Скачать презентацию Психология персонажа Фрейдизм Основные понятия психоанализа Фрейда Скачать презентацию Психология персонажа Фрейдизм Основные понятия психоанализа Фрейда

Психология персонажа Фрейд.pptx

  • Количество слайдов: 12

Психология персонажа Фрейдизм Психология персонажа Фрейдизм

Основные понятия психоанализа Фрейда и применение этих понятий в создании персонажа. • Эдипов комплекс. Основные понятия психоанализа Фрейда и применение этих понятий в создании персонажа. • Эдипов комплекс. • Невротический конфликт. • Стадии психосексуального развития. • Защитные механизмы Эго. • Работа со сновидениями.

Эдипов комплекс • Эдипов комплекс, предполагающий, что мальчик испытывает психосексуальную любовь к матери и Эдипов комплекс • Эдипов комплекс, предполагающий, что мальчик испытывает психосексуальную любовь к матери и зависть и агрессию по отношению к отцу, лежит в основе невротического конфликта. Невротический конфликт отражается в произведении, когда герой желает запретного плода, испытывает страх или ненависть, стремится добиться чьей-то любви, испытывает сексуальную страсть или агрессию. • Комплекс Электры можно интерпретировать как женскую версию эдипова комплекса, когда девочка испытывает психосексуальную любовь к отцу и ревность и агрессию по отношению к матери.

Эдипов комплекс • Эрос и танатос отражают стремление человека к любви и смерти. Эрос Эдипов комплекс • Эрос и танатос отражают стремление человека к любви и смерти. Эрос связан с потребностью в любви, сексе, близости, танатос – со склонностью к агрессии, насилию и разрушению. • Невротический конфликт в рамках теории эдипова комплекса связан с «запретом инцеста» – греховным влечением к матери. В литературе эта тема обычно находит выражение в бесконечных преградах на пути запретной любви. • Измена – популярная вариация на тему «запретного плода» , когда влечение к замужней женщине или женатому мужчине является отражением запретного сексуального влечения ребенка к матери. • Эдипово соперничество между сыном и отцом за любовь и внимание матери в кино воспроизводится как борьба героя и соперника за возлюбленную. • Боязнь кастрации – страх сына перед отцом. • Беспомощность усиливает боязнь кастрации – ведь маленький мальчик беззащитен и беспомощен перед взрослым отцом. • Прием смены роли, когда персонаж, обязанный заботиться о герое, становится источником опасности, позволяет обратиться к детским страхам, связанным с эдиповым комплексом: маленький ребенок втайне боится, что родитель одного с ним пола может его убить. • Прием обмена телами очень популярен у сценаристов, так как позволяет воплотить сразу две фантазии. Во-первых, такой сюжет отражает желание ребенка стать взрослым, независимым и сильным, а во-вторых, воплощает мечту родителя вернуться в детство, когда он был свободен от ответственности и обязательств. • Деспотичный родитель – образ, встречающийся во многих фильмах. Родители стараются контролировать жизнь своих детей, потому что любят их и стремятся защитить, а дети мечтают о независимости и свободе.

Невротический конфликт • Ид – часть психики, которой управляют примитивные импульсы полового влечения и Невротический конфликт • Ид – часть психики, которой управляют примитивные импульсы полового влечения и агрессии. • Супер-Эго – это часть психики, представляющая мораль и общественные устои… совесть. • Эго – часть психики, представляющая компромисс между либидо (импульсами Ид) и виной (ограничениями, накладываемыми Супер-Эго). • Ид в произведениях часто предстает в образе злодея. • Эго обычно олицетворяет главный герой. • Супер-Эго, как правило, воплощается в образе наставника. • Нередко злодей в произведении либо начинает, либо заканчивает свой путь в качестве узника. Тема заключения демонстрирует, как Эго подавляет или ограничивает Ид. • Наказание злодея символически связано с преодолением эдипова комплекса. Поэтому оно должно быть достаточно драматичным и отражать принцип справедливого возмездия. • Герои произведений порой переживают кризис сознания, когда им приходится поступиться собственной выгодой, приняв нравственное решение. Развитие образа героя через кризис сознания символизирует развитие Эго и победу Супер-Эго над Ид. • Героя, переживающего кризис сознания, часто поддерживает наставник.

Невротический конфликт • Трусливые персонажи нередко предстают в комическом виде. Они наглядно демонстрируют страх, Невротический конфликт • Трусливые персонажи нередко предстают в комическом виде. Они наглядно демонстрируют страх, который испытывают многие из нас перед лицом трудного выбора. • Антигерой – наиболее типичный герой американских фильмов, но и в литературе тоже не редок. Первоначально антигерой – это персонаж, ведомый собственным Ид. Постепенно он преодолевает эгоцентризм и учится жертвовать своими интересами ради блага других. • Падший герой – трагический персонаж, который стремится исправиться, но ему не удается начать жизнь заново. • Мотивацией для многих героев, особенно супергероев, является чувство вины. Они верят, что должны искупить свой грех или какой-то недостаток, и мысль об этом не дает им покоя.

Стадии психосексуального развития • Оральная стадия психосексуального развития связана с зависимостью на эмоциональном, физическом Стадии психосексуального развития • Оральная стадия психосексуального развития связана с зависимостью на эмоциональном, физическом и физиологическом уровнях. • Оральная фиксация подразумевает проявление эмоционального, физического или физиологического конфликта в той или иной привычке, которая непременно связана со ртом. • Курение – пример оральной фиксации, чаще всего используемой в кино и литературе. • Оральные типы личности обычно подразумевают такие черты, как жадность и жажда немедленного удовлетворения. • Оральный садизм – извращенное желание доминировать и причинять другим боль. • Героям произвидений часто приходится преодолевать оральные проблемы, такие как алкогольная или наркотическая зависимость. • Развитие на анальной стадии определяет, как человек будет справляться с психологическим давлением и невротическими конфликтами в будущем. • Анально-удерживающий тип пытается преодолеть невротический конфликт, сдерживая и подавляя свои импульсы, что может привести даже к нервному срыву. • Анально-выталкивающий тип потакает своим импульсам, часто даже в тех случаях, когда это неуместно или неприемлемо.

Стадии психосексуального развития • Юмористический эффект комичной парочки достигается благодаря противопоставлению анальновыталкивающего и анально-удерживающего Стадии психосексуального развития • Юмористический эффект комичной парочки достигается благодаря противопоставлению анальновыталкивающего и анально-удерживающего типов характера. • Герои часто переживают внутренний конфликт между желанием дать волю подавляемым примитивным желаниям и не менее острой необходимостью сдерживать их. • Наиболее распространенные внутренние конфликты, имеющие отношение к анальной стадии, – выбор между агрессией и отказом от насилия, страстью и воздержанием, бунтом и повиновением. • Фаллическая стадия психосексуального развития связана с преодолением эдипова комплекса. • Когда эдипов комплекс успешно подавлен Супер-Эго, сексуальность и агрессия выражаются через использование фаллических символов (огнестрельного или холодного оружия), олицетворяющих одновременно насилие и сексуальность. Оружие героя – это фаллический символ, который может играть важную роль для выражения его личности. • «Зависть к пенису» обычно интерпретируется как стремление женщин добиться равенства, независимости и власти в мужском обществе. • Главная тема историй о супергероинях – проблема «зависти к пенису» . • Генитальная стадия развития предполагает возникновение зрелых (не связанных с эдиповым комплексом) романтических отношений. • Девочка-искусительница – сексуальная девушка подросткового возраста, представляющая опасность для героя, так как ей пока не удалось разрешить комплекс Электры. • Герой-девственник в произведениях о подростковой сексуальности – персонаж, который решает проблемы генитальной стадии развития, теряя невинность и вступая в зрелые любовные отношения.

Защитные механизмы Эго • Защитные механизмы Эго – поведение, защищающее Эго посредством снятия напряжения, Защитные механизмы Эго • Защитные механизмы Эго – поведение, защищающее Эго посредством снятия напряжения, вызванного подавлением энергии либидо. • Персонажи произведений, демонстрирующие защитные механизмы, интересны, так как часто сами не осознают, что движет ими на самом деле. • Подавление какой-то страсти, желания, эмоции – распространенный защитный механизм. • Подавляемая энергия обычно высвобождается в кульминационной сцене (катарсис). • Отрицание может использоваться в произведении для создания образа либо сильной личности (постоянство), либо слабой (непонимание очевидного). • В историях ужасов и триллерах часто встречается представитель власти, который отрицает существование опасности. Прежде чем справиться с опасностью, герою приходится преодолевать сопротивление такого персонажа. • Идентификация также может быть и силой, и слабостью героя. Если герой идентифицирует себя с положительным наставником, он на правильном пути. Если же объект идентификации – негативныйперсонаж, герою придется освободиться от его влияния, прежде чем он сможет начать движение в нужном направлении. • Сублимация – процесс направления энергии либидо в творческое русло. В произведениях сублимация выражается либо через самозабвенный труд персонажа, либо как тема «силы любви» , когда герою удается преодолеть невообразимые препятствия, чтобы спасти свою возлюбленную. • Регрессия, возвращение в прошлое, обычно происходит у героев при употреблении алкоголя, марихуаны или какого-то волшебного эликсира. • Самый распространенный тип регрессивного героя – персонаж среднего возраста, совращающий юное существо.

Защитные механизмы Эго • Реактивное образование (формирование) подразумевает, что герой обнаруживает свое затаенное желание Защитные механизмы Эго • Реактивное образование (формирование) подразумевает, что герой обнаруживает свое затаенное желание через резкое неприятие чего-то. Например, ненависть к гомосексуалам может быть связана с собственными скрытыми гомосексуальными наклонностями персонажа, который отказывается их признавать. • Замещение – перенесение энергии либидо на безопасный объект. • Рационализация – попытка героя объяснить свои проблемы с помощью логики, вместо того чтобы переживать их на уровне эмоций. • Проекция – главная тема произведений, рассказывающих об отношениях между родителями и детьми. Родители часто проецируют собственные мечты на своих детей, и отказ последних воплощать их сильно огорчает и обижает родителей. • Изоляция – защитный механизм героя-одиночки, к которому тот прибегает в попытке забыть о трагическом или постыдном прошлом. • Оговорка по Фрейду означает случайное неосознанное выражение какого-то подавляемого чувства. Оговорка в произведениях используется, чтобы герой мог в нужный момент получить скрываемую от него информацию. • Шутки дают возможность выражать запретные в других контекстах темы. Смех как реакция на шутки дает возможность социально приемлемой эмоциональной разрядки. • Даже самое серьезное произведение выиграет от нескольких комических сцен, которые позволят снять напряжение. • Грубые и политически некорректные шутки, вызывающие животный смех, в комедиях – своего рода лазейка, позволяющая проникнуть в запретные зоны.

Работа со сновидениями • Работа со сновидениями по Фрейду – это процесс анализа сновидений, Работа со сновидениями • Работа со сновидениями по Фрейду – это процесс анализа сновидений, когда расшифровка символических образов явного, «манифестного содержания» сна помогает выявить его скрытое или «латентное» значение. • Фрейд считал, что практически все сны выполняют функцию исполнения желания, когда подавленное либидо находит выход и позволяет беспрепятственно получать наслаждение. • Похожим образом читатели воплощают свои мечты в литературе, когда переживают происходящее в произведении, подобно тому, как это бывает с ними во сне. Они испытывают те же эмоции, что и герои, разделяют все их радости. Побалуйте читателя, доставьте ему это удовольствие. • В сюжете об «исполнении всех желаний» все мечты главного героя, самого обычного человека, внезапно исполняются. Конфликт возникает, когда оказывается, что недавно обретенное богатство или статус разрушают привычную жизнь героя или мешают развитию его личности. • Инкуб – демон, который является женщинам во снах, насилует и мучает их. • Суккуб – женское воплощение того же средневекового демона. Он обычно искушает или соблазняет своих жертв, а не насилует их. Однако суккуб ничуть не менее опасен, чем инкуб.

Работа со сновидениями • Тревожные сны и кошмары помогают наглядно продемонстрировать в произведении невротический Работа со сновидениями • Тревожные сны и кошмары помогают наглядно продемонстрировать в произведении невротический конфликт героя. • Чтобы читатель мог увидеть сны героя, обычно используются следующие приемы: создание сюрреалистической атмосферы, странные «декорации» , символизм и другие нереалистичные и фантастические элементы. • Некоторые из перечисленных элементов можно использовать для создания зловещей или нереальной атмосферы в историях ужасов, научно-фантастических или фэнтези. • Сны наяву и фантазии в литературе служат той же цели, что и обычные сны, – это своеобразные окна в бессознательный мир героя. • Хотя произведение само по себе – плод фантазии и создает нереальный мир, есть два главных правила, которые никогда нельзя нарушать: 1) произведение должно быть правдивым в рамках своего жанра; 2) персонажи должны оставаться самими собой.