Рафаэль Санти.pptx
- Количество слайдов: 40
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти— великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Первые свои уроки живописи Рафаэль получил от Джованни Санти — своего отца. Скорее всего, одновременно он брал уроки и у Тимотео Вити — тот был не особо известен, но достаточно одарен. В 16 лет Рафаэль поступил в ученики к Пьетро Венуччи, носившему прозвище Перуджино, возглавлявшему в то время живописцев в Урбино. Творчество Рафаэля наиболее ярко отражает идеи Высокого возрождения.
Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем» , до сих пор находящаяся в доме-музее.
Флоренция В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры. » Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды» . Именно для Аньоло Дони Микеланджело в это время создаёт тондо «Мадонна Дони» . Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506 — 1507). В 1507 году знакомится с Браманте. Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506— 1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505— 1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507— 1508).
«Коронование Марии»
«Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)»
Флорентийские мадонны Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля). Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506— 1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504— 1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507— 1508).
«Мадонна с щегленком»
«Афинская школа»
Парнас. 1509 -10
Фрагменты Зенон Китийский или Зенон Элейский Эпикур
Аверроэс и Пифагор
Алкивиад или Александр Македонский и Антисфен или Ксенофонт Франческо Мария I делла Ровере или возлюбленная Рафаэля в образе Гипатии и Парменид
Эсхин и Сократ Микеланджело в образе Гераклита Эфесского
Леонардо да Винчи в образе Платона Аристотель
Донато Браманте в образе Евклида или Архимеда
«Преображение»
Римские мадонны В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512— 1514), «Мадонна в кресле» (около 1513— 1514). Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512— 1513). Эту картину заказали монахи церкви Св. Сикста в Пьяченце. «Сикстинская мадонна» поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии. "
«Сикстинская мадонна»
Портреты Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты. В 1512 году Рафаэль пишет «Портрет папы Юлия II» . «В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе. » По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около 1512), «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около 1517— 1518). Особо выделяется «Портрет Бальдассара Кастильоне» (1514— 1515). Спустя много лет этот портрет будет копировать Рубенс, Рембрандт сначала зарисует его, а затем под впечатлением от этой картины создаст свой «Автопортрет» . Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515). Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518— 1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно, исследователи выдвинули множество малоубедительных версий.
«Портрет папы Юлия II»
«Портрет Бальдассаре Кастильоне»
Портрет мужчины. 1502 Портрет Элизабетт Гонзага. 1503
Портрет Пьетро Бембо. 1504 Молодой человек с яблоком. 1505
Портрет мужчины. 1502 -04 Леди с единорогом. 1505
«Портрет молодой женщины (Форнарина)» (около 1518— 1519). «Дама с покрывалом» (около 1514— 1515)
Рисунки и гравюры Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Среди них есть подготовительные рисунки и наброски к картинам, имеются и самостоятельные произведения. Сам Рафаэль гравюрами не занимался. Однако Маркантонио Раймонди создал большое количество гравюр по рисункам Рафаэля, благодаря чему до нас дошло несколько изображений утраченных картин Рафаэля. Художник сам передавал Маркантонио рисунки для их воспроизведения в гравюре. Маркантонио не копировал их, а создавал на их основе новые художественные произведения, он занимался этим и после смерти Рафаэля
«Голова молодого апостола» «Лукреция»
Венера «Триумф Галатеи» Распятие. 1502 -03
Диспут 1509 -1511 гг. Ватикан.
Станцы дель Инчендио 1514 -1517 гг. Ватикан.
Сон рыцаря 1504 Битва святого Георгия с драконом, 1505
Святой Михаил и Дьявол 1518 Суд Соломона 1518 -1519
Торжество Психеи на Олимпе 1517 -1518
Особенность творчества Рафаэля в том, что он произвел синтез достижений своих предшественников. Им был создан свой собственный идеал человека, свое представление о гармонии и красоте. У своего учителя, Перуджино, Рафаэль взял плавные линии, свободу расположения фигур в пространстве, это характерные особенности его более поздних, зрелых произведений. Его образы так благородны, обаятельны и влекущи за счет неповторимой гармонии, потрясающего чувства меры, умения сочетать реальные и воображаемые, фантастические образы.
Живопись умбрийских мастеров очень пространственная. Пожалуй, именно у них и прежде всего у Перуджино, пространство становится наконец столь же важным объектом передачи в изображении, как и фигура в нем расположенная. Это достигается, разумеется, и за счет прекрасного знания перспективы, но и в такой же степени за счет колористических приемов и эффектов, за счет тончайшей разработки светотени. Справедливо подчеркивают еще одну особенность умбрийской живописи - она очень религиозна. Вроде бы ничего нового, потому что религиозны и флорентийские мастера, и венецианские. Но умбрийская религиозность особого рода. Это не религиозность действия, поступка, как, например во Флоренции (события из жизни орденов или отдельных святых, важные биографии: св. Франциска, св. Доминика и др. ). Религиозность умбрийских мастеров лирична и созерцательна, несколько бездейственна, медитативна, в высшей степени лирична. Живопись умбрийских мастеров еще и очень декоративна. Декоративизм вообще отличает искусство Ренессанса. Здесь я имею в виду декор как составную част композиции: пристрастие к орнаменту, использование локального цвета, а иногда и золота. Своеобразная узорчатость орнаментальности ритма при сохранении вкуса к объемности и телесности в трактовке формы - тоже важная черта этой школы.