PУССКИЙ MОДЕРН (…изм) Сюжет и стиль у ведущих мастеров рубежа XIX – XX веков
“Обесценивание” сюжета в картине ↑ А. П. Рябушкин (1861 -1904) Стрелецкий дозор у Ильинских ворот. 1897 Н. И. Фешин (1881 -1955) Черемисская свадьба. 1908 ↑ ↑ С. В. Иванов (1864 -1910) Приезд иностранцев. XVII век. 1901 И. С. Горюшкин-Сорокопудов (1873 -1954) ↑ Старая Русь. Зима. 1910 -е гг.
Модерн как “биологический романтизм” Ф. О. Шехтель (1859 -1926) Особняк С. П. Рябушинского в Москве. 1900 -03 Лестница ↘ К. Г. Фаберже (1846 -1920) ↑ Брошь “Жук” 1904 -08 Брошь “Жук-олень” → (Австро-Венгрия, 1899) Антонио Гауди → (1852 -1926) Туалетный столик с “крадущимися ножками” в паласио Гуэль (Барселона) 1885 -90 ← Ф. О. Шехтель (1859 -1926) “Драконы”, деталь убранства особняка З. Морозовой; 1890 -96
Интерьер как художественное высказывание Виктор Орта (1861 -1947) Отель “Тассель” в Брюсселе Лестница 1892 -93 ↑ Туалетный столик по рисунку Л. С. Бакста 1903 А. Н. Бенуа (1870 -1960); Е. Е. Лансере (1875 -1946) Оформление столовой для фирмы “Современное искусство”. 1903 Шкаф по эскизу Н. К. Рериха; 1900 -е гг. →
Журнал суть “фактор cтилеобразования” ↑ М. В. Якунчикова (1870 -1902) Обложка журнала “Мир искусства”, 1899 “Европейские прототипы”: “The Yellow Book” (Англия, 1894); “Die Jugend” (Германия, 1896) ↑ Е. Е. Лансере (1875 -1946) Обложка журнала “Золотое Руно”, 1908
Художественный манифест: плакат Г. Климт (1862 -1918) Плакат первого венского Сецессиона 1898 Плакат 4 -й вставки ↑ “Мир искусства”, 1903 Плакат 1898 г. работы К. А. Сомова (1869 -1939) Ф. фон Штук → (1863 -1928) Плакат первого мюнхенского Сецессиона 1898 Плакат 1905 г. работы Мануэля Ораци (1860 -1934) ↓ ↑ Плакат 1899 г. работы Л. С. Бакста (1866 -1924) Плакат 1908 г. работы ↑ Й. В. Циссарца (1873 -1942)
“Стиль модерн” в повседневной жизни Неизвестные художники ← Реклама “модного мыла Брокар” (Россия) и парфюмерии → “Violet” (Париж) 1900 -е годы ↑ Реклама сигарет “Мурад” (США, 1920 -е гг. ) ↑Афиша бала-маскарада; С. -Петербург, 1901 Неизвестные художники (Россия) ↑↑ Плакат художественно-промышленной выставки (Одесса), 1910 ↑ Реклама табака фабрики «Габай» 1900 -е гг.
“Художественный вызов”: фотография ↑ Неизвестный фотограф (Франция) Одалиска; эротическая открытка, 1900 -е гг. еизвестный фотограф (Германия) Н Борцы (натурщики в позе античной скульптуры) 1900 -е гг. Фрэнк Юджин → (1869 -1936) Процессия девушек ↑ Открытка с кадром из фильма Ф. Зекка 1900 -е гг. “Страсти Иисуса Христа” (1907) Неизвестный фотограф (Германия) Ангел-хранитель Патриотическая открытка, 1910 -е гг.
М. А. Врубель: самоидентификация в искусстве ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Автопортрет Акварель, 1882 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Гамлет и Офелия Акварель, 1883 Джон Остин (1886 -1948) ↑ Из цикла иллюстраций к “Гамлету” У. Шекспира (акт 5, сцена 1). 1920 -е гг.
“Модерная среда”: монументальные работы М. А. Врубеля ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) “Принцесса Греза” Панно на фасаде гостиницы “Метрополь” в Москве; 1896 -1904 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Венеция. Панно для особняка К. Г. и Е. Д. Дункеров в Москве 1894 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Роберт и Бертрам (Роберт и монахини). 1896 М. А. Врубель (1856 -1910) “Ромео и Джульетта” Эскиз витража. 1895 -96
“Моderne Russe”: музыка цельного человека ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) К ночи. 1900 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Садко 1899 -1900 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Блюда “Садко”; “Морской царь” 1899 -1900 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Роспись балалаек для Талашкинского оркестра 1890 -е гг.
Богатырское = “Сверхчеловеческое” ↑ Ойген Сандов Фото: Г. Штекель, 1894 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Богатырь. 1898 ↑ Жан Дельвиль (1867 -1853) Прометей. 1890 М. А. Врубель (1856 -1910) → Тридцать три богатыря. 1901 Артур Рекхэм ↑ (1867 -1939) Зигфрид. 1911
“Диаволический искус /дискурс” ↑ Арнольд Бёклин (1827 -1901) Война. 1896 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Полет Фауста и Мефистофеля Эскизы панно для “готического кабинета” в особняке А. В. Морозова в Москве 1896 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Мефистофель; Маргарита; Фауст (триптих). 1896 Жан Дельвиль (1867 -1953) ↑ Сокровища Сатаны. 1894
“По ту сторону добра и зла” М. А. Зичи (1827 -1906) ↑ Иллюстрации к поэме ↑ М. Ю. Лермонтова “Демон”; 1881 ↑ В. А. Котарбинский (1849 -1922) Темная звезда. Ок. 1890 М. А. Врубель (1856 -1910) → Голова Демона. Гипс, 1894 ↑ Одилон Редон (1840 -1916) Падший ангел I. 1872 Падший ангел II 1880
Демоническое (I) : “смотреть в пропасть” ← М. А. Врубель (1856 -1910) Демон (сидящий). 1890 “Мужество побеждает даже головокружение на краю пропасти; а где же человек не стоял бы на краю пропасти! Разве смотреть в себя самого ― не значит смотреть в пропасть!” Фридрих Ницше (1844 -1900) “Так говорил Заратустра” (1883 -85) ↑ К. Швабе (1866 -1926) Ангел смерти. 1895 ↑ Ф. фон Штук (1863 -1928) Люцифер. 1890 Гюстав Доре (1832 -1883) ↑ Скорбь Люцифера. 1865/ 1878
Демоническое (II) : “стрела тоски” ← М. А. Врубель (1856 -1910) Демон (летящий) 1899 “Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу. <…> Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы тоски своей выше человека, и тетива лука его разучится дрожать!” Фридрих Ницше (1844 -1900) “Так говорил Заратустра” (1883 -85) ↑ Уильям Риммер (1816 -1879) Вечер (закат дня). 1869 -70 Макс Клингер (1857 -1920) Похищение перчатки → (из серии: Ein Handschuh) 1881 Эдвард Р. Хьюз (1851 -1914) ↑ Ночь со шлейфом из звезд 1912
Демоническое (III): “живите опасно !” ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Демон поверженный ↙ (два варианта; 1902) ↑ Гюстав Доре (1832 -1883) Поверженный Люцифер Русское издание 1878 ← Александр Кабанель (1823 -1889) Падший ангел. 1867 “Ибо, поверьте мне! — тайна пожинать величайшие плоды и величайшее наслаждение от существования зовется: опасно жить! Стройте свои города у Везувия! Посылайте свои корабли в неизведанные моря! Живите, воюя с равными вам и с самими собою!” Фридрих Ницше (1844 -1900) “La gaya scienza”, 1882 -87
От демонического ― к героическому ← М. А. Врубель (1856 -1910) Демон с мечом Рисунок 1901 Артур Рекхэм → (1867 -1939) Зигфрид трубит в свой рог 1911 ← Эрнст фон Бандель (1800 -1876) Статуя Германа (Арминия) в Детмольде 1875 ↑ И. Я. Билибин (1876 -1942) Кощей Бессмертный; иллюстрация к сказке “Марья Моревна”. 1901 Карл Отто Чешка (1878 -1960) ↑ Аллегория. 1899
“Таинственные глубины” (подсознания ? ) ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Прощание морского царя с царевной Волховой. 1899 Обложка журнала ↑↑ “Die Jugend”, 1901 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Тени лагун. 1905 ↑ Н. П. Феофилактов (1878 -1941) Обложка журнала ↑ Иллюстрация из журнала “Золотое Руно”; 1906 “Die Jugend”, 1898
Органическая стилизация в модерне “Искусство тем и велико, что не подчиняется ни природе, ни логике. Пусть фигура неправильна в ваших глазах, но она красива, и мне нравится. Этого довольно” М. А. Врубель (1856 -1910) Жемчужина. 1904 Густав Климт (1862 -1918) Водяные змеи ← I-II → 1904 -07 Галилео Чини (1873 -1956) “Примавера” эскиз, 1910 -е гг. ↑
Декадентский поэт — властитель дум Альберт Э. Штернер (1863 -1946) Портрет Оскара Уайльда. 1893 М. А. Врубель (1856 -1910) Портрет В. Я. Брюсова 1906 Ромэйн Брукс (1874 -1970) Портрет Габриэле д’Аннунцио. 1912 В. А. Серов (1865 -1911) Портрет К. Д. Бальмонта 1905
“Роковые фигуры” модерна ↑ Неизвестный автор Станислас де Гуайта 1890 -е гг. ↑ К. А. Сомов (1869 -1939) Портрет поэта М. А. Кузмина. 1909 ↖ К. А. Сомов (1869 -1939) Портрет поэта В. И. Иванова 1906 ← Неизвестный автор Фотография Г. Е. Распутина. 1915 Дж. Ч. Бересфорд ↑ (1864 -1938) Портрет лорда Альфреда Дугласа 1903 Отто Фрёлих (1869 -1949) ↑ Портрет Рудольфа Штайнера. 1891 -92
“…потусторонний «мир иной» оказывается результатом диаволической деятельности художника-демиурга, который является одновременно и творением, и творцом мирового демиурга” A. Hansen-Löve “Der Russische Symbolismus; Bd. I: Diabolischer Symbolismus” (1999) “Тень люциферова крыла” “…Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, И Господа, и Дьявола Хочу прославить я” Валерий Брюсов (1901) “Бафомет”; иллюстрация из книги Э. Леви (1819 -1875) “Учение и ритуал высшей магии” (1856; рус. перевод 1910) ↓ В. И. Качалов (1875 -1948) в заглавной роли в пьесе Л. Н. Андреева “Анатэма” ↓ Открытка; 1909 -10 ↑ М. В. Добужинский (1875 -1957) Дьявол 1907 Алоис Кольб → (1875 -1942) Грех Ок. 1900 Н. П. Феофилактов ↑ (1878 -1941) Дьявол 1906
Грех и Эрос в модерне ↑ А. Н. Бенуа (1870 -1960) Купальня маркизы. 1905 ↑ Герман Урбан (1866 -1948) Грех (журнал “Die Jugend”, 1917) Н. К. Калмаков (1873 -1955) ↑ Девушка и смерть. 1913 ↑ К. А. Сомов (1869 -1939) Иллюстрация 7 к “Книге маркизы” 1918 Рудольф Витцель → (1867 -1924) Реклама журнала “Deutsche Kunst und Decoration” 1898
Герой Moderne Russe : “Иван -царевич” Князь Феликсович Юсупов (1887 -1967) на фото в русском костюме (1912) → и на портрете Йоханнеса Линсе (1875 -1930), написанном в Париже ↓ в 1920 -х гг. ↑ В. М. Васнецов (1848 -1926) Иван Царевич с Жар-птицей на ковре-самолете. 1880 И. Я. Билибин (1876 -1943) ↑ Иван Царевич и Царевналягушка. 1930 ← В. В. Кандинский (1866 -1944) Русская сказка. 1917 -18
Русская / славянская красавица Н. К. Рерих → (1874 -1947) Эскизы костюмов для балета И. Стравинского “Весна священная” 1913 ↖ Участницы ↑ древнерусского бала 1903 года: императрица Александра Федоровна, княгиня З. Н. Юсупова и княгиня Орлова← Давыдова В. В. Кандинский (1866 -1944) → Русская красавица (в пейзаже). 1905 Б. М. Кустодиев (1878 -1927) Красавица. 1915 ↓
Эволюция “модерной героини” Джованни Болдини (1842 -1931) → Портрет принцессы Бибеско 1911 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Муза. 1896 ↑ М. А. Врубель (1856 -1910) Примавера 1897 ← П. В. Кузнецов (1878 -1968) Женщина с собачкой 1909 Н. К. Калмаков ↑ (1873 -1955) Женщина со змеями 1915 -16 Иллюстрация → из дамского журнала, США, 1917
Модерная дама — и коммерческая реклама Уилл Брэдли (1868 -1962) Реклама журнала “Chicago Sunday Tribune”, 1894 Мануэль Ораци (1860 -1934) Сара Бернар. 1895 Л. С. Бакст (1866 -1924) Портрет графини За ужином Келлер. 1902 (портрет А. К. Кинд-Бенуа) 1902 ↑ Неизвестный дизайнер (США) Реклама “Coca-Cola”. 1899 Неизвестный дизайнер (Россия). Реклама ↑ парфюмерных товаров “Императрис”. 1900 -е гг.
“Модерная женщина в экстазе” Юлиус Клингер (1876 -1942) Водяная нимфа 1907 -08 Л. С. Бакст (1866 -1924) Эскиз костюма Клеопатры 1909 Обри Бердсли (1872 -1898) Апофеоз: иллюстрация к пьесе О. Уайльда “Саломея” 1893
“Прыжок в модернизм” ↖ Огюст Роден (1840 -1917) Нижинский 1912 -13 ↑ Л. С. Бакст (1866 -1924) Эскиз костюма Нижинского для балета “Послеполуденный отдых фавна”. 1912 Поль Ирибе (1883 -1935) ↑ Прыжок Нижинского. 1912 -13 Жорж Барбье (1882 -1932) ↑ Нижинский в “Шехеразаде”. 1910 ← Нижинский в роли Фавна. 1913 “… запоминающийся образ здесь — образ прыжка, которому Нижинский дал свое имя. Пространственный полет-арка характеризует не только танец; это словно введение в модернизм как таковой” Frederick R. Karl “Modern and Modernism: the Sovereignty of the Artist” (1985) ↑ Л. С. Бакст (1866 -1924) Эскиз костюма Нижинского для балета “Les Orientales”. 1917
“Les Saisons Russes” и модерный ориентализм Л. С. Бакст (1866 -1924) ← Эскизы декорации и костюмов для балета → “Шехеразада”; 1910 -13 Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина → в сцене из балета “Шехеразада”
“Les Saisons Russes” и модерная античность Костюм Орфея Костюм Хора Костюм Эвридики А. Я. Головин (1863 -1930) ↑ Элизиум, храм Эроса. Эскиз декорации и костюмов ↗ ↙ к опере Глюка “Орфей и Эвридика”. 1911 ↑ Адольф Мюнцер (1870 -1952) Аллегория музыки. 1902 Франц фон Штук (1863 -1928) Орфей. 1891 →
В. А. Серов и “рассюжетивание” картины ↑ Фред Холланд Дэй (1864 -1933) Мраморный фавн Фотография, 1896 ↑ Пабло Пикассо (1881 -1973) Мальчик, ведущий лошадь 1906 В. А. Серов (1865 -1911) ↑ Октябрь. Домотканово. 1895 Купание лошади. 1905 ↓ Г. Г. Кристиансен ↑ (1866 -1945) Обложка журнала “Die Jugend”, 1896 Обложка журнала ↑ “Die Jugend”, 1904
“Модерные” портреты В. А. Серова В. А. Серов (1865 -1911) ↑ Портрет Н. П. Ламановой 1911 ↑ В. А. Серов (1865 -1911) Портрет Г. Л. Гиршман. 1906 ↑ В. А. Серов (1865 -1911) Портрет Е. С. Морозовой 1908 В. А. Серов (1865 -1911) ↑ Портрет “… он решал задачи овалов, контрапостов, колористических Е. А. Красильщиковой утонченностей и световых контрастов, с разнообразием, 1906 соответствовавшим мастерству, занявшему целое столетие в истории нашй живописи … Проживи он дольше, В. А. Серов (1865 -1911) → он стал бы совершенно так же разбираться в алхимии Портрет футуристов и беспредметников…” кн. П. И. Щербатовой А. М. Эфрос “Профили” (статьи 1916 -29 гг. ) 1911
“Портрет в модернистском контексте” ↑ П. -А. -Ж. Даньян-Бувре (1852 -1929) Лошади на водопое 1884 ↑ В. А. Серов (1865 -1911) Портрет великого князя Павла Александровича 1897 “Когда в искусстве наступал перелом, … появлялись свежие системы приемов, — Серов понимал их сразу. …Он немедленно начинал развинчивать все их части …он брал их к себе, в художественную лабораторию, и выводил решения” А. М. Эфрос “Профили” (статьи 1916 -29 гг. ) Эдгар-Эдер Дега (1834 -1917) Жокеи ↗ перед скачкой. 1879 Жокеи под дождем → 1886
Портреты модерной интеллигенции Жорж-Жюль Виктор Кларен (1843 -1919) Сара Бернар в роли королевы в драме “Рюи Блаз”. 1879 В. А. Серов (1865 -1911) Портрет актрисы М. Н. Ермоловой 1905 Альфонс Муха (1860 -1939) Сара Бернар в драме “Лорензаччо”. 1896
Модерная “femme fatale” ↑ Галилео Чини (1873 -1956) Примавера. Эскиз декоративной росписи 1910 -е гг. ↑ “Femme fatale” Французская эротическая открытка, 1900 -10 -е гг. В. А. Серов (1865 -1911) → Портрет Иды Рубинштейн. 1910 Ромэйн Брукс → (1874 -1970) Ида Рубинштейн Желатиносеребряная печать 1911 -18 ← Жан Дельвиль (1867 -1953) Цирцея 1893
Абстрагирующие тенденции в модерне ↑ В. А. Серов (1865 -1911) Портрет И. А. Морозова (на фоне картины Матисса) 1910 Франсуа Рауль Ларш ↑ (1860 -1912) Лампа “Лои Фуллер — Саломея” Бронза, 1901 Поль Синьяк (1863 -1935) ↗ Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками 1890 Эдвард Окунь (1872 -1945) Сказка. 1913 ↑
“Человек и зверь/ бог” , или : лицом к лицу с бессознательным Луиджи Бонацца (1877 -1965) ↑ Похищение Европы. 1906 -08 Александр Ротанг (1870 -1946) ↗ Похищение Европы. 1910 -е гг. ↑ В. А. Серов (1865 -1911) ↑ Похищение Европы (3 варианта) 1910 Феликс Валлотон (1865 -1925) → Похищение Европы. 1908
Модерный проект: к “Великокняжеской и ↑ А. П. Рябушкин (1861 -1904) Выезд царя Алексея Михайловича на охоту. 1896 ↑ Обложка книги Н. И. Кутепова “Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси” (1896 -1911; русское и французское издание) ↑ В. А. Серов (1865 -1911) Екатерина II на соколиной охоте. 1900 иллюстрации царской охоте…” В. А. Серов (1865 -1911) ↑ Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на псовую охоту. 1899 -1900 А. Н. Бенуа (1870 -1960) Анна Иоанновна ↑ на псовой охоте. 1902
Japonaiserie — и “желтая опасность” ↑ “Угроза с Востока!” Русская открытка 1905 г. , воспроизводящая картину Г. Кнакфуса (1895) ← В. Ван Гог (1953 -1890) Куртизанка (копия с Хиросиге). 1887 ↑ Японский военный плакат 1905 г. “Завтрак казака”; русская ↑ патриотическая листовка 1905 г. Н. С. Самокиш (1860 -1944) Обложка брошюры 1905 г.
“Версальские грезы” А. Н. Бенуа (1870 -1960) ↑ Версаль. Король на прогулке. 1897 ↑ Кормление рыб. 1897 ↑ Версаль. Венецианский парк. 1910 У Курция. 1897 ↑
Версаль у А. Н. Бенуа и Эжена Атже Эжен Атже (1857 -1927) ← Уголки Версальского парка (серия фотографий) ↙ Желатино-серебряная печать, 1900 -1903 ↓ “…пусты роскошные лестницы, пусты дворы, пусты террасы <…> Недаром снимки Атже сравнивали с фотографией места преступления. Но разве каждый уголок наших городов — не место преступления? А каждый из прохожих — не участник преступления? ” Вальтер Беньямин (1892 -1940) “Краткая история фотографии” (1931) А. Н. Бенуа (1870 -1960) ↑ Версаль. Фонтан Нептуна Фантазия на версальскую ↑ тему Версаль. Водный партер → 1897 -1905
А. Н. Бенуа: история и “скурильность” ↑ Король. 1906 А. Н. Бенуа (1870 -1960) ↑ Петр I на прогулке в Летнем саду. 1910 Прогулка короля. 1906 ↑ Парад при Павле I. 1907 ↑
А. Н. Бенуа и другие: маскарад марионеток ↑ А. Н. Бенуа (1870 -1960) Эскиз афиши к балету И. Стравинского “Петрушка” ← и костюм заглавного героя 1911 Н. П. Ульянов ↑ (1875 -1949) В. Э. Мейерхольд в роли Пьеро 1908 ↑ А. Е. Яковлев (1887 -1938) В. И. Шухаев (1887 -1973) Двойной автопортрет в виде Арлекина и Пьеро 1914 А. Е. Яковлев (1887 -1938) ↑ Танцовщица в испанском костюме (Анна Павлова? ) Конец 1910 -1920 -е гг. “Черный Пьеро”— сценическая маска → А. Н. Вертинского (1889 -1957)
Галантные сцены: “рококо” К. А. Сомов (1869 -1939) ↖ Влюбленный арлекин. 1912 Объяснение. 1913 ↗ ↑ Ночной праздник с фейерверком. 1920 Франк Ксавьер Лейендекер (1876 -1924) ← Обложка журнала “Collier’s” (1903) “Весна” календарь (1927) →
Галантные сцены: “бидермейер” ↑ Ф. К. Лейендекер (1876 -1924) Книголюб Иллюстрация для “Saturday Evening Post”, 1902 К. А. Сомов (1869 -1939) ↑↑ Идиллия. 1905 ↑ Влюбленные. 1920 К. А. Сомов (1869 -1939) В лесу. 1914 ↑↑ Фейерверк. 1922 ↑
“Мудрецы модерна” ↑ Ганс Оде (1855 -1917) Портрет Фр. Ницше. 1900 ↑ Поль Серюзье (1863 -1927) Портрет Поля Рансона в облачении пророка. 1890 ↑ М. В. Нестеров (1862 -1942) Философы (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский) 1917 ← Леон Энгерс Кеннеди (ок. 1890 -1970) Портрет Э. Алистера Кроули Жан Дельвиль (1867 -1953) → Ок. 1917 -18 Сар Жозефин Пеладан. 1895
Святые и мистерии в модерне Карлос Швабе (1866 -1926) Фервааль 1895 -97 ↑ М. В. Нестеров (1862 -1942) Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 М. В. Нестеров (1862 -1942) ↑ Богоматерь из сцены “Благовещения”. 1910 -11
Христианская история в модерне М. В. Нестеров → (1862 -1942) Путь ко Христу Роспись в Марфо. Мариинской церкви; 1910 -12 ↑ М. В. Нестеров (1862 -1942) Несение креста. 1910 ↑ Поль Рансон (1864 -1909) Христос и Будда. 1890 Альберт Эдельфельт (1854 -1905) ↑ Христос и Мария Магдалина. 1890
Поиски “мистической симфонии душ” ↑ М. В. Нестеров (1862 -1942) Святая Русь. 1905 Фердинанд Ходлер (1854 -1931) Восстание иенских студентов в 1813 году. 1909 ↓ ↑ М. В. Нестеров (1862 -1942) На Руси (душа народа) 1914 -16 ← Фотография сына художника, Алексея Нестерова (р. 1907) как модель для картины. 1914
Мистическая архаика у модерниста: Н. К. Рерих ↑ Н. К. Рерих (1874 -1947) Зловещие. 1901 ↑ Н. К. Рерих (1874 -1947) Колдуны. 1905 ↑ Змиевна. 1906 Н. К. Рерих (1874 -1947) ↑ Заклятие земное. 1907 Град обреченный. 1914 ↑
Архаика и модерн: “экстатический танец” Ф. А. Малявин (1869 -1939) ↑ Пляшущая баба. 1905 Вихрь. 1906 ↗ ↑ Обложка журнала “Ver Sacrum” (Вена, 1898) “Мне чудится всегда невольная и смутная разгадка чегото особого в самом русском духе. Какой-то образ пожаров, «красный петух» , запах крови, заливший русскую народную историю, вопли кликуш, опахивание деревень, мелькание дрекольев бабьего бунта” Сергей Глаголь (Голоушев; 1855 -1920) “Саломея с головой ↑ Иоанна Крестителя” Иллюстрация из журнала “Pan” (Берлин, 1896) Густав Климт ↑ (1862 -1918) Саломея. 1909
“Элегическая ветвь русского модернизма” ↑ Прогулка. 1901 В. Э. Борисов. Мусатов (1870 -1905) Реквием → 1905 ↑ В. Э. Борисов-Мусатов (18701905) Осенний мотив. 1899 “… Предметам природы, деревьям, статуям, колоннам и листве он мог сообщать черты романтические и привиденческие … Возникала полужизнь, полу-греза. . . то мерцание воздуха и света, которое под его кистью разрешало жизнь и движение «в сумрак зыбкий, в дальний гул» ” А. М. Эфрос “Профили” (статьи 1916 -29 гг. ) Изумрудное ожерелье. 1904. ↑
“Развеществление” и абстрагирование П. В. Кузнецов (1878 -1968) ↑ У фонтана. 1904 -05 Утро (Рождение). 1905 ↓ ↑ В. Э. Борисов-Мусатов (1870 -1905) Парк погружается в тень. 1904 “… Предметы ослабли в телесности, предметы стали прозрачнее и призрачнее. Наконец … они обратились в пыль, подвижную и светоносную” А. М. Эфрос “Профили” (статьи 1916 -29 гг. ) П. С. Уткин (1877 -1934) ↑ Любители бури. 1904 -08 Ночь. Ветер. 1904 ↓
Ритуал и жертва в модерне ↑ В. В. Кандинский (1866 -1944) Св. Георгий I. 1911 М. З. Шагал (1997 -1985) ↑ Мясник. 1910 ↑ П. В. Кузнецов (1878 -1968) Стрижка овец. 1912 ← Аксели Галлен-Каллела (1865 -1931) Мать Леммикяйнена 1897 Н. К. Рерих (1874 -1947) → Идолы. 1901
“Югендштилевский период” у В. В. Кандинского “… Когда условия для созревания четкой формы созданы, тогда томление, внутренняя взволнованность обретают силу создать новые духовные ценности … С этого момента сознательно или интуитивно человек пытается облечь эти ценности в материальную форму” В. В. Кандинский ; из статьи в сборнике “Der Blaue Reiter” (München, 1912) ↑ В. В. Кандинский (1866 -1944) Афиша выставки группы “Фаланга” (Мюнхен, 1901) Обложка книги “Стихи без слов”; 1903 ↓ В. В. Кандинский (1866 -1944) ↑ Зеркало. 1907 Две птицы. 1907 ↓ ↑ В. В. Кандинский (1866 -1944) Зимний пейзаж в Мурнау. 1909
В. В. Кандинский и эзотерика модерна В. В. Кандинский (1866 -1944) ↑ Москва I (Красная площадь) Синяя арка (синий гребень) ↑ 1916 Сентябрь 1917 “…Большой фиолетовый выступ — это, очевидно, открывающий фразу аккорд, и если мы последуем по внешней линии вверх и далее вокруг, мы можем получить некоторое представление о характере этой фразы. Более близкое рассмотрение откроет две другие линии, которые движутся почти параллельно …” А. Безант, Ч. Ледбитер “Мыслеформы” (1901); книга известна В. В. Кандинскому в нем. переводе 1905 г. Две ↗ иллюстрации из брошюры А. Безант и Ч. Ледбитера “Мыслеформы” (музыка Гуно; музыка Вагнера) 1901 (нем. издания 1905, 1908)
“Декадентский период” у К. С. Петрова-Водкина ↑ К. С. Петров-Водкин (1878 -1939) Берег. 1908 ↑ К. С. Петров-Водкин (1878 -1939) Орфей. 18901900 -е гг. К. С. Петров-Водкин → (1878 -1939) Сон 1910 К. С. Петров-Водкин ↑ (1878 -1939) Изгнание из рая. 1911 ← Людвиг фон Хофманн (1861 -1945) Нарцисс 1900 -е гг.
Поиски “архаической невинности” Франц Марк (1880 -1916) ↑ Синяя лошадь (пони). 1911 ↑ К. С. Петров-Водкин (1878 -1939) Купание красного коня. 1912 Уолтер Крэйн (1845 -1915) → Кони Нептуна. 1892
“Война модерная” (богатырская) Неизвестный ← художник “За Русь Святую и Царя идет с мечом поборник славы…” Плакат, 1914 Немецкий патриотический плакат; 1914 ↓ ↑ В. М. Васнецов (1848 -1926) Бой Ильи Муромца с семиглавым Змеем Горынычем 1914 ← Русский борец-чемпион А. Н. Быков в военной форме. 1914 ← Е. А. Лансере (1848 -1886) Илья Муромец на коне 1885; отливка 1890
“Война футуристская” ↑ Дж. Северини (1883 -1966) Бронепоезд. 1915 К. Р. У. Невинсон (1889 -1946) ↑ Возвращение в окопы. 1916 ↑ Французский медик в защитном костюме. 1916 Уильям Орпен (1878 -1931) ↑ Танки. 1917 ← К. С. Петров-Водкин (1878 -1939) На линии огня. 1916 “… война прекрасна, потому что начинает превращать в реальность металлизацию человеческого тела, бывшую до того предметом мечты. … Война прекрасна, потому что создает новую архитектуру, такую как архитектура тяжелых танков, геометрических фигур авиационных эскадрилий, столбов дыма, поднимающихся над горящими деревнями… ” Ф. Т. Маринетти (1876 -1944), из манифеста (1911)