вяземский.pptx
- Количество слайдов: 9
ПЁТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ
Князь Пётр Андре евич Вя земский (родился 12 и юля 1792 в Москве, умер 10 ноября 1878 в Бадене) русский поэт, литературный критик, ис торик, переводчик, публицист, мемуарист, . Сооснователь и первый председатель Русского исторического общества , ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина.
Пётр Андреевич происходил из древнего княжеского рода Вяземских. Сын действительного тайного советника, нижегородского и пензенского наместника князя Андрея Ивановича Вяземского. В ранней молодости Пётр Вяземский остался единственным наследником большого состояния и занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Его сводная сестра в 1804 г. стала второй женой Карамзина, благодаря чему Пётр с ранних лет вошёл в среду московских литераторов. После смерти Андрея Ивановича, Карамзин был назначен опекуном юного князя, который в одном из своих стихотворений назвал его «вторым отцом» .
Вяземский получил прекрасное домашнее образование, в 1805 -06 гг. учился в Петербургском иезуитском пансионе и пансионе при Педагогическом институте. Рано начал пробовать перо. Первое известное произведение будущего поэта — франкоязычная трагедия «Эльмира и Фанор» , первое опубликованное стихотворение — «Послание к … в деревню» . Регулярно публиковаться начал с 1809 г. , впервые опубликовался под своим именем в 1814 г. , широкую известность в России как поэт приобрел в 1818 -19 гг. В раннем творчестве испытал мощное влияние со стороны ведущих русских поэтов конца XVIII-начала XIX вв. — Гавриила Романовича Державина, Ивана Ивановича Дмитриева, Василия Андреевича Жуковского, а также французской «легкой поэзии» .
В творчестве Вяземского 1820 -х поэзия заметно отошла на второй план — он увлекся журналистикой, основал популярнейший русский журнал «Московский Телеграф» , выступал с острыми критическими статьями и рецензиями, перевел на русский язык роман Бенжамена Констана «Адольф» и «Крымские сонеты» своего близкого друга Адама Мицкевича, планировал написать роман. Именно тогда имя Вяземского входило в первую пятерку популярнейших поэтов России, его неоднократно называли «остроумнейшим русским писателем» , его стихотворения становятся народными песнями
В 1830 -х годах для Вяземского начинается полоса личных трагедий: смерти детей, многочисленных друзей, среди которых особое положение занимал Пушкин. Под влиянием этих трагедий творчество поэта становится все более меланхоличным на грани мрачности, в нем преобладают стихи-воспоминания, в начале 1840 -х начинают встречаться религиозные мотивы. Тогда же приходит официальное признание его литературных заслуг — членство в Российской Академии и Санкт-Петебургской Императорской Академии наук. От активной литературной деятельности Вяземский постепенно отходит. В 1831, 1833 и 1836 гг. он еще планировал издавать собственные журналы и альманахи, активно участвовал в пушкинском журнале «Современник» , но со смертью Пушкина активность князя в качестве критика и журналиста практически сошла на нет.
На протяжении 1850— 1870 -х гг. Вяземский продолжал писать многочисленные стихи в разных жанрах: от политического памфлета и эпиграммы до стихов-посвящений умершим друзьям и придворных од. В начале октября 1862 г. в Москве тиражом 1186 экземпляров вышел первый и единственный прижизненный сборник Вяземского «В дороге и дома» , включавший 289 стихотворений и имевший очень скромный успех. В 1850— 1860 -х годах активно публиковался в российской прессе, но начиная с 1870 -х годов практически перестал печататься. Параллельно с внутренней эволюцией от либерализма и свободомыслия к консерватизму и глубокой религиозности Вяземский постепенно переставал восприниматься как модный и актуальный писатель, новому поколению читателей его творчество кажется уже устаревшим, критики, в их числе и очень уважаемые, отзываются о нем с пренебрежением, а порой и с откровенной издевкой.
В начале творческой карьеры Вяземский был довольно популярен, но, к великому сожалению, в конце жизни почти забыт.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ