21. Творческие способности.ppt
- Количество слайдов: 12
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ИЗО Геращенко С. 060804
• Преподаватель ставит перед обучаемыми задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение их мысли по пути познания. Он же и создает необходимые условия для успешного протекания обучения; отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся. • Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования, контроля, оценки и анализа результатов.
• Обучение опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют детям, во-первых, познавать окружающий мир, а, во-вторых, создавать при этом образовательную продукцию. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными и креативными методами.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ • 1. Метод эмпатии. В основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии – это один из методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т. д. • 2. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные образы т. е. то, на что она похожа. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.
• • 3. Метод эвристического наблюдения. • Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия, то есть его можно отнести к эвристическим методам обучения. • 4. Метод исследования. Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, лист дерева, одежда, небо или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект. Цели исследования - план работы - факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.
ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ, РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ - ОДНА ИЗ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ. КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА СОЗДАНИЕ ДЕТЬМИ ЛИЧНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА. ПОЗНАНИЕ ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНО, НО ОНО ПРОИСХОДИТ В ПРОЦЕССЕ СОБСТВЕННО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ГЛАВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕ ПРОДУКТА. • 1. Метод придумывания. • Способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.
• 2. Метод «Если бы…» • Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т. д. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих. • 3. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса» , балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. • 4. Метод агглютинации. Предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.
• 5. Метод образной картины воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою картину природы или всего мира, т. е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.
• 6. Метод случайных ассоциаций. Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем. Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям. Например, со словом «гвоздь» могут быть связаны следующие рождающиеся ассоциации; «молоток» , «удар» , «боксёр» , «чемпион» , «фруктовый сок» , «моторное масло» , «уменьшение трения» , «смазывание гвоздя перед забиванием» .
ЧТОБЫ РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ВАЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ • 1. Экскурсии. Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций: • - реализуется принцип наглядности обучения; • - повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой; • - расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется
• 2. Использование нетрадиционных техник. • Термин нетрадиционный (от лат. Traditio - привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. • Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применении. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).
• 3. Встречи с художниками. • Встречи с художниками вызывают у школьников огромное удовольствие, помогают поверить в свои собственные силы, вдохновляют на творчество. • Знакомство с современными художниками, беседы с ними о живописи, услышанные от них советы и пожелания служат дальнейшему развитию творческой активности на уроках изобразительного искусства. • 4. Посещение и организация выставок дает возможность познакомится с творчеством великих художников, научиться анализировать произведения живописи и овладевать опытом самостоятельной творческой деятельности. Приобщение к прекрасному через произведения великих художников формирует эстетический вкус школьников и воспитывает любовь к родине. • 5. Внеклассная работа (кружки, олимпиады, конкурсы и др. ) Вся работа учащихся ведется здесь на добровольных началах, состав учащихся по возрасту и классу обучения неоднородный. Руководство ими осуществляют учителя, приглашенные специалисты, художники. • Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворять свои творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные выставки, , что дает школе большой импульс для развития творческой активности у детей.
21. Творческие способности.ppt