Раннее Возрождение.pptx
- Количество слайдов: 22
Раннее Возрождение.
Историческая литература гуманистического направления начинает развиваться во Флоренции с конца XIV в. Гуманистическая историография в Италии представлена именами Л. Бруни, Ф. Бьондо, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. Леонардо Бруни открывает этот ряд историков Италии. Его главное сочинение – «История Флоренции» в XII книгах, доведенная до 1404 г. и написанная на латинском языке. Симптоматично, что в названии уже исчезает слово «хроника» и выступает новый термин – «historia» .
Положительная оценка гуманистами своего времени, стремление выделить его и показать особенности эпохи по сравнению с предшествующими веками способствовали в конечном счете развитию исторического сознания. Историческое сознание в период Возрождения характеризуется, с одной стороны, отходом (хотя и неполным) от христианской традиции в трактовке истории, а с другой стороны – стремлением вернуться к античному наследию как к некоему идеалу. Отсюда и название эпохи – «Возрождение» , или «Ренессанс» , так как представители новой культуры – гуманисты расценивали этот период как возврат к античным культурным и духовным ценностям.
Историки Итальянского Возрождения не творили ради одной истины. Некоторые гуманисты служили при папском дворе, еще большее их количество было связано со светскими государями. Подобно художникам и скульпторам этой эпохи, они были наемными интеллектуалами и им часто заказывали составить официозную историю государств или династий в риторическом стиле для тех или иных республик или княжеств. В эту эпоху каждый город-государство стремился обзавестись собственной историей, причем часто включенной в канву всемирной истории. Это очень интересный момент роста значения историографии. Но, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. А правители часто были заинтересованы в определенной интерпретации событий, поскольку это давало притязаниям определенной династии или группы бóльшую обоснованность. Даже знаменитый «Трактат о ложности дара Константина» Лоренцо Валла (о нем ниже) был написан по политическому заказу. Соответственно гуманисты должны были в большей или меньшей степени угождать заказчикам. Тем не менее это не дает основания умалять реальных заслуг гуманистов.
Итальянские гуманисты развили некоторые важные моменты теории истории, касающиеся проблем места человека в истории, ценности истории среди других областей знания, периодизации истории (о них ниже). Однако в отличие от писателей раннего христианства мысль итальянских деятелей Возрождения не дала оригинальной теории и философии истории, как из-за того, что они еще не полностью порвали с теологией истории, так и из-за их преклонения перед античностью. Их теория истории не была сколько-нибудь ясно сформулирована и оставалась эклектичной, противоречивой. Фактически они и не стремились к разработке такой теории, главным для них было противопоставление античности и средневековья, но в подходах смешивались идеи обеих этих эпох. С одной стороны, они не отрицали (по крайней мере, прямо) решающую роль Бога в ходе истории, что подразумевает линейность исторического времени. С другой стороны, гуманисты иногда обращались к отброшенной христианством идее круговорота.
Достижения исторической мысли раннего Возрождения XV – начала XVI в. дали:
Зарождение новой методологии истории. Можно сказать, что интерес гуманистической культуры к истории носил прежде всего филологический характер, поскольку именно введение в оборот большого количества древних текстов породило новые потребности. Новая методология возникла из следующих явлений. Вопервых, из практической потребности в установлении достоверности древних текстов в связи с их поисками и коллекционированием 15. Вовторых, началась регулярная публикация таких текстов, что соответственно требовало более высокого, чем раньше, уровня их изучения и интерпретации 16. В-третьих, выполнение определенного политического заказа требовало более строгих методов аргументации и бесспорных методов определения подлинности. Из последнего фактора и родился хотя все еще примитивный, но уже близкий к научному метод критического анализа текстов. Новая методика основывалась прежде всего на блестящем знании латыни, древних языков и достижениях филологии, но также зарождались уже и методы проверки по неписьменным источникам.
Новая методология была успешно применена для установления подложности одного из самых важных для папского влияния документов, так называемого «Константинова дара» . Церковь относила его к IV в. , когда жил император Константин, а на самом деле он был сфабрикован папской канцелярией в VIII в. Суть этого документа заключалась в том, что римский император Константин якобы передал город Рим и светскую власть над западной частью Римской империи, в том числе и над Италией, римскому папе Сильвестру I (314– 335) в благодарность за исцеление и в связи с принятием христианства, а сам император Константин переезжал на Восток в Константинополь. Этот документ тем самым не только обосновывал права папы на Рим, но и служил папам юридическим основанием в претензиях на светскую власть (а также был аргументом в спорах о том, чья власть выше: папы или императора). В подложности этого документа сомневались давно. В 1440 г. Лоренцо Валла (1407– 1457) по заказу арагонской династии Неаполитанского королевства, которая выступала против притязаний папы, написал знаменитый «Трактат о ложности дара Константина» 17. В нем он приводит много разных аргументов. Но наиболее важной для развития историографии стала его филологическая критика текста. В частности, грамматически анализируя отдельные фразы, Валла обнаруживает варварский характер латыни «Константинова дара» , так римлянин IV в. писать не мог 18. Новый способ анализа в период раннего Возрождения не получил распространения 19, но в дальнейшем не раз использовался для разоблачения исторических фальшивок. В целом критика исторических источников в руках историков стала новым оружием преодоления концепций и представлений, выработанных средневековой историографией.
Новая периодизация истории. Родилась как стремление переосмыслить ценность и показать качественное различие эпох. Отметим, что эпохальный взгляд на историю, появившийся в раннее средневековье, о котором было сказано выше, тем самым прочно закрепился в арсенале теории и методологии истории. Считается, что контуры новой периодизации истории наметил Ф. Бьондо, «критерием» выделения эпох, говоря современным языком, можно считать различия в уровне духовной культуры. Античность рассматривается уже не как период язычества, что было характерно для средних веков, а как эпоха колоссальных достижений, незаслуженно забытых и отвергнутых, как эпоха высот человеческого духа и свершений; напротив, средние века, целое тысячелетие, трактуются как период невежества, мрака и фанатизма. Гуманисты полностью – как это вообще свойственно прозелитам – отрицают огромные достижения средневековой мысли и культуры20. Соответственно современную им эпоху гуманисты рассматривают как «новое время» возрожденияантичной культуры. Такой подход в принципе менял и отношение к историческому времени 21. Необходимо отметить, что хотя гуманисты раннего Возрождения много сделали для того, чтобы перестать следовать по пятам за авторитетами средневековья, сами они слишком идеализировали античность, не всегда разумно подражали ей, настолько преклонялись перед ее авторитетом, что не смогли адекватно оценить собственную эпоху как начало принципиально нового периода (а рассматривали ее прежде всего как возврат к идеалу античности). Эту задачу решали уже в последующие века. Новая периодизация истории с некоторыми хронологическими изменениями стала позже (в XVII–XVIII вв. ) очень распространенной (древняя, средняя и новая история) и играет свою роль и в настоящее время. Такая периодизация, однако, закладывала – правда, помимо воли ее авторов – идею ведущей линии истории и фактически европоцентризма.
Время просвещенных диктатур (1430 -е -1480 -е гг. )
В 1434 г. во главе флорентийской республики встает Козимо Медичи старший, представитель известного в городе богатого банкирского рода. После непродолжительного изгнания он с триумфом возвращается в родной город и становится его некоронованным правителем, получив титул «Отца отчизны» . Начинается трехсотлетнее господство Медичи во Флоренции.
При Козимо учреждается знаменитая «Платоновская академия» , результат его просвещенного меценатства – кружок ученых, называющих себя «гуманистами» (от лат. studia humanitatis – «науки о человеке» ). Термины «гуманизм» и «гуманисты» означали, что именно человек и его земные проблемы встали в центр внимания интеллектуалов. Отсюда и формирование взгляда гуманистов на историю как имеющую большую ценность, поскольку она вооружает жизненной мудростью на примере реальных исторических событий, а не апеллирует к данному на все времена, неизменному авторитету. Такое отношение к истории несколько повышало в глазах историков-гуманистов – по крайней мере, потенциально – ценность исторических фактов. Для них – в сравнении со взглядами средневековой историографии – достоверность исторических знаний в заметно большей (хотя и весьма недостаточной) мере определялась доказательностью фактов, а также возможностью рационального объяснения исторических событий (что способствовало появлению первых критических методов анализа источников). Высшую точку расцвета ей суждено узнать при внуке Козимо, знаменитом Лоренцо Великолепном, при нем академия превратится в блестящий венец поэтов и философов; среди них философ и переводчик Платона с греческого на латынь Марсилио Фичино, поэт Анджело Полициано и др. Пико делла Мирандола, самый юный из членов Академии, в своей «Речи о достоинстве человека» , произнесенной в 1487 г. на диспуте в Риме, вкладывает в уста Творца такие слова, обращенные к человеку: «Ты… определишь свой образ по своему решению… во власть которого я тебя предоставляю… Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь… Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, можешь – по велению своей души – и в высшие, божественные» .
Такие «тирании» – единовластные правления – возникают во множестве городов: в Урбино правит справедливый и благородный герцог Федериго да Монтефельтро, прославленный кистью Пьеро делла Франческа, а в соседнем Римини – написанный той же кистью порочный тиран Сиджисмондо Малатеста. Меценатами становятся, каждый на свой лад, герцоги и маркизы Северной Италии – д’Эсте в Ферраре, Висконти, а потом Сфорца в Милане, Гонзага в Мантуе. Древнеримские здания, как мы помним, служили образцом уже для итальянских архитекторов Средневековья. В 1414 г. гуманист Поджо Браччолини находит трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» , написанный во времена Цезаря. Дворцы семейств Медичи и Питти, возведенные Микелоццо и Бруннелески, сходны в плане с римским городским многоэтажным домом – инсулой. Однако лишь философ, теоретик и архитектор Леон Баттиста Альберти вводит в архитектуру Раннего Возрождения подлинно «римскую» ноту – фасады его церквей Сан Франческо в Римини и Сант Андреа в Мантуе вдохновлены мощным и монументальным ордером римских триумфальных арок.
Идеальное здание для идеального правителя, «город в виде дворца» возводит в Урбино далматский архитектор Лучано да Лаурана для герцога Федериго да Монтефельтро. Главной фигурой в скульптуре этого периода продолжает оставаться проживший долгую жизнь флорентиец Донателло (1386 -1466). В его творчестве представлен спектр всех возможностей скульптуры этого периода, всех жанров античной скульптуры, поставленной на службу новым, христианским и гражданственным, задачам. В 30 -е годы он создает балкон для певчих (канторию), украшенный, подобно античному саркофагу, несущимися в неистовом танце маленькими гениями-путто, статую юного Давида-пастуха для двора палаццо Медичи, открывшую героической и невинной античной наготе путь в христианское искусство. Прелестная небольшая бронзовая фигура играющего ребенка, «Амур- Аттис» , задумывается им не просто как фантазия на темы Античности, но как более глубокая, философская аллегория – «время в виде шаловливого ребенка, мечущего кости» .
К античному жанру конного монумента он обращается уже в поздние годы. Он помещает статую наемного полководца Падуи кондотьера Гаттамелаты (1443 -1453) параллельно стене собора Сант Антонио (а не приставленной к ней, как в готических соборах Средневековья) на городской площади. Вслед за ним его младший соотечественник тосканец Андреа Вероккио поставит перед венецианской церковью Сан Джованни э Паоло своего кондотьера Коллеони (1479 -1488). Однако в поздние годы Донателло возвращается к жесткой экспрессии готики. В деревянных статуях изможденных аскетов – Магдалины и Иоанна Крестителя – он придает готическим характерным образам новую конкретность – печать подлинного опыта, возраста, болезни, одухотворенную готическим экстазом. Один из самых новых и популярных жанров в скульптуре этого времени – портрет, не только официальных лиц, но и женский, детский. В творчестве Мино да Фьезоле, Дезидерио да Сеттиньяно, Андреа Вероккио и др. живые наблюдения за натурой счастливо соединяются с наследием римского скульптурного портрета.
Живопись этого периода представлена блестящей плеядой мастеров, распространивших новый стиль за пределы Флоренции и Тосканы – Пьеро делла Франческа в Умбрии, Андреа Мантенья на севере Италии, Джованни Беллини в Венеции. За XIV век итальянская живопись, потеряв связь с наследием Джотто, бесконечно удалилась от Античности, и главной темой ее становится «добрая новая манера» – воспроизведение видимого мира.
Идея «подражания природе» в частностях находит место в натурных зарисовках фигур, одеяний, животных у Пизанелло и других мастеров господствующей в это время во всей Европе «интернациональной готики» с культом детали, мелочной наблюдательностью и «неистовой стилизацией» . Позднеготическая традиция особенно заметна в Северной Италии, при рыцарских дворах Феррары и Мантуи, в творчестве Пизанелло, Франческо дель Коса, Козимо Тура, а во Флоренции – в живописи прочувствованно-созерцательного Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли с его «Шествием волхвов» из палаццо Медичи-Риккарди, где среди свиты поклоняющихся Младенцу восточных мудрецов представлены члены семейства Медичи и сам мастер. Середина века для флорентийской живописи – время напряженного поиска теории перспективы, превращения живописи из ремесла в науку, измеряемую точными методами. Этой задаче посвящены трактаты Альберти и Пьеро делла Франческа, построения при помощи камеры обскуры (специального оптического прибора), вошедшие в практику живописи Паоло Уччелло, распространение техники т. н. «зеленой земли» – имитации скульптурного рельефа. Падуанец Андреа Мантенья проводит эксперименты с точкой зрения «di sotto in su» , снизу вверх, раздвигая с помощью живописи границы реальной архитектуры.
В Венеции с ее особым путем развития поиски идут в другом направлении – здесь мастеров интересуют не столько законы линейной перспективы и оптика, сколько передача особой световоздушной среды, венецианского золотого воздуха, сменившего золотые фоны византийских мозаик и тихо сияющего теперь в пространстве алтарных образов Джованни Беллини. Новые возможности дает венецианцам реформа живописной техники – пришедшая из Нидерландов в 60 -70 -е годы масляная живопись (см. Северный Ренессанс, Введение), позволяющая достигать более тонких оттенков и более ясного, насыщенного и долговечного цвета, чем старинная темпера.