Средневековье и Эпоха Возрождения.pptx
- Количество слайдов: 26
Психология в период Средневековья и Эпоху Возрождения Профессор кафедры общей психологии, к. пс. н. , доцент Румянцева Ольга Михайловна
Период Средневековья
Период средневековья Эпоха средневековья, длившаяся почти 10 веков не имеет достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи и установление христианства в Европе, т. е. V век. Древнегреческая цивилизация в силу нарастающей социально-экономической деградации общества разрушилась. Жестокие удары по распавшейся античной культуре наносила христианская церковь, которая разрушала ее памятники и создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему языческому. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки.
Одной из важнейших характеристик средневековой науки была ее тесная связь с религией. В развитии религиозной мысли выделяют этап апологетики (2 -4 вв. ), этап патристики (4 -8 вв. ), этап схоластики (11 -14 вв. ) Ø На этапе апологетики церковь сурово осуждала тех кто усомнился в ее истинах и даже тех, кто пытался их доказать. Наиболее ярко эту позицию высказал известный Тертуллиан: «Верую ибо это нелепо» . Ø На этапе патристики церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний и обращаются к знаниям, накопленным в античности. Ø Схоластика развивала умение логически мыслить и строить свою речь.
Августин Аврелий (354 -430) Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он основал учение Волюнтаризм. Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движениями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так из отпечатков, которые сохраняют органы чувств воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Значит мера истины – в нашем самосознании. В его работах впервые говорилось о психической активности души. Августин создал традицию исповедей как сочинений, воссоздающих процесс осмысления человеком своей жизни и стремления к самосовершенствованию.
Иоанн Скотт Эриугена (810 -877) Автор концепции Неоплатонизма. Отстаивая значение разума, в своем трактате «О божественном предопределении» Эриугена доказывал, что знание добытое человеком – наука, является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение. На этом основании и построены его доказательства свободы, обретаемой человеком в процессе научной деятельности. Доказывая тот факт, что общее предшествует единичному, Эриугена фактически воспроизвел аргументацию Платона и так как общее предшествует вещам, то следовательно содержит их сущность, предназначение. Его работы были осуждены соборами.
Пьер Абеляр (1079 -1142) Основатель Концептуализма. В разработанной им теории Абеляр соединил достижения и ограниченность как светской власти, так и религиозной мысли своего времени. Рационалистическая направленность идей «понимаю, чтобы верить» вызвала протест и была осуждена соборами. В этой теории он также говорил о необходимости различать звуковую и смысловую составляющую слова, т. к. значение слова сохраняется в мыслях людей. Значение- концепт слова – есть сущность предмета, которая существует до него в божественном как образец для реальности. Интерес представляет и концепция развития нравственности и самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Значит этот критерий субъективен, а потому внешней оценки действий человека быть не может, во всяком случае она не важнее, чем его оценка самого себя. Совесть – это божественный дар, который по своему содержанию несущественно отличается от
Арабская психология Ибн аль-Хайсам (965 -1039) Сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется внешними физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема. Он экспериментально изучил бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста. Он доказал что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей.
Ибн Сина (Авиценна 980 -1037) Разработал теорию двух истин, в которой доказывалось, что существуют две независимые истины –вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественно-научное. Таким образом эта теория помогала вывести предмет изучения психологии из богословия. Обобщенное знание, накопленное вековым опытом изучения поведения живых существ практической медицины было изложено в трактате Ибн Сины «Канон врачебной науки» . Положение Ибн Сины о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний. Познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств.
Он Ибн Сина (Авиценна 980 -1037) был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания, учил он осуществляется воздействие психики на организм, так как она является активной силой, способной изменять в определенном направлении свойства этого организма. Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. . Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций. Таким образом существует способность регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение. Сохранились сведения, что в ряде случаев он был не только врачом, но и превосходным психотерапевтом. Он излечил юношу, который погибал от нежелания принимать пищу. При лечении он использовал прием ассоциативный эксперимент. По изменению пульса этого юноши и называя различные объекты Ибн Сина установил, какие объекты вызывают у юноши аффект и препятствуют приему пищи.
Ибн Сина (Авиценна 980 -1037) Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нормальных условиях, а около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб. Эта схема говорит об открытии роли сшибок, противоположных эмоциональных установок (потребность в пище – с одной стороны, страх с другой), в возникновении глубоких соматических сдвигов. Т. е. в концепции Ибн Сины можно увидеть зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Ибн Рушд (1126 -1198) Ибн Рушд (Аверроэс) высказывал идею о том, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. Он доказывал, что, следуя Аристотелю необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Доказал зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы. С его точки зрения душа вместе с распадом тела тоже уничтожается, а разум остается, что является свидетельством богоподобия человека. Ибн Рушд подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем ощущение света, так и всеобщий разум воздействуя на наши потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.
Фома Аквинский (1226 -1274) Основатель Томизма. Он стремился не только систематизировать накопленные в то время наукой знания, но и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой античности, прежде всего с теорией Аристотеля, последователем которого он являлся. Фома Аквинский писал о том, что вера и наука имеют две разные истины, но в том случае, если истина науки протеворечит истине веры, наука должна ей уступить. В отличие от Ибн Рушда он говорил об единстве души и разума. Он доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума. Таким образом он отстаивал идею вечности души, а также невозможность объяснить все ее законы без опоры на теологию. При этом душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных.
Фома Аквинский (1226 -1274) Осознанность это главное свойство души. Поэтому после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности – сознательность, которая противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ и телесной организации. Важным моментом был и Сенсуализм. Фома Аквинский писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без образов окружающего. Эти образы связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи интенции – направленности сознания и воли на какой-нибудь объект.
Роджер Бэкон (1214 -1292) Активно развивал науки. В своих трудах он подчеркивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, а невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание. Он был сторонником объективного знания, доказывая, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис: «Знание - сила» , доказывающий безграничность способностей и возможностей человеческого ума.
Дунс Скот (1270 -1308) Дунс Скот также говорил о необходимости преодолевать ложные понятия и учиться мыслить. Материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма. . Отсюда и познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи. Такое знание основывается на чувственном опыте, причем познавательный процесс, подчеркивал Скотт, это процесс активный. Все понятия душа черпает из своего активного взаимодействия с внешним миром. Ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью.
Уильям Оккама (1285 -1349) Развивая идеи номинализма, Оккам утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т. е. общее – знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие не произвольно, оно рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Оккам также писал о существовании понятий разного уровня – одни из них являются знаками вещей, а другие знаками понятий. Отсюда и знание он делил на наглядное и отвлеченное. У. Оккам известен и своим афоризмом « Сущностей не следует умножать без необходимости» . Этот афоризм оказал значительное влияние на развитие логики и использовался в рассуждениях ученых Средневековья и Нового времени, доказывающих, что душа как недоказуемая и не постигаемая разумом сущность должна быть исключена из научного рассмотрения и отдана чистому богословию.
Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения актуализировала ценности античного мира. Это период гуманизма, поскольку она связана с пробуждением общего интереса к человеку и его жизнедеятельности. Это – стремление вернуть человека с божественных высот на землю, призыв к правдивому и опытному изучению душевного мира людей. В это время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный в Новое время. .
Лоренцо Валла (1407 -1457) Л. Валла утверждал, что в основе всего лежит природа и человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его – проявление природы. Ведущими признаками, отличающими всю живую природу, Лоренцо Валла считал потребности и стремления. Они свойственны человеку в виде тенденции к самосохранению и связанным с этим стремлением к чувствам удовольствия и физического наслаждения. Стремления и удовольствия – это голос и требования природы и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять.
Бернардино Телезео (1509 -1588) Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей, целью которого стало изучение природы. Он создал учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития. Телезио считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом в его концепции впервые появилась идея гомеостаза. Закону самосохранения подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных ее слабость, мешающая самосохранению. Разум оценивает ситуации с этой точки зрения и стремится к адаптации.
Хуан Луис Вивес (1492 -1540) Хуан Луис Вивес стремился развивать естественнонаучный подход к исследованиям психики. В своей работе «О душе и жизни» он обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию (обоснованного логического перехода от частного к общему). Основой такого перехода, по мнению Вивеса служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет по его мнению природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Вивес большое значение придавал также эмоциональной сфере. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного преживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.
Хуан Уарте (1530 -1592) Книга «Исследование способностей к наукам» стала первой психологической работой, целью которой стало изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Это было первое исследование по дифференциальной психологии, которое рассматривало виды способностей, причины различий между людьми.
Хуан Уарте (1530 -1592) Анализ способностей сопостовлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством), требующих специальных дарований. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, Х. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста и т. д. Зависимость таланта от природы не означает по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания. Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования (например особенности смеха или жесткость волос. ) Тем самым он внес важную идею о взаимосвязи внешнего и внутреннего. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе, который необходимо осуществлять уже в детском возрасте.
Заключение Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху Возрождения необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологических исследований. Взаимоотношения церкви и науки неоднократно менялись в течение этого длительного отрезка времени. Среди важнейших исследований, которые проводились в это время как арабскими учеными, так и европейскими церковными и светскими мыслителями, необходимо отметить первые труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. Обращают внимание и работы, которые позднее были названы психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, напряжение, невроз. В период Возрождения, напротив, психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в Античности. Возродился интерес к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое.
Спасибо за внимание!