группа ап-17.pptx
- Количество слайдов: 109
Работа по дисциплине «История мировых религий» На тему: ХРИСТИАНСТВО Группы Ап-17 Ростов-на-Дону
• История возникновения • Исторические личности • Положения и учение • Современная картина мира
История возникновения Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через три с половиной года (с момента побиения Стефана) после распятия Христа, христианство начало распространяться среди других народов.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов ( «язычников» ). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2 -й половине 1 -го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв. ) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Условия формирования христианства и его идейные истоки История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Наряду с буддизмом и исламом, это одна из трех мировых религий. Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.
Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н. э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н. э. римский полководец Гней. Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.
Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:
хасидеи — правоверные иудеи; саддукеи, которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества; фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.
По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н. э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпенпролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии - террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика» . Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета - Апокалипсис, в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.
Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов, поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма - ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.
Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т. д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.
Источники возникновения христианства Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме - вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.
Большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э. ) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э. ). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.
Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.
Этапы становления христианства как государственной религии История становления христианства охватывает период с середины I в. н. э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем: 1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в. ); 2 — стадия приспособления (II в. ); 3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в. ). На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.
Христианизация языческих племен К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340 -е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов. Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов. в Галин - бургундов и затем лангобардов. Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг. Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика.
Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.
С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином. Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы» , что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму.
Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом, т. е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций, выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.
Исторические личности Иису Христо (др. с с греч. Ἰησοῦς Χριστός) или Иисус из Назарета — центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете, который воскрес из мёртвых и вознесся на небеса. Подавляющее большинство христианских конфессий верят в то, что он является Сыном Божьим, единосущным (то есть, одной природы) с Отцом и вторым лицом (ипостасью) Троицы, Богом, воплощенным в человеческую плоть.
Дева Мария Богородица — (Мария, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии — праведники Иоаким и Анна были бездетны до пожилого возраста. В 12 лет Мария дала обет вечного девства. По достижении Марией совершеннолетия ей нашли престарелого супруга Иосифа Обручника, который уважал ее обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, во время прядения произошло Благовещение (христианский праздник, посвященный возвещению архангелом Гавриилом деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова (Евангелие от Луки 1: 26 -38). Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю).
После рождения Иисуса Христа Мария бежит с ним и Иосифом от царя Ирода в Египет, а после смерти Ирода возвращается в Назарет. Мария присутствует на Голгофе, и, согласно христианской традиции, прежде всего ей является Христос после своего воскресения.
Ио иф с Обру ник (Иосиф ч Плотник) — согласно Новому Завету , обрученный муж Пресвятой Богородицы. Иосиф, согласно евангельскому рассказу, по прямой линии происходил из рода Давидацаря, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством.
Иосиф был обручён с Девой Марией и, согласно Евангелию от Матфея (Мф. 1: 19 -24), через некоторое время после Благовещения архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Ее» . Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» . После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» .
Некоторые источники сообщают, что Иосиф был женат дважды. Мария была второй женой и от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери. Согласно житию, он скончался в возрасте около ста лет, по-видимому вскоре после посещения Иерусалима с 12 -летним Иисусом Христом, так как о нем после того уже не упоминается.
По тий Пила (лат. Pontius Pilatus) — н т римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э. , римский всадник (эквит). Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.
По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом» , использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки» ). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим.
Имя Понтия Пилата — одно из трех (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры. Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
Двена цать апо толов (греч. απόστολος — «посол, д с посланник» ) — двенадцать непосредственных учеников Иисуса Христа. Согласно христианскому учению, во время своей жизни Иисус Христос выбрал 12 ближайших учеников. Эти ученики называются апостолами от двенадцати. Жизнь апостолов частично изложена в Евангелии и книге Деяния святых апостолов (Деяния), которые входят в Новозаветный канон.
Андрей, первый среди апостолов пришел к Христу (согласно Евангелию от Иоанна — бывший ученик Иоанна Крестителя (Ин. 1: 35 -40)). Пётр, он же Симон Ионин (сын Ионы), также называемый Кифа, Брат Апостола Андрея. Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса. Иоанн Богослов, евангелист, брат Иакова, (сын Зеведея) Иаков Зеведеев, брат Иоанна, (сын Зеведея) Филипп из Вифсаиды Варфоломей, он же Нафанаил из Каны Галилейской (объединение условно) Матфей мытарь, евангелист, он же Левий Алфеев (объединение на основании параллелизма Мф. 9: 9 и Мк. 2: 14) Фома, называемый Близнец Иаков Алфеев, брат Фаддея Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат Иакова) или Леввей Симон Кананит, он же Симон Зилот Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа Матфий — заменил Иуду Искариота после его самоубийства (Мф. 27: 5, Деян. 1: 26)
Иуда Искариот Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами (и воровал из денежного ящика), а затем, обманувшись в надежде, что Иисус Христос явится основателем великого земного царства, предал его за 30 сребренников (сиклей или тетрадрахм). После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную» . Они же сказали ему: «Что нам до того? » И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.
Мари Магдали а (ивр. מרים я н המגדלית др. -греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) — преданная последовательница Иисуса Христа[1], христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.
Мария Магдалина проповедовала евангелие в Риме, где принесла жалобу императору Тиберию на Понтия Пилата, допустившего несправедливость, и поднесла императору куриное яйцо, все, что у нее было, со словами "Христос Воскрес". Император усомнился: как мертвый может воскреснуть, и тогда яйцо стало красным. Изображение этого эпизода, изложенного в апокрифическом евангелии от Никодима, известно по византийским миниатюрам XII в.
Православные святые Христианские Святые - это люди, избравшие Путь служения Господу путем отречения ото всего мирского, греховного, посвятившие себя служению людям, еще при жизни достигшие просветления в благочестии и христианских добродетелях. Нередко их жизненный путь был действительно подвигом и оканчивался мученической кончиной. Христианская церковь чтит память своих угодников, прославившихся подвигами святости и добродетельного жития.
Николай Чудотворец Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть.
Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Иоанн Предтеча Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) — в христианстве пророк, предтеча (предшественник) Иисуса Христа, возвестивший его грядущий приход. Чудесное зачатие Иоанна Крестителя было предвозвещено его родителям Захарии и Елисавете архангелом Гавриилом. О детстве Иоанна Крестителя в Новом Завете сказано лишь, что он был в пустынях, имел одежду из верблюжьего волоса, а пищей ему были акриды и дикий мёд. Выступление Иоанна Крестителя на всенародную проповедь произошло, когда ему было 30 лет. Иоанн Креститель предвещал конец света и приход Мессии.
Он укорял еврейский народ за самодовольную гордость своим избранничеством, особенно резко порицал фарисеев и саддукеев. Иоанн Креститель подвергал своих последователей однократному погружению в воды Иордана с целью смыть с них грех с тела после очищения души исповедью и благими делами. Последователи Иоанна Крестителя составляли особую общину, в которой господствовал строгий аскетизм.
Серафи м Саро ский (в миру Про хор в Исидо рович Мошни н, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых русских святых.
Андрей Первозванный, Св. (муж сильный) (Ин. I, 40) — один из 12 апостолов, сын Ионин и брат Симона Петра. Был уроженец Вифсаиды, в Галилее, и первоначально учеником Иоанна Крестителя, которого оставил затем, чтобы следовать за Господом. Когда он нашел Мессию, то тотчас же отыскал брата своего Симона и привел его к Иисусу. С того времени они следовали за Ним до самой Его крестной смерти. Евангельские события, с которыми особенно связано имя ап. Андрея, упоминаются в след. местах: Мф. IV, 18 -20, Мк. XIII, 3, Ин. I, 40, VI, 8, XII, 22.
По преданию, после чудных событий дня Пятидесятницы он проповедовал в Скифии и доходил даже до Киева, где на горах его водрузил крест с пророческим предсказанием: Видите ли горы эти? Поверьте мне, на них воссияет благодать Божия. То же предание говорит, что он мученически кончил свою жизнь в г. Патрах в Ахее, где был распят. Год, в который он пострадал, нам неизвестен; но последний день месяца ноября всегда считался и считается как у восточных, так и у западных христиан днем его мученической кончины.
Пантелеи он (греч. м Παντελεήμων — всемилостивый), до крещения Пантолеон († 305 год) — христианский святой, почитаемый в ликевеликомучеников, целите ль, врач безмездный.
Став безвозмездным врачом, Пантелеимон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос императору Максимиану, что Пантелеимон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание. Кто исцелит его: он или языческие жрецы — вера того и должна быть истинною. Согласно житию, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеимон силой молитвы даровал расслабленному исцеление. После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеимона и приказал истязать его, а затем бросить тяжелым камнем в море.
Но Пантелеймон остался невредим, тогда его подвергли новым мучениям: повесили на дереве, жгли свечами, потом рвали железными когтями, колесовали, бросали в кипящее олово, пытались утопить в море. Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги. После всех истязаний Пантелеимона приговорили к усекновению головы. Его привязали к масличному дереву и хотели отрубить голову, но святой стал молиться, и меч не причинил ему вреда. Во время молитвы голос с небес призвал Пантелеимона в Царствие Небесное и святой попросил воинов исполнить данный им приказ. Согласно житию, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами.
Се гий р Ра онежский (в д миру Варфоломе й; 3 мая 1314 года (дата условная, см. ниже) — 25 сентября 1392 года) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице. Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
Антоний Печерский (983— 1073) — святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, основатель Киево-Печерской лавры, почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов» . Именем Антония названы Ближние (Антониевы) пещеры Киево-печерской лавры и пещеры черниговского Троице. Ильинского монастыря
Отцы Церкви (греч. Εκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность.
Список отцов церкви Киприан Карфагенский † 258 Антоний Великий (Египетский) † 356 Иларий Пиктавийский † 367 Ефрем Сирин † 373 Афанасий Великий (Александрийский) † 373 Кирилл Иерусалимский † 386 Макарий Великий † 391 Григорий Нисский †ок. 394 Амвросий Медиоланский † 397 Епифаний Кипрский † 403 Иероним Стридонский † 420 Аврелий Августин † 430 Кирилл Александрийский † 444 Исидор Пелусиотский †ок. 449 Григорий Великий † 604 Максим Исповедник † 662 Исидор Севильский † 636 Исаак Сирин †ок. 700 Иоанн Дамаскин † 753 Особо почитаются Три великих святителя: Василий Великий (Кесарийский) † 379 Григорий Богослов (Назианзин) † 389 Иоанн Златоуст † 407
Иоанн Златоуст (Ioánnes Chrysóstomos) (между 344 и 354, Антиохия — 14. 9. 407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог восточнохристианской церкви. Получил образование в школе языческого ритора Ливания (Антиохия). Блестящий оратор (отсюда его прозвище, с 6 в. ), автор многих проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии. В проповедях ярко рисует общественную и религиозную жизнь своего времени. И. З. активно выступал против военного засилья готов в Константинополе и соответственно против арианства.
Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. Хотя И. З. не призывал к реформе общественного строя (в частности, к отмене рабства) и субъективно стремился к укреплению позиций господствующего класса и церкви, его критика пороков высших слоев общества (роскоши императорского двора, развращенности высшего духовенства и т. п. ) вызвала недовольство константинопольского правительства; И. З. был низложен в 403, затем возвращённый на патриарший престол, вновь был низложен в 404 и сослан в Кукуз (Малая Армения). Причислен христианской церковью к лику святых. Ему ошибочно приписывается православной церковью литургия (так называемая литургия И. З. ).
Григо ий р Богосло (греч. Γρηγόριος в Ναζιανζηνός — Григо рий Назианзи н; 329, Арианз — 389, Арианз) — христианский богослов, один из Отцов церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого. Почитается в лике святителей. Память совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю) 25 января и 30 января (Собор трёх святителей); в Римскокатолической церкви — 2 января. Кроме того, Вселенская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Васи ий Вели ий (греч. л к Μέγας Βασίλειος, ок. 330 — 379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии.
Католические святые Святых и Блаженных (Martyrologium Romanum)в католицизме насчитывается порядка десяти тысяч святых и блаженных (9 900). Перчислим наиболее известных в России
Свято Па рик (англ. St. Patrick, й т Saint Patrick, лат. Sanctus Patricius, Patricus, ирл. Naomh Pádraig, Патри кий) — христианский святой, покровитель Ирландии и Нигерии. Почитание распространено в католицизме, в отдельных протестантских церквях (например, в англиканской, пресвитерианской, лютеранской); в православной церкви имеет место местное почитание в отдельных общинах, вопрос с общецерковным почитанием поместными православными церквами не решён. Святому Патрику посвящено множество соборов и церквей по всему мирунаиболее известный из которых — собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1191 году. Настоятелем собора в XVIII веке был писатель Джонатан Свифт.
Единственным источником сравнительно надёжных биографических сведений о Патрике являются его собственные произведения — «Исповедь» (Confessio) и обращённое к неизвестному по другим источникам британскому завоевателю «Послание к воинам короля Коротика» (Epistola ad Coroticum). Как автор «Исповеди» , написанной на латинском языке, святой Патрик считается родоначальником ирландской литературы
Бенедикт (Венедикт) Нурсийский (лат. Benedictus de Nursia; ок. 480, Нурсия (совр. Норча), Италия — 21 марта 547, Монте-Кассино, Италия) — родоначальник западного монашеского движения. Святой католической и православной церквей. В православной традиции считается преподобным. Автор «устава св. Бенедикта» — важнейшего из монашеских уставов латинской традиции. Практически единственным источником сведений о жизни св. Бенедикта является книга «Диалоги» св. Григория Великого, папы Римского.
Святой Валентин (лат. Valentinus) — имя нескольких раннехристианских святых мучеников. Об их жизни практически ничего не известно, невозможно даже достоверно установить были ли они действительно разными лицами или речь идёт о разных житиях одного и того же святого. Мартирологи упоминают Валентина — римского священника, обезглавленного около 269 года; а также Валентина — епископа Интерамны (совр. Терни), известного чудесными исцелениями и казнённого за обращение в христианство сына градоначальника. В связи с праздником 14 февраля упоминается ещё и мученик с тем же именем, пострадавший в Римской провинции Африка.
Фома Акви ский (иначе Фома н Аквинат, Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino; родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, ( «князь философов» ), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Августи Блаже ный — н н Блаже ный н Августи , Святитель н Августин, Учитель Благодати ( — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православной церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин. Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием» . Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью — 15 июня по старому стилю.
Личности современности Папа Римский Франци к — 266 -й папа римский с 13 с марта 2013 года. Первый в истории папа из Нового Света и первый за более чем 1200 лет папа не из Европы (после сирийца Григория III, правившего с 731 по 741 год). Первый папа-иезуит. Первый папамонах со времён Григория XVI (1831— 1846) — камальдула. Избран папой римским 13 марта 2013 года, принял имя Франциск (лат. Franciscus) в честь святого Франциска Ассизского[15]. Использование этого имени — первое за всю историю папства. Франциск стал первым папой — представителем Ордена иезуитов, а также первым папой из Нового Света. Девизом для своего герба Франциск избрал строчку «Miserando atque eligendo» (рус. [с] милосердной любовью или рус. помилован и потому избран. Интронизация Папы Франциска была проведена 19 марта 2013 года.
Патриа х р Кири л (в миру Влади мир л Миха йлович Гундя ев; 20 ноября 1946, Ленинград, СССР) — советский и российский религиозный деятель, епископ Русской православной церкви; с 1 февраля 2009 года — Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной церкви, правящий архиерей Московской епархии. 27 января 2009 года Поместным Собором РПЦ был избран Патриархом Московским и всея Руси.
Положения и учение Христианство. В отличие от других религий христианство было дано человеку Богом. Так вам скажет любой христианин, потому что это положение составляет часть его веры, однако люди несколько далёкие от христианства (ну или просто любопытствующие учёные), проведя сравнительный анализ истории религиозных учений, пришли к выводу, что христианство впитало в себя различные этические и философские идеи других религий, например, таких как иудаизм, митраизм и воззрения древних восточных религий.
Христианство вышло из иудейской среды. Одним из подтверждений могут стать следующие слова Христа: "Не думайте, что Я пришёл нарушать закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф. 5, 27) и сам факт того, что Иисус родился в еврейском народе, который в рамках иудаизма и ждал своего Мессию. Впоследствии иудаизм был переосмыслен христианством в сторону углубления нравственного религиозного аспекта, утвердившего основным принципом любовь ко всему сущему.
В христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствие с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай. 1. Я - Господь, Бог твой. . . Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. 2. Не делай себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. День седьмой посвящай Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.
Гора Синай
Большое значение для христианского понимания и руководства в жизни имеет Нагорная проповедь. Нагорную проповедь принято считать - ядром учения Иисуса Христа. В ней Бог-Сын дал народу так называемые заповеди блаженства и раскрыл понимание 10 заповедей. Так заповедь "Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду" превращается в "всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду", "Не прелюбодействуй" - в "…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём…". Именно в Нагорной проповеди прозвучали следующие мысли: "Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотоворите ненавидящим вас и молитесь за проклинающих вас", "Не судите, да не судимы будете…" , "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает". "Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки".
Библия - священная книга христиан. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Последний, в свою очередь, состоит из четырёх Евангелий: от Матфея, Иоанна, Марка и Луки, "Деяний апостолов" и "Откровения Иоанна Богослова" (известного как Апокалипсис).
Ветхий завет
Новый завет
Евангелий: от Матфея
Евангелий: Иоанна
Евангелий: от Марка.
Евангелий: от Луки
Основными положениями христианского вероучения являются 12 догматов и 7 таинств. Они были приняты на первом и втором вселенских соборах в 325 и 381 годах. 12 догматов христианства принято называть Символом веры. В нём отражено то, во что верит христианин: в единого Бога-Отца, в единого Бога-Сына, в то, что Бог-Сын сошёл с небес для нашего спасения, в то, что Бог-Сын воплотился на земле от Духа Святого и Марии Девы, в то, что Бог-Сын был распят ради нас, воскрес на третий день и вознёсся на небо к Богу-Отцу, во второе пришествие Бога-Сына для суда над живыми и мёртвыми, в Святого Духа, в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, в крещение и, наконец, в воскресении и будущую вечную жизнь.
Бог Отец
Бог Сын
Мария Дева
Семь христианских таинств в настоящее время признаёт как православная, так и католическая церковь. К этим таинствам относятся: крещение (принятие человека в лоно церкви), миропомазание, причащение (приближение к Богу), покаяние (или исповедь), брак, священство и елеосвящение (для избавления от болезни).
Символом христианской веры является крест. Крест в христианстве принят в память о мученической смерти Иисуса Христа. Крест украшает христианские храмы, одежды священнослужителей, церковную литературу и применяется при совершении христианских обрядов. Кроме того, крест (преимущественно освящённый) носят на теле верующие.
Важное место в христианстве отводится почитанию Богородицы. Ей посвящены четыре из основных христианских праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы и Успение Богородицы, в честь неё воздвигнуто много храмов и написано икон.
В христианстве особое место отводится человеку, который, по своей сути, представляется как совершеннейшее из творений Бога, выше ангелов, ибо последние статичны по своей природе. Эта идея нашла своё отражение в творчестве ряда русских мыслителей, в первую очередь В. С. Соловьёва, в учении которого идея богочеловечества была центральной.
Несмотря на то, что, согласно догматике Церкви, идея богочеловечества на земле рассматривается как утопия, в целом она находила свою почву в православной культуре.
Христианство — религия для людей, сильных духом. Но это не значит, что слабый человек не может найти себя в христианской вере. Церковь открыта для каждого: в ней находится место для праведного и грешного, для богатого и бедного, для здорового и больного, для сильного и слабого. Церковь дает возможность слабому обрести духовные силы, духовную энергию, а больному человеку — если не исцелиться от болезни телесной, то, во всяком случае, находить в себе силы воспринимать эту болезнь как посещение Божие, переносить ее с терпением и надеждой на Божественное милосердие. Церковь помогает каждому человеку переносить испытания, невзгоды и беды, которые выпадают на его долю.
Церковь — это также и школа, которая абсолютно незаменима для человека, ее не могут заменить никакие книги, никакие учебные дисциплины в общеобразовательном или специальном учебном заведении, потому что Церковь есть школа духовной жизни. Эта школа помогает человеку правильно выстраивать свои взаимоотношения не только с Богом, но и с окружающим миром и с людьми. Именно поэтому Церковь является источником духовной силы, именно поэтому Церковь и слабого человека способна сделать сильным духом.
Христианство в современном мире. Современная картина мира. Не секрет, что наш мир постоянно изменяется. Роль религии и христианства, в частности, также непостоянна. Каково место христианства в современном обществе? Должно ли меняться христианство вслед за миром? Нужна ли религия нашему современнику? Что такое Благая Весть для человека 21 века? У религии есть две значимые функции: объясняющая и нормативная.
Грубо говоря, первая отвечает на вопросы «почему» , «зачем» и «как» , а вторая— на вопросы «что делать» и «как себя вести» .
Ранее, в силу отсутствия науки, сильным мира сего нечего было предложить человеку, кроме телеологического (креативистского) объяснения, поэтому без религии было невозможно обойтись. Но с ходом научно-технического прогресса для подобного объяснения оставалось все меньше места. Сейчас практически все можно объяснить научным образом, и даже если в научном объяснении можно усомниться, то в телеологическом можно усомниться тем более. Но есть вопрос, ответ на который попросту невозможен без использования Высших сил, Бога. Это вопрос смысла жизни. Да, психология придумала на этот счет теорию, что у каждого он свой, что все зависит от личности конкретного человека, что смысл жизни диалектическим образом связан с жизнью, наполненной деятельностью человека, основанной на личных пристрастиях.
Другая важная роль — объяснять человеку как нужно себя вести, чтобы общество могло выжить. Здесь все немного сложнее, на мой взгляд. Если в плане объяснения, наука просто максимально сузила «пространство Бога» , то в плане воспитания, роль религии просто трансформируется, но кардинально никуда не девается.
В аграрном обществе, реальность была достаточно простой, поэтому человеку не составляло труда выучить определенный набор правил, живя по которым можно было успешно отбыть свой долг на земле. С появлением городов, жизнь начинает усложняться, и для успешности человеку недостаточно старого свода законов — ему нужно начинать думать самостоятельно. Макс Вебер употребляет для описания этого два термина: ценностнорациональное и целе-рациональное мышление. Когда реальность была простой, когда не было образования, не было привычки к абстрактному мышлению, достаточно было одного общего свода правил, но с усложнением реальности, появляется необходимость интериоризации вышеуказанной системы ценностей. Если раньше Бог был один на всех, то теперь он у каждого он свой.
Этот сдвиг в мышлении вполне отражает тенденцию человечества к индивидуализации. Если раньше хорошо было — не отличаться от других, то сейчас во все большей степени для общества выгоден именно индивидуализм, непохожесть на других. В современном обществе места религии осталось не так много, ее функции трансформировались и всерьез думать о возрождении ее в старой форме — несостоятельно. Мир меняется, поэтому должны меняться институты. Если религия и церковь хотят встроиться в современность, они неминуемо должны пройти путь трансформации.
Как пример такой трансформации, можно привести США, где различных религиозных течений — множество, и все они имеют право на существование. У нас пока все только начинается. Одно из направлений эволюции человечества, это индивидуализация, но она невозможна без терпимости к другим. Именно это религии в современном мире и надо учитывать.
Численность христиан. В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд, из них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке — около 380 млн, в Северной Америке — 180— 250 млн (США — 160— 225 млн , Канада — 25 млн), в Азии — около 300 млн, в Африке — 300— 400 млн, в Австралии — 14 млн. Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков — более 1 млрд, протестантов — около 400 млн (в том числе 100 млн пятидесятников, 70 млн методистов, 70 млн баптистов, 64 млн лютеран, около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей ( «нехалкидонские» церкви и несториане) — около 240 млн, англикан — около 70 млн, а последователей Армянской Апостольской церкви — 10 млн.
Число христиан по всему миру растет быстрее, чем все население земли. По данным британского института «Christian Research» , в настоящее время христиане насчитывают 2, 12 млрд. человек, что 140 млн. больше, чем пять лет назад. За последние пять лет число последователей христианства ежегодно увеличивалось на 1, 3 %, тогда как население земли – только 1, 2 %. Только на европейском континенте, по данным института, численность христиан сокращается. Самый сильный прирост христианского населения отмечается в Африке (2, 6%) и в Азии (2, 4). При чем, быстрее всего растет паства харизматических т. н. независимых церквей.
Россия – многоконфессиональная страна, и она связующее звено между Востоком и Западом. Большинство верующих в нашей стране православные, и необходимо уважительно относиться к представителям иных религий. Необходимо решать эту актуальную геологическую проблему – противостояние религий.
В течение последних трех-четырех десятилетий сначала в Европе, а затем и в Азии родилась новая, теперь уже обширная и крайне разнообразная литература, в которой разрабатываются и изучаются проблемы межрелигиозного диалога. В течение последних лет состоялись многочисленные встречи, конференции, симпозиумы, коллоквиумы с участием представителей различных вероисповеданий, возникли новые специальные церковные институты, религиозные организации и исследовательские группы, которые призваны способствовать развитию контактов между религиями, углублению взаимопонимания между их адептами. Диалог религий становится одной из характерных черт этой эпохи. . Без мира и справедливости между общинами не будет мира на земле. В настоящее время, положение христиан ухудшилось, они стли подвергаться различным дискриминациям на всех континентах.
группа ап-17.pptx