Публицистический стиль2.ppt
- Количество слайдов: 42
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
План 1. Общая характеристика стиля (сфера, способы и формы общения, подстили, жанры, основные стилевые черты, функции, публицистический стиль в отношении к другим книжным стилям). 2. Языковые особенности текстов публицистического стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические). 3. Фигуры и тропы в публицистике.
1. Общая характеристика стиля Сфера общественной деятельности, обслуживаемая публицистическим стилем, – это сфера политико-идеологических общественных отношений. Публицистический стиль представляет тип массовой коммуникации, особый тип общения, тип дискурса, который можно охарактеризовать как:
а) дистантный; б) ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определённому количественно получателю информации; в) с индивидуально-коллективным субъектом речи (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле- или радиоканала); г) с массовым рассредоточенным адресатом.
Публицистический стиль реализуется в нескольких подстилях: 1) газетно-публицистическом (визуальные СМИ); 2) радиожурналистском (аудиальные СМИ); 3) тележурналистском (аудиовещательные СМИ); 4) ораторском. Ораторский подстиль отличается от других тем, что представляет контактный, а не косвенноконтактный способ общения, реализуется в ситуациях с массовым сосредоточенным адресатом.
В жанровом отношении публицистический стиль также многообразен. Это – передовая статья, хроникальная заметка, очерк, газетный или телерепортаж, морально-этическая статья, фельетон, интервью, информационное сообщение, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, памфлет, спортивное обозрение, ораторское выступление воодушевляющего или призывного характера, диспут, общественные прения. Уже из этого далеко не исчерпывающего перечня жанров видно, что публицистический стиль реализуется в равной мере как в письменной, так и в устной форме.
Основной чертой публицистического стиля, формирующей его языковую системную организацию является сочетание экспрессии и стандарта. А точнее, чередование экспрессии и стандарта, которое, по мнению Виктора Григорьевича Костомарова, является конструктивным принципом организации газетнопублицистического дискурса.
Функции публицистического стиля: 1) информационная (сообщение о фактах); 2) воздействующая (убеждение, воодушевление, побуждение) 3) комментарийно-оценочная или обобщающе-аналитическая (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой); 4)познавательно-просветительная (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, публицистический дискурс способствует пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей); 5) гедонистическая (речь идёт не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с бóльшим положительным эффектом, когда сам способ её передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).
В зависимости от того, какая из функций избирается субъектом речи как доминирующая, основная, а также от того, какой жанр избирает для себя субъект речи, на первое место выдвигается то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является возбуждение определённого отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего в памфлетах, фельетонах и др. жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки, и т. п. , стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.
Среди книжных стилей публицистический стиль по особенностям его языковой системы резко противопоставлен научному и официальноделовому, которым свойственно отсутствие языковых средств, обладающих эмоциональноэкспрессивной окраской, отсутствие разговорных, просторечных, жаргонных элементов, отсутствие эмоционально-экспрессивных синтаксических конструкций, терминологический характер значительной части лексики и фразеологии.
Публицистика, которую называют летописью современности (так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским), близка художественной литературе.
Публицистика ориентирована на факт, документ, и поэтому конкретное и индивидуальное является фотографическим, а не творческим портретом. Публицист обращается к непосредственному анализу индивидуального, имея своей конечной целью выявление типичного и выход на общие проблемы. Показ индивидуального в художественной литературе опосредован образом, характеризующимся той или иной степенью собирательности. Художник даёт возможность самому читателю найти общее в индивидуальном через раскрытие характера героев, описание их поступков, обстановки, в которых развивается действие, через изображение деталей быта.
По-разному выражается и оценка в художественной литературе и публицистике. Художественная речь условна. Мир, творимый художником, вымышлен, воображаем. Автор не выносит прямых, непосредственных оценок ни героям, ни их поступкам. Он исподволь, непрямо подводит читателя к таким оценкам. Здесь функция убеждения, оценки вторична. Публицист же прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует. Здесь функция убеждения первична, она выражена в слове (в предметном значении, в его эмоциональных и оценочных оттенках) и не опосредована другими факторами и категориями (образом, например).
2 Языковые особенности текстов публицистического стиля Лексика n Словообразование n Морфология n Синтаксис n
ЛЕКСИКА Для лексики характерны следующие особенности: 1. Широкая открытость для публицистики всего лексикона литературного языка, главный критерий выбора – общедоступность; отсюда принципиальная возможность функционирования слов, имеющих различную стилистическую окраску – от самой высокой до самой низкой, причём само сочетание часто носит нарочитый характер. 2. Употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая и экономическая лексика, это связано с тем, что главный интерес публицистики составляют общественнополитические проблемы.
3. Наличие наряду с нейтральной лексикой лексем, обладающих двуплановой стилистической окрашенностью (подвижник, застрельщик, пособник, наводнить, обалвание, марионеточное правительство, люди доброй воли, жёлтая раса). 4. Наличие слов и словосочетаний, приобретающих окраску публицистического стиля не в прямом, а переносном значении (вахта, сигнал, почва, платформа; сравни: шаги, стряпня, школа в прямом значении – тихие щаги, домашняя стряпня, здание школы; и в переносном – шаги по урегулированию конфликта, националистическая стряпня, школа выживания).
5. Широкое использование терминов в переносном значении, взятых из области науки, культуры и искусства, военного дела, спорта (атмосфера доверия, заповедник расизма, инкубатор преступности, дуэт либералов и консерваторов, политический спектакль, драма народа, правовая трагедия, политический фарс, пародия на демократию, последний раунд встречи). 6. Оценочный характер лексических средств: невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах, налогах и т. п. ; для текстов публицистического стиля характерны слова с положительной коннотацией (милосердие, благотворительность, дерзать, самопожертвование, процветание) и слова с отрицательной коннотацией (насаждать, наёмники, расизм, пробуксовка, обезличка).
7. Широкое использование фразем, способствующих экономии средств в передаче информации (сила диктата, предвыборная кампания, вопросы безопасности, определённые меры, пути прогресса, политический авангард). 8. Широкое использование в публицистической речи варваризмов и экзотизмов (особенно явно эта тенденция прослеживается в последнее время). Варваризм – заимствованное слово или выражение, несвойственное нормам литературного языка (обычно имеет лексическое соответствие в языке): комбеки – возвращения (из песни Земфиры), макси сингл – диск-гигант; шоу – праздник. Экзотизм – наименование специфических для той или иной нации реалии (названия блюд, предметов быта, деталей интерьера и т. п. ), употребляются для придания речи особого колорита (паранджа, чайхана).
Для текстов публицистического стиля в последнее время характерно проявление негативной тенденции деофициализации дискурса, ярким её проявлением является вульгаризация и жаргонизация речи.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В области словообразования газетнопублицистический стиль характеризуется: 1. продуктивностью иноязычных по происхождению приставок а-, анти-, про-, нео-, квази-, ультра- (антифашист, пролейбористские, ультралевые); 2. широким использованием окказиональных образований (смикшировать, депрессуха, покрутнеть, петросянина, еврозвезда), в том числе каламбурных окказионализмов (под. ТАССовка);
3. широкой представленностью суффиксальных образований в сфере существительных со значением лица; лицо обозначается: а) по отношению к условиям труда, по профессии, роду занятий (укладчик, бетонщик, скоростник, заочник); б) по политическим взглядам (коммунист, социалист, реваншист, экстремист).
МОРФОЛОГИЯ Можно отметить стилистически значимые морфологические формы различных частей речи: 1. Метафорическое употребление собственных имён (Чубайсы нам уже не страшны). 2. Употребление существительных единственного числа в значении множественного числа (Русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью). 3. Употребление несчитаемых имён существительных во множественном числе (разговоры, свободы, настроения, круги, поиски). 4. Стилистически маркированными являются и причастные образования на -омый (ведомый, влекомый, несомый).
Особенности, представляющие область статистических закономерностей: 1. частотность употребления императивных форм Они используются для активизации внимания собеседника (посмотрите, давайте подумаем); 2. высокая частотность родительного приименного падежа (время перемен, реформа цен, выход из кризиса); 3. в равной мере характерно употребление форм настоящего и прошедшего времени; 4. регулярность употребления частиц, в том числе частиц, имеющих явно разговорный характер; 5. частотность употребления производных предлогов, которые, по мнению исследователей, представляются “более конкретными” по сравнению с непроизводными (в области, в ходе, на пути, в качестве, на основе, в свете, в интересах, с учетом, по линии).
Синтаксис публицистического стиля характеризуется рядом специфических черт, отличающих его от других книжных стилей: 1. Широкая употребительность эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательные, вопросительные по форме и повествовательные по содержанию предложения (риторические вопросы), предложения с обращением, предложения с сегментированными и парцеллированными элементами;
2. Использование в публицистическом стиле конструкций с разговорной окраской: эллиптированные предложения, представляющие неполную реализацию схем простого предложения, бессоюзные конструкции. Эти признаки свойственны и заголовкам текстов: Прогулял – держи ответ. Скоро в школу. Доказывая свою правоту.
3. Фигуры и тропы в публицистике Фигуры Фигура (в переводе с латинского «очертание, вид, оборот речи» ) – синтаксическая конструкция, рассчитанная на оказание воздействия на слушателя и читателя. Если тропы являются формами мысли, то фигуры – это формы речи. Функция фигур – выделить, подчеркнуть, усилить ту или иную часть высказывания, фигуры «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю» (А. Горнфельд). В наибольшей степени фигуры употребляются в художественной речи, особенно поэтической, но многие их разновидности достаточно активны в различных жанрах публицистики.
В публицистике встречаются практически все фигуры речи, однако значительно преобладают 4 группы: 1. вопросы разных типов; 2. повторы, создаваемые средствами разных уровней; 3. аллюзии; 4. структурно-графические выделения.
Вопросы разных типов: 1. Дубитация – ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения. Дубитация – это своего рода план дальнейшего изложения и способ установления контакта с читателем. Всё чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные о популярности претендентов на высокую должность. На насколько надёжны эти данные? Можно ли им доверять? Или это только средство формирования общественного мнения? 2. Риторический вопрос – вопросительное по форме предложение, имеющее смысл усиленного утверждения или отрицания. Неужели же эта удивительная революция, вызванная похождениями Чичикова, менее невероятна, чем то происшествие, что нос майора Ковалева, исчезнув с лица своего обладателя, стал разъезжать по Петербургу, одетый в мундир с золотом?
2. Объективация (или гипофора) – это вопрос, на который автор отвечает сам. Какие претензии предъявляют переселенцы? Утверждают, что переселенцы опустошают пенсионную кассу. 3. Обсуждение – это постановка вопроса с целью обсудить уже принятое авторитетными лицами решение или обнародование выводов. Людям, реально смотрящим на вещи, предложено позаботиться о себе самим. Какие маневры может предпринять обычный москвич? По структуре обсуждение является зеркальной противоположностью объективации. Эта фигура замедляет рассуждение, учит сомневаться, перепроверять выводы определенных лиц.
Речевыми средствами поддержания контакта с читателями наряду с вопросами, но менее регулярными являются: 1. Коммуникация – мнимая передача трудной проблемы на рассмотрение слушателя, читателя. Ведь схема безумно удобна и выгодна. Смотрите сами. Чтобы получить кредит, надо будет накопить 30 процентов стоимости квартиры. Опознавательным знаком этой фигуры речи в газете служит форма «судите сами» , «смотрите сами» . 2. Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции, даже не выраженные лексическими и синтаксическими средствами, обязательно выражены интонационно. О, Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни!
3. Парантеза – самостоятельное интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения. В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота!) ежегодно умирает 4 тысячи человек. 4. Умолчание – указание в письменном тексте графическими средствами на невысказанность части мысли. Умолчание – это многозначительный пропуск; с его помощью несказанное приобретает большую значимость, чем если бы это было открыто сказано. И не надо думать, что инквизиция средневековья – это некая деформация христианства, как сталинский режим – искажение марксизма. Если бы деформация и искажение. . .
Повторы разных типов: На лексическом уровне: 1. Буквальный повтор слов. Поэт в Чечне, больше чем поэт. 2. Парономазия – столкновение в одной фразе паронимов. И без того жёсткий порядок… стал жестоким. 3. Эпанодос – повтор с отрицанием, которое может быть выражено морфемой или служебным словом. Выбор в отсутствии выбора; И жертвы их беззаконья стали жертвами закона.
На морфологическом уровне: Полиптотон – повтор слова в разных падежных формах. А какое еще может быть настроение у лидера КПРФ, когда он выступает во Дворце имени Ленина, находящемся на площади имени Ленина, где стоит памятник Ленину? На синтаксическом уровне: 1. Синтаксический параллелизм. 2. Повтор серии вопросов. 3. Фигуры гипербатона (хиазм, антиметабола)
Аллюзия – тип косвенного сообщения, намек на известные обстоятельства или тексты. По содержанию аллюзии подразделяются на: 1. Исторические строятся на упоминании исторического события или лица. 2. Литературные основаны на включении цитат из прецедентных текстов (часто в измененном виде), а также на упоминании названия, персонажа какого-либо литературного произведения либо эпизода из него. Все счастливые жители нашей деревни похожи друг на друга, а несчастные? Каждый по-своему. 3. Смешанные аллюзии, обладающие признаками как исторической, так и литературной аллюзии. После августа девяносто первого в одно мгновение не стало трех китов, на которых все держалось: рухнула партия, развалилось союзное государство, приказала долго жить социалистическая ориентация. Все смешалось в России.
Структурно-графические выделения: 1. Сегментация – вынесение важного для автора компонента высказывания в начало фразы и превращение его в самостоятельное назывное предложение (так называемый именительный представления), а затем дублирование его местоимением в оставшейся части фразы. Обмен купюр: неужели все напрасно? 2. Парцелляция – в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких последних слов высказывания для привлечения к ним внимания и придания им нового звучания. Процесс пошел. Вспять? 3. Эпифраз – добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению. Кто мог бы подумать, что вопрос об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы?
Тропы Троп (буквальный перевод с греческого – поворот) – прием употребления слов и словосочетаний в таких контекстах, которые обнаруживают у этих слов и словосочетаний прежде неизвестные, новые смысловые оттенки, вступающие во взаимодействие со словарным значением слова. В тропе всегда совмещается два семантических плана: коллективно-языковой и индивидуально-ситуативный.
В публицистике регулярно используются следующие виды тропов: 1. Метафора – перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного сходства (предвыборная машина, взрыв недовольства, политический Олимп, корни национального конфликта, закулисные маневры). 2. Каламбур (или игра слов) – остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений или на совпадении звучании слов (словосочетаний) с различными значениями (Коммунистам в Татарстане ничего не светит, даже полумесяц).
3. Персонификация - это перенесение на неживой предмет функций живого лица. Одним из признаков дегуманизации современного общества является выворачивание этого тропа и создание антиперсонификации. Люди получают статус вещей, в результате чего появляются такие строки: Город-герой встретил товарища Зюганова хлебом и солью и девушками в национальном смоленском убранстве. 4. Метонимия – перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности. Под логической смежностью понимают соположенность во времени или пространстве, отношения причины и следствия, означаемого и им подобные. Как сообщил в понедельник в Вашингтоне офис вице-президента Альберта Гора…
5. Синекдоха – перенос имени с целого на его часть и наоборот. Над нашей территорией может беспрепятственно летать любой, кто достал «борт и горючее» . Синекдоха этого типа может проникать в публицистику из жаргонов или создаваться автором в соответствии с его саркастическим отношением к тому, что он описывает. Другая разновидность этого тропа – синекдоха числа, т. е. указание на единичный предмет для обозначения множества или наоборот, – обычно повышает стилистический ранг высказывания, поскольку единичный предмет, соединяющий в себе черты многих подобных предметов, существует лишь как абстракция, идеальный конструкт, и умозрительный, идеальный мир описывается текстами высокого стиля. Указ оптимисты оценивают как хороший импульс для ударного труда российского пахаря на весенней борозде.
6. Аллегория – такой способ повествования, при котором буквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования. Ельцин бросает вызов судьбе. А она его вызов не принимала – такая капризная дама, уступала ему без боя. Может, не хотела связываться. Аллегория позволяет сделать мысль об абстрактных сущностях конкретной и образной. 7. Антономазия – употреблением имени собственного в нарицательном значение или наоборот. Примерно в то же время в Азове готовился к отъезду в неведомые палестины некто Альберт Жуковский.
8. Антифразис – употребление слова или выражения, несущего в себе оценку, противоположную той, которая явствует из контекста. Антифразис имеет две разновидности: а) иронию – завышение оценки с целью ее понижения (Короче, налицо некоторый повод для ликования крестьянства);
Список литературы: 1. Кожин, А. Н. Функциональные типы русской речи, А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. – М. , 1982. 2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной – М. : Флинта: Наука, 2003. 3. Розенталь, Д. Э. Современная публицистическая картина мира / Д. Э. Розенталь // Публицистика и информация в современном обществе. — М. , 2000. 4. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Д. Э. Розенталя. — М. , 1980.
Публицистический стиль2.ppt