Раннее Возрождение - коротко.pptx
- Количество слайдов: 73
Раннее Возрождение Кватроченто 1420 -е г. -конец XV века
Архитектура
Филиппо Брунеллески (1377— 1446)
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377— 1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему (Оспедале дельи Инноченти, 1421— 44). Брунеллески положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера (Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо). Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, гармоничная соразмерность, легкость и изящество его построек, сохраняющих связь с традициями готики, творческая свобода и научная обоснованность его замыслов определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.
Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429). Архитектор Филиппо Брунеллески
Скульптура
Донателло (ок. 1386— 1466)
Иоанн Богослов 1408 -1415
Баптистерий в Сиене
Мадонна Пацци
Давид
Давид
Творчество Донателло (ок. 1386— 1466), впитавшее демократические традиции культуры Флоренции XIV в. , представляет собой одну из вершин развития искусства Раннего Возрождения. В нём воплотились свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем.
Живопись
Мазаччо (1401— 1428)
Мазаччо родился в 1401 г. в провинциальном тосканском городке Сан-Джованни-Вальдарно. Его настоящее имя — Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи. За свою беспечность, рассеянность и непрактичность, отличавшие его с раннего детства, будущий художник и получил прозвание Мазаччо, что в переводе означает «нескладный чудак» или «мазила» . Очевидно, эти свойства характера Мазаччо объясняют тот факт, что, рано прославившись, он так и не сумел достичь материального благополучия и постоянно находился в затруднительных обстоятельствах. Автопортрет (в центре), фрагмент фрески «Св. Петр на кафедре» из капеллы Бранкаччи
Поклонение волхвов. 1426.
В галерею образов картины — „Поклонение волхвов" — Мазаччо смело вводит реально существующих людей, что явилось первым в истории живописи открытым вызовом традиционной иконографии. Две мужские фигуры в серых накидках на переднем плане — это заказчик полиптиха Джулиано ди Колино и его племянник.
„Изгнание из Рая" — одна их самых известных работ Мазаччо. Впервые в искусстве Ренессанса Адам и Ева представлены полностью обнаженными. Мазаччо, в совершенстве овладевший приемом светотени, „лепит" тела своих персонажей, подобно скульптору (исследователи отмечают здесь явное влияние искусства Донателло). Мазаччо пишет предельно реалистично. Он хочет передать естество человека, не идеализируя его, поэтому даже сегодня, по прошествии шестиста лет, нам слышится этот полный безысходности и отчаяния стон Евы.
В этом произведении Мазаччо, под влиянием творчества Брунеллески, впервые в настенной живописи применил полную перспективу. Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, построенной в форме арочной ниши. На росписи изображено распятие с фигурами Марии и Иоанна Крестителя. Крест осеняет полуфигура Бога-Отца. На переднем плане — коленопреклоненные заказчики, которые, благодаря иллюзионистскому приему, кажутся находящимися за пределами капеллы. В нижней части фрески художник изобразил саркофаг со скелетом Адама, который тоже как будто выдается в пространство храма. Надпись над саркофагом гласит: «Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете» . Фреска «Троица» . Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Между 1425 и 1428 гг. Мазаччо (в содружестве с Мазолино) исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, ставшие главным трудом недолгой жизни живописца. Сюжеты росписей, в основном, посвящены жизнедеятельности апостола Петра.
Денежная подать. (Чудо со статиром). Ок. 1427. Капелла Бранкаччи, Флоренция Художник, следуя традиции своей эпохи, разделил композицию на три части. В центральной части фрески изображен Иисус с учениками, среди которых и Петр — в образе седовласого, крепкого сложения старика с короткой округлой бородой. Сцена слева представляет Петра уже достающим монету изо рта рыбы (Вазари обращает наше внимание на реалистичное изображение фигуры апостола и, особенно, его лица, „налившегося кровью оттого, что он наклонился"). Сцена справа запечатлела момент передачи статира сборщику налогов.
Фреска „ представляет известный эпизод из Евангелия. Однажды Иисуса остановил на улице сборщик налогов и потребовал уплатить обязательную для всех иудеев подать римской власти, составляющую одну дидрахму с человека. Иисус признал необходимость уплаты „кесарева — кесарю" и приказал своему ученику, апостолу Петру (Мат. 17: 27): „Пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя" (статир — монета, равная двум дидрахмам). Свершается чудо: Петр вынимает из рыбы статир и отдаёт его сборщику налогов. Получается, если Христос знал, что во рту первой попавшейся Петру рыбы окажется проглоченная ею монета, — Он всеведущ, а если Он эту монету сотворил у неё во рту, — значит, Он всемогущ. . .
«Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью»
Петр на кафедре
Распятие св. апостола Петра
Крещение новообращенных
Воскрешение сына Феофила
Портрет молодого человека.
При жизни Мазаччо не принимали, считая его «Варваром и дикарем» . И только в XVI веке в капелле Бранкаччи была создана Академия художеств Мазаччо. Его росписи зарисовывали, обсуждали, спорили. Микеланджело даже сломали нос в споре. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425— 28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние и психологическую глубину образов. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.
Сандро Боттичелли (1445— 1510)
Са ндро Боттиче лли — прозвище флорентийского художника Алесса ндро ди Мариа но ди Ва нни Филипе ппи. Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио. В 1462 году он начал учиться живописи у Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. Автопортрет
«Мадонна Евхаристии»
Поклонение волхвов
Сикстинская капелла
Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470 -х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за ее пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своем римском дворце и пожелавший расписать ее, распорядился поставить его во главе работы» . В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508— 1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона» , «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея» , а также 11 папских портретов.
«Сцены из жизни Моисея»
Южная Стена - Наказание Корея, Дафана и Абирона.
Искушение Христа
Весна
Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482 -1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» : Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким… Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские, И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.
«Рождение Венеры»
«…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времен и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры» . Колорит Боттичелли музыкален, в нем всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссер и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения. »
Венера и Марс
«Мадонна дель Магнификат»
«Мадонна делла Мелаграна» (1478)
«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465— 1470)
В 1500 году он создает «Мистическое Рождество» , единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в одиннадцатой главе Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой главой, и мы увидим его попранным на земле, как на этой картине» . «Мистическое Рождество»
В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов. Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Младенцем. Портреты, созданные художником в это время, например, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов. Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485— 1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет.
«Юдифь, покидающая палатку Олоферна»
«Оплакивание Христа» (около 1490)
Покинутая
«Портрет Данте» (около 1495)
Андреа Мантенья (1431— 1506)
Поклонение пастухов.
Христос в Гефсиманском саду
Плач по мертвому Христу
Парнас
Принесение во храм
Святой Себастьян
Мадонна с младенцем и хор херувимов(1485)
Камера дельи Спози. Фрагмент восточной стены
Герцог Людовико Гонзага (фрагмент)