величайшими философами являются Аристотель, Авиценна и Аверроэс (все трое—язычники). Схоластам же не хватает знания языков (греческого и арабского) для правильного постижения их философии. Об Аквинском Бэкон с нескрываемой насмешкой говорил, что тот написал толстые книги об Аристотеле, не понимая греческого языка. . 2. Он обвинял схоластов в том, что они недостаточно знали математику, которую он считал основой всех наук. 3. Схоластический метод решает все проблемы ссылкой на авторитеты (Библия, Аристотель, «отцы церкви» ), Бэкон, считает необходимым исходить из непосредственного опыта, в котором он усматривает подлинный источник знаний о мире.

Причины людского невежества Доверие к сомнительному авторитету Долговременная привычка к известным мнениям Вульгарные глупости Причины людского невежества Доверие к сомнительному авторитету Долговременная привычка к известным мнениям Вульгарные глупости толпы. Невежество ученых, скрываемое под маской всезнайства