13_Publ_stil_SRLYa_1.ppt
- Количество слайдов: 8
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
ПОДСТИЛИ И ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ СФЕРУ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДСТИЛЬ • • • ЗАМЕТКА РЕПОРТАЖ ОТЧЕТ ИНТЕРВЬЮ ХРОНИКА ОБОЗРЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДСТИЛЬ • СТАТЬЯ • КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ • КОММЕНТАРИЙ • РЕЦЕНЗИЯ • ОБЗОР ХУДОЖЕСТВЕННОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ПОДСТИЛЬ • ОЧЕРК • ФЕЛЬЕТОН • ПАМФЛЕТ
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТИЛЯ ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ общественно-политические отношения, работа электронных и печатных СМИ ФОРМЫ СТИЛЯ письменная и устная ДОМИНАНТА СТИЛЯ социальная оценочность информационная и воздействующая эмоционально-экспрессивная окраска языковых средств, их оценочный характер (оценка не индивидуальная, а социальная)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ. СТАНДАРТ • СТАНДАРТИЗИРОВАННОСТЬ • ТОЧНОСТЬ • ЛОГИЧНОСТЬ • ОФИЦИАЛЬНОСТЬ ЭКСПРЕССИЯ • ОЦЕНОЧНОСТЬ • СТРАСТНОСТЬ • ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЁМ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕКСИКИ ПРИМЕР 1. Наличие большого количества речевых клише Силовые ведомства, ветви власти, работники бюджетной сферы, служба быта и мн. др. 2. Наличие оценочных языковых средств (как разговорных, так и книжных) Прихватизация, беспредел, тусовка; свершать, восторжествовать, отчизна 3. Употребление интернациональной политической терминологии Парламент, спикер, муниципалитет, консенсус, рейтинг и мн. др. 4. Употребление различных терминов в переносном значении Атмосфера доверия, политический спектакль, фронт борьбы, очередной раунд переговоров и мн. др. 5. Широкое использование средств речевой выразительности Эпидемия болтовни, шах правительству, финишная прямая, шоковая терапия и мн. др.
СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ. МЕТАФОРА перенос имени по принципу внешнего сходства реалий: метастазы бюрократизма; минное поле власти. ОКСЮМОРОН соединение противоречащих другу понятий: звонкая тишина; восхождение на глубину. ПЕРИФРАЗА - АЛЛЮЗИЯ - замена названия описанием наиболее существенных признаков: корабль пустыни, дочь Евы, братья наши меньшие. соотнесение создаваемого текста с известным: кузнецы своего несчастья; вся эта бушь, аморально устойчив. ПАРОНОМАЗИЯ употребление слов, близких по звучанию, но разных по значению: власть всласть; не глух, а глуп; информация без инфляции. ОККАЗИОНАЛИЗМЫ слова, создаваемые для конкретного случая по общей модели, носящие индивидуальный характер: апофегей, прихватизация, гайдарономика, Беспределкино.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 1. Употребление существительных в форме ед. ч. в значении мн. ч. 2. Употребление несчитаемых существительных во мн. ч. 3. Частотность употребления форм родительного падежа ПРИМЕРЫ Это оказалось разорительным для британского налогоплательщика. Риски, угрозы, свободы, настроения и др. Отказ от военной силы, выход из экономического кризиса, проведение конференции, пакет предложений и др. 4. Частотность употребления глагольных форм настоящего и прошедшего времени 5. Частотность употребления производных предлогов, отрицательных частиц Через неделю открывается концертный сезон. Тысячи москвичей смогли побывать на новой выставке в Третьяковской галерее. В ходе переговоров, в свете новых задач; не в состоянии решить проблему; ни обещания политиков, ни даже их бездействие.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ 1. Инверсия (непрямой порядок слов) 2. Парцелляция (выделение смысловой части текста в постпозицию) 3. Риторический вопрос 4. Восклицательные предложения 5. Вопросно-ответная форма изложения 6. Анафора (повтор) ПРИМЕРЫ Исключения составляли предприятия добывающей промышленности. Земельная реформа. Какова ее цель? Много ли надо, чтобы увидеть небо в алмазах? Вот перед вами классический образец вашей бездеятельности! Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа. Побеждают те, кто идет вперед, побеждают те, кто ясно видит будущий день истории.
13_Publ_stil_SRLYa_1.ppt