Рафаэль Санти • Живописец и архитектор Высокого Возрождения. 1483 -1520 гг. • Родился в Урбино, учился у Пьетро Перуджино. • В 1504 г. посетил Флоренцию. Живопись Леонардо да Винчи произвела на него сильное впечатление. • С 1508 г. года работает над росписями Ватиканского дворца, куда прибывает по приглашению папы Юлия II. • Участвовал в проектировании собора Св. Петра в Риме, занимался исследованием античных памятников.
Важнейшие работы Рафаэля • «Обручение Марии» , монументальные росписи в Ватиканском дворце (в числе них фреска «Афинская школа» ), портреты, картины, представляющие Мадонну с Младенцем ( «Сикстинская Мадонна» , «Мадонна в зелени» , «Мадонна в кресле» ).
Общая характеристика творчества • Рафаэль смог объединить все достижения своих современников в едином художественном синтезе, соединив следование античности и натурное рисование с задачами христианского искусства. Созданные им гармоничные образы явились художественным эталоном для живописцев последующих эпох, особенно для тех, кто тяготел к классической стилистике.
Мадонна Конестабиле, 1500 -1503 гг.
«Мадонна со щегленком» и «Мадонна в зелени» выполнены под впечатлением от Леонардо да Винчи. 1505 г.
«Мадонна ди Фолиньо» , 1512 г. «Сикстинская Мадонна» , 1513 г.
• «Сикстинская Мадонна» написана для церкви Св. Сикста в Пьяченце. • Изображает Богоматерь с Младенцем, свв. Сикста и Варвару. • Рафаэль объединяет два традиционных иконографических типа: «Сакра конверзационе» ( «Святое собеседование» ) и «Мадонна во славе» , добиваясь лаконичной композиции, вписанной в треугольник. • В рисунке драпировок и постановке центральной фигуры чувствуется влияние античной пластики.
Донна Велата – прообраз «Сикстинской Мадонны» , 1516 г.
Станца делла Сеньятура в Ватиканском дворце. «Афинская школа» . 1508 -1511 гг.
• «Афинская школа» - одна из четырех главных композиций в зале папского дворца, изображающая различных античных философов. Центральными образами в ней являются Платон и Аристотель. • В композиции «Афинская школа» в нижнем регистре слева изображена группа с Пифагором, справа – группа с Эвклидом, где в числе восточных философов Рафаэль изобразил себя.
Станца делла Сеньятура в Ватиканском дворце. «Диспута» .
• «Афинская школа» находилась напротив фрески «Диспута» , представляющей триумф Теологии. Этим сопоставлением выражена мысль о том, что античная философия Платона, Аристотеля и других мыслителей древности предварила богословие Христианской Церкви, с которым она имеет и некоторую внутреннюю взаимосвязь.
Станца делла Сеньятура в Ватиканском дворце. «Парнас»